Материал на конкурс "За нравственный подвиг учителя"
статья по истории на тему

За последнее время в российском и мировом  обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. В связи с этим проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_sshno1_na_nravstvennyy_podviguchitelya.docx177.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью

«За нравственный подвиг учителя - 2017»

Номинация:

За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательной организации

Система работы по духовно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию школьников.

(с 1 по 11 класс)

Авторы:

Даутова Галина Ивановна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МКОУ «СОШ №1»,

Буклова Светлана Васильевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МКОУ «СОШ №1»

г. Благодарный

  1. Актуальность

Создание условий для раскрытия личности ребёнка, становление его гражданской позиции является  приоритетной задачей  современной образовательной политики.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный стандарт общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения РАО.

За последнее время в российском и мировом  обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. В связи с этим проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Формирование системы духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотических качеств личности обучающихся — это комплекс мероприятий, направленных  на воспитание чувства любви к школе, к малой Родине.

Цель - воспитание,  социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи:

•        развитие социальной компетентности;

•        развитие духовной сферы личности;

•        формирование основ гражданской идентичности;

•        раскрытие и совершенствование творческих и интеллектуальных дарований  учащихся;

•        формирование нравственного смысла учения;

•        воспитание стремления к самосовершенствованию.

  1. Информационная справка о школе.

МКОУ «СОШ № 1» - старейшая школа района, обладатель титула «Лидер качества Ставрополья -2003», серебряного знака «Отличник качества Ставрополья», дипломант конкурса Правительства СК, первая в районе - победитель конкурса общеобразовательных учреждений Российской Федерации,  внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»   г. Благодарного была открыта в 1911 году. За более чем вековую историю в образовательном учреждении  сложились традиции, основанные на уважении истории своей Родины, примерах нравственного подвига выпускников школы, учителей. Всё это бережно хранится и передается из поколения в поколение.

Школа находится в центральной части города. Имеет достаточно  благоприятное  социальное  окружение, которое сформировано следующими территориями и учреждениями:  

  • Детская школа искусств;
  • Дом детского творчества;
  • Детский сад № 28;
  • Районный дом культуры;
  • Центральная районная библиотека;
  • Парк культуры и отдыха;
  • Районный историко-краеведческий музей им. П.Ф.Грибцова
  • Детская спортивная школа;
  • Кинотеатр «Мир»;
  • Администрация Благодарненского муниципального района;
  • Районный совет ветеранов.

Учащиеся школы участвуют во внеурочной деятельности, посещая кружки предметного содержания и ряд кружков, которые способствуют развитию их творческих способностей. Процент учащихся, занимающихся в детских объединениях школы достаточно высок – до 88%.

Образовательное учреждение – это непрерывно развивающаяся воспитательная система, приоритетными направлениями которой являются:

  • гражданско-патриотическое, нравственное становление личности;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • формирование лидерских качеств через школьное  самоуправление;
  • ранняя профессиональная ориентация учащихся;
  • организация досуговой деятельности;
  • партнёрство с родительской общественностью.

В школе развито дополнительное образование, существует достаточно высокий уровень комфортности среды, позволяющий опираться на личную мотивацию.

Школа занимается вопросами этического и нравственного воспитания. Научная и практическая значимость реализации системы духовно-нравственного воспитания позволяет осуществлять профилактику, раннюю диагностику и предупреждать психологические и  социальные проблемы учащихся. Разработана и успешно функционирует система воспитания этической культуры школьников. Мероприятия по формированию и развитию этической культуры участников образовательного процесса включены в учебную и внеурочную деятельность.

Законодательно-нормативное обеспечение:

 - Конституция  РФ

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
  •  Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования»
  • Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях».
  • Национальная доктрина образования.
  • Международная конвенция "О правах ребенка" 1989 г.
  • "Основы  законодательства РФ о культуре».
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности.
  • Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Образовательная инициатива «Наша новая школа».
  • Учебный план МКОУ «СОШ №1» на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом директора от 01.09.2016 года №269
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 05 декабря 2010 г. №795).
  • Подпрограмма «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Молодежная политика» (в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 31.10.2013 N 399-п, от 31.03.2014 N 122-п).
  •  Подпрограмма «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи» (утверждена Постановлением администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от 12 ноября 2013 года № 801).
  • Педагогические исследования методистов  Н.А. Волгина,  Г.К. Селевко и др.
  • другие законодательные акты и нормативные документы, касающиеся сфер образования и культуры.

Общенаучный уровень составляют: психолого-педагогические положения теории деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), исследования по пониманию сущности готовности к деятельности (В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, K.M. Дурай-Новакова).

Понятие «Нравственная воспитанность» мы рассматриваем как комплекс нравственных качеств личности, отражающих взаимосвязь нравственного сознания, чувств и поведения личности. Под воспитанностью как качеством личности подразумевается сформированность привычки и устойчивость навыков нравственного поведения по отношению к людям и окружающей действительности.

          Стержневой основой воспитанности человека является уважение к другим и доброжелательное отношение к окружающим, составляющим основу гуманизма.

Система  определяет действия участников, их целевые ориентиры к определению совместной деятельности:

  • Воспитание этической культуры, формирование духовно-нравственных ценностей.
  • Воспитание  гражданственности, патриотизма, верности Отечеству, готовности быть полезным обществу и государству.
  • Воспитание уважения  к традициям,  культурному и историческому прошлому и настоящему «малой Родины» и  России.
  • Воспитание  уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ожидаемые результаты:

  • Снижение отдельных неблагоприятных социальных показателей духовно-нравственного кризиса в школе.
  • Формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших школьников;
  • Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.
  • Сохранение, укрепление духовного и физического здоровья подрастающего поколения.    

 Работа по военно-патриотической работе проводится по трем направлениям:

  1. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
  2. Военно-спортивные игры.
  3. Взаимодействие с социумом.

Первое направление. В рамках подготовки к празднованию Победы советского народа в Великой Отечественной войне школа работает над проектом «Времен связующая нить». Проект  направлен на изучение и сохранение памяти современными школьниками подвига народа Советского Союза в годы войны (Приложение 1). Совместно с выпускниками школы, родительской общественностью, учащимися и учителями проводится большая поисково-исследовательская работа, в результате которой было установлено 9 имен скончавшихся от ран красноармейцев, установлена Мемориальная доска во дворе школы. Мы гордимся тем, что выпускнице нашей школы Евдокии Бершанской было присвоено звание «Почетный гражданин г.Благодарного» (Приложение 2).

18 апреля 2017 года в рамках работы межрайонной научно-практической конференции «Благодарненские чтения» будет открыт бюст Е.Д. Бершанской.

Участие в делах и акциях развивает у учащихся умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл.

Второе направление в комплексе решает задачи системы военно-патриотического воспитания. Это, прежде всего, участие в военно-спортивной игре «Зарница», конкурсе «А, ну-ка, парни!», в туристическом слете, в спартакиаде школьников допризывного возраста.

Эти мероприятия оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

Третье направление. Школа не может быть изолированной от социума, поэтому мы сотрудничаем с различными организациями:

Основные принципы духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания детей.

1 принцип. Роль семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании.

Именно с любви к своим родителям, способности заботиться о них зависит то, как он будет в будущем любить и защищать свою Родину. Сегодня мы наблюдаем ситуацию глубокого кризиса в отношениях между поколениями, обеднение любви, как со стороны родителей, так и со стороны детей.

Поэтому забота о семье должна стать отправной точкой всех созидательных программ духовного возрождения России.

Семья – это та социальная среда, в которой формируются основные жизненные ценности, первые уроки духовности, нравственности, культуры. Семья – самый главный воспитательный институт, духовно-нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

Приоритетным направлением работы школы является постоянная работа с родителями: родительские собрания, консультации, праздники, поездки. В специально созданном Родительском лектории происходит  общение, осуществляется  помощь в  решении вопросов воспитания детей.

Был  проведен цикл родительских собраний для 1-9 классов на тему «Патриотическое воспитание в семье», "Нравственные уроки моей семьи" ( 10-11 класс), «Уроки школьной дружбы» (7-8 класс), «Подросток и социальные сети», «Опасность в сети» (1-11 класс)  (Приложение 3).

Главным условием успеха является дружное сотрудничество в вопросах воспитания педагогов и родителей.

2 принцип. Патриотическое воспитание - неотъемлемая часть комплексного духовно-нравственного воспитания.

Патриотическое воспитание является важной составляющей духовно-нравственного воспитания.

Только с того момента, когда человек осознает себя связанным со своим народом, когда он начинает чувствовать себя принадлежащим к определенной «нации», его личность открывается в нем во всей своей полноте. Поэтому национальное чувство, (безусловно, без примеси тщеславия и гордости), является одним из ценнейших проявлений духовной жизни человека.

Не случайно любовь к родине известный педагог и богослов священник Василий Васильевич Зеньковский называл симптомом духовной жизни. Поэтому как проявление духовной жизни в человеке, любовь к Родине соподчинена тому, что происходит внутри него. С педагогической точки зрения это означает то, что нельзя развивать это чувство в отрыве от духовной жизни человека. Воспитание национального чувства должно быть частью его духовного воспитания.

Осознавая важность патриотического воспитания, национальной гордости за свою Родину современной молодежи как залога будущего нашей страны в своей педагогической практике,  школа  старается решать заявленную проблему путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность.

Уже начиная с младшего и особенно делая упор на среднем и старшем звеньях среднего общеобразовательного учреждения, учитывая возрастные особенности учащихся исследовательскую деятельность использую, как средство патриотического воспитания.

При планировании исследовательской деятельности в школе очень важно дать ребенку понять, что учебные предметы дают базовые знания, и есть возможность самостоятельно  расширить и углубить их, а возможно, открыть и познать непознанное.

Последние 10 лет в школе работает научное общество учащихся «Эрудит», в рамках которого проводятся поездки и экскурсии,  праздники, связанные со славной историей нашего Отечества. Для юношей и девушек организуются походы, военно-патриотические игры духовно-нравственного содержания, молодые люди под руководством опытных наставников участвуют в восстановлении и возрождении святых мест (поддержание в порядке памятника неизвестному солдату во дворе школы, проведение субботников в храме Александра Невского и другие). (Приложение 4).

Члены общества ведут активную исследовательскую работу в области краеведения, которая способствует развитию у учащихся творческого мышления, интеллекта и их дальнейшей самореализации. Но главное то, что этот вид деятельности воспитывает в них чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Направления исследовательской деятельности: общеисторическое и краеведческое. 

Групповая

  • Проведение уроков, внеклассных мероприятий с элементами исследования.
  • Разработка исследовательских проектов. 
  • Организация работ по проведению цикла лекций для школьников по различным направлениям (например: Победа Советского народа в Великой Отечественной войне, Наши земляки – герои Советского Союза)

         Индивидуальная

  • Написание исследовательских работ обучающимися.

      В сентябре 2014 года по инициативе учеников 10-ого класса был запущен исследовательский проект «Фронтовые дороги моих земляков». В рамках этого проекта ребята провели самостоятельное исследование и начали  апробировать его на практике. Началось все с разговора о выпускниках нашей школы участниках великих сражений, героях Советского Союза. Простой вопрос о персоналиях заставил детей задуматься о том, как мало они знают о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны.  Был проведен  опрос среди учеников школы, что знают они о наших земляках - участниках Великой Отечественной войны, могут ли они назвать фамилии земляков героев Советского Союза. Анализ полученных данных (выборочно, было опрошено 250 человек) показал, что большинство имеют отрывочные представления о  событиях военных лет в нашем районе, не могут назвать имена героев, живших и живущих рядом. Был подготовлен цикл лекций по истории Великой Отечественной войны с использованием регионального компонента. В течение 2 месяцев школьники, разделившись на группы, собирали информацию о Благодарненцах - участниках Великой Отечественной войны. Ребята работали с документами в районном  музее, встречались с участниками войны и их  детьми. Большую помощь детям оказал Совет ветеранов, сотрудники Благодарненского историко-краеведческого музея имени П.Ф. Грибцова, районный военный комиссариат.

Собранный материал был систематизирован, оформлен в папку и в виде слайдовых презентаций. Ребята составили график, по которому начали реализацию своего проекта, целью которого стало познакомить учащихся школы с историей Великой Отечественной войны, нашими земляками – участниками сражений (Приложение 5).

Все собранные материалы  используются при проведении экскурсий в школьной комнате Боевой славы.

Возобновлена работа по оказанию помощи ветеранам силами обучающимися младших классов.

Что касается индивидуальной исследовательской деятельности общеисторического направления — она разнообразна. Наиболее яркий пример - работа ученицы 11 класса Костицыной Татьяны «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов. Курсом к Победе». Попытка изучения целого периода через призму конкретного исторического события позволила школьнице открыть для себя патриотизм как национальную черту русского народа(Приложение 6).

Однако общеисторическая направленность исследовательских работ никогда не заменит  краеведческую.

Ярким примером являются исследования Скляровой Дарьи «История страны в истории моей семьи», Каншаовой Нелли «Чеченские события в жизни Каншаова Наиля Рашидовича», Аванесян Анны «Дорога жизни братьев Саян», где исследовательницы продемонстрировали свое умение анализировать историческую ситуацию, показали мужество, героизм и любовь к Родине своих родных. Пришли к пониманию важности изучения истории своей семьи. Эти работы получили дипломы победителя и призера на заключительном этапе Всероссийско-туристко краеведческого движения «Отечество» в городе Москва (Приложение 7). 

 У ребят рождаются темы новых исследований, намечаются этапы выполнения исследований. Так появились работы «Храмы города Благодарного: разрушенные и возрожденные», «История районного музея», «Названия улиц моего города», «Благодарненцы - узники лагерей», «Евдокия Бершанская – выпускница нашей школы». Начиная работу по последней теме исследования на сайте 46-й Гвардейского Таманского полка ночных бомбардировщиков нами была оставлена просьба откликнуться тем, кто может  помочь связаться с семьей Бершанской, так как в конце 20 годов прошлого века, она проживала в с. Благодарном и обучалась в нашей школе.  Вскоре пришло письмо от   сотрудников  музея летчицы 46 Гвардейского Таманского авиационного женского полка ночных бомбардировщиков имени Татьяны Макаровой в  городе Москва.

Возможность соприкоснуться и прочувствовать историю жизни легендарной летчицы Бершанской предоставили детям сотрудники киностудии «Август» (г.Москва), снимавшие фильм под рабочим названием «Евдокия». Ребята, занимавшиеся в школьной Арт-студии «Образ», стали главными героями фильма. С гордостью дети рассказывали о традициях школы, переносились мысленно в далекое начало 20 века, переживали чувства выпускников 1941 года, уходивших с выпускного вечера на фронт. (Приложение 8).

Во всех  проектах и исследованиях  учащиеся красной нитью проходит мысль, что рядом  с нами люди, которыми можем и должны гордиться. Это и есть самая главная результативность нашей педагогической исследовательской работы.

3 принцип. Необходимы знания истории России и Русской Православной Церкви, понимание роли Православия в государственной, общественной и личной жизни ее граждан.

Для русского человека пока еще святы и актуальны такие ценности, как справедливость, свобода, вера, мир, семья, любовь и верность, патриотизм, Россия, но все-таки уже больше, чем когда-либо чувствуется тревога в том, что мы можем это благоговейное отношения к этим ценностям потерять.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» читаем: «Мы должны помнить, что духовно-нравственное развитие личности является одним из важных факторов возрождения России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей».

Нравственность является внутренним миром человека, вобравшего в себя совокупность интеллектуальных знаний, эмоциональных чувств, семейных, трудовых, гражданско-патриотических, социальных, экологических отношений, основанных на традициях своего народа и тесно связанных с религией народа. Нравственность человека выражается в свободном принятии им абсолютных нравственных императивов и проявляется в его поведении и поступках.

История России тесно переплетена с историей Русской Православной Церкви, без знания которой трудно или подчас невозможно понять истинные причины многих исторических событий и мотивацию поступков тех или иных государственных деятелей.

В школе ведется работа по изучению истории России и русской православной церкви осуществляется, как правило, в процессе разнообразных форм внеклассных и семейных мероприятий. Стали традиционными встречи школьников и священнослужителей по актуальным вопросам. (Приложение 9).

Исследование «Храмы города Благодарного: разрушенные и возрожденные»  используется в работе Воскресной православной школы при храме А. Невского. (Приложение 10).

Только патриотическое и в целом духовно-нравственное воспитание детей и молодежи способно заложить крепкое основание для единения россиян и обеспечить сохранение единого социокультурного пространства в нашем государстве.

…на одной из планет Маленький принц спросил:

— А где люди?

— Их нет. Они летают, потому что у них нет корней…

Корни — это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ.

Сейчас необходимо объединить усилия и позаботиться о том, чтобы вместе с молоком матери ребенок впитывал в семье такие чувства, как любовь к отечеству, благоговейное отношение к природе и окружающему миру, почитание родителей, святость семейных отношений. Эти ценности обозначил в своем одном из своих выступлений перед студенческой молодежью Преосвященный Патриарх Кирилл.

Литература:

  1. Конституция  РФ
  2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
  3.  Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования»
  4. Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях».
  5. Национальная доктрина образования.
  6. Международная конвенция "О правах ребенка" 1989 г.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
  8. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений. / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.- 464 с.
  9. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. Педагогика 1988
  10. Е. А. Ямбург. Школа для всех. – М.Новая школа, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОТОКОЛ заседания конкурсной комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»

ПРОТОКОЛзаседания конкурсной комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»...

Нравственный подвиг учителя (размышления у вечного огня)

Рассказ  о подвиге учителей в годы ВОВ...

Приказ Комитета образования Курской области об итогах конкурса За нравственный подвиг учителя

Авторский коллектив учителей города Льгова курской области в составе Стрельниковой Галины Николаевны ,Семикиной Елены Ивановны, Кононовой Татьяны Анатольевны ,Безрядиной Ирины Анатольевны стал победит...

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...

Нравственный подвиг учителя физкультуры Зайцева Е.В.

Зайцев Евгений Васильевич  Родился в 1903 году, в городе Москве. Во время гражданской войны работал в посудном магазине. В 20-х годах переехал вместе с семьей в Суздаль. Был одним из первых ...

Член экспертной комиссии конкурса "За нравственный подвиг учителя" 2018 г.

Состав экспертной комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет "За нравственный подвиг учителя", апрель 2018 ...

Член экспертной комиссии конкурса "За нравственный подвиг учителя" 2019 г.

Состав экспертной комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет "За нравственный подвиг учителя", март 2019 г....