Творческий проект «Берестяная живопись»
творческая работа учащихся по технологии (5 класс) по теме
Мы в 5 классе исследовали свойства древесины, материалы, а это тоже творчество. Творческое задание было изучить историю обработки древесины в России, где потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом «делай, как я». От обучения умений к мастерству. Разбирали понятие «Подмастерье», «Мастер». Проект выбирали по возможностям, материальной обеспеченности, реальности осуществления и необычности. Наш проект рассматривается не только как итоговая самостоятельная работа учащихся в 1 четверти, а как способ,позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 951.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Творческий проект «Берестяная живопись»
Цель: Разработать проект, в группах, на тему «Природа Сибири»,«Звери Сибири».Техника-полу объёмная аппликация, живопись.
Задачи:
- Познакомить учащихся с берестой, технологией заготовки, обработки, хранения;
- Представить разновидности изделий из берёсты
- Воспитывать уважительное отношение к природеРодного каря.
- Научить составлять план работы ТК, соблюдать технологию, последовательность творческого процесса.
- Уметь рационально организовывать рабочее место, распределяя совместный труд
- Уметь работать в технике полу объёмной аппликации.
- Показать учащимся приемы работы с берестой, развивать творческие способности.
Оборудованиеи материалы: презентация №1 «Вводная»,
презентация №2 «Наши достижения»
берёста (снимали с чурок на дрова), книги детские с хорошими иллюстрациями, клей ПВА, бумага для заданного размера, тетрадь ,карандаш, линейка, нож столовый , рабочий халат, коробки пустые 50*70 3шт. ножницы, клей «Момент универсальный»-60 гр..
План.
1. Орг. Момент. Введение.
2.Теория.
3. Практика. (распределение по группам, внутри групп, выбор сюжета,) 1 урок
4. Практическая деятельность.(чистка бересты, распределение слоев по цветовой тональности, составление эскиза в натуральную величину, ТК) 2 урок
5. Итог урока, домашнее задание.
Ход урока.
- Введение.
Издавна на Руси почитали березу как символ родного края. В самом деле, пользы от нее много. Посадив березу, можно осушить влажный участок сада, березовые дрова горят жарко, да и лыку всегда найдется применение, дёготь используют в медицине.Наружная часть коры березы называется берестой. Береста – доступный и хорошо поддающийся обработке материал.
Ее ценили за достаточно высокую водостойкость и устойчивость к гниению. Поэтому бересту использовали в строительстве, прокладывая под нижним венцом и между бревнами деревянных изб, плели из нее прочную, защищающую от промокания обувь, изготавливали различные нужные в домашнем хозяйстве предметы. Поскольку береста повсеместно использовалась в быту для изготовления различных коробочек, туесков, ваз и тому подобных предметов, то, естественно, возникли самые разнообразные способы ее обработки и украшения.
2.Теория.
презентация №1 «Вводная»
Каждому изделию, применена своя технология.Анализ технологии их изготовления.
Домашнее задание подготовить презентации с технологией изделия из бересты.(изготовление туеса, плетение из лент, тиснение, процарапывание)
Учитывая все перечисленные достоинства бересты, изучив опыт народных мастеров, мы решили попробовать создать свои предметы быта – картины, которые будут служить украшением школы.
Работать будем так: Я- «Мастер», мальчики делятся на 2-3 группы «Подмастерья».
В каждой группе дается задание на формате А4:
- Выбрать «старшего». 1 мин.
- Совместно определить сюжет, для картины 3-5 мин.
(книги, иллюстрации, фотографии, альбом, карандаш)
- Утвердить у Мастера. Получить размер картины. 1-3 мин.
Распределить объем работ
| художник | составляет эскиз картины | Клей ПВА, бумага, карандаш |
технолог– | составляет ТК, пронумеровав последовательность заготовок и поэтапность приклеивания. | Двойной тетрадный лист, название работы, фамилии, класс, ручка. | |
Остальные подмастерья + «старший» | Чистка, расслоение и сортировка бересты в 3 -4 общие коробки. | Ножи (тупые), фартуки, нарукавники, коробки, береста. |
- Результатом всей работы являются разработка технологических карт, обработка бересты.
- Вывод. Чему научились? Д.З. Ножницы, клей «Момент универсальный»-60 гр. Каждому, ДВП заданного размера.
- Задача художника составляет эскиз картины на ф А4, (используя иллюстративный материал подготовленный дома), проработать силуэт животного, место обитания. Утвердить у «Мастера», отдать эскиз Технологу. Склеить из тетрадных листов формат будущей работы (50*70), увеличить эскиз в натуральную величину.
- Задача Технолога-составить технологическую карту, по образцу, начиная с заднего плана: пронумеровать напр. 1 небо, направление штрихов на бересте, средний светлые слои., 2 земля направление штрихов на бересте, каждый бугорок, 3 берёзы стволы (направление штрихов на бересте),4 соболь. Самое сложное. Помочь разбить животного на части, пронумеровать так чтоб учитывался постепенный объём (дальше, ближе).
- На следующих уроках, дети с большого эскиза, переводят через копирку деталь, выбрав указанное направление, оттенок подписать, вырезают, ставят № с обратной стороны, и в коробочку отдельно животного. Как пазлы, но объемные. В группах происходит распределение работы: 1ученик подбирает и клеит небо, 2-землю. Дальний план.3-4 животного. «Старший», распределяет письменно, чтобы Мастер мог оценить работу каждого, и контролировать качество исполнения. Работа Технолога-самая ответственная. Мастер обязан проверить, подкорректировать, и только после анализа ТК пускать ее в работу, на следующий урок. Если технологи не справляются, разъясняю им на примере прошлогодних работ. Их же задача с «Старшим», контроль и отслеживание всех действий на последующих уроках, этапах заготовки и сборки картины.
3. Практика. ТБ при работе с режущими инструментами.
Заготовка.
Теорию изучили, на практике мы снимаем берёсту с дров, чурок, трудно, но по возможности, и в лес не ходим.
Обработка
Отложите сразу нетронутую бересту, на стволы «березок». (если толстый слой можно расслоить, убрав нижний слой, иначе в изделии клей не выдержит и «береза » скрутится)
Первый этап обработки бересты «Чистка»– снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры (шероховатую поверхность дерева) при помощи обычной щётки и закруглённого ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Размоченная береста легко расслаивается.Эту процедуру удобнее выполнять при помощи тупой стороны ножа с овальным концом. Берёзовая кора многослойна и все слои можно и нужно использовать в нашем изделии. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины. Каждый слойможет состоять их двух – трех слоев, разъединять которые достаточно сложно. Никаких отходов, все пригодится.
Расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к работе.
4. Практическая деятельность
Третий этап.
Сортировка обработанной бересты:
1.Нижний слой «Глянцевый», различными оттенками от жёлтых, до коричневых тонов.
- Не чищеная береста, с наростами, мхами.
- Средние слои, от нежно-розовых и кремовых оттенков.
Приготовив бересту к работе, можно приступать к изготовлению изделия по разработанной вами технологической карте. Художник и технолог демонстрируют и озвучивают проделанную ими работу как план работы на следующие уроки. Обсуждение.
Итог урока, домашнее задание.
Вывод:Презентация №2 «Наши достижения»
Берестяной промысел России - это один из древнейших видов занятий человека и в декоративно – прикладном творчестве он занимает определенное место. В работе с берестой сегодня сохранились не только традиционные направления – роспись по бересте, тиснение, прорезная береста, работа с пластовой берестой и плетение бересты, изготовление туесов, но появилось много нового интересного и необычного: сюжетные картины из бересты в технике аппликация, выжигание по бересте.
Широкое распространение получило изготовление украшений из бересты – подвески, заколки для волос, браслеты, бусы.
Появилось много изделий из так называемой клееной бересты – амулеты, обереги. Все это говорит о дальнейшем развитии берестяного промысла, которое выражается в создании новых технологий и направлений работы с берестой.
Результат: ученики получили основные навыки работы с берестой, практический опыт по художественной обработке бересты.
Подведение итогов:
- Понравилось ли вам работать с берестой?
- Чему научились?Какие сложности в работе? (каждая группа высказывается)
- Выставление оценок за работу индивидуально, и за работу группы.
- Инструктаж по дальнейшей работе с аппликацией.
- Д.З. Ножницы, клей «Момент универсальный»-60 гр. Каждому, Копирка, ДВП заданного размера на группу.
Самое сложное позади, самое интересное впереди.
Спасибо за хорошую работу!
Технологическая карта изделия
«Соболь» берестяная живопись
Художник
Технолог пронумеровав последовательность заготовок в порядке приклеивания. Заполняет, составляет ТК по которой будет работать вся группа.
Технологическая карта изделия………………….
Технолог……………………….
№ | Название детали | Вид работ | Инструменты и материалы |
Проверил……………………….
- На следующих уроках, дети с большого эскиза, переводят через копирку деталь, выбрав указанное направление, оттенок подписать, вырезают, ставят № с обратной стороны, и в коробочку отдельно животного. Как пазлы, но объемные. В группах происходит распределение работы: 1ученик подбирает и клеит небо, 2-землю. Дальний план.3-4 животного. «Старший», распределяет письменно, чтобы Мастер мог оценить работу каждого, и контролировать качество исполнения. Работа Технолога-самая ответственная. Мастер обязан проверить, подкорректировать, и только после анализа ТК пускать ее в работу, на следующий урок. Если технологи не справляются, разъясняю им на примере прошлогодних работ. Их же задача с «Старшим», контроль и отслеживание всех действий на последующих уроках, этапах заготовки и сборки картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

творческий проект "Живопись шерстью"
Творческий проект - это самостоятельная творческая работа,выполненая подруководством учителя. В процессе работы учащийся познает для себя много интересного, позновательного. Актуализирует свои зн...

Творческий проект «Создание картины в технике живопись шерстью»
Проект «Создание картины в технике живопись шерстью». Выполнила обучающаяся кружка «Валяние из шерсти». В теоретической части содержится материал об истории возникновения войло...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Живопись» тканью В ТЕХНИКЕ КИНУСАЙГА»
В каждом доме в течение многих лет накапливаются вещи, которые или вышли из моды, или мы «выросли» из них и они не подходят нам по размеру. Меняется мода и на...

Выставка итоговых творческих проектов выпускников МБОУ ДО «ДХШ» – 2019, 2020, 2021 года по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения - 8 лет).
Выставка итоговых творческих проектоввыпускников МБОУ ДО «ДХШ» – 2019, 2020, 2021 годапо дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Жив...


