Методические рекомендации студентам по теме "Образование централизованного государства"
учебно-методический материал по истории на тему

Сабирова Наталья Михайловна
Данные методические рекомендации студентам СПО по теме "Образование централизованного государства" предполагают изучение следующих тем программы дисциплины "История", а именно: причины возвышения московского княжества и его роль в объединении русских земель; особенности образования российского централизованного государства и его характерные черты; оформление государственности в период правления Ивана III; значения реформ Ивана Грозного для дальнейшей судьбы России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekom._ts.g._studentam.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания студентам к теме

«Образование централизованного государства».

Уважаемые студенты!

   В процессе изучения данной темы, в соответствии с учебной программой, вам предстоит освоить следующие вопросы:

1. Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении русских земель.

2. Характерные черты централизованного государства.

3. Особенности образования централизованного Российского государства.

4.Оформление государственности. Иван III.

4. Значение реформ Ивана Грозного для дальнейшей судьбы России.

В ходе изучения исторического материала по данной теме вы должны знать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- основные термины и даты;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Вы должны уметь:

- проводить поиск информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации;

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- давать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим свой вклад в мировую и всемирную историю;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

     При изучении данной темы вам необходимо обратить внимание на особенности объединительного процесса, а именно:

  • Рождение  Российского государства происходило в кровавых схватках внутренних усобиц, в жестком противостоянии большинству соседей.
  • Россия обретала свое место в мире в изнурительной борьбе с Большой Ордой, Казанским, а с начала XVI века и Крымским ханствами, Литовским княжеством, Ливонским орденом, Шведским королевством.
  • Особенность нарождавшейся российской государственности определялась тремя важнейшими в геополитическом измерении обстоятельствами:
  1. Протяженность и распахнутость  легко доступных границ. На востоке, юге, западе Россия попеременно враждовала с государствами кочевников, полукочевников и оседлых обществ.

   2. Противостояние  Золотой Орде и одновременно европейски организованным армиям с запада, сильно влияло и на социально – политические структуры и на организацию военного дела в России.

   3. Отчетливо проявился конфессиональный компонент международного противостояния.

 Когда Россия стремительно вовлекалась в широкие политические, социальные, экономические, культурные контакты, прежде всего с европейскими странами, резкая конфессиональная обособленность русского православия заметно влияла на формы и интенсивность таких связей.

  4. Российское централизованное государство стало таковым, лишь сбросив экономическую и политическую зависимость от Орды.

Продумайте и обоснуйте причины образования централизованного государства:

- рост и развитие феодального землевладения и поглощение феодалами крестьянской общины (феодалы были заинтересованы в создании централизованного аппарата власти для закрепощения крестьян);

- развитие городов, их заинтересованность в ликвидации феодальной раздробленности для обеспечения свободной торговли;

- княжеские усобицы разоряли крестьянские земли. Отсюда заинтересованность крестьянства в стабилизации власти;

Определите причины возвышения Московского княжества.

Назовите и дайте характеристику основных этапов образования Московского централизованного государства.

- Конец XIII-первая половина XIV века - перемещение экономического центра на Северо-восток; усиление Московского и Тверского княжеств и борьба между ними.

- Рост территории Московского княжества, его победа над Тверью.

- Вторая половина XIV- начало XV века - разгром Москвой в 60-70-е годы основных соперников и переход от утверждения политического главенства к

государственному объединению русских земель вокруг Москвы.

- Организация Москвой общенародной борьбы за свержение Ордынского ига.

- Феодальная война второй четверти XV века - поражение коалиции удельных князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств.

- Вторая половина XV - начало XVI  веков - подчинение Новгорода Москве;

- Завершение объединения земель вокруг Москвы; ликвидация ордынского ига.

- Оформление государственности.

Наряду с расширением территории и борьбой за независимость московские князья ставили перед собой задачи укрепления хозяйства, создания сильной системы управления и большого войска. Именно в этот период выдвигается на историческую арену Руси новое сословие: военно- служивое дворянство (помещики) в качестве социальной опоры великокняжеской власти, утверждается поместная система землевладения.

При Иване III был принят Судебник (1497г.), положивший начало прикрепления крестьян к земле.

- Налаживается система органов унитарного управления. Она включала:

 Казну (финансовые, внешнеполитические и другие общегосударственные дела),

Дворцы (управление из центра вновь присоединенными землями), наместников (назначенных из центра правителей уезда), и др.

- При Иване III и IV создается новая система центральных органов управления – приказы.

- Для решения наиболее важных государственных дел созывается особое учреждение – Земский собор, что свидетельствовало о превращении России в сословно – представительную монархию. Но в отличие от Западной Европы Земский собор имел только «совещательное или осведомительное значение», так и не став законодательным учреждением. Решения земского собора становились законами лишь тогда, когда в его работе принимала участие Боярская дума во главе с царем.

- Усилилось положение дворянства в административном аппарате на местах (губная реформа).

 - Было создано постоянное военное войско (к концу XVI в. до 25 тысяч стрельцов).

 - В 1555-1556 гг. отменены кормления. Вместо прежнего «кормленичного дохода» население платило теперь «кормленичный откуп».

- Суд и административная власть сосредотачивались в руках губных и земских старост, которые должны были заниматься раскладкой налогов,  повинностей и осуществлять сыск и следствие по особо важным государственным делам.

Отмена кормлений завершила складывание аппарата государственной власти в форме сословно представительной монархии.

 

Особое внимание следует уделить пониманию и оценки аграрному перевороту Ивана Грозного, суть которого заключается в перераспределение земель от бояр в пользу дворянства. В 1565 г. из государственного земельного  фонда были выделены обширные территории, куда вошли земли с наиболее развитым уровнем удельно - княжеского землевладения и наиболее развитыми городами, т.е. лучшая половина страны (государев удел, опричнина).

В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владения "выведены" в другие районы, главным образом окраинные, где они получили земли на основе поместного права. В старых районах земли отдавались опричникам.

Результат аграрного переворота.

 – ослабление крупного феодально - вотчинного землевладения и ликвидация его независимости от центральной власти;

 - утверждение помещичьего землевладения и связанного с ним дворянства, поддерживающего государственную власть.

Эти преобразования Иван Грозный провел  с невероятной жестокостью. Бесчинства опричников столкнулись с различными формами сопротивления во всех слоях великорусского общества, оставив след в знаменитой переписке царя с князем А. Курбским и в открытом обличении опричнины митрополитом Филиппом (Федором Колычевым) 31 марта 1568 г. в Успенском соборе Кремля.

Обратите внимание на основные задачи и направления внешней политики России периода централизации.

Восточное направление. 

- присоединение к России Казанского и Астраханского ханств.

- Вхождение башкирских земель в состав Российского государства.

- Присоединение Сибири к России. Поход Ермака.

Западное направление.

- Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война.

- Разгром Ливонского ордена. Включение в войну Литвы, Польши, Швеции.

- Образование Речи Посполитой. Взятие Стефаном Баторием Полоцка и Великих Лук.

- Оборона Пскова. Ям-Запольское перемирие. Плюсское перемирие.

Южное направление.

- Освоение Дикого поля и отношения с Крымским ханством.

Отношения с другими государствами Европы и Азии.

- Развитие русско-английских отношений.

Изучению данной темы поможет знакомство с соответствующими главами из «Истории государства Российского» (М. изд-во "Книжная палата", 1991) -

«Портрет в историческом интерьере».

 «Государь всея Руси Иван III: его дела и время». «Портрет в историческом интерьере. Иван Грозный: судьба и время».

Продумайте ответы на вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте основные этапы в истории образования Российского государства.

2. Каковы основные вехи в борьбе за независимость русского народа от татаро-

монгольского ига?

3. Какие реформы были произведены в первый период правления Ивана Грозного?

4. Какие внешнеполитические задачи были решены в эпоху царствования Ивана

Грозного?

5. Какую концепцию государственного устройства пытался претворить в жизнь

Иван Грозный?

6. Что такое "опричнина"? Какова цель и каковы итоги?

Основные выводы по предложенной теме.

1.Становление сильной единоличной власти, ликвидация самостоятельных княжеств и уделов, окончательное свержение ордынского ига, переход от оборонительной внешней политики к наступательной  соответствовали не только достигнутому к тому времени экономическому и военному потенциалу России, но и  чаяниям большинства населения.

2. Острота проблемы выживания способствовала консолидации нации и возрастанию престижа Российского государства.

3. В русском государстве боролись по две концепции государственного устройства:

1). Боярско - дворянский взгляд опирался на традиционные представления  о социальной иерархии, в соответствии с которыми  между  великим князем   холопами  должно существовать известное количество ступеней, занимаемых аристократией , принимающей участие в управлении государством. В условиях централизации государственный аппарат  также нуждается в иерархии должностей.

 2). Вторая концепция распределения власти восходила к византийским традициям, а также к идеям, сложившимся в северо - восточных княжествах в годы ордынского владычества. Самые могущественные, знатные и богатые люди, достигшие высших должностей в государстве, оставались совершенно бесправными и незащищенными законом по отношению к царю, который мог произвольно лишить их имущества, чина и жизни.

Согласны ли вы с тем, что централизация в России законсервировала средневековый тип отношений в обществе, не создавая твердых юридических оснований прав и обязанностей личности.

Что установились отношения подданства, как на Востоке, а не вассалитета, как на Западе (западный институт вассалитета предполагал отношения двух договаривающихся сторон, которые  были связаны взаимными правами и обязательствами). 

Московские князья требовали беспрекословной покорности подданных и имели практически безграничную власть. Не только простой хлебопашец, но и знатный боярин был лишь холопом князя. Равное бесправие всех членов общества перед лицом монарха роднило Россию с восточными деспотиями.

Полученные знания вы сможете закрепить, ответив на вопросы теста.

ТЕСТ

1.Кто был первым московским царем?

  1. Даниил Александрович.
  2. Иван Калита.
  3. Иван Грозный.
  4. Иван III.

2.Какое событие произошло раньше других?

  1. Битва на Калке.
  2. Введение Юрьева дня.
  3. Принятие Русью христианства.
  4. Ливонская война.

3.Кто был московским царем раньше остальных

  1. Василий Шуйский.
  2. Михаил Романов.
  3. Борис Годунов.
  4. Алексей Тишайший.

4.Что являлось одной из причин возвышения Московского княжества?

  1. Создание московского стрелецкого полка.
  2. Поддержка православной церкви.
  3. Введение патриаршества.
  4. Поддержка Новгорода.

5.Что из названного относится к причинам поражения России в Ливонской войне?

  1. Медный бунт.
  2. Пресечение династии Рюриковичей.
  3. Политика опричнины.
  4. Строительство засечных черт.

6. Какое из указанных событий произошло в 15 (XY) веке?

  1. Начало книгопечатания на Руси.
  2. Строительство Софийского собора в Новгороде.
  3. Стояние на Угре.
  4. Принятие соборного Уложения.

7.Что из названного относилось к причинам политической раздробленности Руси?

  1. Стремление удельных князей к независимости от Киева.
  2. Установление власти Золотой Орды над Русью.
  3. Распространение языческих верований.
  4. Установление вечевого порядка.

8.Что из перечисленного ниже относится к предпосылкам объединения русских княжеств в XIV-XVв.в?

  1. Необходимость освобождения от ордынского ига.
  2. Соперничество Орды и Твери.
  3. Реформы Избранной Рады.
  4. Начало деятельности Земских соборов.

9. Как на Руси в XVIв. назывался способ содержания должностных лиц за счет местного населения?

  1. Опричнина.
  2. Ростовщичество.
  3. Земщина.
  4. Кормление

10. Какое из названных событий произошло при Иване III?

  1. Был созван первый Земский собор.
  2. Появилось стрелецкое  войско.
  3. Был издан Судебник.
  4. Западная Сибирь вошла в состав Российского государства.

11. Что из названного относится к последствиям Ливонской войны (1558-1583г.г.)?

  1. Хозяйственное разорение северо-западных земель.
  2. Присоединение к Московскому государству Курляндии и Литвы.
  3. Потеря Московским государством Новгорода и Пскова.
  4. Получение выхода в Балтийское море.

12.Кто в период Смуты обратился с призывом к своим землякам – нижегородцам приступить к организации второго ополчения и стал одним из его руководителей?

  1. Борис Годунов.
  2. Андрей Курбский.
  3. Кузьма Минин.
  4. Протопоп Аввакум.

13. Что из названного было одним из итогов внешней политики Ивана Грозного?

  1. Вхождение в состав России Крыма.
  2. Вхождение в состав России левобережной Украины.
  3. Получение выхода в Балтийское море.
  4. Расширение границ на восток.

14.К причинам падения Избранной Рады относится:

  1. Присоединение Сибири.
  2. Соляной бунт.
  3. Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова.
  4. Стремление Ивана Грозного к единоличному  правлению.

15.Семибоярщина в итоге привела Созыву второго ополчения

  1. Созыву второго ополчения.
  2. Поражению в Ливонской войне.
  3. Поражению восставших под предводительством И. Болотникова.
  4. Началу Смоленской войны.

16. 17 век в истории России называют:

  1. Золотым.
  2. Серебряным.
  3. Бунташным.
  4. Веком дворцовых переворотов.

17.Что из названного стало следствием реформ Избранной Рады?


  1. Появление выборных губных старост.
  2. Уничтожение опричнины.
  3. Ослабление власти боярских группировок.
  4. Завоевание выхода в Балтийское море.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

тест "Образование централизованных государств во Франции и в Англии". 6кл.

тест для текущего контроля по истории средних веков...

Методические рекомендации студентам по написанию презентаций по основам философии

Презентация по философии, выполняемая студентами в курсе изучения предмета, представляет собой разновидность учебной деятель­ности, которая по своему содержанию и структуре совпадает с огромной творче...

Методические рекомендации студентам по написанию рефератов

Методические рекомендации студентам СПО по написанию рефератов и темы рефератов для обучающихся на 1 курсе....

Методические рекомендации студентам

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы...

Методическая разработка урока «Образование российского централизованного государства»

Методическая разработка урока«Образование российского централизованного государства»        Представлена технологическая карта урока с приложениями...

Методические рекомендации студентам

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...