Технологическая карта урока урока ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древних обществ. .Древний Египет"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
На этом уроке мы не просто рассмотрим красивые древние вещи,а станем исследователями-египтологами. Мы расшифруем тайный язык символов, скрытый в золотых украшениях фараонов и росписях саркофагов. Мы узнаем:
· Почему египтяне так любили синий, зеленый и золотой цвета?
· Зачем царице Клеопатре нужен был священный жук-скарабей?
· Как по головному убору можно было узнать верховного правителя?
Мы поймем главное:в Древнем Египте не было ничего "просто так". Каждая деталь в искусстве имела глубокий смысл и была частью их величественной и загадочной картины мира.
--Ключевые понятия:Символ, канон, иероглиф, солярные знаки, скарабей, урей, пектораль.
Итог:Учащиеся поймут, что в древних обществах искусство служило не эстетике, а было "языком" для общения с богами и укрепления власти.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет:
Класс: 5
Тип урока: открытие новых знаний, обретения новых умений и навыков
Вид урока: урок- путешествие
Цель: | Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя в качестве примера эпоху Древнего Египта... | |
Задачи: | Обучающие: 1. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода 2. Освоение нетрадиционных техник ДПИ в процессе выполнения творческой работы. Воспитательные: 1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры Развивающие: 1. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. | |
Планируемые результаты обучения (в соответствии с ФГОС) | Предметные УУД: -Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям; -Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего, как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя); -Видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора; -Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. Личностные УУД: - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, -соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; - уметь организовать место занятий. Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий. | |
Организация пространства: | Зрительный ряд: презентация PowerPoint по теме урока, визуальные материалы (плакаты, слайды, видеофрагменты), Видеоряд: плакаты, символические знаки, политическая карта мира Материалы: Краски (гуашь), бумага, втулки от туалетной бумаги, одноразовые тарелки, бусины, стразы, фоамиран. Инструменты: кисти, малярный скотч, скотч, клей Музыкальный ряд: египетские мотивы | |
Межпредметные связи: | Формы и методы работы: | |
Изобразительное искусство, история, география, литература, математика, музыка. | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: целеполагание; проблемная ситуация; самостоятельная практическая работа по алгоритму, самоанализ; самооценивание; эвристическая беседа; рассказ; рефлексия. | |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Цель: Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. | ||
Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. – Доброе утро, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку.. - Для успешной работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, воображение . Надеюсь вы готовы прийти на помощь друг другу. | Выполняют самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | Регулятивные (прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения) |
2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Цель: Мотивация учебной деятельности. Помочь вспомнить материалы уроков по разделу «ДПИ» | ||
Задание 1. (Фронтальная работа) ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС СЛАЙД 2 Но прежде чем мы с Вами совершим наше путешествие, давайте поиграем в игру «Дальше», так мы повторим пройденный материал. Напомню правила игры. Каждому задаётся вопрос, если Вы не знаете ответ, то говорите: «Дальше». -Молодцы, все справились! Поставьте полученный вами балл ( за каждый правильный ответ- 1балл) в лист оценивания
| Предполагаемые ответы обучающихся: По цепочке отвечают на вопросы | Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка результатов деятельности, выбор наиболее эффективных способов решения задач) Регулятивные (оценивать степень успешности своей индивидуальной деятельности ; контроль в форме сличения результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него; оценка качества и уровня усвоения) Коммуникативные (выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации); Личностные (выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках) |
3. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ | ||
- Ребята, все уроки ИЗО в 5 классе посвящены изучению ДПИ. - Что такое ДПИ? - Вспомним, что украшали наши далекие предки? - Чем украшали? - Эти знаки использовали только для украшения? Задание 2 (Инд.работа) -Выберите на доске славянские символы. - А это что это за знаки? Может они попали к нам из другой древней страны? - Существовало ли ДПИ в других странах и какую роль играло в жизни древних обществ? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ! И чтобы узнать это предлагаю вместе отправиться в увлекательное путешествие во времени и пространстве. | Отвечают по очереди на вопросы задания - искусство украшать - предметы быта, костюм, игрушки, избу - солярными и символическими знаками (солнца, воды, земли, плодородия, Берегиня, Птица, Конь, Древо жизни) - Нет, еще и для защиты от злых сил. - Ответ | Познавательные (логические: подведение под понятие, выведение следствий) |
4.ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Цель: погружение в тему урока, формулирование совместно с учащимися цели и задач урока. | ||
-Как вы думайте, какова тема нашего урока? «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества». - В какую же страну лежит наш путь? Рабочий лист Задание 1. Соедините цифры по порядку и увидите подсказку Правильно, это страна – родина одной из самых древних и загадочных культур. А вы знаете, что 8 февраля в нашей стране отмечается - День российской науки. А благодаря науке археологии мы можем прикоснуться к истокам древних цивилизаций. - В 5 классе вы уже знакомились с Древним Египтом? - На каком уроке? -Что вы знаете о Древнем Египте? -Давайте вспомним, что означает слово декор? -А египтяне украшали все вокруг себя? -Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? План: 1. Одежда фараона 2. Женская одежда в Древнем Египте 3. Одежда жрецов, чиновников, воинов 5. Символика 6. Ювелирное искусство | - Древний Египет - Да - На истории - Эта страна пирамид, фараонов. - Украшение - Да Отвечают на вопросы: Я пойму… Я узнаю… Я научусь… - выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. | Личностные (самоопределение, мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности) Познавательные (общеучебные: формулирование познавательной цели; логические: выдвижение гипотез и их обоснование) |
5. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ | ||
Тему экскурсии выбрали. Ставим число - день нашего путешествия. Необходимо выбрать маршрут.
Отметьте флажком, а где находится Египет (страна) -Наша машина времени очень капризная. Если неправильно указать дату и место перемещения, могут произойти непредвиденные события. Итак, набираем дату …. -Место расположения … -Нам нужно узнать, насколько лет назад надо переместиться.
- Какие даты нам нужно вспомнить?
- Возьмите, пожалуйста, листки-папирусы и произведите расчет.
- Верно! На 5014 лет назад нам нужно переместиться Учитель: Молодцы! Ну, вот мы и на месте (слайд № 3). ОЦЕНИТЕ СЕБЯ! Как называется эта река? Слайд Вспомните из уроков истории, какие социальные слои были в Египте, кто правил страной, как называли служителей богов, кто работал в полях? Вопрос: А как можно было их отличить? Ребята, в древнем мире разные сословия как раз и отличались одеждой. Это было очень важной особенностью. Давайте внимательно посмотрим, как же одевались египтяне, и не забываем - Перед вами на парте лежат Маршрутные листы- их нужно заполнить. Будьте внимательны! ВИДЕОРОЛИК В основном было два типа одежды: мужская и женская. Мужская --- схенти--- набедренная повязка. Женская--- калазирис--- узкое платье на лямках. Вопрос: Зачем нужны были украшения? Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ! У египтян существовала четкая система декоративной символики. Что означают эти символы узнаем из учебника стр.112, 115-116 ЧЕМУ И КАК ПОКЛОНЯЛИСЬ ЕГИПТЯНЕ? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ! | Календарь - ставят флажок - ставят флажок - 3 тысячелетие до нашей эры. - Северо- восточная Африка. (3000г. до н.э. + 2025г.) Один человек работает у доски. (5025 лет.) - Нил. Ответ: Фараоны, жрецы, крестьяне, рабы, воины, знать. Ответ: По одежде и украшениям. РАБОЧИЙ ЛИСТ Ответ: они играли роль оберегов, защиты. Работа с учебником. | Коммуникативные (планирование: определение целей и способов взаимодействия; постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра: контроль, коррекция и оценка действий партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли) Познавательные (общеучебные: поиск и выделение информации, моделирование; логические: анализ с целью выделения существенных признаков, синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений) |
6. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (ФМ) | ||
“Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями. Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. | Выполняют движения Встали, руки вверх, потянулись.
Кистями рук делаем “фонарики”
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место. | Личностные: Проявляют физическую активность в выполнении упражнений. |
7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (20 мин) Цель: выполнить практическую работу. | ||
И нам пора приступить к выполнению практического задания. Учитель дает инструкции по выполнению практического задания. -Сегодня мы создадим одно из украшений в стиле древнеегипетского искусства. Постарайтесь передать сочетания цветов, характерные для декоративного искусства Египта. Каждая группа (вариант) оформляет свое украшение. По окончанию работы каждая группа (вариант) дает описание элементов-символов своей работы. При помощи гуаши, акварели, цветных карандашей или восковых мелков выполните эскизы украшений древних египтян, которые будут подчеркивать его положение в обществе, или род его деятельности. Наполните украшения смыслом и образным строем: используя выразительность элементов, ритма, орнамента, сочетание цветов. Если это необходимо, постарайтесь сохранять симметрию. Этапы выполнения работы: 1. Работа начинается с замысла (определитесь, какое украшения вы бы хотели создать, представьте его, остановитесь на какой-то форме, выберите цветовое решение, форму построения композиции украшения, отдельно каждого элемента, какой будете использовать орнамент, ритм); 2. Определите расположение листа в пространстве (в зависимости от строения украшения), организуйте плоскость рисунка, выберите размер изображения и его месторасположение на листе. 3. Нарисуйте украшение в карандаше. Посмотрите на него со стороны, проанализируйте, все ли в нем вас устраивает. 4. Выполните работу в материале. Самостоятельная творческая деятельность учащихся. /Пройти по рядам, оказать помощь, при необходимости/ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ! | Работа в группах Практическая работа: Учащиеся самостоятельно выбирают и выполняют задание), используя наглядное пособие. | Регулятивные (Оценка и осознание учеником того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.) |
8.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА | ||
Повторим! -Какова была тема урока? - Ответили ли мы сегодня на главный вопрос урока – Какова роль декоративного искусства в Древнем Египте? - Что нового узнали на уроке? - Какие отличительные черты украшений Египта от украшений других стран вы увидели? С помощью предметов ДПИ -Определяют место и роль в обществе, социальное положение, несут магический смысл и защищают. | Выслушивают ответы учеников, оценивают правильность ответов | Регулятивные (выполнение заданий и внесение необходимых дополнений и корректив в работу -Оценка и осознание учеником того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
9.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ | ||
Домашнее задание:
| - Записывают домашнее задание в дневники СЛАЙД | Личностные (смыслообразования: «какое значение и смысл имеет для меня учение» и уметь находить ответ на него) Познавательные (общеучебные: поиск и выделение информации; действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера) |
10.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Рефлексия А свое впечатления о нашем уроке пришлите мне в СМС. (раздать карточки ТЕЛЕФОНЫ) - Я вижу, что вы довольны своей работой. Мне было тоже очень приятно работать с вами. ОЦЕНИВАНИЕ Приглашаю всех, как полагается в путешествии сделать селфи «Мир наш - это книга. И тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу». - Занятие закончено! Спасибо всем за работу! | Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности. Учащиеся демонстрируют работы -Заканчиваю наш урок пословицей: «На чужой стороне Родина милей вдвойне», то есть когда вы находитесь в другой стране, то скучаете по своей родине, она кажется вам более родной, то есть "милей вдвойне". | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Урок-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества" в 5 классе по программе Б.М. Неменского...

Тест-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет"
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Роль декоративного искусства в жизни древне...

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Методический материал к уроку изо в 5 классе по теме "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества" представляет собой план-конспект и презентацию...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания
Разработка технологической карты урока по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...
Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема урока Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Древнегреческая вазопись-
Рабочая программа для открытого урока...

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Искусство росписи ваз.
Презентация к уроку в 5 классе, по теме "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Искусство росписи ваз"Цель: 1.Познакомить с типами греческих ваз. ...

