Общество Древней Руси
план-конспект урока по истории (6 класс)

Ижетникова Екатерина Владиславовна

Конспект урока истории России в 6 классе для обучающихся с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_obshchestvo_drevney_rusi.docx31.37 КБ
Файл obshchestvo_drevney_rusi.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 14. Общество Древней Руси

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся смогут рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси (используя информацию учебника), объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, вервь, смерд.

Метапредметные: учащиеся, опираясь на текст параграфа и схему, охарактеризуют категории населения, проживающие в вотчине, анализируя документ*, смогут выяснить, чьи интересы защищал закон, свой ответ аргументировать.

Личностные: формирование знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры.

План урока

  1. Страна городов.
  2. Крестьянские общины.
  3. Княжеские и боярские вотчины.

ХОД УРОКА

  1. Создание проблемной ситуации

Чтение эпиграфа: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: …бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими». («Слово о погибели Русской земли»)

Вопрос

 - Какой вывод можно сделать из текста эпиграфа? (К XII в. на Руси появилось много городов, которые явились украшением земли Русской.)

Чтение главного вопроса урока: «Как рост городов, развитие вотчинного и крестьянского хозяйства способствовали укреплению государства и развитию общества?»

Версии ответа на главный вопрос урока записываются на доске и в тетрадях.

  1. Актуализация знаний Тестовые задания. Работа со слайдами.

  1. Во главе печенежских орд стояли:

 а) ханы;

б) беки; в) цари; г) каганы.

  1. Отметьте верное утверждение.

а) в 1097 г. в Киеве объявились волхвы, пророчествующие о стихийных бедствиях;

б) на Любечском съезде было решено отстранить от власти Олега Святославича;

в) в 1113 г. Владимир Всеволодович стал киевским князем;

г) Всеволод Ярославич принял дополнения к Русской Правде, ограничившие произвол ростовщиков в Киеве.

  1. Решение «каждый держит вотчину свою» было принято в:

а) 1071 г.;        в) 1097 г.;

б) 1093 г.;        г) 1111 г.

  1. Половцы были:

а) язычниками;        в) иудеями;

б) христианами;        г) мусульманами.

  1. Открытие нового знания

Учитель еще раз обращает внимание учащихся на главный вопрос урока.

Вопрос

 - Что нужно узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? (Что в значительной степени способствовало укреплению государства и развитию общества.)

Тема урока «Общество Древней Руси». Запись на доске и в тетрадях.

  1. Рассказ учителя. Гардарика – страна городов.

Варяги называли Древнюю Русь Гардарикой – страной городов. Исследования ученых показывают, что такое утверждение не было случайным. В X веке на Руси насчитывалось – 25 городов, а  к концу XII столетия – уже 224.

Гардарика – страна городов. Запись на доске и в тетради.

  1. Работа с настенной картой.

Вопросы

 - Найдите самые крупные города конца XII столетия?

 - Города Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Галич, Владимир-Волынский.

 -Какие города вы  посчитали бы такими же крупными? Назовите?

3. Жизнь города. Практическая работа.

Вопросы

 - Как выглядели древнерусские города? Опишите.

 - Как был обустроен дом горожанина? Опишите.

4. Знакомство с денежным обращением в Древней Руси. Презентация.

5. Международная торговля. Работа с атласами С.12-13. Торгово-хозяйственные связи государства Русь.

Вопросы

 - Чем торговал Новгород? С кем торговал?

 - Какие ремесла были развиты в Новгороде?

 - Каких животных разводили здесь?

 - Какими промыслами занимались в Новгороде?

 - Какие полезные ископаемые здесь добывали?

- Чем торговал Киев? С кем торговал?

 - Какие ремесла были развиты в Киеве?

 - Каких животных разводили здесь?

 - Какими промыслами занимались в Киеве?

 - Какие полезные ископаемые здесь добывали?

 - Через какие древнерусские города велась торговля с Волжской Булгарией, прародиной чуваш?

 - Города Древней Руси играли ведущую роль в развитии связей с Византией, Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей, волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы.

  1. Физкультминутка.
  2. Далее учитель организует практическую работу. Класс делится на две группы (в соответствии с пунктами плана). Каждая группа получает задание с вопросом, на который необходимо дать ответ через 5 мин.

Вопросы и задания для групп

  1. Как была устроена жизнь сельской общины? Чем  жизнь сельчан отличалась от жизни горожан? С.88-89 учебника.
  2. Что такое вотчина? Как было устроено вотчинное хозяйство? Кто жил и работал в усадьбе господина? С.89-91 учебника.
  1. Составление таблицы «Население Древнерусского государства». Работа со схемой С.91.

Вопросы

- Кто стоял во главе Древнерусского государства? Князь.

 - Кто помогал князю руководить страной, был во главе дружин и управлял городами от имени князя? Бояре.

 - Какая группа населения вела торговлю внутри страны и заграницей? Купцы.

 - Жители городов, занимавшиеся изготовлением каких-либо изделий? Ремесленники.

 - Служители церкви? Духовенство?

 - Основная масса свободного населения Древней Руси? Крестьяне.

 - Временно-зависимые люди? Закупы.

 - Люди, служившие по договору? Рядовичи.

 - Люди, добровольно продавшие себя в рабство? Холопы.

  1. Подведение итогов

Большую часть населения Руси составляли свободные крестьяне-общинники, занимавшиеся сельским хозяйством. В городах жилы купцы и ремесленники. Появились княжеские и боярские земельные владения – вотчины, где использовался труд зависимых людей.

  1. Применение нового знания

Выбор ответа на главный вопрос урока С.93:

Как рост городов, развитие вотчинного и крестьянского хозяйства способствовали укреплению государства и развитию общества?

А. Укрепление Древнерусского государства происходило только лишь за счет усиления его военной мощи, все его богатство было результатом завоеваний.

Б. Главным источником процветания Древней Руси была международная торговля.

В. Развитие ремесла и торговли, вотчинного и крестьянского хозяйства было экономической основой могущества Древнерусского государства.

Задание

Оцените ваши версии ответов на главный вопрос урока.

Домашнее задание: § 10, вопросы и задания. Дополнительное задание: работа с документом «Из пространной редакции Русской Правды». С.92-93.

  1. Что такое вотчина? Как было устроено вотчинное хозяйство? Кто жил и работал в усадьбе господина? С.89-91 учебника.

  1. Что такое вотчина? Как было устроено вотчинное хозяйство? Кто жил и работал в усадьбе господина? С.89-91 учебника.

  1. Что такое вотчина? Как было устроено вотчинное хозяйство? Кто жил и работал в усадьбе господина? С.89-91 учебника.

  1. Как была устроена жизнь сельской общины? Чем  жизнь сельчан отличалась от жизни горожан? С.88-89 учебника.

  1. Как была устроена жизнь сельской общины? Чем  жизнь сельчан отличалась от жизни горожан? С.88-89 учебника.

  1. Как была устроена жизнь сельской общины? Чем  жизнь сельчан отличалась от жизни горожан? С.88-89 учебника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Во главе печенежских орд стояли: а) ханы; б) беки; в) цари; г) каганы.

Слайд 2

Отметьте верное утверждение. а) в 1097 г. в Киеве объявились волхвы, пророчествующие о стихийных бедствиях; б) на Любечском съезде было решено отстранить от власти Олега Святославича ; в) в 1113 г. Владимир Всеволодович стал киевским князем; г) Всеволод Ярославич принял дополнения к Русской Правде, ограничившие произвол ростовщиков в Киеве.

Слайд 3

Решение «каждый держит вотчину свою» было принято в: а) 1071 г.; б) 1097 г.; в) 1093 г.; г) 1111 г.

Слайд 4

Половцы были: а) язычниками; б) иудеями; в) христианами; г) мусульманами.

Слайд 5

3

Слайд 6

4

Слайд 8

Домашнее задание: § 10, вопросы и задания. Дополнительное задание : работа с документом «Из пространной редакции Русской Правды». С.92-93.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы Древней Руси

урок 5 класс...

тест по теме "Культура Древней Руси"

Контрольный тест по МХК в 10 классе по теме "Культура Древней Руси"...

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Тест-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Роль декоративного искусства в жизни древне...