Технологическая карта урока урока ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древних обществ. .Древний Египет"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

На этом уроке мы не просто рассмотрим красивые древние вещи,а станем исследователями-египтологами. Мы расшифруем тайный язык символов, скрытый в золотых украшениях фараонов и росписях саркофагов. Мы узнаем:

· Почему египтяне так любили синий, зеленый и золотой цвета?
· Зачем царице Клеопатре нужен был священный жук-скарабей?
· Как по головному убору можно было узнать верховного правителя?
  Мы поймем главное:в Древнем Египте не было ничего "просто так". Каждая деталь в искусстве имела глубокий смысл и была частью их величественной и загадочной картины мира.

--Ключевые понятия:Символ, канон, иероглиф, солярные знаки, скарабей, урей, пектораль.

  Итог:Учащиеся поймут, что в древних обществах искусство служило не эстетике, а было "языком" для общения с богами и укрепления власти.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет:

Класс: 5

Тип урока: открытие новых знаний, обретения новых умений и навыков

Вид урока: урок- путешествие

Цель: 

Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя в качестве примера эпоху Древнего Египта...

Задачи:

Обучающие:

1. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода

2. Освоение нетрадиционных техник ДПИ в процессе выполнения творческой работы.

Воспитательные:

1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

Развивающие:

1. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Планируемые результаты обучения

(в соответствии с ФГОС)

Предметные УУД:

-Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям;

-Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего, как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя);

-Видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора;

-Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные УУД: 

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,

-соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать.

 Регулятивные УУД: 

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

- уметь организовать место занятий.

Познавательные УУД: 

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог;        

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Организация пространства:

Зрительный ряд: презентация  PowerPoint по теме урока, визуальные материалы (плакаты, слайды, видеофрагменты),

Видеоряд: плакаты, символические знаки, политическая карта мира

Материалы: Краски (гуашь), бумага, втулки от туалетной бумаги, одноразовые тарелки, бусины, стразы, фоамиран.

Инструменты: кисти, малярный скотч, скотч, клей

Музыкальный ряд: египетские мотивы

Межпредметные связи:

Формы и методы работы:

Изобразительное искусство, история, география, литература, математика, музыка.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: целеполагание;  проблемная ситуация; самостоятельная практическая работа по алгоритму, самоанализ; самооценивание;  эвристическая беседа; рассказ; рефлексия.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Цель: Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Доброе утро, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку..

 - Для успешной работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, воображение . Надеюсь вы  готовы прийти на помощь друг другу.

Выполняют самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

Регулятивные (прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения)

2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Цель: Мотивация учебной деятельности. Помочь вспомнить материалы уроков по разделу «ДПИ»

Задание 1. (Фронтальная работа)

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

СЛАЙД 2 Но прежде чем мы с Вами совершим наше путешествие, давайте поиграем в игру «Дальше», так мы повторим пройденный материал.

Напомню правила игры. Каждому задаётся вопрос, если Вы не знаете ответ, то говорите: «Дальше».

-Молодцы, все справились!    

Поставьте полученный вами балл ( за каждый правильный ответ- 1балл) в лист оценивания

  1. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ «ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ»

Предполагаемые ответы обучающихся:

По цепочке отвечают на вопросы

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка результатов деятельности, выбор наиболее эффективных способов решения задач)

Регулятивные (оценивать степень успешности своей индивидуальной деятельности ; контроль в форме сличения результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него; оценка качества и уровня усвоения)

Коммуникативные (выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);

Личностные (выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках)

3. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ  ЗНАНИЙ

- Ребята, все уроки ИЗО в 5 классе посвящены изучению ДПИ.

- Что такое ДПИ?

- Вспомним, что украшали наши далекие предки?

- Чем украшали?

- Эти знаки использовали только для украшения?

Задание 2 (Инд.работа) 

-Выберите  на доске славянские символы. 

- А это что это за знаки? Может они попали к нам из другой древней страны?

- Существовало ли ДПИ в других странах и какую роль играло в жизни древних обществ?    ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

И чтобы  узнать это  предлагаю вместе  отправиться  в увлекательное путешествие во времени и пространстве.

Отвечают по очереди на вопросы задания

- искусство украшать

- предметы быта, костюм, игрушки, избу

- солярными и символическими знаками      (солнца, воды, земли, плодородия, Берегиня, Птица, Конь, Древо жизни)

- Нет, еще и для защиты от злых сил.

- Ответ

Познавательные (логические: подведение под понятие, выведение следствий)

4.ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Цель: погружение в тему урока, формулирование совместно с учащимися цели и задач урока.

-Как вы думайте, какова тема нашего урока?

«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества».

- В какую же страну лежит наш путь?

Рабочий лист Задание 1.    Соедините цифры по порядку и увидите  подсказку

Правильно, это страна – родина одной из самых древних и загадочных культур.

А вы знаете, что 8 февраля  в нашей стране отмечается - День российской науки. А благодаря науке археологии мы можем прикоснуться к истокам древних цивилизаций.

- В 5 классе вы уже знакомились с Древним Египтом?

- На каком уроке?

-Что вы знаете о Древнем Египте?

-Давайте вспомним, что означает слово декор?

-А египтяне украшали все вокруг себя?

-Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?

План:

1. Одежда фараона

2. Женская одежда в Древнем Египте

3. Одежда жрецов, чиновников, воинов

5. Символика

6. Ювелирное искусство

- Древний Египет

- Да

- На истории

- Эта страна пирамид,  фараонов.

- Украшение

- Да

Отвечают на вопросы:

Я пойму…

Я узнаю…

Я научусь…

- выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

Личностные (самоопределение, мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности)

Познавательные (общеучебные: формулирование познавательной цели; логические: выдвижение гипотез и их обоснование)

5. ЭТАП  УСВОЕНИЯ  НОВЫХ  ЗНАНИЙ

Тему экскурсии выбрали. Ставим число - день нашего  путешествия.

Необходимо выбрать   маршрут.

  1. Перед вами политическая карта мира — найдите, где находится Оренбургская область.

Отметьте флажком, а где находится Египет (страна)

-Наша машина времени очень капризная. Если неправильно указать дату и место перемещения, могут произойти непредвиденные события.  Итак, набираем дату ….

-Место расположения …

-Нам нужно узнать, насколько лет назад надо переместиться.

 

- Какие даты нам нужно вспомнить?

 

- Возьмите, пожалуйста, листки-папирусы и произведите расчет.

 

- Верно! На 5014 лет назад нам нужно переместиться

Учитель: Молодцы! Ну, вот мы и на месте (слайд № 3).

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

Как называется эта река? Слайд

Вспомните из уроков истории, какие социальные слои были в Египте, кто правил страной, как называли служителей богов, кто работал в полях?

Вопрос: А как можно было их отличить?

Ребята, в древнем мире разные сословия как раз и отличались одеждой. Это было очень важной особенностью.

Давайте внимательно посмотрим, как же одевались египтяне, и не забываем - Перед вами на парте лежат Маршрутные листы- их нужно заполнить. Будьте внимательны!

ВИДЕОРОЛИК

В основном было два типа одежды: мужская и женская.

Мужская --- схенти--- набедренная повязка.

Женская--- калазирис--- узкое платье на лямках.

Вопрос: Зачем нужны были украшения?

Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.

   ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

У египтян существовала четкая система декоративной символики.

Что означают эти символы узнаем из учебника стр.112, 115-116

ЧЕМУ И КАК ПОКЛОНЯЛИСЬ ЕГИПТЯНЕ?

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

Календарь

- ставят флажок

- ставят флажок

-  3 тысячелетие до нашей эры.

- Северо- восточная Африка.

(3000г. до н.э. + 2025г.)

Один человек работает у доски.

(5025 лет.)

- Нил.

Ответ: Фараоны, жрецы, крестьяне, рабы, воины, знать.

Ответ: По одежде и украшениям.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Ответ: они играли роль оберегов, защиты.

Работа с учебником.

F:\УРОК ИЗО\slide_27.jpg

Коммуникативные (планирование: определение целей и способов взаимодействия; постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра: контроль, коррекция и оценка действий партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

Познавательные (общеучебные: поиск и выделение информации, моделирование; логические: анализ с целью выделения существенных признаков, синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений)

6. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (ФМ)

“Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями. 

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. 

  

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. 

  

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. 

  

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы. 

  

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. 

Выполняют движения

Встали, руки вверх, потянулись. 

  

  

Кистями рук делаем “фонарики” 

  

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев. 

  

Вытянуть руки перед собой, кистями  изображаем плеск рыб. 

  

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место. 

Личностные: Проявляют физическую активность в выполнении упражнений.

7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (20 мин)

Цель: выполнить практическую работу.

И нам пора приступить  к выполнению практического задания.

Учитель дает инструкции по выполнению практического задания.

-Сегодня мы создадим одно из украшений в стиле древнеегипетского искусства.

Постарайтесь передать сочетания цветов, характерные для декоративного искусства Египта. Каждая группа (вариант) оформляет свое украшение. По окончанию работы каждая группа (вариант) дает описание элементов-символов своей работы.

При помощи гуаши, акварели, цветных карандашей или восковых мелков выполните эскизы украшений древних египтян, которые будут подчеркивать его положение в обществе, или род его деятельности. Наполните украшения смыслом и образным строем: используя  выразительность элементов, ритма, орнамента, сочетание цветов. Если это необходимо, постарайтесь сохранять симметрию.

Этапы выполнения работы:

1. Работа  начинается  с  замысла (определитесь,  какое  украшения  вы  бы  хотели  создать, представьте  его, остановитесь на  какой-то форме, выберите цветовое  решение,  форму построения  композиции украшения, отдельно  каждого  элемента, какой  будете  использовать орнамент,  ритм);

2. Определите  расположение листа в  пространстве  (в  зависимости  от  строения украшения), организуйте  плоскость рисунка,  выберите  размер  изображения  и  его  месторасположение  на  листе.

3. Нарисуйте  украшение  в  карандаше. Посмотрите  на  него  со  стороны,  проанализируйте,  все  ли  в  нем  вас  устраивает.

4. Выполните  работу  в материале.

Самостоятельная творческая деятельность  учащихся. /Пройти  по  рядам,  оказать  помощь,  при  необходимости/

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

Работа в группах

Практическая работа:

Учащиеся самостоятельно выбирают и выполняют задание), используя наглядное                                                    пособие.

Регулятивные (Оценка  и осознание учеником того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.)

8.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Повторим!

-Какова была тема урока?

- Ответили ли мы сегодня на главный вопрос урока – Какова роль декоративного искусства в Древнем Египте?

- Что  нового  узнали  на  уроке?

- Какие  отличительные  черты  украшений  Египта  от  украшений  других  стран  вы  увидели?

С помощью предметов ДПИ -Определяют место и роль  в обществе, социальное положение, несут магический смысл и защищают.

Выслушивают ответы учеников, оценивают правильность ответов

Регулятивные (выполнение заданий и внесение необходимых дополнений и корректив в работу

-Оценка  и осознание учеником того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

9.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ,  ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

Домашнее задание:

  1. Учебник стр. 108 -117, ответить на вопросы устно.
  2. Подобрать иллюстративный материал по теме «Вазопись Древней Греции»

- Записывают домашнее задание в дневники

СЛАЙД

Личностные (смыслообразования: «какое значение и смысл имеет для меня учение» и уметь находить ответ на него)

Познавательные (общеучебные: поиск и выделение информации; действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера)

10.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рефлексия

А свое впечатления о нашем уроке пришлите мне в СМС.

(раздать карточки ТЕЛЕФОНЫ)

- Я вижу, что вы довольны своей работой. Мне было тоже  очень приятно работать с вами.  

ОЦЕНИВАНИЕ

Приглашаю всех, как полагается в путешествии  сделать селфи

 «Мир наш - это книга. И тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу».

-  Занятие закончено! Спасибо всем за работу!

Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.

Учащиеся  демонстрируют работы

-Заканчиваю наш урок пословицей: «На чужой стороне Родина милей вдвойне», то есть когда вы находитесь в другой стране, то скучаете по своей родине, она кажется вам более родной, то есть "милей вдвойне".

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Урок-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества" в 5 классе по программе Б.М. Неменского...

Тест-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Роль декоративного искусства в жизни древне...

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Методический материал к уроку изо в 5 классе  по теме "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества" представляет собой план-конспект и презентацию...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Искусство росписи ваз.

Презентация к уроку в 5 классе, по теме "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Искусство росписи ваз"Цель: 1.Познакомить с типами греческих ваз.      ...