Крещение Руси
учебно-методическое пособие по истории (10 класс) на тему

Мочалова Татьяна Ивановна

Данный материал можно использовать при проведении лабораторной работы по теме "Крещение Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kreshchenie_rusi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №1.5 Крещение Руси.

2-й уровень на «4»

  1. Как вы считаете, можно ли легенду о варягах-мучениках рассматривать как одно из первых свидетельств о том, что часть населения Киева еще до официального крещения приняла христианство?
  2. Обратите внимание на фрагменты текста, подчеркнутые линией. Подумайте, откуда летописец мог узнать о том, о чем идет речь в этих фрагментах? Можно ли в этих случаях доверять летописцу?
  3. Как вы полагаете, являются ли диалоги князя Владимира с представителями разных религий достоверной записью бесед или это вымышленные (художественные) тексты, которые летописец вставил в свой труд для обоснования собственной точки зрения?
  4. Выпишите цитаты из документа №3 недостоверные (вымышленные автором летописного сообщения) сведения.

1-й уровень на «5»

  1. Почему первыми христианами летописец считает не славян, а варягов? Можно ли утверждать, что автор летописи почему-то хотел подчеркнуть этот факт. Для чего это могло понадобиться летописцу?
  2. Можно ли рассматривать приведенный рассказ как свидетельство о превосходстве православной религии над другими верами, о реальных преимуществах православного исповедания? Почему вы так считаете?
  3. Является ли, на ваш взгляд, данное описание (док. №3) свидетельством очевидца крещения киевлян? Почему вы так считаете?
  4. Как вы думаете, все ли киевляне были рады принять христианство? Попытайтесь найти подтверждение своей точке зрения в прочитанном тексте (нужные слова выпишите).
  5. Можно ли на основании этого рассказа утверждать, что киевляне не дорожили своими языческими верованиями и христианство было принято ими без какого бы то ни было сопротивления?

Документ № 1. «Повесть временных лет» о варягах-мучениках

Пошел Владимир… к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он. Того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянныё, и натравил людей.

И посланные к нему, придя сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, чтобы мы принесли жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а простое дерево: ныне есть, а завтра сгинет, не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека, и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам».

Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же схватили оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им потребы?» И кликнули, и подсекли под ним сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь тогда были люди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому, не зная, что близка уже го погибель.

Документ № 2. «Повесть временных лет» о выборе веры князем Владимиром

Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не имеешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету»… И другую всякую ложь говорили… Владимир же слушал их… всласть. Но вот что ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от пития; и сказал он: «Руси есть веселие пить. Не можем без того быти».

Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой»… Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».

Услышав об этом пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христианство же верует в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога, Авраама, Исаака и Иакова»… Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны?... Или и нам того же хотите?

Затем прислали греки к Владимиру философа со следующими словами: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру… Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима проповедовать у вас веру свою…» Сказал же Владимир: «Пришли ко мне евреи и сказали, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли». Философ ответил: «Воистину веруем в того». Владимир спросил: «Зачем же сошел Бог не землю и принял такое страдание?» Ответил философ: «Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала, зачем Бог сошел на землю». Владимир же сказал: «Рад послушать». И начал философ говорить так… /3алее в летописи следует так называемая Речь философа/.

И, сказав это, философ показал Владимиру занавес, на котором написано было судилище Господне, направо указал ему праведников, ищущих в веселии рай, а налево – грешников, идущих на мучение… Философ же сказал: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись». Владимиру же запала на сердце мысль эта, и сказал он: «Подожду еще немного», желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.

Документ № 3. «Повесть временных лет» о крещении киевлян

…Крестился же /князь Владимир/ в церкви святого Василия… в Корсунь-граде.

…И когда пришел /в Киев/, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву вывозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда волокли Перуна к Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения.

И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказал им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор.

Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом». Услышав это, с радостью, пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь и бояре».

На следующий день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте.

…Люди же, крестившись, разошлись по домам, Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди пего.

… И начал ставить по другим городам церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 6 классе №Крещение Руси"

Пошаговая методическая рекомендация по уроку с презентацией....

урок истории в 6 классе №Крещение Руси"

презентация по теме "Крещение Руси"...

урок истории в 6 классе Крещение Руси"

презентация по теме "Крещение Руси"...

Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Урок по истории России "Крещение Руси"

Крещение Руси. Урок проводится в 6 классе.      Оснащение урока:  аудиозапись (П.И.Чайковский «литургия Иоанна Златоуста»), репродукции, картины, текст источника (отрывки из...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ (988)»

Цели:познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства на Руси; формировать умения в связной форме пересказывать текст учебника, давать собст...