Технологическая карта урока для 6 класса "Культура Древней Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Тема урока «Культура Древней Руси»  занимает заключительное и важное место в разделе «Древняя Русь в IX-XII веках» так как раскрывает особенности культурного развития у жителей Древнерусского государства.Тип урока комбинированный, так как материал, который в нём содержится, опирается на ранее изученные уроки и связан с ними. Урок насыщен новыми словами и терминами.  На уроке проходит  работа над основными понятиями темы:  культура, устное народное творчество, былины, возникновение славянской письменности и ее появление на Руси, кириллица первые памятники книжности, летописи, берестяные грамоты, зодчество, крестово-купольный храм, икона, фреска, мозаика.  Для того, чтобы учащиеся смогли усвоить большой объем нового учебного материала, был предложен рабочий лист-путеводитель по Древнерусской культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории России в 6 «б» классе по теме «Культура Древней  Руси»

Тема урока

  Культура Древней Руси

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства.

Образовательные
ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до начала XVI века» Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, рабочий лист «Путеводитель по культуре Древней Руси», презентация, видеоматериалы.

План урока

  1. Устное народное творчество
  2. письменность Древней Руси.
  3. литература  Древней Руси.
  4. зодчество и живопись

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Научатся применять понятийный аппарат исторического знания для описания жизни населения Древней Руси.

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять, оценивать информацию о культурных достижениях Древней Руси, работать с текстом учебника, анализировать различные источники информации, высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Учатся овладевать приемами решения проблемных заданий, составлять рассказ

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к прошлому и настоящему многонационального народа России

Этапы урока

(цель)

Деятельность учителя (методы и приемы работы)

Деятельность ученика (содержание учебного материала)

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Создать доброжелательное настроение, активизировать внимание учеников, настроить на плодотворную работу.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Ответное приветствие.

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

(фронтальная работа)

Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю вам посмотреть на картинки и ответить на вопрос «Что объединяет эти иллюстрации? Каким обобщающим понятием их можно объединить?"

        Учитель: Итак, тема нашего урока «Культура Древней Руси»

 Какое слово является основным  в теме? Правильно, культура, а какие  ассоциации  у вас вызывает  это слово? На каких уроках вы встречались с этим понятием? Существует около 1,5 тыс. определений понятия культура

Культура – это достижения людей в материальной и духовной жизни.

Культура может быть  материальной и духовной.

Учитель: Что нужно рассмотреть, чтобы раскрыть тему урока.

Учитель: Культура отражает то, что происходит в жизни, формируется под влиянием общественных условий, какие общественные явления, события оказали влияние на древнерусскую культуру?

Проблемный вопрос урока:

В каких сферах проявилось влияние византийских традиций после принятия христианства, а в каких – влияние народных традиций восточных славян?

На слайде иллюстрации по культуре Древней Руси

Определяют понятие «культура Древней Руси»

Отвечают на вопросы, называют ассоциации с понятием культура, дают определение понятия, записывают определение в рабочий лист

Составляют план урока.

Ученики обсуждают, какие события и общественные явления оказали влияние на развитие древнерусской культуры, обдумывают проблемный вопрос урока

Регулятивные: формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания;

оценивают свои и чужие поступки.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника и видеоматериалов;

анализируют (выделяют главное).

 дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления; представляют информацию в разных формах (схема, таблица). 

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

3.  Открытие нового знания

1. Устное народное творчество

(беседа)

2.Древнерусская письменность (работа по учебнику)

3.Литература

(анализ летописи «Повесть временных лет»

4.Зодчество и изобразительное искусство

(парная работа со словарем прием «ключевые термины», работа с план-схемой крестово-купольного храма)

 что такое устное народное творчество? на уроках литературы вы уже знакомились с фольклором. Какие жанры устного народного творчества вам известны?

Вершиной древнерусского фольклора являются  былины. Какова главная идея былин?  

Какие ваши любимые былинные герои? Откуда вы о них узнали?

Просмотр отрывка из мультфильма "Алеша Попович и Тугарин Змей", поединок.

Былины – народные песни и сказания о героях Древней Руси. Основная идея – защита Руси от врагов.

Вместе с крещением на Русь пришла письменность. Чтобы узнать о том, как появилась письменность в Древней Руси нужно прочитать учебник на стр. 84-88, заполнить пропуски в задании в тексте, подготовить пересказ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 В домонгольский период на Руси довольно широко были распространены книги. Самым распространенным видом литературных произведений являлись летописи.

Учитель читает отрывок из стихотворения Н.Кончаловской:

В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Учитель: вы наверное догадались о ком идет речь? Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. Давайте прочтём отрывки из “Повести временных лет” и вспомним сами эти события и их даты. (Далее по клику переходим на слайд с текстом летописи – таких слайда три – и по клику появляется название события и дата). (слайды 9-11)

Зодчество- искусство строительства и украшения храмов и зданий. Большинство зданий в Древней Руси строились из дерева, но после принятия христианства появились и первые каменные постройки, преимущественно церкви.

Просмотр в/ф о Десятинной церкви. Заполните схему-план крестово-купольного храма. (слайд 16)

Изнутри храмы украшались фресками, мозаиками, иконами (выпишите из словаря определения этих терминов)

Ученики называют жанры устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, песни…Учащиеся должны указать, что литература на Руси была устной и существовала в виде былин, сказаний, сказок. Называют известные былины

Записывают в рабочий лист определение термина «былины»

Читают текст учебника, заполняют пропуски в тексте, готовят пересказ текста. Отчет о проделанной работе.

Ученики называют Нестора – монаха Киево-Печерского монастыря, летописца, автора  “Повести временных лет”. Учащиеся называют события и их даты, анализируя отрывки из «Повести временных лет». Записывают в рабочий лист определения понятий «летопись», «житие»

Выписывают из словаря в рабочий лист ключевые понятия темы, слушают учителя и заполняют план-схему крестово-купольного храма

4. Первичное  осмысление и закрепление изученного. Применение нового знания. Подведение итогов урока

Тестовый контроль (индивидуальная и парная работа)

Организует небольшую проверку знаний

Выполняют тест в рабочем листе и взаимопроверку

Регулятивные:

Проверяют полученные на уроке знания, дают оценку своей деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений

(фронтальная работа)

Проводит беседу по вопросам:

– Каковы были особенности культуры Древнерусского государства?

В каких сферах проявилось влияние византийских традиций после принятия христианства, а в каких – влияние народных традиций восточных славян?

Отвечают на проблемный вопрос урок и другие вопросы.

5.  Рефлексия.

Организо-вать самооценку учащимися результатов своей учебной деятельнос-ти

Заполните рефлексивную мишень в рабочем листе, оцените свою работу на уроке

Заполняют рефлексивную мишень.

Алгоритм самооценки у учеников в рабочем листе.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

6 . Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

Путеводитель по культуре Древней Руси

ученика (цы) 6 « » класса _____________________________

  1. Культура – это _______________________________________________

Духовная культура –это______________________________________________

Материальная культура -  это ________________________________________

  1. Устное народное творчество: сказки, песни____________________________

Былины – это_______________________________________________

  1. Древнерусская письменность

Прочитай учебник на стр. 84-88, заполни пропуски в тексте и расскажи о появлении письменности на Руси.

До принятия христианства древнерусский язык не имел своей письменности. Только с конца X века на Руси появилась азбука - ______________. Названа она в память византийского монаха ______________, который вместе с братом ___________, проповедуя христианство славянам, изобрел ___________________. Тот славянский язык, для которого был создан алфавит, именуется ______________. На основе кириллицы возник современный ____________________. А старославянский язык сохранился в виде ____________________ языка.

        Вначале умели читать и писать только ____________________. При храмах организовывали __________, где обучали _________________. Бумаги на Руси не было. Книги писали на ____________ - материале, делавшемся из кожи телят, козлят или ягнят. Этот материал был дорогой. Почерк древнерусских писцов был прямым, правильным и называют его ___________. Текст украшали орнаментом (узорами) и ________________ (иллюстрациями). Древнейшей книгой на  пергамене является ___________________.         Самым распространенным материалом для письма, на котором писали простые люди были _________________________ - особым образом обработанная кора березы.

  1. Древнерусская литература

летописи – это_____________________________________________________

жития – это________________________________________________________

хождения – это______________________________________________________

  1. Древнерусская архитектура

Выпиши из словаря значение терминов:

зодчество -___________________________________________________________

крестово-купольный храм-____________________________________________

плинфа - ____________________________________________________________

фреска –_____________________________________________________________

мозаика –_____________________________________________________________

икона-________________________________________________________________

Проверь себя

  1. Имя первого русского летописца, автора «Повести временных лет»
  1. Иордан
  2. Илларион
  3. Феодосий Печерский
  4. Нестор
  1. Что относится к жанру героического эпоса?
  1. Летописи
  2. Сказки
  3. Пословицы и поговорки
  4. Былины
  1. Как называлась славянская азбука?
  1. Кириллица
  2. Скоропись
  3. Латиница
  4. Буквица
  1. Под чьим влиянием формировалась древнерусская архитектура?
  1. Итальянским
  2. Византийским
  3. Хазарским
  4. Арабским
  1. Какие из приведённых терминов относятся к строительству и убранству церквей в Древней Руси?

А) Фреска

Б) Мозаика

В) Романская базилика

Г) Скань

Д) Витраж

Е) Крестово-купольный храм

1) АБЕ          2) АВГ            3) БГД             4) ВДЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"

Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....

Технологическая карта урока "Правление князя Владимира.Крещение Руси"

Технологическая карта урока по истории России 6 класс "Правление князя Владимира.Крещение Руси"...

Технологическая карта урока Правление князя Владимира. Крещение Руси

Технологическая карта урокаПравление князя Владимира. Крещение Руси(1 час) Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о правлении князя Владимира, о причинах и принятии христианства на ...

Технологическая карта урока:"Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Открытый урок истории в 6 классе по теме:"Правление князя Владимира. Крещение Руси".     Цели урока: Раскрыть основные направления внутренней и внешней политики князя Вла...

Технологическая карта урока по курсу истории «Древний мир» (5 класс)

Технологическая карта урока истории 5 класс....