Урок истории. 11 класс. Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Алисиевич Светлана Васильевна

Конспект поможет  углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами; подробно рассмотреть причины подъема национальных антиколониальных движений   в этих  странах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории. 11 класс.

 Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами.

Цель:

Образовательная:

  • Систематизировать  и углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами;
  • Подробно рассмотреть причины подъема антиколониальных движений   в этих  странах.

Развивающая:

  • развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события;
  • отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;
  • формировать логичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности (ответственность), формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).

Воспитывающая:        

  • подвести школьников к осознанию необходимости овладевать умениями поведения и общения на принципах уважения культур, толерантности и диалога.

Тип урока: комбинированный.        

        Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация пройденного материала.

Опрос домашнего задания. Сообщения учащихся о Б. Муссолини и А. Гитлере,  диктаторе Франко.

- Каковы характерные черты тоталитаризма?

- Назовите причины прихода к власти в 20 – 30 годах XX века фашистов.

  1. Мотивационно-целевой этап

Сообщение темы и цели урока.

1. Вводное слово учителя:

 - Большинство стран Азии и Африки в начале 20 века продолжали существовать в статусе колоний индустриальных государств. Метрополии, невзирая на капиталистическую эпоху, продолжали эксплуатировать колониальные земли классическими феодальными методами: насильственный вывоз драгоценных металлов, создание системы работорговли, высокое натуральное и денежной налогообложение. О каких странах мы будем сегодня говорить? (ответы учащихся)

- Тема нашего урока: «Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами» И сегодня попытаемся вместе определить, как менялась экономическая, политическая  и социальная жизнь в этих странах во времена перемен после окончания Первой мировой войны и до начала Второй.

План изучения темы:

1. Первая мировая война и страны Азии, Африки.

2.Страны Азии: Япония, Китай, Индия, Турция.

3.Страны Африки и Латинская Америка.

IV. Изучение нового материала:

1. Влияние итогов Первой мировой войны на страны Азии, Африки.

  •  «Мозговой штурм». (Дата, участники, итоги Первой мировой войны)
  • Лекция учителя по первому пункту.

- После Первой мировой войны произошел территориальный передел мира. Побежденная Германия лишилась своих колониальных владений. В 1918 г. великие державы декларативно провозгласили право народов на самоопределение. Для его реализации была создана мандатная система управления колониями. Ее предложили Англия и Франция с целью узаконить захваченные ими германские колонии в Африке, Азии, на Тихом океане и владения Османской империи на Ближнем Востоке.

 В конечном итоге положение колоний после Первой мировой войны мало изменилось. Колониальные страны навязывали народам модель развития,  нарушавшую местные исторические традиции, но политическое и экономическое положение метрополий после войны стало сложным. Поэтому еще во время войны колонии почувствовали ослабление колониального гнета, т.к. метрополии были заняты боевыми действиями друг с другом и,   к порабощенным, пришло понимание того, что против колонизаторов можно воевать.

Не последнюю роль в возрастании национального сопротивления сыграли СССР и Коминтерн. Россия (позже СССР)  оказывала  антиколониальному движению дипломатическую поддержку, а порой  помогала деньгами и оружием (Китаю, Турции, Монголии).  Под влиянием Октябрьской революции во многих странах Азии и Африки появились коммунистические партии и группы. Коммунисты считали восточные страны созревшими для социализма, поэтому выступали за проведение социалистической   революции и  установление  диктатуры  пролетариата.

-Мировой экономический кризис охватил какие страны и когда? (1929 -1933 США, Европа)

- Одной из причин кризиса стало перепроизводство. Повлияв на метрополии, кризис не мог обойти  и колонии. Т .к. произошло свертывание мировой торговли , то это привело к росту недовольства торговцев, а значит и национального рабочего класса и крестьянства.  А результатом стало активизация национально-освободительного движения.  Национальная  буржуазия  была  недовольна засильем  иностранного  капитала, который тормозил развитие национальных экономик. Крестьяне  и ремесленники были недовольны высокими налогами и рыночной  экономикой, которая  ассоциировалась  у  них  с  колонизаторами.  Интеллигенция видела в колонизаторах главного виновника отсталости и  ограбления.

Национально-освободительное движение выступало за:

1.Продолжение модернизации и создание сильных процветающих государств.

2. Использование религиозных идей. Так, Гандизм опирался на свойственные индуизму традиции терпимости и ненасилия. Суньятсенизм использовал конфуцианские идеи государства-покровителя. Исламский национализм призывал к восстановлению демократических идей ислама. И только кемализм носил  светский характер.

3. Совмещение интересов буржуазии и простых людей и даже звучал призыв  к социальной гармонии, к опеке богатых над бедными.

Формы борьбы за реализацию этих идей:

Индия – ненасильственная борьба (сатьяграха) ;

Китай и Турция – вооруженная борьба;

Египет, Индонезия – сочетание пропаганды и вооруженной борьбы.

Кроме национальных партий, в Азии и Африке были созданы коммунистические и профашистские организации. Компартии одержали победу только в Китае, так как партия требовала диктатуры пролетариата (малочислен и слаб)  и отказа от религии. Профашистские организации : «Молодой Египет», «Стражи бычьей упряжки».

2. Работа над вторым и третьим пунктами плана проходит самостоятельно. Учащиеся изучают материал, составляют сложный план ответа, который поможет в воспроизведении текста. Работа с учебником по вариантам.

Задание: На основе текста учебника составить сложный план ответа:

Япония – стр.89- 91;

 Китай – стр. 91 – 93;

Индия – стр. 93 – 94;

Турция – стр. 94 – 95;

Страны Африки – стр. 95 – 96;

 Латинская Америка – стр. 96 – 97.

V.  Заключительный этап:

Презентация учащимися результатов самостоятельной работы.

Обобщение и вывод.

-Назовите политических деятелей стран Востока, возглавивших национально-освободительное движение в своих странах. 

- Подумайте, почему Япония стала единственной из стран Востока, где произошла фашизация общества.

VI. Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнал…

- Я понял…

- Меня удивило…

- Я не знал, что… 

VII. Задание на дом. Пар. 9 , вопросы 1,2, 4, 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по разделам «Между мировыми войнами» и «Вторая мировая война».

Уважаемые коллеги.Представляю Вам тест, разработанный для I курса техникума. Конечно, вопросы в нем именно те, которые мы разбирали с ребятами на занятиях. В спецификации теста есть вся необходимая ин...

Пути развития народов Азии, Африки и Латинской Америки

Презентация к учебнику Н.В.Загладина...

Конспект урока истории в 6 классе "Государства и народы Африки и доколумбовой Америки".

Цель и задачи. Создать условия, при которых обучающиеся смогут: - описать хозяйственную, культурную и религиозную жизнь народов доколумбовой Америки, сравнить процесс организации государств коренны...

Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией

Презентация по всеобщей истории для 9 класса...

Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:·         Систематизировать и у...

Познавательные задания для урока «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале ХIX в.»:

Познавательные задания для урока «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале ХIX в.»Для урока истории в 11 классе...

Проверочная работа по истории №1 10 кл Тема: «Мир накануне и в годы Первой Мировой войны»

Проверочная работа по истории №1                Тема: «Мир накануне и в годы Первой Мировой войны»...