Технологическая карта урока по курсу истории «Древний мир» (5 класс)
план-конспект урока по истории (5 класс)

Квашнина Светлана Иосифовна

Технологическая карта урока истории 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по курсу истории «Древний мир» (5 класс)

Тема урока «Древнее Двуречье»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: знакомство с цивилизацией шумер

Задачи

– сформирование у учащихся представлений о природных особенностях Двуречья, городах-государствах , о культуре и верованиях шумер.

Результаты: продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками, картами, текстом учебника, систематизировать материал по заданным параметрам;

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

Этапы урока

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация

учебной деятельности

3.Усвоение новых знаний

4.Физкльтмиутка

5.Закрепление

6. Рефлексия

7. Подведение итогов, д/з

Приветствие учеников;

Проверка отсутствующих;

Готовность учащихся к уроку;

На экране  сканированная карта из учебника стр.33 «Древний Восток»

-Скажите, пожалуйста, историю какого государства мы с вами закончили изучать на прошлом уроке?

- На каком континенте оно находилось?

- Вспомните, при каком условии появляется государство? (земледелие)

- Рассмотрите внимательно карту. В какой части Аравийского полуострова так же было хорошо развито земледелие?

- Как вы думаете почему эта территория получила название Двуречья?

Нам на уроках предстоит познакомиться с народом, населявшим эту территорию и городами-государствами, которые были созданы.

Открываем учебник стр.65, тетрадь и пишем тему урока.

Первый вопрос, который нам с вами предстоит разобрать – это первый пункт плана

1.Природные условия Двуречья.

Прочтите, пожалуйста, первый пункт плана стр.65-66 и заполните сравнительную таблицу в тетради

сравнение

Египет

Двуречье

1. Реки

2.Дожди

3.Разливы рек

4.Климат

5.Леса

6. Горы

Нил

Отсутствуют

Регулярные, спокойные, илистые

Жаркий

Редкая растительность

Гористая местность

Тигр, Евфрат

Редкие

Нерегулярные и бурные

Жаркий

Практически отсутствуют

отсутствуют

-Вывод:

 -Что нужно для того, чтобы заниматься земледелием? (ирригация)

 Рассмотрите рис.стр.66.

- Учитель обращает внимание на строительство насыпей, дамб, которых не было в Египте и объясняет причину.(бурный разлив)

2. Возникновение городов-государств

На территорию Двуречья в древности пришли с юга племена шумер.

Шумеры- древняя народность, заселявшая тер-рию Двуречья. (запись в тетради)

- Вспомните определение государства

- Назовите города и столицу Египта

И у шумер приблизительно в 18 в. до н.э. стали возникать государства

Рассказ учители об особенностях возникновения гос-в у шумер

Запись на доске и ученики в тетради.

Природные условия требовали ---- коллективный труд для системы орошения------ племена объединялись вокруг храмов

Почему? ( от бога зависела жизнь) ----- вокруг храмов возникали поселения, перераставшие в города

- Посмотрите на карту стр.33 и назовите крупные города? (Ур, Урук)

Но это были не только города, а города-государства, т.к. их территория ограничивалась чертой города.

Скажите пожалуйста из какого материала в Египте строила храмы и пирамиды?

Из чего же строила храмы в Двуречье? (чтение абзаца стр.66)

3. Верования шумер.

- Вспомните, каким богам покланялись египтяне, какие силы природы они олицетворяли?

- Прочитав 3абзац стр.67 выпишите в тетрадь имена богов, которым покланялись шумеры и какие силы природы они олицетворяли.

- Есть ли сходство с египтянами? В чем оно проявляется? Почему?

4.Письменность шумер.

Еще в начале 19в при раскопках древних городов Двуречья археологи обнаружили глиняные таблички со странными значками в виде клиношек, долго не могли их расшифровать ( фото . стр.70)

Почему? Прочтите 2 абзац стр.68.

Рассмотрите внимательно иллюстрацию на стр.68.                            Чем школа у шумер отличалась или имела общие черты со школой в Египте?

Давайте поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да» или «нет»

- Двуречье можно назвать Междуречьем?

-Двери в доме бедняков были из дерева?

-Ур и Урук- это название рек?

- Шумеры заимствовали свое письмо от египтян? и т.д.

Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно …. Я еще хотел бы узнать о …….

Что вы можете рассказать о цивилизации шумер?

- Как вы считает, кто сегодня был особенно активен на уроке? Какие оценки им можно поставить?

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

Д/з & 13.задания стр.69 (устно)

Используемая литература: 

М.Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории.»  М.Владос.2003

Г.И.Годер «Методическое пособие по истории Древнего мира» М. Просвещение 2008

Джейн Чизхолм «Ранние цивилизации» М. Росмэн, 1996, учебник история Древнего мира

А.А.Вигасин, Г.И.Годер учебник История Древнего мира, Просвещение 2015г.

Технологическая карта урока по курсу истории «Древний мир» ( 5 класс)

Преподаватель:  Квашнина Светлана Иосифовна

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Настрой на рабочую деятельность

Организует подготовку к работе на уроке

Волевая саморегуляция

 Мотивация

учебной деятельности

Фиксация новой учебной задачи

Организует устный коллективный анализ учебной задачи

Слушают учителя,

Анализируют карту, доказывают свою точку зрения

Усвоение новых знаний

Сопоставление ранее полученных знаний с новой информацией и выделение особенностей

Организует построение логическую цепочку причинно-следственных связей.

Организует комментированное чтение

 Работают по предложенному плану, заполняют таблицу, сравнивают, находят особенности

Участвуют в беседе, отвечая на поставленные вопросы

Физкультминутка

Выполняют упражнения

Закрепление

Проверка усвоенных знаний

Организует коллективную проверку знаний

Определяют что уже усвоено, а что еще нет

Рефлексия

Осознание каждым ребенком качество своей работы на уроке Уровень достигнутых результатов

Предлагает незаконченные предложения

Выбирают предложение и завершают его.

 Подведение итогов, д/з

Итог урока

Предлагает  определить достигнута ли цель урока, проанализировать работу на уроке и оценить ее.

Определяют достигнута ли цель урока, почему?

 Анализируют работу на уроке и оценивают друг друга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по курсу "История Древнего мира". 5 класс

Тип урока: повторительно-бобощающий, с элементами игры. Форма проведения: урок путешествие по Египту....

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Рабочая программа по курсу «история Древнего мира»5 класс (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая) Учитель истории Косырева О.А.

Рабочая программа по истории Древнего мира разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области...

Технологическая карта урока по предмету "История" 7 класс раздел "Всеобщая история". Тема урока: "Индия. Империя Великих Моголов"

Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок занимает определенное место в теме: "Страны Востока в XVI-XVII веках....

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...