Технологическая карта урока по теме :"Общество в Древней Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo_v_drevney_rusi.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

Тема урока: « Общество в Древней Руси» История 6 класс

Цель урока: формирование представлений о становлении древнерусского общества, о территории и населении Древней Руси.

Задачи:

  • Сформировать представление об основных сословиях и социальных группах Древней Руси
  • формирование умения обобщать изучаемые факты, делать выводы;
  • развитие интереса учащихся к предмету.

Оборудование: карта “Древнерусского государства”, картина “Новгородский торг”, комплект цветных открыток, фрагменты док.фильма, текст документального источника, атласы, рабочий лист.

Этапы урока

Действия учителя

Организационный

Приветствует.

Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей.

Возьмите в руки карандаш, покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты! И сегодня на уроке мы покажем наши знания и умения. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Актуализация знаний

Сейчас мы работаем в группах по 4 человека, у каждой группы на столе в конверте есть задание. Вам необходимо соотнести иллюстрацию и текст по данной теме.

На интерактивную доску выводится ЗАДАНИЕ на соотношение событий и иллюстраций. Работа в группах

- Обратите внимание на картину знаменитого художника Васнецова, что изображено на картине? Можно ли по их внешнему виду сказать, что они равных социальных условиях. Они одного сословия?

О чем сегодня пойдет речь на уроке, вы можете предположить?

Тема: Общество Древней Руси. Записываем!

Во времена образования государства, всё население было свободное, но время шло, государство развивалось, расширяло свои территории, заключало международные договоры. И мы должны понимать, что и феодальные отношения также будут развиваться. В каком направлении? Что же происходило с общественным строем?

Проблема: Давайте же узнаем, в чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

Сейчас мы РАБОТАЕМ В ПАРАХ. У вас на столах лежать рабочие листы и лист самооценки. После каждого выполненного задания, вы должны оценить себя. По ходу урока мы с вами будем заполнять схему (задание 6)

Давайте посмотрим на 2 задание в ваших рабочих листах.

Перед вами схема, вам необходимо указать название каждого сословия

Проверяем.

Древнерусское общество, как и любое другое общество, состояло из разных слоёв (или сословий) – привилегированных и непривилегированных.

Попробуйте сами разделить на 2 категории эти сословия.

Молодцы. А теперь возьмите лист самооценки и оцените вашу работу в 1 задании

В русской правде очень ясно обозначены категории людей, на которое распадалось общество. И мы также видим, что эти сословия отличались неодинаковой оценкой и их значение перед законом.

Что об этом свидетельствует? Конечно штрафы…

Одинаков ли был штраф для населения?

Это зависело от положения в социальной иерархии. Чем ближе к князю, тем больше ценилась его жизнь.

Действительно, мы можем с уверенностью сказать, что в Древнерусском государстве происходит социальное расслоение и общество делится на сословия.

Что еще нового вы встретили при прочтении документа? Закупы, рядовичи, смерды, холопы.

Правильно, но этих категорий населения нет в нашей схеме? Почему? Сегодня в ходе урока мы должны ответить на этот вопрос.

Как вы думаете представители какого сословия чаще всего контактировали со всеми слоями населения.

Давайте сегодня мы побудем в роли купцов и не простых, а заморских и совершим путь «из варяг в греки».

Ребята давайте с вами расставим на карте крупные города, некоторые из них мы обязательно посетим во время нашего путешествия.

Работа в паре. Указать на карте крупные города Новгород, Смоленск, Киев.

Мы с вами не впервой раз совершаем это долгое путешествие, но все трудности и опасности нас не пугали. Почему?

Давайте посмотрим небольшой фрагмент и ответим на вопрос.

Конечно же, торговля с Константинополем и Древнерусским государством была очень прибыльной.

В Западной Европе Русь уже тогда мы называли Гардарикой то есть страной городов.

И какие же города были самыми крупными? Киев и Новгород.

Давайте теперь посмотрим из каких частей состоял древнерусский город. Можем ли мы на основе схемы, попробовать ответить на этот вопрос.

Какую роль играли города в Древней Руси? Стр. 85

Кто жил в древнерусских городах? Возвращаемся к заданию 2 и подписываем городских жителей.

Чем занимались городские жители, чтобы прокормить себя и свои семьи?

Работа по учебнику (стр.85-86) заполняем Ромашку

После приобретения товара в Новгороде мы отправляемся дальше к столице, к матери городов Русских- Киеву.

В отличии от новгородской земли, какой здесь был климат?

Теплый, мягкий климат, плодородная почва благоприятно способствовала для получения большого урожая. В связи с этим основным занятием было земледелие. Поэтому главной ценностью была земля.

Было два вида земельных владений:

«вотчины» (земли феодалов: князей, бояр и Церкви);

земли крестьянских общин (общины на Руси назывались «мир» или «вервь» и состояли из нескольких находящихся рядом деревень).

Вопрос остается дискуссионным, но большинство историков считают, что к середине ХI в. земля принадлежала свободным крестьянам – общинникам, которые жили в деревнях.

Мы постоянно закупали зерно у общины, но в этот раз ситуация изменилась и та земля уже принадлежала знатному человеку. Нам стало интересно, что же произошло за это время.

Как свободный общинник стал зависимым?

Об этом свидетельствуют статьи Русской правды.

Давайте еще раз вернемся к закону и попробуем ответить на этот вопрос.

Заполняем Ромашку.

Давайте вернемся к главному вопросу урока, В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

Ну, вот наше путешествие подходит к концу, мы садимся на корабли и отправляемся в Константинополь. Земля почти скрылась за горизонт и глядя в след, мы понимаем, что Древнерусского государство с каждым нашим визитом изменяется. Сейчас это сильное и богатое государство с обширной территорией, которая считалось высшей ценностью, поэтому происходил захват феодалами общинных земель и закабаление населения.

Как рост городов, развитие вотчинного и крестьянского хозяйства способствовали укреплению государства и развитию общества?

Домашние задание

- п. 10 читать. Выучить новые понятия. Письменно ответить на вопросы после параграфа.

- п. 10 читать. Выучить новые понятия. Анализ документа стр. 92-93.

- п. 10 читать. Выучить новые понятия. Напиши рассказ о твоем общении с представителей одного из сословий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями".

Технологическая карта урока по истории России для 6 класса с использованием технологии прблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативной технологии....

Конспект и технологическая карта урока на тему: "Семья в современном обществе".

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий...

Технологическая карта урока для 6 класса "Культура Древней Руси"

Тема урока «Культура Древней Руси»  занимает заключительное и важное место в разделе «Древняя Русь в IX-XII веках» так как раскрывает особенности культурного развития у жи...

Технологическая карта урока по учебному предмету «История Древнего мира» в 5-ом классе на тему «Государство на берегах Нила»

Технологическая карта урока на тему «Государство на берегах Нила» разработана в рамках учебного предмета «История Древнего мира» для обучающихся 5 класса. ...

Технологическая карта урока по теме: «Древнейший Рим»

Предмет: История. Класс 5.Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира.     5 класс. М «Просвещение» 2015.Тема урока: Древний Рим.Тип...

Технологическая карта урока по теме: "Древний Египет"

В основе организации учебного занятия лежит технология смешанного обучения. Данная технология предполагает, как самостоятельную работу учащихся в небольших группах с взаимопроверкой и самоконтролем, т...

Технологическая карта урока на тему: "Жизнь в Древнем Риме"

Технологическая карта урока по истории на тему Жизнь в древнем Риме. Урок построен в виде экскурсии....