Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме: «Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений».
методическая разработка по литературе (7 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна
Данный материал разработан в рамках Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы» в Великой Отечественной войне, приуроченного к 75-летию Великой Победы, целью которого является сохранение исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pobedy_tatarenkova_n.v.doc108 КБ
Файл urok_pobedy_tatarenkova_n.v.2.pptx412.02 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК                                            «УРОКИ ПОБЕДЫ» В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

НОМИНАЦИЯ: «ЛУЧШИЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ»

Методическая разработка

урока литературы в 7 классе

по теме:

«Интервью с ветераном Великой Отечественной войны.

Диалог поколений».

УМК, авторы:

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2017.

                                                                                               Выполнила

                                                                                               учитель русского языка и литературы

                                                                                               ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка

                                                                                               Татаренкова Наталья Викторовна

                                                                                               высшая квалификационная категория

2019

Технологическая карта урока

Тема урока

Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений.

Дата проведения урока

19.02.2020г.

Цели урока

Обучающая: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстоящего праздника - 75-летия Великой Победы; подчеркнуть роль литературы в годы войны, познакомить с военной поэзией, вызвать желание продолжить чтение книг о войне.

Развивающая: развитие речи обучающихся, их творческих способностей, совершенствование коммуникативных навыков на основе умения анализировать, обобщать и систематизировать информацию, строить устные высказывания.

Воспитательная: формирование патриотизма, воспитание чувства гордости за свою Родину, народ и героические страницы истории России на примере героического прошлого дедов и прадедов, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Здоровьесберегающая: предупреждение переутомления обучающихся путем смены видов деятельности.

Тип урока

Открытие нового знания

Ожидаемые                    результаты

Личностные:   формирование  патриотизма,  осмысление  Великой  Победы  как  значимого  события  в жизни народа;  воспитание  чувства  гордости  за свою Родину,  народ,  вынесший  на  своих  плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Предметные: знание жанра «интервью», его особенности, структуру, а также моделирование сочинения в форме интервью.                                                                                                                                                                    Метапредметные:  самостоятельная  организация  работы  с  источником  информации:  ее  отбор,  оценка, систематизация,  анализ,  подбор  аргументов  для  подтверждения  собственной  позиции, структурирование материала;  формулирование  темы,  цели,  выдвижение  обобщенных выводов по ключевым вопросам урока.

Виды учебной деятельности

Работа в мини-группах; работа с опорной схемой.

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net      http://www.festival.1september.ru/subjects    http://www.zavuch.info     http://www.nsportal

Оборудование

Мультимедийный проектор,  интерактивная доска (экран),  ноутбук.

Наглядный материал

Презентация по теме урока, опорные слова:  интервью, интервьюер, интервьюируемый, Великая Победа.

Организационная структура «сценарий урока»

№ п/п

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1

Организационный момент

Слайд 1

Приветствует учащихся, создает комфорт-ную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные:

-  самоопределение;

-самооценка готовности к уроку.

2

Мотивация                    к учебной деятельности

Слайд 2

Слайд 3    

 Просмотр видеоролика. (1,5 мин.)                                 - Ребята, как вы думаете, кто будет сегодня героем нашего урока?                                           - Почему 2020 год объявлен президентом страны Годом памяти и славы?                                                        - Какое историческое событие будет отмечать в этом году наша страна?                                                 (В целях сохранения исторической памяти и ознаменования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне).                                 Комментарий учителя                                                        С каждым годом число ветеранов ВОВ уменьшается, ведь их возраст не менее 90 лет.   - Поднимите руку, у кого прадедушки или прабабушки воевали на войне?                               Слово учителя                                                      Каждую семью затронула война, и в каждой семье из поколения в поколение передаются рассказы о том страшном времени, что пришлось пережить нашим прадедушкам и прабабушкам.                                                                

Смотрят видеоролик, слушают учителя, воспринимают, анализируют информацию,                  делают вывод.

Регулятивные:

- уметь работать в соответствии с целевой установкой;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом  (зачем?)

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи,

делать выводы.

3

Актуализация знаний, выявление затруднений в индивидуальном учебном действии

 - Ребята, рассказывали ли вам близкие о судьбе ваших родных, участников войны?                   - Знаете ли вы их биографию?                                  Слово учителя                                                               К сожалению, у многих из вас не было такой возможности, так как мы живем с вами в другой исторической эпохе.                                                                                  

                       

Познавательные:                 -осознавать познавательную задачу, ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные:                               - способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования Коммуникативные:                         - слушать и понимать речь других;                                       - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4

Подготовка к восприятию нового материала

Слайд 4

- Ребята, хотелось ли вам лично встретиться  с ветераном войны?                                                    - А поговорить с ним?   Взять, например, у него интервью?                                                            -  Вам приходилось  в жизни брать у кого-нибудь интервью?                                            

- Давайте обратимся к эпиграфу урока.   Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935), писатель, журналист, автор замечательной книги «Москва и москвичи» писал следующее: «Что может быть интереснее и поучительнее беседы с бывалым человеком, участником или свидетелем происшествия? Уверен, что ничто».                         – К чему призывает нас В. Гиляровский?                     (К общению с интересными, достойными людьми, потому что это увлекательно и познавательно).                                                                            – Сегодня на уроке мы будем учиться вести «интересные и поучительные беседы с мудрыми,  необыкновенными людьми». И одной из форм ведения такой беседы является интервью.

Воспринимают информацию со слов учителя,                     анализируют  материал,                   делают вывод.

Коммуникативные: уметь воспринимать словесную информацию.

Регулятивные: анализировать новый материал, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

5

Постановка         учебной задачи

Слайд 5

Слайд 6

- Как можно назвать тему нашего урока?      Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений.                                          - Какие цели мы должны перед собой поставить, чтобы раскрыть тему урока?                     1. Узнать, что такое интервью, его особенности, структуру.                                                   2. Прочитать интервью с участником Великой Отечественной войны, поэтом, автором многих стихотворений о войне  - Юрием Георгиевичем Разумовским.                                            3. Создать модель сочинения в жанре интервью с ветераном Великой Отечественной войны.

         

Называют и записывают тему урока в тетрадь, определяют   (совместно с учителем) цели урока.

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

определять тему

 и цели урока.  

Коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

- слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления

Личностные:

-формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку.

6

Восприятие новой информации

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

- Ознакомление  с  жанром  интервью,  его особенностями, структурой.                                Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.      ИнтервьюЕр – тот, кто берет интервью. ИнтервьюИруемый – тот, у кого берут интервью.

 - Посмотрим, какие композиционные части должны быть в интервью.  

 Структура интервью:                                                     1. Вступление: представление собеседника.                       2. Основная часть: беседа.                                                          3. Заключение: планы на будущее, пожелания, благодарность.                                                              Главная часть интервью – вторая: беседа.                            – Что такое беседа?                                                 (Разговор, обмен мнениями)                                                - Количество участников общения?                                             (1-1; 1-много)                                                                   Какова цель интервью?                                             Получить в результате общения журналиста с участником (-ами) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики.                                                                       - Кто важнее в интервью: журналист или его собеседник?                                                   (Журналист выступает не только как организатор текста, подачи информации, но и как непосредственное действующее лицо. Успех интервью зависит от подготовки журналиста к беседе, от умения расположить к себе собеседника, от умения руководить беседой).                                                                - Как должен подготовиться журналист  к интервью?                                                                          - Познакомимся с памяткой «Как работать над сочинением в жанре интервью».                    1.  Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.                                                                             2. Наметьте тему беседы. В соответствии с ней составьте вопросы, продумайте их последовательность.                                                          3. Проведите беседу, запишите ее основное содержание.                                                                4. Прочитайте запись. Определите основную мысль интервью. Озаглавьте его.                                 5. Напишите вступление и заключительную часть.                                                                     6. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте, то есть внесите добавления, изменения.                                                                          7. Проверьте черновик, обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова благодарю, до свидания, здравствуйте.                             8. Аккуратно перепишите сочинение.              Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью: здравствуйте, благодарю, до свидания, как вы думаете, каково ваше мнение, какова ваша точка зрения, как вы считаете, спасибо большое.

                             

Слушают объяснение учителя, воспринимают информацию, анализируют, синтезируют, обобщают и делают вывод.

Читают материал со слайдов, анализируют, делают выводы.

Отвечают на вопросы учителя, делают комментарии.

Знакомятся с содержанием памятки для самоорганизации учебной работы  

Записывают «вежливые слова» в тетрадь

Предметные:                    знание специфики и структуры жанра интервью, умение грамотно излагать информацию в этом жанре.

Коммуникативные: уметь воспринимать словесную информацию. 

Регулятивные: анализировать новый материал, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.  

Познавательные:                              - обосновывать свое мнение.

7

____

8

Первичная проверка понимания

_________________

Самостоятельная работа в мини-группах

Слайд 11

____________

Слайд 12

Слайд 13

Чтение по ролям интервью московских школьников Маши Ш. и Димы Л. с участником Великой Отечественной войны, поэтом, автором многих стихотворений о войне Юрием Георгиевичем Разумовским.        (Учебник литературы стр. 150-157).

-Какая информация в интервью оказалась для вас интересной и новой?                                                                          - Как вы думаете, чем помогла людям поэзия и проза на фронте и в тылу? _______________________________________

Составление плана для  подготовки интервью с ветераном Великой Отечественной войны.               – О чем бы вы спросили у ветерана войны? (Отмечаются важные детали)                                       План.                                                                    1.  О семье.                                                                           2.  О наградах.                                                                              3.  О роде войск, в которых служил.                                          4.  О самом близком друге на войне.                                        5.  Самый страшный случай на войне.                                       6.  Самый забавный случай на войне.                            7.  Об отношении к молодому поколению.                                                      –  Составьте модель интервью с ветераном Великой Отечественной войны, учитывая рекомендации памятки и раскрывая пункты плана. Не забывайте, что ваши вопросы должны быть интересными и  оригинальными                                

Примерная модель интервью с ветераном ВОВ.                                                                                                 -  Сколько вам было лет, когда началась Великая Отечественная война?                                              -  Во сколько лет вы пошли на фронт?                                      -  В каких войсках вы служили?                                                -  Кем вы служили?                                                            -  Ваше самое яркое впечатление того времени?                                                                                         -  Поддерживаете ли отношения со своими фронтовыми друзьями?                                                           -  Любите ли вы Россию?                                                               - Как вы относитесь к современной молодежи?                                                                             - Ваши пожелания школьникам?

Читают интервью по ролям, анализируют прочитанный текст, делают выводы, отвечают на вопросы.

Составляют план интервью, анализируют информацию.

Класс делится на две группы, каждая группа разрабатывает модель интервью  с ветераном ВОВ

Презентация продуктов совместной деятельности

Предметные: формировать положительную мотивацию к чтению

Познавательные:   развивать творческое воображение  Личностные:   осознавать эстетическую ценность литературы 

Предметные:               знать композицию речевого жанра, создавать текст - интервью, понимать тему беседы.

Познавательные:                           - обосновывать свое мнение.

Регулятивные:                                       - уметь слушать в соответствии с целевой установкой;                                            - планировать свое действие в соответствии с поставленной целью.    

Коммуникативные:                         - формулировать коммуникативное высказывание;                          - уметь планировать  и организовывать работу в группе;                                       - уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.

9

Подведение итогов урока.                 Рефлексия.

Слайд 14

Слайд 15

Просмотр видеоролика «Напутственное слово ветерана  ВОВ  Слепова  В.Я.  молодому поколению россиян».                                                       - Что нового вы узнали сегодня на уроке о людях, которым пришлось пережить Великую Отечественную войну?                                                 - Как можно выразить  свое уважение и почтение  дорогим ветеранам  в преддверии великого праздника Победы?                                   - Какие слова признательности и благодар-ности мы можем  сказать нашим героям-победителям?                                                                 (Мы обязаны чтить и уважать память тех, кто отдал жизнь ради нашего существования)

Смотрят видеоролик, анализируют информацию,                      делают вывод.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

-  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

10

Домашнее задание

Слайд 16

Написать сочинение в форме интервью на тему: «Мой разговор с фронтовиком».

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Международный конкурс методических разработок «Уроки Победы» в Великой Отечественной войне Номинация: «Лучший урок литературы» Урок литературы в 7 классе на тему: «Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений». Выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка м.р. Кошкинский Татаренкова Наталья Викторовна

Слайд 2

Видеоролик о ветеранах Великой Отечественной войны https:// www.youtube.com/watch?v=kAzxCt3fjXo

Слайд 3

Тема урока: «Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений»

Слайд 4

Цели урока: 1. Узнать, что такое интервью, его особенности, структуру. 2. Прочитать интервью с участником Великой Отечественной войны, поэтом, автором многих стихотворений о войне – Юрием Георгиевичем Разумовским. 3. Создать модель сочинения в жанре интервью с ветераном Великой Отечественной войны.

Слайд 5

Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. ИнтервьюЕр – тот, кто берет интервью. ИнтервьюИруемый – тот, у кого берут интервью.

Слайд 6

Структура интервью Вступление: представление собеседника. Основная часть: беседа. Заключение: планы на будущее, пожелания, благодарность. Цель интервью: Получить в результате общения журналиста с участником ( ами ) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики.

Слайд 7

Памятка «Как работать над сочинением в жанре интервью» 1. Решите, у кого и почему вы будете брать интервью. 2. Наметьте тему беседы. В соответствии с ней составьте вопросы, продумайте их последовательность. 3. Проведите беседу, запишите ее основное содержание. 4. Прочитайте запись. Определите основную мысль интервью. Озаглавьте его. 5. Напишите вступление и заключительную часть. 6. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте, то есть внесите добавления, изменения. 7. Проверьте черновик, обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова «благодарю», «до свидания», «здравствуйте». 8. Аккуратно перепишите сочинение.

Слайд 8

Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью здравствуйте благодарю до свидания как вы думаете каково ваше мнение какова ваша точка зрения как вы считаете спасибо большое

Слайд 9

План. 1. О семье. 2. О наградах. 3. О роде войск, в которых служил. 4. О самом близком друге на войне. 5. Самый страшный случай на войне. 6. Самый забавный случай на войне. 7. Об отношении к молодому поколению россиян. Интервью с ветераном Великой Отечественной войны…

Слайд 10

Видеоролик «Напутственное слово ветерана Великой Отечественной войны Слепова В.Я. новому поколению россиян» https:// www.youtube.com/watch?v=9eIkqxpoteE

Слайд 11

Домашнее задание Написать сочинение в форме интервью на тему: «Мой разговор с фронтовиком».