Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Дёмина Оксана Владимировна

 

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и результатов первой и второй усобицы на Руси; характеристика особенностей развития Древнерусского государства в период правления Ярослава Мудрого; сравнительная характеристика личности и деятельности Владимира I и Ярослава Мудрого. Характеристика основных тенденций развития феодальной системы на Руси в изучаемый период; сравнительная характеристика системы управления на Руси в IX—X вв. Выявление особенностей усобиц второй половины XI в.; характеристика взаимоотношений Руси и Степи во второй половине XI в.; определение степени влияния половцев на жизнь Руси, характера и значения Любечского съезда в истории Руси. Характеристика тенденций внутри- и внешнеполитического развития Руси в изучаемый период; изучение роли «Устава» Владимира Мономаха в развитии русского права; значение идейных и нравственных принципов, содержащихся в «Поучении» Владимира Мономаха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 19.  Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

      Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и результатов первой и второй усобицы на Руси; характеристика особенностей развития Древнерусского государства в период правления Ярослава Мудрого; сравнительная характеристика личности и деятельности Владимира I и Ярослава Мудрого. Характеристика основных тенденций развития феодальной системы на Руси в изучаемый период; сравнительная характеристика системы управления на Руси в IX—X вв. Выявление особенностей усобиц второй половины XI в.; характеристика взаимоотношений Руси и Степи во второй половине XI в.; определение степени влияния половцев на жизнь Руси, характера и значения Любечского съезда в истории Руси. Характеристика тенденций внутри- и внешнеполитического развития Руси в изучаемый период; изучение роли «Устава» Владимира Мономаха в развитии русского права; значение идейных и нравственных принципов, содержащихся в «Поучении» Владимира Мономаха.

 Историческая проблема. Характер и особенности развития Древнерусского государства.

Ресурсы: учебник, карта, раздаточный материал.

Понятийный аппарат: аристократия (боярство), крещение Руси, лествичная система, монархия, раннефеодальное государство, Русская Правда, феодализм, феодальная рента (натуральная, отработочная, денежная).

       
      Основные даты и события 

      972—980 гг. — правление великого князя Ярополка.

      980—1015 гг. — княжение Владимира I.

      980 г. — языческая реформа Владимира. Попытка создать единый культ, объединяющий 6 основных божеств различных племен.

      988 г. — принятие христианства.

      1015 г. — восстание в Новгороде против варягов.

      1036 г. — Ярослав Мудрый нанес сокрушительное поражение печенегам, от которого они не смогли оправиться.

      1037 г. — заложен Софийский собор в Киеве.

      1051 г. — образование Киево-Печерского монастыря.

Середина XI в. — у границ Руси появились половцы.

      1097 г. — Любечский съезд русских князей.

1113 г. — восстание в Киеве.

      30-е гг. XII в. — условная дата начала феодальной раздробленности.

      1147 г. — первое летописное упоминание о Москве.

      1157—1174 гг. — княжение Андрея Боголюбского.

      1176—1212 гг. — княжение Всеволода Большое Гнездо.


      Персоналии
          
Владимир I Святой (?—1015 гг.) — великий князь киевский с 980 г., младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи на южных и юго-западных границах. Около 988 г. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах князя называли Красным Солнышком. Канонизирован Русской православной церковью.

Ярослав Мудрый (ок. 978—1054 гг.) — великий князь киевский (с 1019 г.), сын Владимира I. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство в 1026 г. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь вновь объединилась. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлен общерусский свод законов Русская Правда.

 Нестор — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков Средневековья — автором первой редакции «Повести временных лет» (ок. 1113 г.).

Владимир Мономах (1053—1125 гг.) — князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал «Устав», ограничивавший произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.

Изяслав, Святослав и Всеволод — сыновья Ярослава Мудрого, создатели Правды Ярославичей.

      Термины и понятия урока 

Православие — одно из главных направлений в христианстве. Возникло в 395 г. после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы сложились в Византии в IX—XI вв. Окончательно оформилось как самостоятельная церковь в 1054 г. после разделения христианской церкви на католическую и православную. Особенности нашли отражение в самом названии восточной ветви христианства. Православие — «правильная» вера, «правильное» вероисповедание, «правильная, истинная» церковь. Провозглашает верность древности, неизменность идеалов (в истине ничего нельзя менять, иначе она станет ложью). В основу учения положены Священное Писание — Библия (Ветхий и Новый заветы) и Священное Предание.

Гривна — основная денежная единица в Киевской Руси.

Династический брак — брак между представителями различных монархических династий с целью укрепления международных связей.

«Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия — порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.

Раннефеодальная монархия (IX—XI вв.) — форма политического режима, при котором монарх находится в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями.

Русская Правда — первый письменный свод законов Древней Руси.

Бояре — вотчинники, знать. Источники пополнения: родоплеменная знать, разбогатевшие общинники-аллодисты, служилая знать (старшая дружина).

Вира — денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.

Вотчина — форма организации хозяйства в Древней Руси. Земельное владение, передаваемое по наследству в боярских родах.

Гривна — весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси.

Закупы — люди, попавшие в долговую кабалу, отрабатывающие «купу» (ссуду). После выплаты долга могли стать свободными. В случае побега теряли остатки свободы и становились рабами. В случае обращения в раба без законного основания освобождались от долга и получали свободу.

Изгои — люди, потерявшие связь с общиной, либо выкупившиеся на волю холопы. Занимали промежуточное положение между свободными и несвободными категориями населения.

Обычное право — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством.

Рядовичи — люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.

Смерды — социальный слой Древнерусского государства, занимавшийся сельским хозяйством, в положении которого переплетались элементы свободы и несвободы.

Холопы — категория рабов, которые либо были посажены на землю, либо входили в состав челяди или дружины феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой.

Челядь — домашние рабы.

Любечский съезд — съезд древнерусских князей, состоявшийся в 1097 г. в городе Любече — вотчине Владимира Мономаха, на котором было принято решение о том, что «каждый владеет отчиной своей», юридически оформившее политическую раздробленность на Руси.

Половцы (кипчаки) — тюркоязычный народ, кочевавший в XI — начале XIII в. в южнорусских степях. Совершали набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в конце XI в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в.

«Крестовый поход» — название похода Владимира Мономаха против половцев в 1111 г.

Съезды князей — личные встречи носителей высшей власти, уполномоченные принимать судьбоносные для страны решения.

План

 1. Русь во времена Владимира Святославовича

 2. Правление Ярослава Мудрого

 3. Русское общество в XI веке (Возникновение феодальной собственности.  Вотчинное хозяйство. Феодально-зависимое население. Государственное управление. Русское общество: а) армия; б) города, торговля; в) церковь, монастыри. Общественные потрясения. Русская Правда Ярославичей.)

4. Время новых усобиц. Княжение Владимира Мономаха.      

Ход урока

I. Актуализация знаний для изучения новой темы

В начале урока заслушиваются выступления учеников, подготовленные дома. Оценивается умение высказать и аргументировать свое мнение, быть кратким (предварительно рекомендуется ограничить время выступления 3 мин).

Далее учащиеся выполняют задание «Угадай, кто я?». По фактам летописи нужно определить, о каких князьях идет речь (это задание основано на летописных свидетельствах, и при выполнении его без визуальной опоры могут возникнуть затруднения, поэтому учащиеся получают карточки с заданиями). (Приложение 1)  

Для актуализации проблемы урока учитель задает вопросы: что же такое Древняя Русь? Что мы имеем в виду, когда произносим эти слова? Слово «Русь» в Средние века употреблялось в двух значениях: так именовали государство и населяющий его народ.
Учащиеся определяют основные задачи государства и выполняют познавательные задания.
      Задания
      1. О том, как собирали дань киевские князья, повествует трактат византийского императора Константина Багрянородного (913—959) «О народах»: в ноябре князь с дружиной выезжал из Киева и отправлялся в земли древлян, дреговичей, кривичей и других славян. В апреле, когда реки освобождались из-подо льда, князь возвращался в Киев. Тем временем славяне-данники рубили лес, делали из цельных стволов долблёные лодки и сплавляли их по притокам Днепра к Киеву, где продавали вернувшейся дружине. В июне лодки, нагруженные медом, воском, мехами — данью подданных киевского князя, отправлялись вниз по Днепру, а затем морем к Константинополю.

Объясните, чем отличалась уплата дани славянами киевскому князю от уплаты восточнославянскими племенами дани хазарам или варягам.

  2. Отрывки из летописей рассказывают о том, какие отношения сложились между первыми русскими князьями и дружиной. Например, решение отказаться от военных действий против Византии (944) князь Игорь принимает, послушав совет своих воинов-дружинников. Решение идти к древлянам за данью (945), трагически закончившееся для князя, также принято по настоянию дружины.

О чем говорит такое положение дружины времени первых русских князей? Как складывались отношения первых средневековых правителей и их воинов в Западной Европе (например, во времена Хлодвига во Франкском государстве)?

II. Изучение новой темы

1.        В своем вводном слове учитель обращает внимание учащихся на то, что начало завершающего этапа становления государства связано с княжением Владимира I Святого, при котором произошло событие, создавшее основу для вхождения Руси в европейское сообщество.

Переходя к основной части урока, где будут разобраны главные направления и результаты внутренней и внешней политики Владимира Святославича, учитель обращает внимание учащихся на первую усобицу в Древней Руси. Этот материал будет иметь значение для определения на последующих уроках причин политической раздробленности страны.

Учащимся предлагается, опираясь на материал учебника, выявить характерные особенности первой усобицы. Их ответ должен указывать на отсутствие четкого порядка престолонаследия (престол переходит от одного князя к другому по праву сильного) и поддержку Владимира приверженцами языческой религии.

Характеристика первой попытки религиозной реформы может быть дана учащимися на основе анализа документов и материалов, приведенных ниже.

«Повесть временных лет» 
(Извлечение)

...И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после.

Владимир поставил кумиры «на холме за теремным двором». Новый пантеон располагался рядом с княжеским двором, но не внутри его, а в самом центре Киева, что делало богослужение доступным не только узкому кругу князя и его приближенных. Приверженность князя Владимира Святославича языческой религии, возможно, привела к тому, что языческое население столицы выступило против христиан. В 983 г., согласно «Повести временных лет», происходит столкновение язычников и христиан, проживавших в Киеве.

Важнейшим элементом языческой реформы Владимира было провозглашение Перуна, покровителя князя и его дружины, верховным общегосударственным божеством Киевской Руси. Этим была подготовлена почва для последующего принятия христианства как государственной религии. Возможно, и сама реформа язычества происходила под влиянием христианства, уже получившего распространение на Руси.

Господство языческой религии препятствовало дальнейшему развитию централизованного государства, династическим бракам, сказывалось на отношениях с другими странами. Принятие христианства становится следующим закономерным и необходимым этапом на пути развития Киевского государства.

Вопросы:

1. Почему Владимир проводит реформу языческой религии?

2. В чем вы видите причины неудачи этой реформы?

3. Крещение Руси, положившее начало становлению русской православной цивилизации, было следствием целого комплекса факторов.

На основе материала параграфа учащиеся самостоятельно выделяют причины принятия христианства:

      1) интересы развивающегося государства (единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог);

      2) международные условия (Европа уже была христианской);

      3) укрепление семьи;

      4) развитие культуры, письменности, духовной жизни страны;

      5) новые общественные отношения.

Проблема выбора религии может быть освещена одним из учащихся в ходе подготовленного заранее сообщения или доклада по теме «Владимир Святой и проблема выбора монотеистической религии». В процессе обсуждения доклада учащиеся отвечают на вопрос: какие факторы повлияли на выбор православной ветви христианства?

Учащимся также может быть предложено составить сравнительную характеристику католической и православной ветви христианской религии.

Православие

Католичество

Учение, указывающее путь спасения для всех людей

Спасение человека зависит от его собственной воли

Общество — единое целое, которому каждый человек обязан служить

Самостоятельность и внутренняя свобода личности

Православная церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но и укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение

Церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества

     

 В заключение изучения вопроса учитель предлагает учащимся на основе материалов учебника сформулировать значение Крещения Руси. Крещение Руси способствовало:

      1) развитию грамотности, книжного дела, культуры;

      2) расширению связей с Византией и другими странами Европы;

      3) развитию хозяйства;

      4) укреплению брачных отношений;

      5) идеологическому укреплению власти великого князя.

2.       Изучение вопроса целесообразно начать с беседы об отношении к власти великого князя в Древней Руси и договорному началу в отношениях между князьями.
      Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял князь, во многом зависимый от дружины. Наследование власти тесно переплеталось с избранием. Власть князя еще сильно зависела от общины, которая призывала и изгоняла князя, формировала ополчение для отпора внешним врагам.

Учащимся можно предложить поразмышлять над следующими вопросами:

1. Чем характеризовался политический строй древнерусских княжеств?

 2. Какие основания для занятия престола, на ваш взгляд, являлись решающими? 3. Почему смерть сильного и волевого правителя обычно способствовала началу усобиц? 4. Какой князь пришел к власти также в результате усобицы?

5. Как вы думаете, мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?
    

  Для ответов на поставленные вопросы учащиеся могут опираться на следующие высказывания историков. (Приложение 2)

      В ходе беседы учащиеся приходят к выводам о том, что власть князя в раннефеодальном государстве основывалась на обычном праве, по которому она была достаточно прочной только при условии устранения всех возможных претендентов на престол. Ярославу Владимировичу также пришлось столкнуться с подобными обстоятельствами, приведшими к гибели его братьев. Следствием этого, возможно, и явилось введение нового порядка наследования — «лествичного».

      Вопрос о смерти Бориса и Глеба лучше всего рассматривать, опираясь на материал учебника.
      Подводя итоги изучения этой подтемы, можно обратить внимание учащихся на вопрос о причинах междоусобиц в Русском государстве. Работа над этим вопросом позволит им структурировать причины усобиц в Древнерусском государстве, начавшихся в X—XI вв.:

  1. «лествичный» порядок престолонаследия;
  2. огромная территория;
  3. различный уровень развития частей Древнерусского государства;
  4. многонациональный состав государства.

     

Борьба Ярослава Мудрого за власть

Этап междоусобной
борьбы
 

Хронологические рамки этапа 

Содержание этапа 

I этап

1015—1019 гг.

Борьба со Святополком Окаянным

II этап

1019—1026 гг.

Борьба с Мстиславом Тмутараканским

      В заключении можно предложить  составление исторической характеристики Ярослава Мудрого. Для этого учащиеся могут воспользоваться следующим планом:

      1) даты начала и окончания правления;
      2) происхождение, семья;
      3) утверждение у власти;
      4) внутренняя политика;
      5) внешняя политика;
      6) вклад в развитие Древнерусского государства.
     

 Особое внимание учитель должен уделить анализу писаного свода законов — Русской Правды. Это целый комплекс юридических документов XI—XII вв., отразивший сложность социальной жизни в Киевской Руси и позволяющий проследить ее постепенное изменение. Так как работу с текстом документа целесообразно организовать на следующем занятии, при рассмотрении этого вопроса лучше дать комплексную характеристику самого источника.

По свидетельству М. Н. Тихомирова, «Русская Правда — древнейший памятник славянского права. Во всех... своих редакциях и списках... это документ большого исторического значения. На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г. Долгое применение Русской Правды в судебных делах объясняет появление таких видов пространной редакции Русской Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям еще в XIV—XVI вв.».

 Изучение внешней политики Ярослава Мудрого можно провести по традиционной схеме: выделить основные цели и задачи, стоявшие перед государством во второй четверти XI в., и основные направления и итоги внешней политики. Выводы учащихся могут быть оформлены в виде следующей таблицы.

Внешняя политика Ярослава Мудрого

Основные направления 

Цели и задачи 

Основные события 

Итоги 

Борьба с кочевниками

Защита южных рубежей Руси от набегов кочевников

1016 г. — Святополк нанял печенегов для борьбы против Ярослава.
1036 г. — последний поход печенегов на Киев, в ходе которого Ярослав нанес им сокрушающий удар

Устранение угрозы со стороны печенегов. Однако им на смену пришли половцы

Отношения с Польшей

Стабилизация западных границ Руси

1026 г. — Ярослав совершил поход на Польшу и вернул Перемышльский район, находившийся в составе Польши после вмешательства Болеслава в русские распри в 1018 г.
1037 г. — новый глава польского государства Казимир признал за Русью Белз, Берестье, Перемышльский район

Укрепление власти великого князя и стабилизация западных границ

Отношения с Германией

Сближение Руси и Германии

1024 г. — Германия вместе с Русью способствовала восстановлению польского государства.
1040 г. — посольство Руси побывало в Германии. Внучка Ярослава Мудрого Евпраксия (Адельгейда) вышла замуж за Генриха IV

Династический брак укрепил союз Германии и Руси

Отношения с Венгрией

Укрепление международного положения

Династический брак короля Венгрии Андрея I и третьей дочери Ярослава Мудрого — Анастасии.
Основой союза была также борьба против Польши

Династический брак укрепил союз Венгрии и Руси

Отношения с Византией

Сохранение
дружественных
отношений

1042 г. — приход к власти в Византии Константина XI Мономаха положил начало ухудшению отношений с Русью.
1043 г. — неудачный поход сына Ярослава Владимира на Византию.
1051 г. — Ярослав Мудрый возвел на митрополичий престол русского церковного деятеля Илариона

Укрепления отношений не произошло. Смерть Ярослава Мудрого положила конец единой государственной политике Руси по отношению к Византии

      Подводя итоги, учитель может предложить учащимся провести сравнительный исторический анализ личности и деятельности Владимира I и Ярослава Мудрого по следующему плану:
      1) основные направления деятельности;
      2) особенности правления (меры по укреплению власти князя; вклад в развитие русской культуры; укрепление международных связей);
      3) итоги правления.
      Учащиеся могут использовать фрагменты из источников.

«Повесть временных лет» (1113 г.) 
(Извлечение)

      В год 6545. Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах... И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться...
      Ярослав же, как мы сказали, любил книги и много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалование, веля им учить людей...

Данный анализ позволит учащимся сделать общий вывод о развитии Руси в изучаемый период.

3.       Рассмотрение темы «Русское общество в XI в»  иначе  можно сформулировать как проблему возникновения феодальной системы социально-экономических отношений. Во вступительном слове учитель предлагает учащимся обсудить представленные в учебнике точки зрения историков об уровне социально-экономического развития Руси.

Дискуссия об уровне социально-экономического развития Древней Руси

Участники дискуссии 

Б. Д. Греков 

И. Я. Фроянов 

А. Н. Сахаров, В. И. Буганов 

Общественные отношения в Древнерусском государстве носили в основном феодальный характер уже в X в. В это время складывался класс феодалов, появилась феодальная земельная собственность, зарождались классовые отношения и классовая борьба. Элементы рабства на Руси были спорадическими

До конца XI в. преобладал патриархальный, родоплеменной уклад. Большинство населения были свободными собственниками земли на общинной основе. Одновременно в обществе существовали и рабовладельческие отношения. Лишь в конце XI в. начали складываться раннефеодальные отношения

Система феодальных отношений складывается на Руси ко второй половине XI в., когда формируются крупные земельные владения

Реконструкция вотчинного хозяйства.

      Примерный ответ может быть следующим:

      «Вотчинное хозяйство (от слова „отец“) — переданные князем своим вассалам (старшая дружина — бояре) населенные земли на правах наследственной собственности. Право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю.

      Население вотчины за право пользования пахотной землей, лугами, лесами, реками и озерами должно было вносить владельцу платежи деньгами и продуктами, исполнять разного рода повинности и работы. Наряду с этим оставались и общегосударственные поборы и повинности.
      Вотчинное хозяйство было, как правило, крупным, в нем появилась возможность лучше организовать и обработку почвы, и расчистку леса, и строительство хозяйственных построек и т. д. Оно было более продуктивным, чем мелкое крестьянское хозяйство отдельной семьи. Феодал был заинтересован в том, чтобы население вотчины не разорялось, потому что это грозило бы разорением и ему.

      Вотчинники обладали не только правом владения землей, но и правом суда над населением вотчины».
            Вопрос о хозяйственных занятиях в Древней Руси ученики изучают самостоятельно по учебнику и отвечают на вопросы:

1. Каковы характер и роль земледелия в социально-экономическом развитии Древней Руси?

 2. Какое место занимало животноводство в хозяйственной жизни Древней Руси?

3. Каково назначение различных видов домашних животных, названных в Русской Правде? Кто и как «обслуживал» животноводство?

 4. Какие ремесленные специальности отражены в Русской Правде? Как она характеризует положение ремесленников?

 5. Что свидетельствует о развитии торговли на Руси? Что можно сказать о характере торговли и положении купцов?

 6. Какие промыслы занимали доминирующее положение в хозяйстве?

Вопрос о категориях населения княжеско-боярских вотчин рассматриваем в процессе лабораторной работы по тексту Русской Правды. Для учащихся анализ такого сложного документа, как Русская Правда, связан с большими трудностями. Чтобы облегчить им задачу, необходимо разделить класс на группы, которые по итогам работы с текстом документа выделят следующие социальные группы Древнерусского государства:

 1) зависимое население;

2) администрация княжеской вотчины;

3) князья и бояре.

      В приведенной ниже таблице указаны статьи Краткой и Пространной редакций Русской Правды, которые содержат сведения о зависимом населении.

Зависимое население

Категории зависимого населения 

Краткая редакция 

Пространная редакция 

Челядь

Ст. 10, 15

Ст. 26

Холопы

Ст. 16, 23, 27

Ст. 42, 51, 56, 58, 59, 84, 92, 102—115

Смерды

Ст. 23, 25

Ст. 71—73, 85

Рядовичи и закупы

Рядовичи — ст. 25, 26

Рядовичи — ст. 14, 110 (содержание «ряда»). Закупы — ст. 52, 53, 54, 55, 57

      Учащиеся должны увидеть, что в Древнерусском государстве еще сохранялись пережитки родоплеменного строя. Правда Ярослава допускает кровную месть, институт, типичный для эпохи, когда не существовало государства, берущего на себя функцию наказания за преступления. Следует обратить внимание на то, что в статье о кровной мести уже видна тенденция к ее ограничению: законодатель точно определяет круг близких родственников, имеющих право на месть.

 Рассмотрение вопроса о системе управления Древнерусским государством можно провести в виде анализа схемы государственного управления, сложившегося в XI в.

Учащиеся могут построить ее самостоятельно, опираясь на уже полученные знания, или с помощью учителя. Приблизительно схема может выглядеть так, как показано ниже.

Государственное управление в XI в.

Анализируя схему, учитель обращает внимание учащихся на то, что роль веча оставалась значительной. Вече ведало вопросами войны и мира, распоряжалось финансовыми и земельными ресурсами общины, санкционировало денежные сборы, принимало участие в обсуждении законодательства.

Войско Древней Руси состояло из дружин киевского великого князя и местных князей, а также ополчения, собираемого на период похода (войны). Войско обычно насчитывало 15—25 тыс., реже 40—50 тыс. человек. В XI в. возрастает роль княжеской дружины, а следовательно, конницы. Вооружение состояло из мечей, копий, боевых ножей, топоров, луков. С X в. применялись камнеметные машины, вежи, тараны. Защитное вооружение состояло из кольчуги, шлема и щита.

Рассматривая состав и вооружение древнерусского войска, необходимо отметить, что правовые основы военной организации Древней Руси также нашли свое отражение в Русской Правде. Например, положения о категориях ратных людей, о взаимоотношениях между дружиной и князьями, князьями и ополчением и т. п.

Далее учащиеся могут самостоятельно, используя материал учебника, составить схему боевого построения русского войска.

Боевое построение русского войска

       Обсуждение вопросов о древнерусском городе и торговых порядках в Древнерусском государстве можно построить в виде дискуссии.
      Можно предложить следующие вопросы для обсуждения:

1) Почему Русь называли страной городов — «Гардарикой»?

 2) Какова была роль города в Древней Руси?

3) В чем вы видите основные отличия древнерусского города от города, привычного современному человеку?

 4) Какая категория населения составляла большинство жителей города?

 5) Чем и с кем торговали русские купцы?      

 Вопрос о церквях и монастырях на Руси может стать предметом изучения отдельной группы учащихся, которая представит свои выводы в виде доклада, иллюстрированного слайд-шоу. Для подготовки доклада учащиеся могут воспользоваться материалами учебника, дополнительной литературой и ресурсами Интернета.

Ресурсы Интернета:

http://his. 1september.ru/index.php — электронная версия газеты «История» — приложения к газете «Первое сентября».

http://www.mospat.ru/index.html — официальный web-сервер Московского патриархата.

http://www.magister.msk.ru/library/history/makary/makary.htm — полная электронная версия многотомного труда митрополита Макария «История Русской церкви», написанного им в 1866—1883 гг. (охватывает период с X по XVIII в.).

http://www.teolog.ru/ — православный богословский образовательный сайт.

Вопрос об общественных потрясениях в изучаемый период важен с точки зрения обоснования причин изменений в древнерусском законодательстве. Внутриполитические противоречия и внешняя опасность обострили социальную обстановку в государстве, что привело к таким наиболее сильным проявлениям классовой борьбы, как «мятеж великий» в Суздальской земле в 1024 г., киевское восстание в 1068 г., движение смердов в Ростовской земле в 1071 г.
      Реакция государства на волнения была однозначной — издание подробного свода законов, так называемой Правды Ярославичей, создателями которой были сыновья Ярослава — Изяслав, Святослав и Всеволод.

Внесенные в законодательство изменения рекомендуем изучать с помощью составления сравнительной таблицы, фиксирующей основные изменения в законодательстве. Для работы используется дополнительный материал.

Изменения в законодательстве XI—XII вв.

   Правда Ярослава 

Правда Ярославичей 

Устав Владимира Мономаха 

Ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников

Штраф (вира), запрет кровной мести

Штраф (вира)

Защита собственности князя и его земельных владений

 

Увеличение размеров штрафов за судебные функции

Введение письменного судопроизводства

Выделение новых категорий зависимого населения (закупы)

Уточнение положения закупа

      По итогам составления таблицы учащиеся могут самостоятельно в тетрадях или с помощью учителя сделать вывод, что основной смысл дополнений заключался в том, чтобы защитить имущество феодала и его вотчину. Выразилось это в первую очередь в отмене кровной мести и увеличении разницы в плате за убийство различных категорий населения, которую можно четко проследить в ходе анализа приведенной ниже таблицы.

Штрафы за убийства
(Правда Ярославичей)

Старший дружинник, огнищанин, княжеский подъездной

80 гривен

Свободный человек

40 гривен

Сельские и ратайные старосты, ремесленники

12 гривен

Смерд или раб

5 гривен

Правда Ярославичей подробно описывает устройство вотчины. Учитель предлагает учащимся вернуться к составленным ими реконструкциям вотчинного хозяйства и внести коррективы или дополнить их. Центром вотчины был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него, существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

4. Рассмотрение этого пункта целесообразно начать с ответов учащихся на вопросы: «Чем объяснить, что междоусобицы на Руси в течение X и XI вв. не прекращались? Что характерно для усобиц второй половины XI в.? Какие последствия имели усобицы для общества? Можно ли было избежать междоусобиц в изучаемый период?»

В качестве причин княжеских усобиц в изучаемый период учащиеся могут назвать:

      1) сложность династических счетов;

      2) рост могущества каждого отдельного княжества;

      3) личные амбиции князей.

Рассмотрение вопроса о междоусобице на Руси после смерти Ярослава нацеливает учащихся на более глубокое понимание причин политической раздробленности страны. Воссоздавая историческую картину усобиц, можно предложить учащимся составить генеалогическое древо князей, боровшихся за власть во второй половине XI в.

Предваряя вопрос о приходе к власти Владимира Мономаха, учитель предлагает учащимся по материалам учебника охарактеризовать внешнеполитическую обстановку в изучаемый период. В первую очередь ставится проблема взаимоотношений Руси и Степи. Учителю в процессе обсуждения важно подчеркнуть, что до прихода половцев активного вмешательства кочевников во внутренние дела страны не было. 

Вторая половина XI—XII в. становится временем борьбы с половецкой угрозой. Впервые русские столкнулись с ней в 1061 г., а с конца XI в. некоторые русские князья начинают использовать половцев в междоусобной борьбе (например, Олег Святославич против Владимира Мономаха).

Далее учащимся необходимо познакомиться с расстановкой сил на политической арене накануне прихода к власти Владимира Мономаха. Великим князем оставался Святополк — сын Изяслава, который возглавил киевскую группировку. Во главе другой, черниговско-переяславской группировки, стоял Владимир Мономах. И наконец, еще одну группировку возглавил тмутараканский князь Олег. Учащиеся вспоминают, что власть на Руси опиралась во многом на авторитет правителя. Отсутствие такового грозило новыми междоусобицами и распрями.
            Вопрос о Любечском съезде является одним из ключевых вопросов темы «Русь в XI—XII вв.». Договоренность о сохранении за каждым князем вотчинной земли стала свидетельством распада единого государства. Даже великий киевский князь не мог вступить в чужие владения.
      Важно обратить особое внимание учащихся на
причины независимости отдельных земель:

  1. усиление хозяйственной и военной мощи;
  2. рост городов;
  3. увеличение городского населения;
  4. отсутствие сильного лидера.
  5.       Как следствие — местные бояре не нуждались в защите центральной власти.

У каждой земли имелись свои дружины, крепости, храмы, епископы.
      Подводя итоги, можно организовать обсуждение, результатом которого должны стать
следующие выводы учащихся:

      1) во второй половине XI в. политическая раздробленность стала реальностью;

      2) характерной чертой междоусобиц XI в. было привлечение половцев для решения династических споров.

В XI в. положение Древнерусского государства осложнялось тем, что начавшиеся в это время княжеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья сами приводили врагов на Русь, используя половецкие отряды для захвата власти.

Князем, который возглавил борьбу с половцами, стал Владимир Мономах. Он неоднократно воевал с ними, однако в начале XII в. обстановка осложнилась, что привело к организации так называемого «крестового похода» в Степь.

Учитель отмечает, что воевать с половцами Владимиру Мономаху приходилось неоднократно. Анализируя «Поучение детям», учащиеся могут привести аргументы, подтверждающие этот факт: «А всего походов было восемьдесят три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров я заключил с половецкими князьями без одного двадцать...»

Предваряя разговор о «крестовом походе», учитель отмечает, что в ходе крупного похода 1103 г. русские дружины, как сообщает летопись, «и убили тут в бою 20 князей половецких, а Белдюзя-князя захватили». Русским дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их территории. Это и позволило Владимиру настаивать на новом походе, который состоялся в 1111 г.

Русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований — город Шарукань (недалеко от современного Харькова), сожжен город Сугров, нанесено сокрушительное поражение половецким отрядам в битве на реке Сольнице, притоке Донца. После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ.

Владимир Мономах придал этому походу значение крестового.

Учителю целесообразно попросить учащихся сформулировать ответы на вопросы:

  1. Почему Владимир Мономах назвал этот поход крестовым?
  2. Какое значение для истории Руси имел этот поход?

Вопрос о призвании в Киев на княжеский стол Владимира Мономаха учащиеся могут рассмотреть самостоятельно, реконструируя события восстания 1113 г. и отвечая на следующие вопросы: каковы причины восстания в Киеве в 1113 г.? Какую роль в решении вопроса о приглашении князя сыграла церковь? Какие методы использовал Владимир Мономах, чтобы прекратить волнения в городе и стране?

      Далее учащимся может быть предложена работа по составлению исторической характеристики Владимира Мономаха и оценке его внутри- и внешнеполитической деятельности по следующему плану:

      1) годы правления;

      2) внешние данные, описанные в источнике;
      3) меры по укреплению княжеской власти и улучшению ситуации в стране;
      4) направления внешней политики;
      5) литературное наследие Владимира Мономаха;
      6) значение правления Владимира Мономаха в истории Руси.
      В работе над исторической характеристикой Владимира Мономаха учащиеся могут воспользоваться извлечениями из «Поучения» Владимира Мономаха (1117 г.). (
Приложение 3)


      В заключении, работая с учебником, учащиеся должны выделить следующие основные моменты:

      1) правление Мстислава Великого было недолгим, но плодотворным (успешно боролся с половцами, обезопасил северо-западные границы Руси;

      2) правление Владимира Мономаха и его сына Мстислава завершило период существования единого Древнерусского государства;

      3) Киев как центр Руси начинает терять свое политическое значение (получив титул великого князя, князья правили в своих родных городах).
      

Домашнее задание: Подготовить историческую характеристику Владимира Святославича. Учащимся может быть предложена следующая памятка для составления исторической характеристики. (Приложение 4)
      1. Годы жизни и правления князя.
      2. Основные цели и задачи правления.
      3. Описание внешности и характера князя.
      4. Основные события его княжения.
      5. Итоги правления.
      6. Обоснованное собственное мнение о характере, поступках, действиях князя.

Темы сочинений-эссе

      1. «Единство княжеского рода поддерживалось тем, что каждый член этого рода в свою очередь надеялся достигнуть старшинства и соединенного со старшинством владения главным столом киевским» (С. М. Соловьев).
      2. «Единовластие [на Руси] до половины XI в. было политическою случайностью, а не политическим порядком» (В. О. Ключевский).
      3. «Политическая связь киевского общества была слабее всех других его связей, что и было одной из самых видных причин падения Киевской Руси» (С. Ф. Платонов).
      4. «Появление письменного права скорее всего было вызвано тем, что именно в княжеском окружении начали формироваться новые, нетрадиционные социальные отношения, не подпадавшие под обычные нормы» (Р. Г. Скрынников).
    

  Второй вариант: придумать рассказ жителя Парижа или Лондона, побывавшего в Киеве в период княжения Ярослава Мудрого. Что, на ваш взгляд, его удивило бы больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 6 классе №Крещение Руси"

Пошаговая методическая рекомендация по уроку с презентацией....

урок истории в 6 классе №Крещение Руси"

презентация по теме "Крещение Руси"...

урок истории в 6 классе Крещение Руси"

презентация по теме "Крещение Руси"...

Презентация на тему: "Крещение Руси и его историческое значение"

 Данная презентация может использоваться для изучения темы "Принятие христианства" в 6 классе, а также как дополнительный материал к уроку "Русь во времена Владимира Святославовича" в 10 к...

Урок "Значение крещения Руси"

Данный урок можно использовать как в 6 классе по истории, так и в учебной программе по ОПК....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Технологическая карта урока по истории "Крещение Руси. Основные события, причины, значение"

Технологическая карта урока соответсвует современным стандартам СПО....