Урок истории в 5 классе «Нашествие персидских войск на Элладу»
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Новикова Галина Александровна

Показана героическая борьба греческого народа за независимость своей родины - Эллады.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе на тему:  Нашествие персидских войск на Элладу

     Самым героическим периодом в истории Греции были греко-персидские войны, когда Греция выдвинула героев, равных героям своей мифологии – Гераклу и Тесею. Персия в то время была самым сильным государством Востока и Европы. Только земли греков не подчинялись персидским владыкам. Сегодня мы будем говорить о великих сражениях древности, о подвигах и предательстве, о защите греческой земли, уже не первый год омытой кровью в ходе греко-персидских войн.                                            

                                                                        СЛАЙД

     Вопрос 1:  Как поступали многие греческие полисы, когда к ним прибывали послы Дария I?                            

(Многие греческие полисы сразу покорились войскам Дария).

     Вопрос 2:  Какие два города отказались подчиниться персам?

(Только афиняне и спартанцы решили встретить врага).

     Вопрос 3:  Какую страшную весть принёс гонец в Афины?

(«В Марафонской бухте показались корабли персов. Вооружайтесь!)

    Вопрос 4:  Кого Народное Собрание в Афинах избрало стратегом для борьбы с персами?

(Мильтиада).  

        Все способные сражаться встали в строй. 10-тысячное войско двинулось навстречу врагу.

Афинские юноши при вступлении на военную службу давали клятву. Представим, что мы в Афинах в 5 веке до н.э. и являемся свидетелями этой клятвы:

     «Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве. Я буду сражаться за моих богов и за мой очаг и оставлю после себя отечество не ослабевшим, но более могущественным. Да будут свидетелями клятвы боги, границы моего отечества, пшеничные и ячменные поля, виноградники и оливы».

     Вопрос 4:  Как повели себя жители Спарты, когда к ним обратились за помощью?

(Спартанцы не отказывали в помощи, но и не выступили сразу).

     Вопрос 5:  Какую помощь оказали жители города Платеи?

(Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов).

                  Мильтиад преградил путь врагам на Афины. Персы решили обогнуть Аттику и высадиться в Афинах. Тогда греки решили принять бой на Марафонской равнине.

     Вопрос 6:  Как построились войска греков? Как они сражались?

(Они построились фалангой (тесные сомкнутые ряды, в центре было меньше рядов, чем у персов). Греки сражались, как обезумевшие. Персы прорвали боевую линию греков в центре, но края устояли. Воины, стоявшие по краям, замкнули кольцо. Персам пришлось отступать. 7 кораблей захватили греки. Но остальные персы поспешно отплыли, взяв курс на Афины. Афиняне устремились на защиту родного города. Персы не стали испытывать судьбу и уплыли прочь.

Таким образом, впервые над персами была одержана победа).                                                                                           .    Вопрос 7:  Почему греки смогли одержать победу над более сильным врагом?                          (Мужество, храбрость воинов, помощь Платей, тактика ведения боя, талант Мильтиада и сознание того, что они защищали Родину, ведь в 40 км были Афины).                                                                                     .     Вопрос 8:  Как Мильтиад решил сообщить афинянам о победе?                                                                  (Ещё не смолкла битва, когда Мильтиад отправил в Афины быстроногого воина сообщить о разгроме персов. Юноша бежал без отдыха и остановок. «Радуйтесь, мы победили!» –произнёс он и пал мёртвым. Сердце воина не выдержало напряжения. О чём свидетельствует поступок афинянина?                                                                                                                                                                              .    Вопрос 9:  Знаете ли вы, какое состязание проводится в память о подвиге афинского юноши?

                               (Марафонский бег (42 км 195 м))

СЛАЙД

       Сделаем вывод.   Вопрос 10:  Какое значение имела победа греков при Марафоне? 

( – Персы перестали считаться непобедимыми;

 – победа в Марафонской битве воодушевила греков на борьбу).  

                               (На карту (где Марафон) прикрепить картинку – фрагмент битвы).

     Продолжим Работу с картой:   (Проверка умений показывать на карте исторические объекты).

      – На какие части разделена Греция? (Южная, Средняя и Северная.)

      – Как называется Южная Греция? (Пелопоннес.)

      – Где находится город Афины. (В Аттике.)

      – Где находится Спарта? (В Пелопоннесе, в местечке Лакония.)

                                                             Изучение новой темы:

Итак, мы познакомились с Марафонской битвой. Мы узнали, что благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами. Но опасность нового нападения противника исключить было нельзя, так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в подданных «царя царей». Это понимали немногие афиняне. Среди них был умный, энергичный Фемистокл. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне. Он выступил в Народном собрании и убедил всех в том, что спасение Греции – в создании военного флота. Афиняне прислушались к его предложению и за короткий срок построили двести триер. На таком судне было 180  гребцов. Кстати, существует мнение, что в античном мире на веслах кораблей сидели рабы. В действительности же рабу не доверяли вёсел, даже на торговых судах гребцами были свободные люди.

 Вопрос:  В чём отличие греческих триер от персидских кораблей?

1). Триеры низкие, очень подвижные (скорость до 18 км/ч), а суда персов высокопалубные, тяжёлые, неповоротливые, приспособленные для плавания в открытом море.

2).  К носу триеры в её подводной части был прикреплён сделанный из бронзы или железа бивень (длиной около 3-х метров).  Разогнавшись, триера ударяла бивнем в борт вражеского судна. Атакованный корабль получал пробоину и шёл ко дну.

Фемистокл убедил греков прекратить вражду и объединить силы для борьбы с врагом.   «Наша родина – Эллада разделена на десятки государств, которые часто воюют друг с другом. Чтобы победить персов, греки должны забыть взаимную вражду и объединиться», – говорил он.

30 греческих государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. Командование объединённым войском поручили спартанцам, т.к. у них было лучшее сухопутное войско.

И вот в 480 г. до н. э. сын Дария Ксеркс повел свои войска на Элладу. Персам предстояло  переправиться через пролив, который отделял Европу от Азии. Разразившаяся буря снесла мосты. В гневе Ксеркс приказал отрубить головы строителям и наказать море – высечь его кнутами. С тех пор появилось выражение «Высечь море», которое означает: «В ярости делать бесполезное дело».

Огромное персидское войско вторглось в Северную Грецию. Ксерксу доложили, что греческое войско заняло Фермопильское ущелье, которое отделяло Северную Грецию от Средней и преградило персам дальнейший путь. Узкий Фермопильский проход было удобно защищать: слева от греков поднимались вверх почти отвесные скалы, справа был обрыв к морю. (((Там, вдали, друг против друга стояли персидский и греческий флоты))).

Греки мужественно сражались, зная, что за ними родная страна.

Вопрос:  Давайте вспомним, что говорила женщина-спартанка, провожая сына, мужа или брата на битву?(Со щитом или на щите» – Вернуться с победой или погибнуть достойно, но не струсить).

 

На третий день боёв к Ксерксу пришёл предатель – местный житель, который за награду показал тайную обходную тропу, ведущую через горы. Так персы вышли в тыл к войскам спартанского царя Леонида, которые защищали Фермопилы.

(Личная гвардия персидского царя называлась «бессмертные», это было целое войско в 10 тысяч человек. Бессмертными их называли потому, что их числу не позволялось убывать, потери в сражениях немедленно восстанавливались – в корпус «бессмертных» тут же зачисляли новых воинов).

((Леонид знал про обходную тропу, и заранее поставил на ней отряд в 1000 воинов. Но охранявшие ее греки потеряли бдительность, так как здесь было тихо и спокойно. Поэтому, когда персы неожиданно подошли, греки, не выдержав натиска, бежали)).  

Леонид сразу понял всю безнадёжность положения своих войск, если их запрут в Фермопильском ущелье. Спасая войско, он приказал всем отступать. Сам же остался на верную смерть с отрядом отборной пехоты из трёхсот спартанцев, чтобы прикрыть отход греческих отрядов. Несколько молодых юношей порывались остаться со своим царём, но Леонид сказал: «Останутся только те, у кого есть сыновья, чтобы было кому продолжить дело своих отцов».

 2016-й год объявлен Годом кино. По мере возможности мы с вами будем смотреть видеоролики. Сейчас посмотрим отрывок из фильма «300 спартанцев»:

                                (1-й видеоролик (спартанцы).

                               Пусть вороны гибель вещали, и кони топтали жнивьё,

Мужскими считались вещами: кольчуга, седло и копьё…

Во время военной кручины в поля, в ковылях, на снегу

Мужчины (3 р.) пути заступали врагу.

Пусть жёны в ночи голосили, и пролитой крови не счесть,

Мужским достоянием были – мужская отвага и честь.

 Спартанцы яростно сражались, но со всех сторон на них наступали тысячи персов. Погиб царь

 Леонид, в живых осталось совсем мало спартанцев, 30 или 40 человек, которые образовали круг, все повернувшись лицом к врагам.

       Сейчас мы увидим трагический финал этого сражения:

(2-й видеоролик).

       300 спартанцев совершили подвиг, оставшийся в веках. На месте битвы и сегодня стоит поставленный в древности памятник со словами, которые сейчас были произнесены в фильме.

      Сейчас мы поработаем с нашими картами. Первую таблицу мы уже заполнили, когда изучали Олимпийские игры. Теперь заполним вторую таблицу: «Охарактеризовать спартанского царя Леонида и персидского царя Ксеркса».

           (На карту (где Фермопилы) прикрепим картинку – изображение спартанского воина).

 Завладев Фермопилами, полчища персов хлынули в Среднюю Грецию. Они грабили, убивали людей, вытаптывали поля. Жители Аттики, Афин покидали свои дома. Среди афинян нашлись 500 греков, которые заявили, что они отказываются оставлять город со всеми вместе, укрепились на

акрополе и все героически погибли, сражаясь с персами. Женщины, старики и дети перебрались на остров Саламин под защиту флота, в котором было около четырёхсот кораблей. Отсюда было видно, как пылали прекрасные Афины.

       На совете военачальников многие командиры были спартанцами и они были за то, чтобы плыть к Коринфскому перешейку для защиты городов Южной Греции, в том числе и Спарты. Лишь афинский стратег Фемистокл убеждал дать бой в Саламинском проливе, где эллинам знакомы все подводные течения и направления ветров, а тяжёлые персидские корабли разобьются о подводные камни или сядут на мель. Он умолял подумать о судьбе афинских женщин и детей. Но остальные военачальники не хотели слушать доводы Фемистокла, боясь в сражении погубить корабли и воинов. Корабли стали готовиться к отплытию.

                        И тогда Фемистокл пошёл на хитрость. (с. 167 – учебник).

       За ходом сражения, восседая на золотом троне, с высокого берега Аттики наблюдал Ксеркс.

Он был уверен в победе, т.к. персидских кораблей было намного больше. Между тем поднялся сильный ветер. Он раскачивал высокопалубные корабли персам, однако не был опасен низким триерам. Греки нанесли врагам первые удары. Сражение описал его участник поэт Эсхил:

  «Был слышен громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады! 

      Спасайте Родину, спасайте жён, детей своих, Богов отцовских храмы, 

      Гробницы предков: Бой теперь –  за всё!»

Фемистокл отдал приказ атаковать левый фланг персов. Греческие корабли таранили

персидские, а те, прижатые друг к другу, не могли разогнаться и не причиняли грекам никакого вреда. Вскоре греческий центр и правый фланг атаковали персов. Персы в панике двинулись к проливам, забитым своими же судами. В итоге в этой грандиозной битве персы потеряли более 200 кораблей, а греки – всего 40.

              (На карту (где о. Саламин) прикрепим картинку – изображение греческой триеры).

        Саламинская победа стала решающей в ходе греко-персидских войн.

        После поражения Ксеркс покинул Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии. А через год в битве при Платеях и она была разбита.

        Греки в тяжёлой и длительной борьбе отстояли свою независимость. 

        Подведём итоги:  Вопрос 1:  Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на десятки государств, сумела дать отпор могущественной Персидской державе? 

       (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)

                              Поработаем с таблицей и закрепим знания по счёту лет в истории:

              Заполним таблицу, начатую на прошлом уроке: «Греко-персидские войны».

Дата

Сражение

Результаты сражения

 490 г. до н. э.

  1.  до н. э.

  480 г. до н. э.

  479 г. до н. э.

Марафонская битва

Бой в Фермопильском ущелье

Саламинское сражение

Битва при Платеях

Победа греков

Победа персов

Победа греков

Победа греков

        Вопрос 2:  Какое значение имели эти крупные военные сражения?

        (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

                            Закрепим наши знания в форме игры: «Угадай, кто я».

      Я читаю высказывания, а вы постарайтесь определить, кому они могли бы принадлежать:

  1. «Наша родина – Эллада разделена на десятки государств, которые часто воюют друг с

 другом. Чтобы победить персов, греки должны забыть взаимную вражду и объединиться». Фемистокл.

  1. «Я – великий владыка, повелитель, царь царей, владыка всех людей от восхода до заката».

Дарий Первый.

  1. «Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве».

Афинский воин.

  1. «Узнав, что персы сели на корабли, чтобы ворваться в беззащитные Афины, я дал приказ к  бою». Мильтиад.  

Победа в греко-персидских войнах сплотила греческие государства, принесла мир на их землю. Этой победе Греция во многом обязана великим расцветом своей культуры.

Закончи предложение:

На уроке я узнал …
Было интересно…
Теперь я могу…
Я почувствовал(а), что…
Мне захотелось…

В каких красках для вас останется сегодняшний урок?

На уроке я работал:                                                                                                                                                       активно                                                                                                                                                       удовлетворительно                                                                                                                                                                 не работал                                                                                                                                                                                                                             .  Учитель: А для меня наш сегодняшний урок в виде  РАДУГИ:  все 7 цветов отображены – о событиях говорили и о радостных, и о печальных, ну и работали, конечно же, не все одинаково.

       И в заключение, позвольте мне сделать вам, ребята, такое напутствие. Вы – граждане великой страны, России. Нужно так же стремиться к её защите, прославлению, как делали это древние греки по отношению к своей Родине – Элладе. Ваша задача сейчас – хорошо учиться, прославлять свою школу, успешно участвуя в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

      Я хочу произнести, несколько перефразировав, слова великого русского писателя Михаила Александровича Шолохова из его произведения «Судьба человека»:

           «Что-то ждёт вас впереди? И хотелось бы думать, что, вы, повзрослев, сможете всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт вас Родина»                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Древних веков: «Нашествие персидских войск на Элладу».

Урок по истории Древних веков: «Нашествие персидских войск на Элладу». Тема урока: «Нашествие персидских войск на Элладу».Адресат: 5 класс.Тип урока: комбинированный урок.Форма урока: урок ...

Разработка урока по истории "Нашествие персидских войск на Элладу"

Урок для учащихся 5 класса, разработан по требованиям ФГОС....

Конспект урока "Нашествие персидских войск на Элладу"

Цели урока:- Образовательные:v Обобщить, систематизировать, закрепить знания по предыдущей теме – «Марафонская битва»v Завершить формирование у учащихся представления о ходе, причинах и итоге греко-пе...

Презентация к уроку истории в 5 классе на тему "Нашествие персидских войск на Элладу""

   Самым героическим периодом в истории Греции были греко-персидские войны, когда Греция выдвинула героев, равных героям своей мифологии – Гераклу и Тесею. Персия в то время был...