Использование интерактивных методов в преподавании истории как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении
статья по истории

Новик-Качан Елена Андреевна

Использование интерактивных методов в преподавании истории как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование интерактивных методов в преподавании истории как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении»

учитель истории МБОУ Лицея №6 города Невинномысска

Новик-Качан Елена Андреевна

С 1 сентября 2015 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в 5-х классах. С этого времени каждого из нас волнует вопрос: а готов ли я в полной мере решить главную задачу стандартов – достижение планируемых результатов, не только предметных, но и личностных, метапредметных. Ведь новой задачей образования становится не освоение обучающимися конкретных предметных знаний в рамках отдельных дисциплин, а развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих основу умения учиться.

Как известно в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную. Конечно, в основном на уроках господствует пассивная и активная модели, но для реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках должна преобладать интерактивная модель обучения.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным, более насыщенным и интересным.

Конечно о таких интерактивных методах, как метод проектов, кейс-технология, уже многие наслышаны, но появляются все новые методы и приемы, которые могут сделать урок более продуктивным и интересным. Например, метод постерной презентации. Слово «постер» (от англ. poster) переводится как плакат, афиша или фрагмент. При создании постера на уроках учащиеся работают в малых группах. Группы учащихся получают одинаковое количество материалов. Каждая группа выбирает те изображения, которые для них являются более значимыми, помещает их в центре или выделяет размером. Добавляют фразы, слова, словосочетания. При создании постера учащиеся моделируют ситуацию (выбирают главное событие или главных героев, ранжируют их по степени важности, определяют расположение на постере, при этом активизируется творческое воображение, чувственное восприятие, формируются коммуникативные навыки: учащиеся высказывают свое мнение, выслушивают мнение другого, отстаивают свою точку зрения, в ходе конструктивного диалога получают продукт).

Интерактивные игровые методы могут быть эффективными в классах среднего звена. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Например, на уроках истории можно использовать ретроспективную игру. Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» и принцип исторической беллетристики.

Конечно, при использовании интерактивных методов на уроках истории можно выделить и минусы:

  • для подготовки к уроку требуется большое количество времени;
  • сложность индивидуального оценивания;
  • первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся;
  • при групповой работе могут наблюдаться трудности установления дисциплины на уроке  и ее поддержания.

Но хотелось отметить, что положительных результатов намного больше. Применение в практике преподавания истории интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы

quot;Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы" - выступление на окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ...

Технология активных методов обучения на уроках математики как средство реализации системно – деятельностного подхода.

статья с технологическими картами этапов урока, представленных в виде активных методов обучения....

Статья "Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в процессе изучения английского языка"

Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхадо к образованию является метод проектов. В данной статья проводится исследов...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...