открытый урок по истории 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Кукушкина Лариса Хабибулловна

Цель урока: 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Московское государство в конце XV – начале XVI века.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о Московском государстве периода правления Ивана III.

Задачи:

- обучающие:

- показать роль Ивана III в формировании единого Российского государства, особенности государства в сравнении с предыдущим периодом;

- представление о понятиях: кормление, местничество, дворянство, Судебник;

- знание дат: 1462-1505 гг. - княжение Ивана III, 1497 г. - принятие Судебника.

- развивающие:

- отработка УУД с предметным содержанием: работа с текстом, поиск информации в источниках, работа с документом, аналитические действия, картографические, обработка информации.

- воспитательные:

- чувство гордости за свою страну, формирование научного мировоззрения учащихся.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России, 6 класс. М., 2014, компьютерная презентация, атласы.

Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы вместе окунемся в историю.

А может вы подскажите — о каком государстве вы говорили на прошлом уроке? (о Московском)

СЛАЙД А кто был правителем Московского государства? (Иван III)

Назовите даты его правления. (1462-1505) СЛАЙД

Какие века охватывает правление Ивана III? (конец 15 — начало 16 в.)

Вы уже все изучили о деятельности Ивана Васильевича? (нет)

А хотели бы узнать еще что-то новое о его правлении? Тогда продолжим.

Как мы назовем нашу тему? О каком государстве поговорим? Какой период охватим?

Тема урока: Московское государство в конце XV — начале XVI века

Чтобы изучить данную тему мы поставим перед собой цели.

Цель урока:

- изучить роль Ивана III в формировании единого Российского государства, о системе управления , которая сложилась в этот период , о законах , которые были приняты , о тех изменениях ,которые в жизни людей , в первую очередь , крестьян , т. к. основное население проживало в деревне)

- выучить новые понятия и даты

для этого мы будем

- работать с учебником, с документом и атласом

Работать мы будем по плану СЛАЙД

  1. Возвышение великокняжеской власти.
  2. Органы государственной власти.
  3. Изменения в порядке владения землей.
  4. Судебник 1497 года.

2.Актуализация знаний.

Обратимся к литературному источнику – стихотворению Надежды Гончаровой. ( иллюстрация картины «Иван III топчет ханскую басму») СЛАЙД

Наступил год 1480-ый …

Обуяла татарского хана гордыня:

Он потомок прямой Чингис – хана!

Что-то мало ему подчиняется ныне

Русь великого князя Ивана!

Шлёт Ивану Ахмет своё слово:

«А ты помнишь, как корчились ваши цари

От Батыевой сабли жестокой?

Сорок тысяч алтын на Руси набери,

И отдай мне дань за три срока!

Да ещё островерхий колпак свой вдави

В знак покорности хану Ахмету,

А не то потоплю твою землю в крови,

По хребтам по боярским проеду …»

Государь прочитал, и спокоен, и строг,

Повернулся к Ахметовым людям,

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог

И сказал: «Дань платить мы не будем! …»

С той поры не решалась нас грабить орда,

Иго тяжкое сброшено было.

А в орде началось несогласье, вражда,

И распалась татарская сила.

Вопросы классу:

1.Какие факты говорят о независимом поведении и независимом правлении великого князя Ивана III?

2. Найдите в тексте учебника на стр.184 строки, которые говорят о новой форме правления великого Московского князя Ивана III?

3. Постановка учебной задачи

  1. Вспомните, что такое государство (стр. 14). Какой признак вы можете выделить как самый важный? (признак власти и управления)
  2. Есть ли в европейской истории и в истории нашей страны правители, которых называют великими?
  3. - Первым правителем русских земель, кто вошёл в историю как великий государь, стал Иван Васильевич III.

Проблемный вопрос: Почему с утверждением самодержавия Иван III вошёл в историю как великий государь всея Руси ?

Итак, в конце урока мы должны обобщить наши знания и сделать выводы. На доске представлены словосочетания, которые помогут вам правильно сформулировать свои мысли:

1.……собрал земли …..

2. ……поставил Московскую Русь в ряд …..

3. ……стал первым государем - ……..

4. ……распространил влияние и власть над …….

4.Изучение нового материала.

Создание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель - единственный великий князь, представитель московской династии Рюриковичей. Иван Третий всячески стремился подчеркнуть свое особое положение. После смерти в 1467 году первой жены княжны Марии Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. И стал как бы преемником византийской династии. Для своего государства он перенял символы Византийской империи.

Какие ассоциации вызывает у вас понятие «Символы государства»?

СЛАЙД При Иване III символы были такие:

герб — двуглавый орел

скипетр и держава — символы верховного правления

корона — шапка Мономаха

Иван III принял новый титул — государь всея Руси и провозгласил себя самодержцем.

Как вы понимаете понятие самодержец? (держит землю сам, не подчиняется никакой власти, прежде всего ордынской) Московское государство становится централизованным. Давайте сформулируем признаки централизованного государства.(единое государство с единой столицей и властью, имеющее объединенную территорию с единым административным делением, едиными законами, сильную армию; ) СЛАЙД

Ивана III начинают именовать титулом царя, вводится ритуал целования государевой руки.

Подумайте, какие первостепенные проблемы предстояло решить Ивану 3.

- как организовать управление

- как собрать налоги и пополнить казну

- как создать большое и надежное войско

Физминутка. (для глаз)

Одним из признаков централизованного государства является наличие аппарата власти и управления.

Рабочий лист

Задание: Заполнить схему (С.185-186)

Органы управления Российского государства в XV – XVI вв.

Верховный правитель

__________________

Совещательный орган Общегосударственные ведомства

________________ ____________- ______________

Состояла из: ______________

Функции Функции

Другим признаком централизованного государства является разделение населения по территориальным единицам.

Задание 2. Составить кроссворд со словами: уезд, волость, стан, местничество , волостель, кормление.

Третьим признаком централизованного государства является существование единых законов.

Обратитесь к источнику и ответьте на вопрос:

- Почему понадобился общий для всей России Судебник?

Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления.

Рукопись Судебника 1497 г. была обнаружена в 1817 г. П.М. Строевым и... К.Ф. Калайдовичем. Она остаётся до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится ... в Москве.

П.М. Строев и К.Ф. Калайдович связывали появление Судебника 1497 г. с падением ордынского владычества, когда "с возвращением свободы и политической самобытности, отечество наше имело надобность в лучшем образовании внутреннего управления".
Возникновение Судебника 1497 г., П.М. Строев и К.Ф. Калайдович, связывали с ликвидацией монголо-татарского ига и централизацией государства и управления. Однако объяснялось это ... стремлением ставшего единодержавным государя "утвердить внутренне благоустройство России общими гражданскими законами".

(Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / Под общ.ред. О.И.Чистякова; М.: Юридическая литература, 1985.)

- Что такое Судебник? ( записывают определение )

Судебник 1497 года - первый свод законов единого государства.

Следующим признаком централизованного государства является - единая армия.

1. Вспомните, кто составлял основу русского войска? (дружинники, которые поддерживали князя)

2. Подумайте и скажите, каким образом можно было в то время создать большое и надежное войско?

Новой стала русская армия. Княжеские и боярские дружины заменила великокняжеская армия. Она состояла из дворян-помещиков. На время службы такому воину выделялся участок земли – поместье. Этот участок нельзя было продавать дарить или передавать по наследству. В случае неявки или серьезных провинностей его могли отнять. Чем больше земель отводилось помещикам, тем многочисленней была армия.

Дворяне обязаны были являться на службу к великому князю конно, людно и оружно. Т. е. самому быть хорошо вооруженным конным воином и привести с собой вооруженных воинов для пехоты.

1. Как вы считаете, выгодно ли было великому князю раздавать земли помещикам?(Да, Помещики были опорой власти князя. Они были заинтересованы в поддержке центральной власти, так как от ее наличия зависело их благосостояние.)

Крупные земельные владения – вотчины оставались в руках бояр. Они были наследственными. Вотчины были получены еще при первых князьях. Вотчинники былизависимы от великих князей в меньшей степени, чем помещики.

Вы заметили что в Московском государстве появились новые социальные слои. Давайте зарисуем социальную лестницу.

Царь

духовенство

бояре

дворяне

купцы

ремесленники

черносошные (лично свободные) крестьяне

дворцовые (принадлежавшие великому князю) крестьяне

казаки - «вольные люди»

РАБОТА С КАРТОЙ

Найдите на карте реки, по берегам которых селились казаки.

Однако основным слоем населения оставались крестьяне. Давайте посмотрим как изменилась их жизнь с созданием единого государства.

I Сначала жизнь крестьян улучшилась, т. к.

1. прекратились усобицы и военные действия на территории страны

2 Потеряли силу запреты на переход крестьян из одного княжества в другое.

3. Утвердилась новая система обработки земли (трехполье) СЛАЙД .

4 усовершенствовались орудия труда (соха- плуг)

Однако вскоре началось наступление на права крестьян.

ОБРАТИМСЯ К ДОКУМЕНТУ (Судебник 1497 г. «О крестьянских переходах» учебник, с. 192)

ВОПРОС: Какими мерами Судебник 1497 года обеспечивал прикрепление крестьян к земле феодала? (ограничение ухода крестьян за уплату пожилого)

Пожилое — денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день

Введение Юрьева дня (26 ноября) было первым ограничением крестьянской свободы. СЛАЙД .(в тетрадь)

5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (СЛАЙД картины Н.Овечкина «Иван III»).

Почему с утверждением самодержавной власти Иоанн III вошёл в историю как великий государь всея Руси ? (с помощью опорных слов сделать выводы)

  1. Иван III собрал раздробленные земли в единое Русское государство.
  2. Иван III поставил Московскую Русь в ряд других сильных европейских стран.
  3. Иван III стал первым государем-законодателем единого государства – Московской Руси.
  4. Иван III распространил своё влияние и власть над всеми слоями населения Московской Руси.

 Итак , что нового мы узнали и какой вывод можем сделать ?

Упражнение : Закончи предложение.

В ходе формирования единого государства власть великого московского князя (усиливается) , князь опирается на (служилых людей) , давая им качестве платы за службу (поместье) ; с ростом поместий , происходит ограничение крестьянской свободы и прикрепление (крестьян) к (земле).

6. Самостоятельная работа с проверкой СЛАЙДЫ

Задание1. Выделите признаки централизованного государства:

  1. Боярские усобицы.
  2. Установление налоговой системы.
  3. Создание мощного боеспособного войска для защиты территории.
  4. Слабая власть правителя.

Задание 2. Проверь себя: верно - неверно.

  1. Иван III принял титул царя Руси.
  2. Боярская Дума – совещательный орган власти при царе
  3. Признаком единого государства является раздробленность
  4. При Иване II появились символы власти – скипетр и держава
  5. Дворец взимал налоги
  6. Судебник - общегосударственный орган власти
  7. Московское княжество XV-XVI вв. стало централизованным государством.

7 правильных ответов - “5”

6-5 правильных ответов - “4”

4-3 правильных ответа - “3”

7. Рефлексия закончить предложения

Я узнал…

Я понял…

Я удивлен…

6. Домашнее задание:

§ 21 , отвечать на вопр. с. 192, выучить термины и даты

Творческое задание. Рассмотреть печать Ивана III (с.185), выяснить какие символы были изображены на печати, что они означали и откуда пришли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Открытый урок по Истории. Краеведческий курс «История Ставрополя - Тольятти» в 8 классе по ФГОС ООО

Представляется разработка урока, проведённого в рамках значимого для города Тольятти события (50-летие ВАЗа)....

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....

Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».

Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...