здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС на уроках истории Древнего Мира
статья по истории (5 класс) на тему

Статья раскрывает основные здоровьесберегающие технологии   (-  соблюдение  санитарно – гигиенических норм;

-  учет периодов работоспособности детей на уроке, чередование видов деятельности;

-  учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях;

-   эмоциональный микроклимат на уроке;

-   пропаганда ЗОЖ на примере исторических личностей, событий

-   использование тематических физкультурных пауз на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии  на уроках истории в 5 классе в условиях реализации ФГОС.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…

В.А.Сухомлинский

     Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа жизнедеятельности человека.

     По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Исследования ИВФ РАО называют следующие школьные факторы риска, ухудшающие здоровье обучающихся:

  • Стрессовая педагогическая тактика;
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • Провалы в существующей системе физического воспитания;
  • Интенсификация учебного процесса;
  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Именно поэтому неоспоримым требованием при реализации вводимого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  является обеспечение безопасности собственно образовательного процесса и формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни .

ФГОС второго поколения   определяет задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных. Каждая дисциплина в школе обладает большими потенциальными здоровьесберегающими технологиями, и история не является исключением. Применение их на уроках истории предполагает:

-  соблюдение  санитарно – гигиенических норм;

-  учет периодов работоспособности детей на уроке, чередование видов деятельности;

-  учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях;

-   эмоциональный микроклимат на уроке;

-   пропаганда ЗОЖ на примере исторических личностей, событий

-   использование физкультурных пауз на уроке.

Рассмотрим здоровьесберегающие показатели, характеризующие урок.

  1. Санитарно – гигиенические требования

Обеспечение на уроке условий для правильного функционирования организма – важный фактор здоровьесбережения учащихся; нормальное протекание физиологических процессов является необходимым условием успешной психической деятельности личности, эффективности познавательных процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления. К основным санитарно – гигиеническим требованиям относятся: оптимальный воздушный режим, достаточная освещенность, надлежащий тепловой режим, чередование видов учебной деятельности и соответствие мебели индивидуальным особенностям учеников.

      Оптимальный воздушный режим. Данное требование реализуется посредством вентиляции помещения. Любой учебный класс-кабинет должен быть оборудован вентиляционной системой, кроме того, необходимо  проветривать класс на переменах после каждого урока.

      Достаточная освещённость. Выполнение этого требования складывается из следующих компонентов: естественное и искусственное освещение. Чтобы максимально использовать естественное освещение необходимо не закрывать окна шторами. Сами окна должны быть чистыми. Подоконники не заставлены.

      Качество искусственного освещения зависит от количества и расположения в учебном кабинете осветительных приборов, а также от типа и мощности ламп. Здесь учителю – предметнику нужно следить за приборами освещения и в случае неисправности незамедлительно принимать меры по их замене.

      Надлежащий тепловой режим. Температура воздуха на уроке тоже должна быть комфортной для организма. В обычных учебных кабинетах температура воздуха должна составлять  +18…+21.

      Чередование различных видов учебной деятельности. Смысл этого требования состоит в том, что при чередовании видов деятельности существенно снижается утомляемость учеников, что положительно сказывается на их здоровье и работоспособности. Организуя на уроке учебно-познавательную деятельность школьников, учитель должен избегать утомительного однообразия.  

      Соответствие мебели индивидуальным особенностям учеников. Это требование особенно важно для формирования у детей правильной осанки. Высота стульев в классе должна соответствовать росту учеников. А современные столы для школьников имеют регулировки по высоте и наклону поверхности. Задача учителя – проследить, чтобы учащиеся во время урока чувствовали себя комфортно, сидя за столами, при необходимости напомнить им о том, что надо отрегулировать поверхность стола, а если потребуется, то помочь это сделать.  

  1. Эмоциональный микроклимат на уроке

Создание психологического климата в классе является очень важной и в то же время сложной задачей в работе учителя с детьми. Атмосфера урока выступает необходимым условием, обеспечивающим развитие школьника: ребенок либо раскрывается, проявляет свои способности, активно сотрудничает с педагогом и другими учениками, либо, напротив, замыкается, становится пассивным, отстраненным.
Преобладающие эмоции, испытываемые ребенком при благоприятном психологическом климате: доброжелательность, защищенность, мобильность, оптимизм, инициативность, работоспособность. При неблагоприятном психологическом климате: агрессивность, незащищенность, леность, зажатость, пессимизм, пассивность. Благоприятная психологическая атмосфера способствует и лучшему усвоению учебного материала учащимся и полноценному развитию его личности. Поэтому, создание благоприятного психологического климата в классе является важной составляющей педагогической работы, так как психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность современного общества. К условиям, которые определяют эффективность влияния учителя на психологический климат в классе, относятся следующие:

1.Личностные качества педагога (открытость, любовь к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность).
2. Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая подготовленность).
3. Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

     Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учитель должен понимать, что его отношение к работе, умение разговаривать с детьми, с родителями, другими учителями, умение радоваться успехам детей, умение выражать свои эмоциональные чувства и владеть ими - все это и многое другое оказывает влияние на его взаимоотношения с учениками. Учитель обязан входить в класс с хорошим бодрым настроем. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ученику, позитивная реакция учителя на высказывание учеником собственной точки зрения, тактичное исправление допущенных учеником ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор, обоснование выставленных оценок, позитивный настрой на предстоящую контрольную работу — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся создать благоприятный психологический климат на уроке.

  1.  Учет периодов работоспособности детей на уроке, чередование видов деятельности

     У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч.

     Помимо суточной периодики физиологических функций и психофизиологических показателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели – в среду, к субботе падает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности.

     Изменение положения тела – двигательное беспокойство, регистрируемое у учащихся на уроках, является защитной реакцией организма. Количество движений, длительность сохранения относительного постоянства позы, частота использования крышки парты в качестве дополнительной опоры для тела также объективно отражают нарастание утомления учащихся и снижение их работоспособности. Именно поэтому необходимо строить урок так, чтобы происходила смена нескольких видов деятельности:

  • развитие зрительной памяти, использование различных форм выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, выделить другим цветом, составление схем и кластеров, ведение справочника (например, словарь исторических понятий или справочник крылатых выражений);
  • работа в парах, группах;
  • учёт не только полученных результатов, но и степени прилежания ученика,
  • использование игровых технологий, уроки – путешествия особенны актуальны в 5  классе. Они позволяют ученикам  учиться применять свои знания и умения на практике, возрастает познавательная активность, стремление к новым знаниям;
  • введение в урок исторических экскурсов и отступлений,  что помогает снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся,  показать практическую значимость изучаемой темы. Особенно важно на уроках истории проводить связь с современностью, тогда ученики сами активно участвуют в таких отступлениях;
  • хоровое, совместное проговаривание за учителем материала, написанного на доске, в учебнике, тетради;
  • использование  информационных технологий, это способствует снижению утомляемости учащихся и лучшему усвоению материала ;
  • дозировка домашнего задания - объём не должен превышать третью часть работы, выполненной на уроке, и оно  должно быть понятно ученику.

     При правильном построении урока со сменой от четырех до семи видов деятельности концентрация внимания остается стабильной, а ученики меньше утомляются. Кроме того, повышается интерес к изучаемой теме.

  1. Пропаганда ЗОЖ

     Немаловажную роль в воспитании здорового поколения играет пропаганда ЗОЖ. Предмет  история Древнего мира в 5 классе дает прекрасные возможности пропагандировать здоровый образ жизни на примере исторических личностей и событий. Например, изучая тему «Древний Египет», ученикам предлагается проанализировать  и сравнить образ жизни простого египтянина (земледельца или ремесленника) и вельможи. Пятиклассники делают вывод, что пища простых людей боле скромная, но в то же время и более полезная, а физический труд делает их сильными и выносливыми. Рассматривая тему «Персидская держава» стоит обратить внимание ребят на вред алкоголя. В  библейской легенде о пире Валтасара рассказывается как, накануне своей гибели, вавилонский царевич Валтасар устроил роскошный пир, пил вино и славил своих богов. Тему о вреде алкоголя также можно поднять, изучая Древнюю Индию в вопросе о переселении души («пьяница станет червяком») или Древнюю Спарту («спартанцы заставляли илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству»). Формирование позитивного отношения к спорту возможно, рассматривая тему «Олимпийские игры в древности». Здесь ученики знакомятся со знаменитыми атлетами древности (Милоном, Полидамом, Феагеном) и называют современных олимпийских чемпионов.

  1. Использование физкультурных пауз на уроках

     В пятом классе  остаются актуальными и физкультурные паузы. Но, к сожалению,   большинство учителей,  из-за нехватки времени на уроке и большого объема материала, вынуждены от них отказаться. Компромиссом являются тематические физминутки - это динамические паузы во время урока, сочетающие  лингвистическую, моторную и театральную наглядность, которая одновременно способствует решению дидактической задачи урока, обеспечивает смену деятельности и отдых учащихся.

     Поэтому тематическая физминутка -  это забота о здоровье школьников без отрыва от учебной деятельности на уроке.

     Например, изучая тему «Древнейшие люди», ученики могут изобразить первобытного человека и показать его основные занятия. По теме «Древний Египет» можно предложить изобразить движениями хвалебные песни египтян Нилу. Тема «Древняя Индия » дает возможность разучить движения индийского танца, а «Древняя Греция» - греческого (сиртаки). Рассматривая поэму Гомера «Одиссея», можно инсценировать странствия Одиссея. По теме «Религия древних греков» учащиеся по одному изображают Бога, а остальные должны угадать, кого показал товарищ и др.

     Дети – наше будущее, смысл нашей жизни.

     Все мы, и педагоги, и родители мечтаем, чтобы дети были умными, здоровыми, красивыми, талантливыми, образованными и счастливыми. Каждое из этих качеств важно, но самое главное – здоровье. Будет ребенок здоров – будет потребность, желание и возможность обучаться и развиваться. И именно от учителя - основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье обучающихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.

     Применение подобных приемов на уроке История Древнего Мира в 5 классе позволяет добиться от учеников повышения внимания и работоспособности на протяжении всего урока независимо от расписания.

Использованная литература:

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М.,2006
  2. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. /Под редакцией В.Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. - М., 2001.
  3. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников./В. Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М., 2000.
  4.  Сидоров С.В. Санитарно-гигиенические требования к уроку [Электронный ресурс] // Источник: http://si-sv.com/publ/1/sanitarno_gigienicheskie_trebovanija_k_uroku/14-1-0-439
  5.  Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий./ В. Р. Кучма - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС по учебнику История Древнего мира., А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Просвещение» 2012.

Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС включает в себя пояснительную записку, основное содержание курса, учебно- тематическое планирование, календарно- тематическое планирован...

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...

Технологическая карта урока История древнего мира 5 класс ФГОС "Финикийские мореплаватели".

Уважаемые коллеги. Предлагаю ознакомиться с моей авторской разработкой. Надеюсь она будет для Вас полезной....

Деловая игра «Здоровьесберегающие технологии, в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель:  Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ.Задачи:1. Формировать и закреплять профессиональные знан...

Методическая разработка по технологии на тему:"Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС".

В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой выполнени...