Особенности берестяной грамоты, статья
статья по истории по теме

Кочергина Валентина Ивановна
Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы,  памятники  письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_berestyanoy_gramoty.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Кочергина В.И.,  история.

Особенности графики берестяной грамоты.

Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы,  памятники  письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.

 Первая берестяная грамота была обнаружена 26 июля 1951 году  археологом Акуловой  Н.Ф. в  районе  Великого Новгорода, в щели между двумя деревянными плахами уличного настила в культурном слое XIV в..  Находка оказалась плотным и грязным свитком бересты, сквозь грязь которого  проглядывали  четкие буквы.

Позже берестяные грамоты  были найдены в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Твери, Торжке, Москве, Витебске, Мстиславле и др.  

В Сибири в 1715 г. обнаружили  берестяную книгу, сохранившуюся до наших дней. В нее записывали ясак – дань в пользу Москвы, собираемую с нерусских народов. Этнограф С.В. Максимов видел в середине XIX в. берестяную книгу на реке Мезень у старообрядцев.

В настоящее время с каждой новой археологической экспедицией собрание текстов на бересте увеличилось   более чем на  тысячу документов, и их число постоянно растет.

 

В отличие от дорогого пергамена береста была самым демократичным и легкодоступным материалом письма в средневековье.  На ней писали острым металлическим или костяным стержнем, который  в Древней Руси называли писалом.  Буквы на мягкой березовой коре выдавливались или процарапывались. В редких случаях на бересте писали пером и чернилами. Берестяные грамоты более старшего возраста из числа обнаруженных ныне относятся к первой половине — середине XI века. В Новгороде, кроме этого,  было найдено два костяных писала, которые датируются по археологическим данным временем до крещения Руси. 

В подавляющем большинстве берестяные грамоты написаны по-древнерусски. Имеется некоторое количество грамот, написанных по-церковнославянски, а также пять текстов на неславянских языках: по одной на карельском  (знаменитая  берестяная грамота № 292 с заклинанием против молнии),   латынигреческом, немецком —  новгородские грамоты;   на руническом  древнескандинавском — смоленская грамота.  Последние важны как источник сведений о международных связях древнего Новгорода и Смоленска. Кроме того, в одной из грамот помимо древнерусского текста содержится небольшой русско-карельский словарик; она предназначена для сборщика дани, который уже немного умел объясняться по-карельски. В нескольких грамотах представлены иноязычные имена собственные (людей и мест) и редкие и заимствования из других языков , прежде всего прибалтийско-финские, а также германские, балтские и тюркские.

Изготовление бересты. Бересту, предназначенную для письма, приготовляли специально: ее варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, расслаивали, убирая наиболее грубые слои, обрезали со всех сторон. На бересте надписи нацарапывали на внутренней стороне коры, т. е. на той поверхности бересты, которая всегда оказывалась снаружи, когда берестяной лист сворачивался в свиток.

Чтобы восстановить эластичность такой грамоты, археологи погружают ее в кипяток, затем промывают с помощи кисти, смывая многовековую грязь, затем просушивают полотенцем и зажимают между стекол. После этого грамоту можно читать. Перед публикацией грамот, чтобы их тексты было легко прочесть, их, как правило, дополнительно прорисовывают по контурам видимых букв.

По своему содержанию берестяные грамоты очень разнообразны. Они писались людьми разных социальных уровней. Любой грамотный человек мог нацарапать на бересте записку, распоряжение, донесение, письмо. Из берестяных записей можно узнать о  жизни человека от первых робких шагов в овладении грамотой до его духовного завещания и извещения о его смерти.


Графика письма. 

Большинство берестяных документов, найденных  на  территории Новгородской феодальной республики  написано на древненовгородском диалекте,  отличающемся от известного по традиционным памятникам древнерусского языка на различных уровнях: в фонетике, морфологии, отчасти также лексике. В широком смысле к древненовгородскому диалекту можно относить также и диалект древнего Пскова (имеющий ряд собственных фонетических особенностей). Отдельные диалектные новгородские и псковские явления были известны историкам русского языка и раньше, но лишь по эпизодическим вкраплениям в рукописях, на фоне общей установки писца на более престижный язык (церковнославянский, наддиалектный древнерусский). В берестяных же грамотах эти явления представлены либо совершенно последовательно, либо  с незначительным влиянием книжной нормы.

В берестяных грамотах (из всех городов: из Смоленска, Звенигорода Галицкого, Твери, Витебска, Москвы) используется  бытовая графическая система, где, в частности, пары букв ъ—о, ь—е и е—ѣ могут взаимозаменяться (например, слово конь может записываться как къне); по такой системе написано подавляющее большинство грамот середины XII — конца XIV века. До открытия берестяных грамот подобная орфография была известна лишь по некоторым пергаментным грамотам и надписям, а также по отдельным ошибкам в книжных текстах.

Известны три типа кирилловского письма: устав,  полуустав  и  скоропись,  последовательно сменяющие друг друга и отличающиеся графическим характером письма. Пергаменные документы и книги XI–XIV вв. написаны уставом. Отдельные памятники, написанные уставом, встречаются и в более позднее время.

Графика берестяных грамот  отличалась от графики букв, написанных на пергамене. Поскольку на бересте буквы не писались, а выдавливались, их графика характеризовалась большой заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за ее пределы. Этими особенностями графика букв берестяных грамот XI–XII вв. напоминала прототип полуустава и даже ранней скорописи.

Чернила, которыми писались древние русские рукописи, были плотными, густыми, обычно коричневого или бурого оттенка. Они глубоко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже при смачивании письма. В основе их приготовления лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. Встречались и черные чернила. В этом случае в их состав входила сажа. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения.

Для датировки рукописей важен не только анализ цвета чернил, но и их химический состав, характерный для разного времени и, вероятно, для различных рукописных центров.

Кроме чернил, использовались краски, которыми писались заголовки, заглавные буквы и различные украшения. Древние писцы знали киноварь – краску оранжево-красного цвета, охру – краску желтого цвета, черную краску, свинцовые белила, лазурь. В богато украшенных рукописях использовалась золотая краска, приготовляемая из истертого в порошок золота, замешанного на камеди. Это было так называемое твореное золото.

Общим каноном уставного письма являлась геометричность графики букв, отсутствие их наклона и расстояний между отдельными словами в строке. Вертикальные части букв стояли перпендикулярно, горизонтальные – параллельно строке. Буквы почти не выходили за линию строки. Лист, написанный уставом, имел справа и слева поля и разлиновывался. Устав использовал знак препинания – точку, употребление которой в строке было произвольным. Точками с двух сторон могли выделяться и буквы-цифры. Между словами иногда употреблялся знак словоотделения — паерок, заменявший знаки еръ и ерь в словах. Уставные тексты знают сокращение слов, которое достигалось путем исключения из слов гласных букв. Сокращались, как правило, слова духовного содержания, часто встречающиеся в тексте. Над сокращенными словами ставился знак «титло». Ти́тло (греч. τίτλος) — диакритический знак в виде волнистой или зигзагообразной линии (  ҃ ), использующийся в греческойлатинской и кириллической графике для сокращения слов и обозначения числовых значений; в настоящее время  сохраняется  только  в  церковнославянском языке.

Основные отличия бытовых графических систем от книжного письма Зализняка:

1) замена буквы ь на е (или наоборот): коне вместо конь, сьло вместо село; 
2) замена буквы ъ на о (или наоборот): поклоно вместо поклонъ, четъ вместо чьто;
3) замена буквы ъ на е или ь (или наоборот). Последовательная замена е и ь на h (весьма редкий графический прием) представлена в надписи 20-50-х годов XII века, процарапанной на деревянной дощечке (цере): «А язъ тиун дан ж уял» ‘А я, тиун, дань-то взял? (тиун ‘дворецкий, домовый управитель при князьях, боярах и епископах; должностное лицо по управлению города или местности?).
4) скандирование, или скандирующий принцип записи, состоит в том, что на письме за любой согласной буквой должна следовать гласная буква. Если на фонетическом уровне гласной нет, то пишутся «немые» ъ или ь, о или е — в зависимости от твердости или мягкости предшествующей согласной, например: «доругая соторона»  вместо- другая сторона. В качестве «немых» гласных после согласных могли использоваться также ы или и: «овиса» вместо овьса, «своимы» вместо своимъ.

Украшения рукописей. Некоторые источники, являющиеся предметом палеографического изучения, имеют художественные украшения. Среди таких источников первое место занимают книги. Художественный облик рукописной книги слагался из многих компонентов, начиная от графики букв и кончая окладом. Все компоненты древнерусской книги, как правило, были подчинены внутренней логике целостности ее оформления и восприятия. Отсюда обязательная согласованность и взаимоувязка формата листов, расположения текста, длины строк и межстрочных расстояний, высоты, ширины и графики букв как с отдельными элементами художественных украшений, так и с общим художественным стилем, в котором они были выполнены.

Поскольку эволюция художественных стилей оформления рукописей была тесно связана с развитием других палеографических примет, наблюдения над художественными особенностями могут дать дополнительный материал, способствующий решению проблем датировки, места написания источника и его подлинности.

Основными средствами украшения русских рукописей были орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы, а также вязь, миниатюры и полевые цветки.

Заставка – это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы. Концовка – рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки.

Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением.

Полевой цветок – украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.

В основе оформления заставок и инициалов, как правило, лежал единый художественный принцип. Впервые последовательную классификацию художественных стилей и периоды их бытования дал В.Н. Щепкин. Эта классификация принята почти всеми учеными, в том числе и южнославянскими.

Древнейший орнамент русских рукописей — старовизантийский, или древнерусский (иногда его называют геометрическим).

Он держался в рукописях на всем протяжении XI–XII вв. и совпадал по времени с пергаменом и древнейшим уставом. Этот орнамент пришел на Русь с болгарскими книгами в конце Х в., но был видоизменен русскими книжниками в соответствии с национальным вкусом и традициями. Типичные образцы древнерусского (старовизантийского) орнамента, позволяющие наметить его общие черты и особенности, имеются в «Остромировом Евангелии», «Изборнике» Святослава, «Мстиславовом Евангелии» и других книгах.

В основе древнерусского орнамента лежат два мотива: растительный и геометрический. Заставка орнамента очерчена рамой характерной геометрической формы – в виде квадрата, прямоугольника, буквы «П», в виде схемы храма в разрезе. Внутреннюю часть рамы заполняют простейшие геометрические фигуры: прямоугольники, четырехугольники, ромбы, круги, полукружия, в которые врисовываются растительные мотивы: цветы и листья. Непременным мотивом этого орнамента является изображение византийского цветка крин.

Сочетание геометрических и природных мотивов было характерно и для оформления инициалов, которые четки по форме и легко узнаваемы. Часто на полях за пределами заставки рисовались разные звери и птицы, имеющие реалистические изображения (куропатки, зайцы, львы). В простых рукописях орнамент рисовался одной киноварью,  в роскошных он был многоцветным, с использованием золота: золотой фон, обводка или написание букв и цветов золотом.

Литература:

Арциховский А. В.Янин В. Л.  Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962—1976 гг.). — М.: Наука, 1978. — 192 с.

Берестяные грамоты: 50 лет открытия и изучения / Под ред. В. Л. Янина. — М.: Индрик, 2003. — 336 с. — ISBN 5-85759-251-8..

Зализняк А. А.  Древненовгородский диалект. 2-е изд. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 872 с. — ISBN 5-94457-165-9..

Черепнин Л. В.  Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. — М.: Наука, 1969. — 438 с.

Янин В. Л.Зализняк А. А.  Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1977—1983 гг.). — М.: Наука, 1986. — 312 с.

Янин В. Л.Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1990—1996 гг.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Берестяная живопись»

Мы в 5 классе исследовали свойства древесины, материалы, а это тоже творчество. Творческое задание было изучить историю обработки древесины в России, где потребность и необходимость в трудовом обучени...

Берестяной нос

Мансийская сказка "Берестяной нос" в стихах...

Авторская идея: технология изготовления берестяного изделия куклы "Берестянка"

Технология работы с берестой. Авторская идея берестяной игрушки....

Презентация "Берестяная посуда обско- угорских народов", 5 класс

Презентация предназначена для ознакомления школьников  с берестяной посудой народов ханты и манси....

« Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи»

Дети с общим недоразвитием речи не подготовлены к овладению звуковым и морфологическим анализом слова. Поэтому обучение грамоте таких детей не может протекать так, как в массовой школе. Для того чтобы...

Конференция "Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления. Статья «Войны священные страницы навеки в памяти людской…» А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом»

Стихотворение "Я убит подо Ржевом" одно из самых ярких и эмоциональных свидетельств о войне. Написанное от первого лица, оно делает достоверным каждую строчку как свидетельство очевидца....