Учебно-методическая разработка урока истории на тему : "ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ МОНАРХИЙ В ЕВРОПЕ" (10 КЛАСС)
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Попов А. В.

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_tsentralizovannyh_monarhiy_v_evrope.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Попов Александр Викторович, учитель истории

Учебно-тематическая разработка урока  истории

Тема урока: ОБРАЗОВАНИЕ   ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ   МОНАРХИЙ   В ЕВРОПЕ (10 КЛАСС)

форма урока – РОЛЕВАЯ ИГРА

Цель: показать сложность и неоднозначность процесса образования централизованных государств в Европе

Задачи:

  1. Подготовить основу для изучения темы «Объединение Русских земель»
  2. Продолжить развитие навыков работы с тестами, восприятия материала в устной и письменной форме, структурирование и систематизация нового материала, навыки ведения диалога, оперативного мышления.
  3. Воспитание готовности к диалогу, определение и защита своих интересов, их соотношение с государственными интересами.  

Форма проведения:

Комплексный урок с элементами ролевой игры

Оборудование:

  1. мультивизор
  2. доска
  3. раздаточный материал:

- тестовые задания

- конверты с материалом к игре (надписаны в соответствии с ролью, содержат исторический материал)

- бэджики

- таблички на столы для определения позиций игры (король, союзники, противники, неопределившиеся)

Игровое оборудование (символическое)

предмет

количество

Для кого

Корона королевская

1

король

Папская тиара

2

Папа Римский

Корона герцогская

1

аристократ

Плащики:

Белый

2

Папа Римский

черный

1

духовенство

Черный с крестом

1

Орден

синий

горожанин

красный

Королевский советник

Мечи

3

Рыцарь, аристократ, орден

Мешочек с деньгами

1

горожанин

Берет

горожанин

(корона для короля, мешочек денег для горожан, меч для рыцаря, маленькая корона и меч для аристократии, 2 шапочки и 2 плащика для папы Римского, плащики для духовенства (черный – духовенство, черный с крестом и меч – для ордена).

Ход урока:

Содержание деятельности

время

Мини-тест с целью проверки усвоения изученного материала:[1] 

- на основе исключения лишних характеристик

- выбор одного правильного ответа из 4-х

- написать понятие, определение которого дано

5 мин

Фронтальный опрос[2]:

- чем отличается условная и частная собственность?

- от чего защищает правовой иммунитет?

- как называется хозяйство, которое само себя обеспечивает?

- что требуют от участников вассально-ленные отношения?

- почему король считался «первым среди равных»?

- как вы думаете, что необходимо королю, чтобы усилить свою власть?

Переход к новому материалу

5 мин

Новый материал:

Краткое объяснение основных процессов, связанных с формированием централизованного государства в Европе[3]

  1. Причины объединения
  2. Противоречия светской и церковной властей
  3. Сословно-представительная монархия как результат объединения

При этом в качестве наглядного материала выступает презентация:

- таблицы: Противоречия светской и церковной властей

- карты: Франция периода феодальной раздробленности

- схемы: Сословно-представительная монархия[4]

10 мин

Деловая игра:

1 этап: Определение целей игры.

1 мин

2 этап:

1) выбирается королевская команда: 2 человека – король и его советник (по желанию)

2) определяются образы игроков (по 1 человеку по жребию).

В том числе:

  • Римский папа
  • Местное духовенство
  • Духовно-рыцарские ордена
  • Аристократия
  • Рыцарство
  • Горожане

Если учащихся не хватает, учитель может исключить духовно-рыцарские ордена, а роль Римского папы взять на себя.

3) участники получают пакеты с игровой информацией

4 мин

3 этап:

Игроки на основании выданных документов и выдержек из исторических сочинений должны:

- определить свое положение по отношению к королю

- выяснить, какой линии поведения он должен  придерживаться.

Королевской группе известна позиция, которую должен занять каждый из игроков. Их задача:

- найти аргументы, которые бы привлекли колеблющихся на сторону короля

- найти способы усилить позиции своих сторонников

- определить методы, которыми можно нейтрализовать врагов

Для этого используется материал учебника[5].

 

5 мин

4 этап: изменение положения учащихся по отношению к королевской команде:

Класс делится на 3 группы:

- За короля

- не определившиеся

- против короля

В соответствии с заранее выданным заданием король должен:

- укрепить преданность союзников

- найти аргументы, которые бы привлекли на его сторону сомневающихся и (по возможности) врагов[6].

На основании исторического материала он может:

- избрать второго папу Римского из местных священников (или назначить себя главой церкви).

- пообещать горожанам уничтожить внутренние пошлины

- отдать деньги горожан рыцарям и переманить их от аристократии

- опираясь на поддержку горожан и рыцарей уничтожить орден (Франция) или вывести его активность вовне страны (Германия, Испания).  

Возможны и иные решения этих проблем.

Игроки должны решить, какими будут их действия в созданных условиях.

Они могут высказывать свои пожелания, и должны пересаживаться, если их мнение меняется под влиянием короля[7]

Папа Римский может вести свою игру против короля.

10

Подведение итогов игры:

  1. Легко ли было королю найти нужные аргументы?
  2. Как вы думаете, можно было решить эти вопросы без прямого общения представителей сословий? Как назывались такие органы?
  3. Можно ли сделать вывод, что наш король усилил свою власть и завоевал популярность у различных сословий?

Благодарность участникам, особенно – королевской группе

2 мин

Подведение итогов урока.

  1. Мы рассмотрели процесс образования централизованной монархии и выяснили, что это был сложный процесс, который не всегда заканчивался успешно. Как этот процесс проходил в нашей стране, мы рассмотрим в следующем полугодии.
  2. Ряд стран (Германия и Италия) не смогли создать самостоятельные сильные государства. Как вы думаете, как это отразилось на их истории, вспомните для примера историю походов Наполеона?
  3. Король в своей политике опирался на горожан и рядовое рыцарство, его главными противниками были Римский папа и аристократия.
  4. Победа королевской власти была обеспечена благодаря введению сословно-представительных органов (Парламент, Генеральные штаты)
  5. Есть ли связь между тем парламентом – и современными демократиями? Можно ли говорить о близости их целей?
  6.  Благодарность всем участникам, выделение тех, кто особенно хорошо:

- ответил тест (проверить, пока идет работа с текстами)

- отвечал устно

- был особенно убедителен в игре

3 мин

Задание для самостоятельного изучения:

- 100-летняя война (с. 178-182)

- Испания в Средние века (с. 182-185)

Примечания:


[1] Письменный ответ, цель – навыки работы в тестовом формате

[2] Устный ответ, цели: углубление усвоенного материала, умение оперативно мыслить и формулировать свои мысли.

[3] Задействован слух, цели: усвоение нового материала, развитие навыков ведения конспекта, выделение главной информации.

[4] Задействовано зрение, цель – структурирование и систематизация нового материала.

[5] Анализ письменного текста. Цель - Умение работать с научным историческим текстом и делать выводы.

[6] Игровая деятельность. Цель – формирование навыков ведения диалога, оперативного мышления

[7] Двигательная активность. Цель – разрядка нервного и умственного напряжения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме" Образование причастий и деепричастий" 7 класс.

Урок закрепляет навыки образования причастий и деепричастий, правописание их суффиксов....

Проверочная работа "Образование централизованных государств в Европе", 6 класс

Материал поможет провести проверку знаний по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе, 11-15 века"....

Методические рекомендации студентам по теме "Образование централизованного государства"

Данные методические рекомендации студентам СПО по теме "Образование централизованного государства" предполагают изучение следующих тем программы дисциплины "История", а именно: причины возвышения моск...

проверочная работа по теме "Образование централизованного государства"

материал для актуализации знаний, позволяющий выявить уровень усвоения  исторических понятий,событий, дат по теме "Образование централизованного  государства"....

Презентация по теме "Формирование централизованных государств в Европе"

Презентация по теме "Формирование централизованных государств в Европе"...

Презентация по теме "Образование централизованного государства в Англии"

Данная презентация посвящена основным событиям периода образования централизованного государства в Англии. Может быть использована на уроках по истории Средних веков в 6 классе....

Презентация по теме "Образование централизованного государства во Франции"

Данная презентация содержит основные этапы процесса централизации государства во Франции и может быть использована при преподавании истории Средних веков в 6 классе по УМК Агибаловой, Донского и др....