Россия и США в современном мире - сотрудничество или конфронтация?
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Протопопова Елена Рафаиловна

Урок разработан с использованием технологии "Дебаты и " и нацелен на создание условий для формирования компетентного общественного суждения по актуальным и сложным вопросам современности. Предназначен для учащихся 10-11 классов, а также студентов СПО 2 курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_i_sshaa.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской республики

«Воткинский машиностроительный техникум имени В.Г. Садовникова»

Методическая разработка урока по истории

Тема: «Россия и США в современном мире – сотрудничество или конфронтация?»

Разработку подготовила:

преподаватель истории 1 категории

Протопопова Елена Рафаиловна

2017

Тема:  «Россия и США в современном мире – сотрудничество или конфронтация?»

Технология:  Дебаты.

Цель:  создать условия для формирования компетентного общественного суждения по актуальным и сложным вопросам современности.

Задачи:

- расширить знания учащихся в области основных подходов к решению политических проблем;

- способствовать развитию основных компетенций учащихся;

- содействовать распространению активных форм занятий в системе гражданского образования и воспитания;

- способствовать принятию учащимися гуманистических ценностей современного общества.

Участники Дебатов: Студенты 2 курса  специальности «Технология машиностроения».

Предполагаемое время –  1 час 30 мин.

Дебаты  – это дискуссия, в процессе которой участники движутся от фактов и мнений к информированному глубокому суждению.

Этапы проведения Дебатов:

  1. Представление темы и этапов работы.
  2. Объяснение правил дискуссии.
  3. Представление подходов к решению данной проблемы.
  4. Дискуссия - анализ различных подходов.
  5. Подведение итогов дискуссии.

Правила для участников Дебатов.

  1. Ведущий направляет обсуждение, оставаясь при этом нейтральным.
  2. Все расположены к участию в дискуссии.
  3. Никто не доминирует в беседе, каждый имеет возможность высказаться.
  4. Обсуждение не должно выходить за рамки данной темы, оно сосредоточено на определении вашей позиции.
  5. Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме, анализируются альтернативы.
  6. Мы слушаем и слышим друг друга.

Ход занятия.

Урок сопровождается презентацией.  1 слайд - Тема занятия.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Проблема, вынесенная в качестве темы нашего урока,  бесспорно,  является одной из самых обсуждаемых как в политических, так и в журналистских кругах: приводятся доводы в пользу той или иной точки зрения, делаются прогнозы будущих отношений между странами. Однозначный ответ мы вряд ли получим. Вопрос остается открытым и дискуссионным.

Мотивационный этап.

Учитель: я хочу предложить вашему вниманию несколько цитат известных политиков по данному вопросу.

2 видеофрагмента, отражающие разные подходы к данной проблеме.

И то, и другое мнение имеет право на существование. Сегодня мы тоже попробуем включиться в процесс обсуждения этой проблемы.

Ребята делятся на 2 группы – Утверждение (У) и Опровержение (О).

В каждой группе существует 4 подгруппы: У1, У2,У3,У4 – О1, О2, О3, О4.

2 человека назначаются членами экспертной группы, задача которых внимательно следить за ходом дискуссии и делать выводы, какая группа была более убедительной  в споре. Имеют право задавать вопросы участникам дискуссии.

Утверждение - Сотрудничество между Россией и США возможно, несмотря на наличие разногласий между странами.

Опровержение - Между Россией и США слишком большие противоречия, взаимовыгодное сотрудничество невозможно.

(оба тезиса расположены на слайде презентации).

Этап осмысления.

Задание:  На основе анализа предложенных источников, сделать подборку фактов в пользу каждого тезиса.  (Приложение 1)

Проблема разбита на несколько ключевых вопросов  (вопросы размещены на слайде презентации).

  1. Отношение России и США к Сирийской проблеме (У1 – О1)
  2. Отношения в рамках Россия – НАТО (У2 - О2)
  3. Экономические отношения РФ – США (У3 -О3)
  4. Украинский вопрос. (У4 – О4)

После завершения анализа источников работа строится следующим образом:

  • У1 – предлагает подборку фактов по своему ключевому вопросу;
  • О1 – опровергает  доводы подгруппы У1, приводит свои;
  • У1 – вносит дополнения по своему вопросу;
  • О2 - вносит дополнения по своему вопросу;
  • Все участники дискуссии имеют право задавать вопросы выступающим.
  • У1 и О1 делают заключение по своей теме.

Чтобы выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться  

ПОПС-формулой:

П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) -…поэтому….

По такому же принципу строится работа каждой подгруппы.

Выступление Экспертов – анализ работы студентов, оценка их деятельности.

(Оценочный бланк в Приложении 2)

Этап рефлексии.

Просмотр видеосюжетов с фрагментами выступлений глав РФ и США - точки зрения на отношения между странами.

После просмотра ребятам предлагается продолжить следующий тезис:

(возможна вероятность того, что кто-то в ходе дискуссии изменит свое мнение на противоположное)

- Сотрудничество РФ и США возможно, если…..

- Сотрудничество России и США невозможно, потому что…

(тезисы  расположены на слайде презентации).

Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Приложение 1.

  1. Г.Г. Тищенко «Россия и США: что впереди?»
  2. Махмуд Шури «США и Россия обойдут проблему Украины»
  3. Алексей Малашенко «Возможно ли сотрудничество РФ и США в борьбе с ИГ?»
  4. Александр  Рулёв «Истинные цели США в Украине»
  5. Томас Грэм «Где  искать  будущее»
  6. Павел Каневский «Экономические отношения России и США: старые проблемы и новые горизонты»

Приложение 2. Бланк оценивания результатов дискуссии.

Критерии оценивания

Утверждение

Опровержение

У1

У2

У3

У4

О1

О2

О3

О4

  • ищут правильные, убедительные аргументы и четко  их формулируют

  • говорят спокойно, уважительно относятся друг к другу;

  • анализируют выступления противника;

  • внимательно выслушивают чужие мнения;

задают вопросы;

  • подводят итоги дискуссии;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 9 - 11 классов "Дискуссия "Место России в современном мире"

Цель мероприятия: патриотическое воспитание – воспитание у учащихся чувства уважения к государству, гражданами которого они являются, чувства ответственности за настоящее и будущее своей страны.Задачи...

Урок по обществознанию для 10 класса (с использованием групповой работы по технике « аквариума») (проблемно-проектная дискуссия)Россия в современном мире.

Это занятие разработано по  обществознанию для 10 (11) класса. Оно является частью тематического блока «Общество и человек». Занятие является интерактивным, при его проведении рекомендуется...

Презентация к уроку по ОБЖ на тему "Национальные интересы России в современном мире"

Презентация к уроку по ОБЖ на тему "Национальные интересы России в современном мире"...

урок 11 класс "Россия в современном мире"

Тип урока: урок изучения нового материалаЦЕЛЬ: определить геополитическое и экономическое значение России в миреЗАДАЧИ:1.      Формировать образ России с точки зрения  ге...

Россия в современном Мире.

Рабочая программа...

Конспект урока ОБЖ в 9 классе "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России."

Конспект урока ОБЖ в 9 классе на тему "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России"....

Круглый стол «Россия и Англия в современном мире»

Цели:совершенствовать навыки устной речи;совершенствовать знания по страноведению;привить любовь и заинтересованность к изучаемому языку.Оборудование: флажки Российской Федерации и Англии, иллюст...