Технологическая карта урока:"Правление князя Владимира. Крещение Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Открытый урок истории в 6 классе по теме:

"Правление князя Владимира. Крещение Руси".     

Цели урока:

  •  Раскрыть основные направления внутренней и внешней политики князя Владимира, подвести к пониманию причин принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны.
  • Решить проблему: Почему князь Владимир отказывается от язычества и вводит в качестве государственной религии христианство?
  •  Продолжить формирования умения обучающихся анализировать, выделять главное, делать выводы, работать с разными типами исторических источников, доказывать свое мнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                              МБОУ СОШ с.Комсомольское

Технологическая карта

урока истории в 6 классе по теме:

"Правление князя Владимира. Крещение Руси".

     

Цели урока:

  •  Раскрыть основные направления внутренней и внешней политики князя Владимира, подвести к пониманию причин принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны.
  • Решить проблему: Почему князь Владимир отказывается от язычества и вводит в качестве государственной религии христианство?
  •  Продолжить формирования умения обучающихся анализировать, выделять главное, делать выводы, работать с разными типами исторических источников, доказывать свое мнение.

Задачи:

- предметные - создать условия для осмысления и анализа учащимися процесса принятия христианства на Руси.

-метапредметные - формировать навыки коллективной работы,  развивать  воображение, творческие способности, навыки сравнительного анализа текстовой и предметной информации, устанавливать логические связи; формировать умение работать с кроссенсами;   создавать постеры.

- личностные -  подвести  учащихся к осознанию себя как члена религиозной группы, воспитывать понимание и уважение к культуре своего народа, осознание исторического значение принятия христианства на Руси. Продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Оборудование:  презентация, ноутбук, проектор, колонки, экран, кроссенсы, рабочий материал для создания постеров.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Основные понятия и термины: монотеизм, христианство, крещение.

Важнейшие даты – 957-принятие христианства Ольгой, 980 – Владимир становится великим князем киевским,  языческая реформа,  988г. – крещение Руси. Формы работы учащихся - индивидуальная,  работа в парах, групповая.

Структура и ход  урока (план)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Время

1

2

3

4

5

6

1

Организацион

ный момент

Приветствие учителем  обучающихся.

Обучающиеся рассаживаются на свои рабочие места, настраиваются на работу

0,5 мин

2

Мотивация учебной деятельности.

Актуализация знаний, целеполагание

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри. Сегодня я  представлю вашему вниманию урок истории.  И пока мы стоим давайте глубоко вдохнем все вместе, выдохнем, улыбнемся друг другу, сядем и начнем. Наша с вами задача на  уроке искать смыслы, устанавливать логические связи. Еще древнегреческий философ Аристотель говорил, что устанавливать связи между незнакомыми несхожими объектами это признак гения.  И сегодня мы попытаемся найти эти признаки в себе.

Перед тем как приступить к работе я предлагаю  создать группы. Вы видите перед собой небольшие листочки, выберите один из них,  прочитайте, что там написано? (название восточнославянского племени).

Я прошу вас образовать группы:

1 гр. –Поляне; 2 гр.-Древляне;

3 гр.- Северяне;  4 гр.- Кривичи;  

У нас получилось 4 группы. Прошу объединиться в группу по названию.  На столе  пакеты с материалами для работы на уроке. Исходя из того как  названы группы вы можете предположить о каком периоде истории будем говорить на уроке?

Но прежде чем конкретизировать тему урока, я предлагаю вам посмотреть на доску, перед вами кроссенс – ребус, загадка. (означает «пересечение смыслов»). Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все. Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус. (Кроссенс, впервые был  опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Идея принадлежит  писателю, педагогу и  математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.)

-Давайте попробуем отгадать по первому кроссенсу  о чём  идёт речь?

- Какое событие здесь спрятано? Какой смысл связывает эти 9 изображений?

Кроссенс № 1

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Начинается

Мы отправимся в путешествие по Древней Руси  во  времена правления  Владимира Святославовича.

 Нам предстоит узнать, как Русь стала христианской, определить причины принятия христианства, значение этого события в истории  нашего государства.  

Проблемный  вопрос?

     - почему князь Владимир отказывается от язычества и вводит в качестве государственной религии христианство?

план.

  1. Зачем нужна новая религия?
  2. Причины принятия христианства
  3. Крещение Руси
  4. Значения принятия христианства

Учащиеся высказывают свои мнения- о Древней Руси.

 

Предполагаемые ответы учеников: принятие новой веры, переход от язычества к христианству, наконец, Крещение Руси.

Кроссенс № 1 –речь идёт о князе Владимире

Кроссенс № 2- речь идёт о крещении Руси.

Формулируют тему урока. «Правление князя Владимира. Крещение Руси»

Совместно формулируют цели урока.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству;

умение полно и ясно формулировать свои мысли. Личностные: осознание своей идентичности как члена религиозной группы.

Регулятивные: выдвижение гипотезы (при постановке цели урока).

Познавательные: способность применять, ранее полученные знания,  для связи с действительностью.  

5 мин.

2.1

2.2

Организационно-деятельностный этап

Работа с рабочими листами в группах

После смерти Святослава на Руси началась междоусобица, в ходе которой погибли Олег и Ярополк, а Владимир стал великим князем киевским (980-1015).

Он княжил в течение 35 лет и за это время осуществил много важных государственных мероприятий. Каких именно?

Мероприятия, которые вы записали, имели очень важное значение: они способствовали укреплению государства, делали его более сильным. Однако прославили Владимира не они, а его радикальная политика в области религии: отказ от язычества и принятие православного христианства. Прежде чем мы обсудим причины этого события Владимир понимал, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

- Давайте вспомним как  называлась религия славян?  (язычество)

- Вспомним языческий пантеон богов и чему они покровительствовали?

Назовите языческих богов восточных славян

У нас 6 групп :

 Поляне, князь и его дружина поклонялись – Перуну (бог грома и молнии).

Древляне- Хорсу ( бог солнца, зимнее солнце).

Кривичи –Мокоши (богиня плодородия, воды, судьбы).

Северяне- Даждьбогу (бог плодородия и солнечного света, летнее солнце).

Новгородские словене – Стрибогу(бог ветра).

Дреговичи- Симарглу ( бог огня и растений).

   (раздаю таблички с Богами)

Ещё в 980г. Владимир попытался  приспособить язычество к потребностям государства.   -   (Языческая   реформа)

На своём княжьем дворе Владимир поставил изображения  шести  главных божеств:

Перуна (бог грозы) возвышался над 5 божествами.

Хорса (бог солнца)

Мокоши (богиня плодородия)

Стрибога (бог ветра)

Даждьбога (бог света)

Семаргла (бог огня и растений)

   Все другие боги, духи, запрещались.

Однако созданный Владимиром пантеон богов не стал общегосударственным, языческая реформа была неудачной.  Почему? 

Участвуя в военных походах, усмиряя соседние племена, В. пришел к выводу, что удержать их под своей властью, опираясь только на военную силу, нецелесообразно. Нужна другая сила, способная влиять на умы, сознание людей. И такую силу Владимир  видел в религии.

Но отказываться от мысли, что  религия – это великая сила, объединяющая племена, Владимир не стал. Он пришел к выводу, что нужна религия, основанная на единобожии.

(просмотр видеоролика)

-Какие вы знаете религии, основанные на единобожии?

 Работа с картой (соседи славян и их религия)

- Какие государства исповедовали эти монотеистические  религии? Хазарский каганат (иудаизм); Волжская Булгария (ислам); Западная Европа (католичество), Византия (православное христианство)

-Какая из них была хорошо известна на Руси?

Учащиеся записывают

САМОСТОЯТЕЛЬНО  ВЫПИСАТЬ МЕРОПРИЯТИЯ  ВНЕШНЕЙ и ВНУТР. Политики Владимира

  1. Князь Владимир завершил объединение всех восточнославянских земель в составе Древней Руси.
  2. 984 г возвратил под руку Киева вятичей и радимичей.
  3. Первое столкновение с Польшей 981 г. отвоевал города Червень, Перемышль.
  4. На южных границах Руси построил четыре оборонительных рубежа от печенегов.

Дают определения:

Язычество- многобожие. политеистическая религия

Славянские языческие боги олицетворяли стихии природы: Перун - громовержец, Дажбог - богсолнца. Наряду с ними почитались низшие демоны лешие, домовые.

Потому, что Перун был выше всех богов, а это вызывало недовольство у всех остальных  восточнославянских  племен). 

 

Работа с картой (соседи славян и их религия)

Хазарский каганат (иудаизм); Волжская Булгария (ислам); Западная Европа (католичество), Византия (православное христианство)

Личностные: Понимание культурного и религиозного многообразия мира;

Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с соучениками;

Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации.

называть соседствующие с Русью государства и  их религии;

выяснить, чем был определен выбор веры в пользу христианства.

 7 мин.

4 мин

2.3

Групповая работа

Итак, Владимир оказался в ситуации выбора веры.

А мы обращаемся к работе  с историческими источниками. Давайте вспомним, какие виды источников существуют? (письменные и вещественные.

А чем они отличаются?( Тем, что вещественные молчат и их нужно разговорить) Сейчас я предлагаю нашим группам поработать с этими источниками.

Работа с документами (Первая группа – письменные источники) 2-4 группа – материальные( раздаю предметы, вещества - рубаха, вода, свеча, миро-благовоние, имя), а вы должны объяснить  как эти предметы связаны с темой нашего урока и какая существует связь между ними?

- Какой был выбор князя?

Учитель ставит  перед учащимся новую проблему: «Почему выбор пал на византийскую религию?»

Причины  принятия  христианства

1.Византийские христиане не посягали на восточнославянские земли.

2.Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией.

3.Часть жителей Руси исповедовала христианство.

4.Христианкой была бабушка  Владимира княгиня Ольга.

5.Сплотить все племена и укрепить княжескую власть.

6.Поднять международный авторитет Руси

Владимир склонялся в пользу православия, но окончательно решение принято не было. Судьба сама подтолкнула князя к окончательному решению. В 987 году в Византии вспыхнуло восстание. И византийский император Василий обратился за помощью к Владимиру, чтобы тот помог ему навести порядок в столице. Владимир потребовал за свою помощь выдать за него сестру императора Анну. Для Византии это было оскорбительно. Языческая Русь, дикая хотела породниться с великой христианской  империей. Когда порядок в Константинополе был установлен, Василий пожалел Анну и спрятал ее. Тогда В.С. осадил греческий город Корсунь. Он заставил приехать к себе Анну. Анна убедила Владимира креститься прямо в Корсуне.

Коллективно обсуждают и приходят к выводу, о том, что не все были согласны принять новую веру.

Осуществляют чтение документа, готовятся к  самостоятельному выводу.

Крещение - это таинство принятия христианской веры.

 После обсуждения в  группах вопросов  дают ответ.

Ответ  1 группы:

Ислам был отвергнут «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме,  то  есть  в  мечети, стоят там без пояса;  сделав  поклон,  сядет  и  глядит  туда  и  сюда,  как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий…» и из-за запрета на спиртное, немцев …«Не добр  закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но  красоты

не видели никакой»,  иудаизм из - за отсутствия у евреев единого государства. Убедительны были доводы византийского священника.

1. Близость по - духу;

2. Наиболее близкие связи с Византией

3. Красота храмов

4.  На Руси были первые крещенные, причем, - близкие родственники и т.д. 

.."Если бы  плох  был  закон  греческий,  то  не

приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она  мудрейшей  из  всех  людей".  

Группа № 2 . Предмет (крестильная рубашка)-обязательный предмет обряда  Крещения. Белый цвет в православной христианской традиции имеет очень важное значение. Это цвет - чистоты и невинности. Крещаемый человек, независимо от того в каком возрасте он  принимает Таинство, как бы начинает новую жизнь во Христе. Поэтому светлые крестильные одежды символизируют «новую одежду души» - именно так она выглядит перед Богом: белой, незапятнанной грехами.

Группа № 3. Предмет –Вода

Основную роль в этом обряде имеет вода. Т.к. Крещение это троекратное  погружение в воду. Вода - это символ новой жизни, очищения, здоровья

Группа № 4. Предмет- Свеча

Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека к Богу. Огонь свечи символизирует вечность. 
В древности в ветхозаветной Церкви человек, приходящий к Богу, приносил Ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. 
Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

Коммуникативные: Развитие навыков к сотрудничеству в коллективной работе;

Познавательные: Умение составлять описание исторических объектов  и устанавливать логические связи объектов с темой урока.

5

мин.

2.4

Физ. минутка

Динамическая пауза:

1)Мокошь -  нить судьбы плетёт на разминку нас зовет.

 2)Перунов гром сошёл на всех, мы руки поднимаем вверх.   (подняли руки вверх)

  3)Хорса свет с небес спустился, чтоб народ наш поклонился (наклоны).

4)Стрибог гонит ветер злой, мы вращаем головой (вращение головой)

5)Симаргл огнём нас одарил, присесть на место попросил.

Выполняют  разминку.

1 мин

2.5

Групповая работа

 Какие ценности проповедует христианство? Чему  оно учит нас?

На слайде  выдержка:

 При Крещении Новгорода появилась поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».

Учитель спрашивает: «Как вы думаете, а почему  кого - то водой, некоторых огнем, мечом?»

Заставить упорных новгородских язычников покориться удалось, лишь, когда киевская рать применяла силу: поджигала дома, грозя сделать тоже самое со всеми постройками. Новгородцы запросили мира. После этого были сокрушены языческие идолы и население крестили в водах реки Волхов, на которой расположен город. Новая вера окончательно утвердилась к концу XI века. (Путята - тысяцкий князя Владимира Святого ; принимал, по известию так называемой Иоакимовской летописи, деятельное участие в насильственном крещении новгородцев Добрыней, дядей Владимира. Отсюда пошла поговорка: "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем".)

Стремясь облегчить принятие христианства, церковь осветила несколько языческих праздников:

  1. Праздник Ивана Купалы – День Святого Иоанна Крестителя.
  2. Поклонение Перуну – почитание Ильи Пророка.
  3. Скотий бог Велес – Святой Власий

После крещения киевлян  дядя Владимира Добрыня крестил новгородцев. Процесс христианизации протекал непросто. Не все славяне легко меняли язычество на православие, некоторые боялись кары языческих богов и продолжали поклоняться идолам. Было и такое: люди молились перед иконами и продолжали верить в леших, водяных, заговоры и обереги. Такое явление называется двоеверие. Постепенно христианство распространялось по Руси.

Группы  заполняют сравнительную таблицу: «язычники» и «христиане»

Вопросы для сравнения:

1. отношение к Богу;

2. отношение к людям;

3. культура религии;

4.отношение к семье;

Преимущества  христианства перед  язычеством.

  • Укрепляет власть князя
  • Запрещает человеческие  жертвоприношения и кровную вражду, многоженство
  • Призывает помогать нищим и убогим
  • Способствует развитию культуры, архитектуры, живописи
  • Поднимает духовность

     Православное имя кн. Владимира в крещении – Василий.    Святой равноапостольный князь Владимир причислен к лику святых в 13 веке.

Люди еще долгое время тайком поклонялись языческим богам. Владимиру часто приходилось применять силу для того, чтобы крестить народ. Церковь была вынуждена  мириться с этим. Сочетание языческих и христианских представлений получило название двоеверия.

Учащиеся  самостоятельно заполняют раздел в таблице

«Христиане»:

1.единобожие;

2.по библейским законам;

3.храмы, грамота, обряды, таинства и т.д.

4.патриархальный, укрепление брака.

«Язычники»

1.многобожие;

2.«кровная месть»;

3.идолопоклонничество, жертвоприношение;

4.деспотичный, со стороны мужчины, многоженство

Личностные:

Определение своей позиции в современном мире;

Познавательные: Способность к сравнительному анализу, выявлять их сходство и различие

11мин

3

Рефлексия

1. Нашли ли мы  ответ на поставленную проблему?

3.  Какие действия совершали?

4.  Какие выводы сделали?

А сейчас я попрошу вас создать постер, у вас на столах пакеты с материалами,

Ваша задача отразить  деятельность князя Владимира.

Инструкцию по созданию коллажа можно представить в виде «методики шести вопросов»: в центре постера размещают коллаж, представляющий обсуждаемую тему; в  верхнем левом углу «Что?» – коллаж, обозначающий выбранную проблему в данной теме; посередине слева «Кто?» – коллаж «исполнители проекта»; в нижнем левом углу «Как?» – коллаж «средства решения проблемы»; в нижнем правом углу «Где?» – коллаж «место (или места) решения проблемы»; посредине справа «Когда?» – коллаж «ресурс времени»; в верхнем правом углу «Зачем?» – коллаж «обоснование, цель проекта».

Коллаж – это особый вид аппликации, который происходит от французского слова, что означает «наклеивание, наклейка», то есть выполнение различных композиции из разных материалов (цветная бумага, газета, обои, ткани, веревки, тесьма и др.).

Составляют кластер

«Значение принятия христианства» на рабочих листах

  1. Укрепило государство и власть князя
  2. Повысило международный авторитет Руси
  3. Способствовало приобщению Руси к Византийской культуре

28 июля церковь празднует день равноапостольного святого Владимира Святославича. Почему мы не празднуем  день крещения Руси?

Процесс христианизации  затянулся на долгое время.  В истории  отмечен  только год крещения. Долгое время сохранялось двоеверие. Владимир отмечен церковью за то, что решился на такой важный шаг. Крещение поставило Русь  в один ряд с великими державами и сделало ее цивилизационной страной.

(колокольный звон)

 Когда-то… князь Владимир свой народ

Укутал верой, принесённой с Византии…

Под алой мантией, согрев славянский род,

Он заложил в умах величие России.

 

Во время смуты или тягостных годин

Колоколов церковных всем милее звуки…

Простолюдин по крови ты, иль – дворянин,

Нательный крестик помогал ослабить муки.

  

Храня историю, той… Киевской Руси,

Мы собираем веры истинной… обломки…

Уж многие  века… нам крест нести

Дай, Бог, помогут… православные потомки…

Вывод, совместно с учащимися: Христианство способствовало развитию культуры, расширению связей с Византией,  грамотности; укреплению семьи;  создавало единство страны.

Значение принятия христианства изображены  на слайде

Ученики изображают схему кластера и заполняет ее (при необходимости, с помощью класса)

Самостоятельный анализ

            Что?

        Зачем?

      Кто?

     Тема

Когда?

      Как?

               

          Где?

Личностные:

Осмысление ответственного поведения в современном мире;

Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации.

Регулятивные:

умение структурировать информацию; Овладение логическими действиями обобщения

5

мин.

4

Самооценка

Я работал активно  на уроке и мне было понятно- зелёна карточка;

Я не так активно работал, у меня возникали вопросы - красная карточка

Я сидел на скамейке запасных - желтая карточка

Самооценку осуществляют учащиеся,  выполнявшие индивидуальные задание и наиболее активные учащиеся в группах

Регулятивные:

Объективность в оценивании своей деятельности

1 мин

5

Дифференцированное домашнее задание.

§ 6.

  1. Подготовьте дополнительную информацию о последствиях крещения Руси.
  2. Почему память о Владимире I до сих пор сохраняется в народе?  
  3. Укажите, где находятся памятники?

Фиксируют д/з.

0,5

мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории в 6 классе "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

ПРОЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ "Правление князя Владимира. Крещение Руси".

ПРОЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ "Правление князя Владимира. Крещение Руси"....

Технологическая карта урока "Правление князя Владимира"

Урок посвящен пониманию причин и последствий крещения Руси...

Проект урока "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Проет урока  истории России 6 класс "Правление князя Владимира. Крещение Руси" по УМК под редакцией Торкунова, по ФГОС...

Технологическая карта урока "Правление князя Владимира.Крещение Руси"

Технологическая карта урока по истории России 6 класс "Правление князя Владимира.Крещение Руси"...

Технологическая карта урока Правление князя Владимира. Крещение Руси

Технологическая карта урокаПравление князя Владимира. Крещение Руси(1 час) Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о правлении князя Владимира, о причинах и принятии христианства на ...

Презентация к уроку для 6 класса "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Презентация к уроку для 6 класса "Правление князя Владимира.  Крещение Руси" составлена по материалам учебника по истории России для 6 класса под редакцией А.В. Торкунова....