Учебно-методическая разработка урока истории на тему : "ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ МОНАРХИЙ В ЕВРОПЕ" (10 КЛАСС)
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Попов Александр Викторович, учитель истории
Учебно-тематическая разработка урока истории
Тема урока: ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ МОНАРХИЙ В ЕВРОПЕ (10 КЛАСС)
форма урока – РОЛЕВАЯ ИГРА
Цель: показать сложность и неоднозначность процесса образования централизованных государств в Европе
Задачи:
- Подготовить основу для изучения темы «Объединение Русских земель»
- Продолжить развитие навыков работы с тестами, восприятия материала в устной и письменной форме, структурирование и систематизация нового материала, навыки ведения диалога, оперативного мышления.
- Воспитание готовности к диалогу, определение и защита своих интересов, их соотношение с государственными интересами.
Форма проведения:
Комплексный урок с элементами ролевой игры
Оборудование:
- мультивизор
- доска
- раздаточный материал:
- тестовые задания
- конверты с материалом к игре (надписаны в соответствии с ролью, содержат исторический материал)
- бэджики
- таблички на столы для определения позиций игры (король, союзники, противники, неопределившиеся)
Игровое оборудование (символическое)
предмет | количество | Для кого |
Корона королевская | 1 | король |
Папская тиара | 2 | Папа Римский |
Корона герцогская | 1 | аристократ |
Плащики: | ||
Белый | 2 | Папа Римский |
черный | 1 | духовенство |
Черный с крестом | 1 | Орден |
синий | горожанин | |
красный | Королевский советник | |
Мечи | 3 | Рыцарь, аристократ, орден |
Мешочек с деньгами | 1 | горожанин |
Берет | горожанин |
(корона для короля, мешочек денег для горожан, меч для рыцаря, маленькая корона и меч для аристократии, 2 шапочки и 2 плащика для папы Римского, плащики для духовенства (черный – духовенство, черный с крестом и меч – для ордена).
Ход урока:
№ | Содержание деятельности | время |
Мини-тест с целью проверки усвоения изученного материала:[1] - на основе исключения лишних характеристик - выбор одного правильного ответа из 4-х - написать понятие, определение которого дано | 5 мин | |
Фронтальный опрос[2]: - чем отличается условная и частная собственность? - от чего защищает правовой иммунитет? - как называется хозяйство, которое само себя обеспечивает? - что требуют от участников вассально-ленные отношения? - почему король считался «первым среди равных»? - как вы думаете, что необходимо королю, чтобы усилить свою власть? Переход к новому материалу | 5 мин | |
Новый материал: Краткое объяснение основных процессов, связанных с формированием централизованного государства в Европе[3]
При этом в качестве наглядного материала выступает презентация: - таблицы: Противоречия светской и церковной властей - карты: Франция периода феодальной раздробленности - схемы: Сословно-представительная монархия[4] | 10 мин | |
Деловая игра: 1 этап: Определение целей игры. | 1 мин | |
2 этап: 1) выбирается королевская команда: 2 человека – король и его советник (по желанию) 2) определяются образы игроков (по 1 человеку по жребию). В том числе:
Если учащихся не хватает, учитель может исключить духовно-рыцарские ордена, а роль Римского папы взять на себя. 3) участники получают пакеты с игровой информацией | 4 мин | |
3 этап: Игроки на основании выданных документов и выдержек из исторических сочинений должны: - определить свое положение по отношению к королю - выяснить, какой линии поведения он должен придерживаться. Королевской группе известна позиция, которую должен занять каждый из игроков. Их задача: - найти аргументы, которые бы привлекли колеблющихся на сторону короля - найти способы усилить позиции своих сторонников - определить методы, которыми можно нейтрализовать врагов Для этого используется материал учебника[5].
| 5 мин | |
4 этап: изменение положения учащихся по отношению к королевской команде: Класс делится на 3 группы: - За короля - не определившиеся - против короля В соответствии с заранее выданным заданием король должен: - укрепить преданность союзников - найти аргументы, которые бы привлекли на его сторону сомневающихся и (по возможности) врагов[6]. На основании исторического материала он может: - избрать второго папу Римского из местных священников (или назначить себя главой церкви). - пообещать горожанам уничтожить внутренние пошлины - отдать деньги горожан рыцарям и переманить их от аристократии - опираясь на поддержку горожан и рыцарей уничтожить орден (Франция) или вывести его активность вовне страны (Германия, Испания). Возможны и иные решения этих проблем. Игроки должны решить, какими будут их действия в созданных условиях. Они могут высказывать свои пожелания, и должны пересаживаться, если их мнение меняется под влиянием короля[7] Папа Римский может вести свою игру против короля. | 10 | |
Подведение итогов игры:
Благодарность участникам, особенно – королевской группе | 2 мин | |
Подведение итогов урока.
- ответил тест (проверить, пока идет работа с текстами) - отвечал устно - был особенно убедителен в игре | 3 мин | |
Задание для самостоятельного изучения: - 100-летняя война (с. 178-182) - Испания в Средние века (с. 182-185) |
Примечания:
[1] Письменный ответ, цель – навыки работы в тестовом формате
[2] Устный ответ, цели: углубление усвоенного материала, умение оперативно мыслить и формулировать свои мысли.
[3] Задействован слух, цели: усвоение нового материала, развитие навыков ведения конспекта, выделение главной информации.
[4] Задействовано зрение, цель – структурирование и систематизация нового материала.
[5] Анализ письменного текста. Цель - Умение работать с научным историческим текстом и делать выводы.
[6] Игровая деятельность. Цель – формирование навыков ведения диалога, оперативного мышления
[7] Двигательная активность. Цель – разрядка нервного и умственного напряжения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/27/picture-49669-1445977228.jpg)
Урок по теме" Образование причастий и деепричастий" 7 класс.
Урок закрепляет навыки образования причастий и деепричастий, правописание их суффиксов....
Проверочная работа "Образование централизованных государств в Европе", 6 класс
Материал поможет провести проверку знаний по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе, 11-15 века"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/28/picture-556953-1419777051.jpg)
Методические рекомендации студентам по теме "Образование централизованного государства"
Данные методические рекомендации студентам СПО по теме "Образование централизованного государства" предполагают изучение следующих тем программы дисциплины "История", а именно: причины возвышения моск...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612111-1427173434.jpg)
проверочная работа по теме "Образование централизованного государства"
материал для актуализации знаний, позволяющий выявить уровень усвоения исторических понятий,событий, дат по теме "Образование централизованного государства"....
Презентация по теме "Формирование централизованных государств в Европе"
Презентация по теме "Формирование централизованных государств в Европе"...
Презентация по теме "Образование централизованного государства в Англии"
Данная презентация посвящена основным событиям периода образования централизованного государства в Англии. Может быть использована на уроках по истории Средних веков в 6 классе....
Презентация по теме "Образование централизованного государства во Франции"
Данная презентация содержит основные этапы процесса централизации государства во Франции и может быть использована при преподавании истории Средних веков в 6 классе по УМК Агибаловой, Донского и др....