Урок в 11 классе по теме " Вторая мировая и Великая Отечественная война. Основные события."
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Улановская Ольга Анатольевна

Тип урока - урок проблемного обучения с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_11_klass_konspekt.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 11 б классе по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Начало войны боевые действия на фронтах.

Тип урока. Урок проблемного обучения с применением ИКТ.

Дата:01.02.2018 г.

Подготовила и провела учитель истории и обществознания Улановская Ольга Анатольевна.

Цель  образовательная:  Повторить, обобщить, систематизировать знания школьников о Великой  Отечественной войне, на основе знаний полученных на уроках по всеобщей истории; устранить пробелы в знаниях и ввести дополнительный материал по теме.  

Цель развивающая:  развивать умение анализировать, сравнивать, логически размышлять на основе сохранившихся документов, воспоминаний современников. Сформировать умение разрешать поставленные задачи, строить аналоги. Научить настойчивости и самостоятельности  в преодолении трудностей в работе с источниками, умении отстаивать свою позицию.

Цель воспитательная: - Сформировать понятие патриотизма, уважения к Родине, чувства гордости за свое историческое прошлое. Понять, что отступление армии, горечь потерь, накал боев,  ярко определили общечеловеческие качества, патриотизм событий. Определить роль  народа, военачальников  как мужественных патриотов.

Развить  у учащихся навыки

- Аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей.

- построение доказательных рассуждений.

- работа со статистическими данными, первоисточниками.

План изучения темы (4 часа)

1 урок. Начало войны. Боевые действия на фронтах

2 урок.  Борьба за линией фронта

3 урок. Советский тыл в годы войны

4 урок. СССР и союзники. Итоги войны.

Основные вопросы?

1.Причины ВОв

2.Этапы Вов

 3. Основные сражения ВОв

а) Оборона Брестской крепости

б) Оборона блокадного Ленинграда

в) Московская битва

г) Оборона Севастополя

д) Сталинградская битва

е) Битва за Кавказ

ж) Битва на Курской дуге

з) Освобождение Белоруссии (операция Багратион)

и) Берлинская операция. Капитуляция Ге5рмании

Основные понятия: Отечественная война; блицкриг, операции «Барбаросса», «Тайфун», «Уран», «Цитадель», блокада, коренной перелом, безоговорочная капитуляция.

Оборудование:

 Интерактивная доска, карта «Великая Отечественная война»,  статистические таблицы, презентация « Великая Отечественная война», видеофильм Сталинградская битва, Сражение на курской дуге.

Вступительное слово учителя:

« Последнее время о Великой Отечественной войне сказано много, становятся доступны архивы, меняются взгляды и оценки данных событий.  Но удивительным становится то, что чем больше мы привлекаем эти события для воспитания патриотизма, чем больше становится тех, кто  поступают наоборот. Иностранные политики, представители ближнего и дальнего зарубежья всячески пытаются переписать историю, уменьшить вклад  СССР в победу над фашизмом. Американцы считают, что это они победили во второй мировой войне, англичане увеличивают свою роль в победу над фашистской Германией, а во многих странах восточной Европы и в том числе в Украине сейчас оправдывают действия Гитлера, называя нападение на СССР превентивной мерой в борьбе с коммунистической агрессией. В странах Прибалтики и в Украине легализовали парады пособников нацистов, а истинные герои забыты, и ещё хуже, подвергаются всяческим унижениям.  Повсеместно оскверняются памятники советскому воину-освободителю.

Во многих странах пытаются даже скрыть преступления фашистов, называя лагеря смерти воспитательными колониями.  Вспомним краткую характеристику второй мировой войны. (ученик)

А сегодня на уроке проблема. Почему советско - германский фронт по праву считается главным фронтом второй мировой войны? И почему?

Из воспоминаний участников Вов. 22 июня  в 4 часа утра, когда вся страна спала и готовилась к выходным - фашистские войска пошли в наступление от Северного Ледовитого  океана до Черного моря.  Удар был внезапным. В первый натиск было брошено на СССР 5,5 млн. солдат и офицеров, 5 тыс. самолетов, 3.5 танков. Более 1200  советских самолетов  взорваны на аэродромах, нарушено сообщение с войскам. Война оказалась внезапной…»

Можно ли говорить о внезапности нападения Германии на СССР?

Сравните

1.Молотов ( из выступления 31 августа  1939 года на сессии верховного совета СССР) «Вчера ещё фашистская Германия проводила в отношении СССР враждебную нам внешнюю политику. Да вчера ещё в области внешних отношений мы были врагами. Сегодня, однако, обстановка изменилась, и мы перестали быть врагами»

2.Из выступления секретаря ЦК ВКП(б) Г. Маленкова (июнь 1941г)

«Благодаря гениальному руководству Сталина  ни сегодня, ни завтра, война Советскому Союзу не угрожает».

3. Трижды герой Советского союза Иван Кожедуб: В пору своей юности я очень любил авиацию. Фашизм не был для нас отвлечённым понятием. В нем мы видели реально готового в любой момент напасть врага. Мы понимали, сто кем бы мы ни стали впоследствии, к защите родины надо быть готовым
4. Из письма ветерана ВОВ А.А. Каменцева: Как участник Великой Отечественной войны испытавший трагедию 1941-42 гг, не могу не сказать: так назаваемая внезапность войны – это ложь. 11-12 мая 1941 г. На совещании в штабе мехкорпуса в г. Аккермане было четко  и ясно сказано: с 22 июня Германия начнёт военные действия. О какой внезапности можно говорить.

Учитель. Чем обусловлено различие в позициях Маленкова и Молотова с одной стороны и Каменцева и Кожедуба с другой, по вопросу внезапности нападения Германии на СССР.

Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?

Какие последствия имела эта позиция Сталина?

Зачем Гитлеру понабился пакт, стало ясно уже через неделю после его подписания, а на что рассчитывал Сталин? Приращения территорий в 1939-1940 годах акт откровенной агрессии или необходимость укрепления обороноспособности советского государства в условиях мировой войны? Какие цели преследовали немецкое Гитлер и Сталин, при подписании пакта о ненападении.

Нарушив пакт о ненападении Германия вероломно без объявления войны напала на СССР Сталин, находясь шокирующем состоянии не смог даже выступить пред народом по радио. Это сделал министр иностранных дел Молотов (Выступление Молотова)
Итак рассмотрим этапы Великой Отечественной войны и основные сражения на этих этапах. Что нам необходимо выяснить. На какие вопросы нам предстоит ответить?

Учитель. Этапы Вов и их краткая характеристика.

- План Барбаросса был подготовлен еще в 1940 году и предполагал, что хорошо подготовленная и технически оснащенная армия захватит жизненно важные  центры СССР  до зимы  1941 года. 8-10 недель (2, 5 месяца). Карта.

-22 июня 1941-18 ноября 1942.  Кратко.

- 19 ноября 1942 (осень) - 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.

- 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.

 « СССР и Германия  к 22 июня 1941 г. Соотношение сил.

Таблица: « Соотношение сил СССР и Германия к 22 июня 1941г

Силы и средства

СССР

Германия

люди

5.7 млн.

7.3 млн.

Орудия

117.6

71.5

Танки

18.7

5.6

Самолеты

16

5.7

 Учитель: Сравните планы и таблицы. Определите закономерность

Почему СССР  имея превосходство, терпит поражение в первые годы войны?

В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?

1.¾ танков требовали списания;

90% - легкие танки;

50 % - танки, выпущенные до 35 года;

1,5 танков новейшей конструкции, подготовленных экипажей к ним – всего 208

2. « Репрессии в армии»- прокомментируй  цифры

В 1937-38 г. в высшем руководстве армии были уничтожены:

Из 5 маршалов-3

Из 5 командармов 1 ранга-3

Из 57 командиров корпусов-50

Из 26 корпусных комиссаров-25

Из 64 дивизионных комиссаров- 58

Из 456 командиров полков- 401

 40 тыс. офицеров Красной Армии

     К чему могли привести данные меры?

Выводы:  армия оказалась в руках военачальников, чьи знания  и стратегическое мышление соответствовало уровню первой мировой войны, либо спешно выдвинутых, малоопытных командиров. В армии остались в большинстве остались  безграмотные, безынициативные командиры, лишь 7 % из них имели высшее образование, 37 % не прошли даже курса в средних военно- учебных заведениях». Политическое руководство СССР упорно игнорировало информацию о подготовке германской агрессии. Из-за опасений дать повод Берлину к разрыву пакта о ненападении Красная Армия не была приведена в боевую готовность.

II Причины поражения СССР

Недоверие Сталина;

Устаревшее вооружение;

Репрессии высшего состава;

Неопытность молодых командиров;

Отсутствие доктрины (стратегии) ведения войны на своей территории.

Основные сражения Великой отечественной войны.

1. Московская битва 1941 — 1942 гг. 

2. Сталинградская битва 1942 — 1943 гг. 

3. Курская битва 1943 г.

4. Белорусская операция (23 июня — 29 августа 1944 г.).

5. Берлинская операция 1945 г

Блокада Ленинграда. (выступление учеников)

Почему немцам не удалось захватить Ленинград?

Первые дни тяжелые потери, поражения. Фашисты натолкнулись на жестокое сопротивление Красной Армии. Переход к тактике стратегической обороны.

Почему Гитлер ставил своей главной  целью захват Москвы?

Что задержало движение гитлеровцев?

Почему цель Гитлера захват СССР не удался?

Московское сражение (выступление учеников)

Учитель: Победа под Москвой воодушевила Сталина. Он отдает приказ начать контрнаступление. План «Кремль».

Направление фашистской армии: Крым, Сталинград, Кавказ.

 Выступления ученика. Оборона Севастополя.

2 этап. Коренной перелом в Вов.

Сталинградская Битва, сражение на Курской дуге,

Причины поражения с фашистских войск под Сталинградом и на курской дуге.

Немецкие генералы о причинах поражения        о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне?

1.        Огромная территория СССР.

        «Главная причина - мужество и твердость обычного рус¬ского солдата». Английский историк А. Кларк

1.        Суровые погодные условия - «генерал Мороз».

        Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль).

2.        Приказ № 227        

3.        Большая численность советских солдат и офицеров - «масса муравьев против слона».

        

Учитель: Какой же будет проблема урока?

Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

Версии

 

Учитель: Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?

Ученики предлагают свои версии.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации)

Открытие нового знания

1.        стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?

2.        Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения

предлагал приказ №227?

     3. Чем поразил приказ?

     4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?

2 группа1. Стр.220 познакомится с выступлением У.Черчиля.

Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?

Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?

3 группа: Проанализируйте диаграммы.

Какие выводы о причинах победы можно сделать?

Группа  № 4.  Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.

Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «...Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду...»

Олейник Г.Н своей сестре пишет:«... В 1942 г. Фашизму будет конец.

Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».

Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «...Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей...»

Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить - убей немца».

Вопросы:

Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?

Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?

Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.

Выступление учащихся с презентацией «Герои Сталинградской битвы»

Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на сме

 Каковы итоги Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника

1.        Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.

2.        Начало коренного перелома в ходе войны.

II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».

 1.Как назывался план фашистского командования по взятию реванша н Курской дуге.

 2. Какие цели преследовало немецко - фашистское командование и советское руководство.

3. Назовите причины победы красной армии на Курской дуге.

  Задание может быть выполнено в письменной форме.

Ученики:

1.        Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.

2.        Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).

3.        Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).

4.        Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.

Определите итог и значение сражения на Курской дуге.

Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )

4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).

Выступления ученика « операция «Багратион».

Завершающий этап Великой Отечественной войны.

Берлинская операция. Капитуляция Германии.

III   Факторы способствовавшие победе

  1. Стойкость, мужество, вера в победу
  2. Всенародный характер войны
  3. Приказ руководства о воинской дисциплине « Ни шагу назад»
  4. Роль партии организовавшей все силы армии и народа против агрессии
  5. Помощь тыла фронту.

Подумайте, были ли другие факторы способствовавшие победе?

Выяснить этот вопрос нам  помогут песни военных лет, именно они  ярко отражают  все факторы победы. Группам предлагается вспомнить песни военных лет и спеть их. Если учащиеся затрудняются, учитель предлагает группам заранее распечатанные тексты песен.

 Например: Песни о любви, верности- « В землянке»,Темная ночь», Елизавета»

                     Дружбе, взаимовыручке- «Три танкиста», «Экипаж  -одна семья», «Вечер на  рейде»

                     Долге перед Родиной - « нам нужна одна Победа»

 Учащиеся выбирают из них факторы способствовавшие победе   и аргументировано их доказывают. Это следующие факторы – любовь к семье,   к своей единственной и любимой, к родной семье, дружба, взаимовыручка. В учебниках это выражается сухими словами – человеческий фактор. Но все вместе это и есть патриотизм.

  1. Патриотизм.

 -А какое отношение к патриотизму сегодня? Послушаем  аналитическую группу, проводившую  социологический опрос.( Проводится среди учащихся с целью выявления объективного мнения по вопросам  отношения к патриотическому воспитанию среди 11 классов. Итоги подсчитываются и объявляются.)

Итоги

И так, СССР внес решающий вклад в победу, в избавление от угрозы фашистского порабощения. Именно здесь вермахт потерял более 73% личного состава. Однако цена, заплаченная советским народом за победу  велика. В развалинах лежало 1710 городов, свыше 70 тыс. сел и деревень сожжены, разграблено 427 музеев и 43 тыс. библиотек.

Сравни

СССР

другие страны

Людские потери

28 млн. человеческих жизней ( 10 млн. на фронте)

 Германия-5.5 млн. чел

Национальное богатство страны

1/3 сократилось

Англия 0.8%

Франция1.5%

США 0%(+ 117 млр. дол.)

итог

Отставание в развитии  страны на 5-10 лет

Приложение №1. Сравни,  проанализируй, выполни задание

Соотношение сил СССР и Германия к 1941 г

Силы и средства

СССР

Германия

люди

5.7 млн.

7.3 млн.

Орудия

117.6

71.5

Танки

18.7

5.6

Самолеты

16

5.7

Соотношение сил СССР и Германия к 1943 г

Силы и средства

СССР

Германия

люди

1336

900

Орудия

19100

10 000

Танки

3444

2733

Самолеты

2172

2050

Приложение №2

Работа с аналитическими заданиями.      

 Задания № 1,2,3,4 – прочитать, ответить.

1. « Репрессии в армии»- прокомментируй  цифры

К чему могли привести данные меры?

В 1937-38 г. в высшем руководстве армии были уничтожены:

Из 5 маршалов-3

Из 5 командармов 1 ранга-3

Из 57 командиров корпусов-50

Из 26 корпусных комиссаров-25

Из 64 дивизионных комиссаров- 58

Из 456 командиров полков- 401

 40 тыс. офицеров Красной Армии

2.Агентурные сообщения военной разведки:

- не познее 16 июня 1941 г.: « Все военные мероприятия Германии по подготовке вооруженного нападения на СССР закончены, удар можно ожидать в любое время»;

- 20 июня 1941 г.: « Все столкновения ожидаются 21-22  июня, в Польше находится 100 германских дивизий, в Румынии-40, в Финляндии-6. в Венгрии-10, в Словении-7».

3. Сигналы о предстоящем нападении поступали и от руководителей государств:

- в январе 1941 г. Президент США Рузвельт поставил в известность Сталина о готовящемся Германией нападении на СССР;

-в апреле 1941 года от премьер-министра Великобритании Черчилля;

Как вы считаете, чем можно объяснить тот факт, что Сталин не принимал во внимание многочисленные сигналы и донесения о готовящемся нападении?

На чем основывалась уверенность, что Гитлер не развяжет летом 1941 года войну против СССР?

4.   Работа с текстом: « Были сделаны серьезные ошибки в разработке военной доктрины, в оценке характера начального этапа войны (предполагалась полоса относительно длительного развертывания боевых сил сторон), в определении направления главного удара противника. И. В. Сталин был убежден, что гитлеровцы в войне с СССР будут стремиться в первую очередь овладеть Украиной, чтобы лишить нашу страну богатых экономических районов и захватить украинский хлеб, донецкий уголь, а затем и кавказскую нефть. При рассмотрении оперативного плана весной 1941 г. Сталин говорил: «Без этих важнейших жизненных ресурсов фашистская Германия не сможет вести длительную и большую войну». Господствовал тезис о том, что СССР, в случае нападения на него, будет вести наступательные боевые действия на чужой территории малой кровью и превратит их в войну гражданскую — мирового пролетариата с мировой буржуазией. Поэтому более половины стратегических запасов (оружие, боеприпасы, обмундирование, техника, горючее) было складировано вблизи границы и впервые недели войны или попало в руки немцев, или было уничтожено при отступлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные тесты по истории в 11 классе по теме"СССР в годы Великой Отечественной войны"

Контрольные задания по истории в 11 классе по теме "СССР в годы Великой Отечественной войны"....

Зачетная работа для 11 класса:"Вторая мировая и Великая Отечественная война Советского Союза.

Материал содержит задания, предназначенные для зачетной работы или контроля после прохождения соответствующей темы. Работа содержит разные по сложности задания, выполнение которых позволяет оцен...

Тестовая работа на конкурс. Вторая мировая и Великая Отечественная войны 1939-1945 гг.

Методическая разработка контрольно-проверочных тестов по теме:"Вторая мировая и Великая Отечественная войны 1939-1945 гг. Тесты содержат 10 заданий в каждом из 6 вариантов, ключи к заданиям, инструкци...

итоговый тест по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная война" 11 класс

тест включает вопросы как по всеобщей истории, так и по истории России по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная война"...

Конспект урока истории в 9 классе по теме: "Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. "

Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ . Методы и приемы: фронтальный опрос, беседа, групповое обучение.К конспекту урока прилагаются рабочие листы....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме: «Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений».

Данный материал разработан в рамках Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы» в Великой Отечественной войне, приуроченного к 75-летию Великой Победы, целью которого является сохра...

Методическая разработка "Урок Победы". Урок литературы в 7 классе по теме: "Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений".

Цель урока: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстояще...