Рабочая программа по истории 7 класс в соответствии с ФГОС ООО
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Рабочая программа по истории 7 класс в соответствии с ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_7_kl.docx104.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 61

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Принято                                                                                Утверждаю

на заседании                                                        Директор ГБОУ Гимназия № 61

педагогического совета                                                                        Т.А.Казеева                                                                              

протокол №  1  от «31» августа 2018г.                            

                                                                       Приказ №___ от «___»_______ 2018

Рабочая программа

по истории

(7-А, 7-Б, 7-В, 7-Г классы)

                           

                                               Составитель:

                                                         Дорожко Андрей Иосифович

                                                учитель истории

                                 Согласовано:

председатель методического объединения

                                                     учителей истории и обществознания

Роскрут О.Б

Санкт - Петербург

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);
  3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

Программа составлена, исходя из следующих целей обучения истории в школе на ступени основного общего образования, формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

 Задачи изучения истории:

 · формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

 · овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 · воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демо-  кратических ценностей современного общества;

 · развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

 · формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. 

Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Место предмета Всеобщая история в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. На изучение  «Истории» в 7 классе основной школы отведено 27 часов на изучении Истории Средних веков, 41 ч. на изучении Истории России с древнейших времен до конца XVI века (2 ч. в неделю).    

Результаты обучения и усвоения содержания курса (УУД).

         Личностными результатами изучения предмета «История » являются следующие умения:

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

 4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

7)Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «История » является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:
- овладение приёмами анализа  исторического события, документов,
- выведение следствий из определения понятия;
- умение  сравнивать, приводить контрпримеры;

 -постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом.  

- создание на уроках игровых ситуаций, игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Вопросы в игре не должны быть и не очень простыми (если ответ лежит на поверхности, то у большинства учеников исчезает азарт и интерес к игре), и в тоже время, не очень сложным и не понятными (это тоже снижает интерес у основной массы учащихся). Вопрос должен порождать стимул к работе с дополнительной литературой, к более глубокому осмыслению темы, а ответ должен строиться не только из найденных фактов, а логически построенной цепи суждений и личного мнения.

 
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)

. Личностные УДД:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование исторической  компетентности.
Регулятивные УУД:
- умение выделять свойства в изучаемых событиях  и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических  понятий.      

 Предметными результатами изучения предмета «История » являются следующие умения:

 Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

  • Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
  • Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать.
  • Группировать (не по хронологии).
  • Сравнивать.

Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

  • Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность.
  • Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.

Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.

Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  • Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

          Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

Содержание учебного курса «Новая история. 1500-1800» (27 часов)

Введение (1 ч)

Хронологические рамки и основные проблемы новой истории. Периодизация новой истории и различные подходы к ней. Происхождение и содержание понятия «новая история». Аграрные цивилизации. Индустриальная цивилизация.

Европа на исходе средневековья. Европейская средневековая цивилизация к концу XV в. Влияние природно-климатических условий на хозяйственную деятельность. Совершенствование техники, развитие товарного хозяйства в Европе. Предпосылки возникновения цивилизации нового времени в Европе. Политическая карта Европы накануне нового времени.

Часть 1. Европа и мир в начале Нового времени (16 часов)

Тема 1. Эпоха Великих географических открытий (1 ч.)

Великие географические открытия конца XV — начала XVI в. Начало складывания колониальной системы. Политические и экономические предпосылки великих географических открытий. Технические изобретения, благодаря которым стали возможны дальние морские путешествия. Организационная подготовка морских плаваний.  Плавания португальцев вокруг Африки.

Плавания X. Колумба и открытие Нового Света. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание Ф. Магеллана. Открытие Тихого океана. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Завоевание испанцами и португальцами Нового Света. Европейцы в Северной Америке. Выход западноевропейской христианской цивилизации за пределы Европы, начало синтеза культур и цивилизаций в Новом Свете. Европейцы в странах Азии и Африки.

Тема 2. Европа: от средневековья к новому времени (4 ч)

Социально-экономическое развитие западноевропейского общества. Повседневная жизнь европейцев в конце XV — первой половине XVII в. Политика меркантилизма и ее последствия. Развитие техники и новая организация труда, распространение мануфактур, их типология. «Революция» цен и кризис средневековых социально-экономических отношений. Разрушение натурального хозяйства. Развитие товарно-денежных отношений. Мировая торговля, возрастание значения банков и бирж.

Изменения в социальной структуре стран Западной Европы: упадок значения аристократии и дворянства; усиление экономического влияния буржуазии. «Новое дворянство». Распад крестьянской общины и городских корпораций. Появление класса наемных рабочих и их положение. Повседневная жизнь европейцев конца XV—XVII в. Культура повседневности протестантской Европы.

Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (1 ч.)

Возрождение и гуманизм в Европе. Истоки и предпосылки Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Гуманизм и церковь. Принципы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль). Возрождение в других странах Европы. Значение Возрождения для формирования принципов европейской цивилизации нового времени.

Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе (4 ч.)

Реформация в Европе. Предпосылки Реформации. Сущность учения М. Лютера, принципы лютеранской церкви. Протестантская Реформация в странах Европы. Крестьянская война в Германии. Учение Т. Мюнцера.

Вероучение Ж. Кальвина и Реформация в Швейанн. Организация кальвинистской церкви. Распространение кальвинизма в Европе. Королевская Реформация в Англии. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.

Контрреформация и религиозные войны. Предпосылки Контрреформации. Деятельность иезуитов, И. Лойола. Причины религиозных войн. Религиозные войны в Германии и Франции. Варфоломеевская ночь. Значение Аугсбургского мира и Нантского эдикта для формирования новой религиозно-политической системы в Западной Европе.

Тема 5. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (4 ч)

Нидерландская революция XVI в. Положение Нидерландов в составе владений испанских Габсбургов. Реформация в Нидерландах и усиление противоречий с испанской монархией. Испано-нидерландская война как социальная революция, ее буржуазный характер. Создание республики Соединенных Провинций Нидерландов. Роль протестантского вероучения и протестантской морали в формировании основ нового государства.

Англия в конце XV — первой половине XVII в. Природные условия и экономика Англии. Предпринимательство в Англии, возникновение слоя «новых дворян». Аграрный переворот. Процесс огораживания.

Политический строй Англии в XVI — середине XVII в. Формирование английской политической традиции. Контрреформация и международное полоаннск Англии. Обострение англо-испанских противоречий на морях. Гибель «Непобедимой армады» и ее значение для возвышения Англии.

Английская революция XVII в. Пуритане и англиканская церковь: усиление недовольства результатами «королевской реформации». «Великая ремонстрация» и ограничение власти короля. Гражданские войны и их итоги. О. Кромвель как политик и военный деятель. Казнь короля и провозглашение республики в Англии. Переплетение социально-политических и религиозных противоречий в Английской революции. Внутренняя и внешняя политика Англии в период протектората О. Кромвеля.

Реставрация Стюартов и их политика. Угроза восстановления католицизма в Англии при Якове II. «Славная революция» 1688 г. и установление в Англии конституционной монархии.

Голландия и Англия во второй половине XVII— XVIII в. Буржуазный характер преобразований в Голландии и Англии после победы революций. Влияние протестантизма на политическое и экономическое развитие этих стран.

Начало формирования в Англии гражданского общества и правового государства. Политическая структура английской конституционной парламентской монархии в конце XVII—XVIII в. Развитие буржуазных отношений в Голландии. Социальная структура голландского общества: буржуазия и наемные рабочие, роль средних слоев. Англо-голландское морское соперничество.

Абсолютизм в Европе. Влияние процессов Реформации и Контрреформации на общественное сознание и политическое развитие европейских стран. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Протекционизм и меркантилизм.

Формирование абсолютизма во Франции. Французский абсолютизм при Ришелье. Правление Людовика XIV — вершина абсолютизма. Религиозный фактор в истории Франции XVII—XVIII вв.

Испания в XVI в. Особенности испанского абсолютизма. Упадок Испании в новое время и его причины. Абсолютизм в Центральной и Северной Европе. Прусский вариант абсолютизма. Король Фридрих Вильгельм I и его политика. Государство австрийских Габсбургов. Особенности австрийского абсолютизма. Абсолютизм в странах Северной  Европы  (Швеция,  Дания).   Влияние  политической и философской мысли эпохи Возрождения на политическое развитие Италии. Флоренция при Медичи.

Международные отношения XVII—XVIII вв. Политическая ситуация в Европе после Реформации и Контрреформации. Система союзов европейских государств, баланс сил между ними. Тридцатилетняя война — последняя религиозная война в Европе. Вестфальский мир и изменение соотношения сил в Европе. Международные отношения в XVIII в. Роль России в европейских международных отношениях.

Часть 2. Эпоха просвещения. Время преобразований (6 часов)

Тема 1.  Эпоха Просвещения (2 ч)

Формирование мировоззрения нового времени. Идеи европейского Просвещения XVIII в. Развитие научных взглядов и кризис средневековой картины мира. Революция в естествознании. Складывание мировоззрения нового времени. Научные открытия и появление механической картины мира. Рационализм.

Общественная мысль эпохи Просвещения. Энциклопедия и энциклопедисты. Теория общественного договора, идеи правового государства, разделения властей. Экономические идеи Просвещения. А. Смит.

Просвещенный абсолютизм в странах Европы. Повседневная жизнь европейцев в XVIII в. Идеи Просвещения и изменения в политике европейских монархов. Просвещенный абсолютизм. Реформы под влиянием идей Просвещения. Идея «регулярного» государства и повседневная жизнь европейцев в XVIII в.

Искусство и литература XVII—XVIII вв. Влияние Реформации и Контрреформации на формирование стилей  и  направлений  в  искусстве  и  литературе XVII в. Барокко и церковная католическая культура. Особенности художественного языка стиля барокко. Реализм в европейской живописи XVII в. Художественная школа протестантской Голландии. «Малые голландцы», Рембрандт. Возникновение классицизма, его идейное содержание и предназначение. Живопись, архитектура и литература классицизма. Классицизм и Просвещение. Придворный стиль рококо и его характерные черты. Господство светского направления в искусстве.

Тема 2. Промышленный переворот в Англии ( 1 час)

Промышленный переворот в Англии. Экономические и политические предпосылки промышленного переворота в Англии. Технические изобретения и создание первых машин. Прялка «Дженни», паровая машина Дж. Уатта. Начало использования энергии пара. Появление фабрик и замена ручного труда машинным. Социальные и экономические последствия промышленного переворота. Формирование новых классов и возникновение противоречий между ними. Зарождение индустриального общества

Тема 3. Североамериканские   колонии   и борьба за независимость. Образование США (2 час)

Североамериканские   колонии   Англии   в   XVII—XVIII вв. Английские колонии в Северной Америке: географическое положение и природные условия. Религиозный и национальный состав европейских переселенцев. Белые переселенцы и индейцы — взаимодействие и конфликты. Экономические противоречия между Англией и ее колониями. Движение за отмену гербового сбора. «Бостонское чаепитие». Идеи Просвещения в Северной Америке.

Американская революция XVIII в. Образование США. Первый Континентальный конгресс и начало Войны за независимость. Основные этапы и события Войны за независимость. Дж. Вашингтон. Декларация независимости США. Т. Джефферсон. Конституция 1787 г., «Билль о правах». Формирование политических основ американского общества. Окончание Войны за независимость США. Война за независимость как буржуазная революция.

Тема 4. Великая французская революция 18 в. (3 ч.)

Установление конституционной монархии во Франции. Кризис французского абсолютизма. Влияние идей Просвещения на общественное сознание во Франции. Французское общество и королевская власть накануне революции. Причины созыва Генеральных штатов. Мероприятия Национального и Учредительного собраний. Начало Великой французской революции. Взятие Бастилии. Антифеодальное законодательство Учредительного собрания. Декларация прав человека и гражданина и ее значение. Основные политические течения во время революции. Виднейшие деятели революции: Мирабо, Лафайет, Робеспьер, Марат, Дантон. Установление конституционной монархии во Франции. Королевская власть и революция.

Падение монархии. Якобинская диктатура. Законодательное собрание. Политика жирондистов. Начало революционных войн Франции, их причины и ход. Установление республики во Франции. Казнь короля и ее воздействие на ситуацию во Франции и вокруг нее. Законодательство Конвента. Свержение власти жирондистов и установление якобинской диктатуры. Якобинская политика террора и ее последствия. Термидорианский переворот. Причины краха якобинской диктатуры. Военные успехи республики. Влияние Великой французской революции на другие страны. Характер и итоги революции.

Франция: от термидорианского Конвента к консульству. Внутренняя и внешняя политика термидорианцев. Буржуазия, народные низы и власть в период термидорианского Конвента. «Заговор равных» Г. Бабефа. Переворот 18 брюмера. Консульство Наполеона Бонапарта. Особенности развития буржуазных отношений и формирования гражданского общества во Франции в конце XVIII в.

.Повторительно-обобщающий урок по теме 3 (1 ч).

Воздействие идей Просвещения на политические и духовные процессы Европы и Северной Америки раннего нового времени. Просвещение и революция. Влияние Великой французской революции на политическое развитие Европы. Промышленный переворот в Англии — начало становления индустриальной цивилизации.

Часть 3. Традиционные общества в раннее новое время (3 часа)

Тема 1.  Государства Востока (2 ч.)

Цивилизационные особенности Востока. Взаимовлияние Востока и Запада. Начало европейской экспансии на Восток, колониализм.

Исламские страны в раннее новое время. Основные черты исламской цивилизации.

Османская империя в XV—XVIII вв. Социально-экономическое положение и политический строй Османской империи. Завоевания турок-османов. Начало упадка могущества Османской империи.

Иран в XVI—XVIII вв. Политические и культурные традиции Ирана. Реформы Аббаса I. Соперничество Ирана и Османской империи.

Взаимодействие исламской, европейской и православной цивилизаций. Европейское влияние на политику, экономику и культуру Османской империи. Прекращение военной и религиозной экспансии турок в Европе. Русско-турецкие отношения: войны и дипломатия XVII—XVIII вв. Балканские страны под властью турок. Начало национального возрождения балканских народов. Культурные и религиозные связи Балканских стран с Россией.

Традиционные общества Востока в раннее новое время. Индия. Взаимодействие и переплетение цивилизаций в Индии. Образование и распад державы Великих Моголов. Захват Северной Индии афганцами. Проникновение европейцев в Индию. Деятельность Ост-Индских компаний. Захват англичанами Бенгалии и других земель. Управление захваченными территориями.

Китай. Черты китайской цивилизации. Роль государства в Китае. Народные восстания и завоевание Китая маньчжурами. Взаимоотношения между китайцами и маньчжурами. Проникновение европейцев в Китай. Попытки китайских властей закрыть страну.

Япония. Особенности японской цивилизации. Социальная структура японского общества. Японское государство. Внутренняя политика сёгуната Токугава. Проникновение в Японию европейцев. Причины закрытия страны.

Освоение европейцами Нового Света. Встреча культур и цивилизаций в Новом Свете. Переселенческие потоки из Европы в Новый Свет. Гибель индейских государств и цивилизаций. Истребление и порабощение местного населения. Хозяйственное освоение европейцами Америки. Формирование плантационного хозяйства. Ввоз черных рабов и его последствия. Различные пути освоения Латинской и Северной Америки. Слияние индейской, африканской и европейской культур в Америке.

Борьба за колонии и господство на море в XVII— XVIII вв. Создание мировых колониальных держав после великих географических открытий. Упадок Испании и Португалии как морских держав. Переход первенства к англичанам и голландцам. Географические открытия второй половины XVI—XVIII в. Пиратство и каперство.

Новый этап европейского колониализма. Торговые компании Англии и Голландии и их экономическое проникновение в азиатские и африканские страны. Работорговля. Превращение Англии в сильнейшую морскую и колониальную державу.

Итоговое повторение (1ч)

Мир в эпоху раннего нового времени. Итоги развития европейской цивилизации и цивилизаций Востока к концу XVIII в. Два варианта развития цивилизации Запада. Промышленный переворот в Англии — начало становления индустриальной цивилизации.

Основное содержание курса «История России XVII - XVIII века» (38 часов)

Раздел I. Смутное время 1598 -1613 гг. Хронология и сущность нового этапа российской истории. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы Начало династии Романовых.

Раздел II. Россия при первых Романовых 1613- 1682гг. Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян. Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей. Культура и быт России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С.Ушаков). Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).

Раздел III. Россия при Петре Первом 1689-1725гг.  Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А.Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д.Трезини, В.В.Растрелли, И.Н.Никитин). Изменения в дворянском быту. Итоги и цена петровских преобразований.

Раздел IV. Дворцовые перевороты 1725-1762 гг. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. (П. А. Румянцев).

Раздел V. Российская империя при Екатерине Второй и Павле I 1762—1801гг. Правление Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. «Золотой век» российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли. Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г.А. Потемкин. Георгиевский трактат. Уча-стие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооруженных сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков). Культура и быт России во второй половине XVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки; М.В. Ломоносов. Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С.П. Крашенинников). Историческая наука (В.Н. Татищев, М.М. Щербатов). Русские изобретатели (И.И. Ползунов, И.П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф.Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.


Календарно-тематическое планирование  7  класс

№ раздела

                                                              Наименование раздела

Количество часов

                                                                                    История Нового времени

Введение

1

Раздел 1

Раннее Новое время

16

Раздел 2

Эпоха Просвещения. Время преобразований

6

Раздел 3

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

3

Итоговый контроль

1

Итого

27

                                                                                          История России

Введение

1

Раздел 1

Смутное время

6

Раздел 2

Россия при первых Романовых

8

Раздел 3

Эпоха реформ Петра

9

Раздел 4

Россия после Петра Великого

5

Раздел 5

«Золотой век» Екатерины Великой

8

Повторение и проверка знаний

4

Итого

41 (68)

Название темы урока

Историческое

время

Оборудование

Историческое движение

Персоналии

Термины

Дата проведения

план

факт

1

Введение. От Средневековья к Новому времени

Введение, карта «Великие географические открытия и колониальные захваты»

Новое время, ценности, традиционное общество, индустриальное общество

Январь

Часть 1. Европа и мир в начале Нового времени (16 часов)

Тема 1. Эпоха Великих географических открытий (2 ч.)

2

Технические открытия и выход к Мировому океану

1488-экспедиция Бартоломеу Диаша, 1497-открытие морского пути в Индию Васко да Гамой

1, карта «Великие географические открытия и колониальные захваты»

Европейцы вышли в мировой океан

Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама

Бомбарда, мушкет, каравелла, дух предпринимательства

Февраль

3

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

1492-открытие Америки Христофором Колумбом

2, карта «Великие географические открытия и колониальные захваты», ИКТ Презентация «Великие географические открытия»

Великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров

Христофор Колумб, Фернан Магеллан

Аркебуза, конкиста, колонизация, революция цен

Февраль

Тема 2. Европа: от средневековья к новому времени (4 ч)

4

Усиление королевской власти в Европе. Абсолютизм в Европе

3, карта «Европа в 17 веке»

Начало складывания абсолютистских государств

Людовик 14, Генрих 8,

Абсолютизм, меркантелизм, этикет, резиденция

Февраль

5

Дух предпринимательства преобразует экономику

4, карта «Европа в 17 веке»

Проявляются признаки зарождения нового общества

Монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталистическое хозяйство

Февраль

6

Европейское общество в раннее Новое время

5, карта «Европа в 17 веке»

Зарождающееся капиталистическое хозяйство изменило состав общества и положения  и занятия различных слоев населения

Откупщик, талья, фермер, новое дворянство, огораживание, капиталист

Март

7

Повседневная жизнь

6

Повседневность, канон

Март

Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (2 ч.)

8

Великие гуманисты Европы

7, ИКТ Презентация «Великие гуманисты Европы»

Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес,

античность, Возрождение, гуманизм, философия, аскетизм, утопия, роман, драматург, сонет, мадригал, опера

Март

9

Мир художественной культуры

Рождение новой европейской науки

8-10,

Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры

Леонардо да Винчи, Микеланджело Боунарроти,Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Диего Веласкес, Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Исаак Ньютон

Живопись, фреска, скульптура, архитектура, алтарь, храм, купол, интерьер, гравюра

Март

Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе (4 ч.)

10

Начало Реформации в Европе.

Обновление христианства.

1517-начало реформации в Европе, 1524-крестьянская война в Германии

11, карта «Реформация в Европе в 16 в.»

Началась эпоха кризиса католической церкви

Мартин Лютер, Томас Мюнцер,

Реформация, лютеранская церковь, протестантизм, революция, обмирщение культуры

Апрель

11

Распространение  Реформации в Европе.

Контрреформация

1640-создан орден иезуитов,

12, карта «Реформация в Европе в 16 в.»

Реформация изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества

Жан Кальвин,

Филипп 11,  

Кальвинизм, кальвинистская церковь, орден иезуитов, контрреформация, религиозные войны

Апрель

12

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

1534-начало реформации в Англии «сверху. 1588-разгром «Непобедимой армады» Испании

13, карта «Реформация в Европе в 16 в.»

Реформация помогла укреплению королевской власти в Англии

Генрих 8, Томас Кромвель, Мария Кровавая, Елизавета 1,

Англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство»Тюдоров, корсар, капер

Апрель

13

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

1562-1598-религиозные войны во Франции, 1572-Варфоломеевская ночь, 11624-1642-правление Ришелье

14, карта «Реформация в Европе в 16 в.»

Франция добилась веротерпимости и создания абсолютной монархии

Генрих Гиз, Генриз111, Генрих Наваррский

Эдикт, гугенот, лидер, гарант, лидер

Апрель

Тема 5 Ранние буржуазные революции.  Международные отношения (4 ч)

14

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций

1566-иконоборческое движение, 1572-1609-революция в Нидерландах, 1579-образование Голландии-первого буржуазного государства,

15, карта «Европа в 16 в.»

Национально – освободительная борьба – первая революция в мире

Вильгельм Оранский, Альба, Филипп 11,

Штатгальтер, гезы, иконоборцы, террор, уния, революция

Май

15

Парламент против короля. Революция в Англии. 1640 – 1653 гг.

1640-1653-революция в Англии, 1649-провозглашение Англии республикой,

16, карта «Европа в 16-17 вв.»

Гражданская война закончилась победой пуритан, Англия стала республикой

Карл 1, Оливер Кромвель,

Джентри, Долгий парламент,  кавалеры, круглоголовые, гражданская война, режим личного правления

Май

16

Путь к парламентской монархии

1651-Навигацкий акт, 1660-реставрация монархии в Англии, 1688-«Славная революция» в Англии, 1707-уния между Англией и Шотландией - Великобритания

17, карта «Европа в 16-17 вв..»

В результате революции утвердилась парламентская монархия, положено начало складыванию Британской колониальной империи

Джон Лильберн, Карл 11 Стюарт, Вильгельм 111 Оранский,

Парламентская монархия, левеллеры, диггеры, протектор, протекторат, тори, виги, спикер

Апрель

29 неделя

17

Международные отношения в 16 – 18 вв.

1618- 1648-

Тридцатилетняя война,

1648-Вестфальский мир, 1701-1714-война за испанское наследство,  1740-1748-война за австрийское наследство, 1756-1763-семилетняя война, 1768-1774-русско-турецкая война

18-19, карта «Европа в 16-18вв.»

Войны 18 века меняют сложившуюся систему

Альбрехт фон Валленштейн, Густав 11 Адольф,

Коалиция, батальон

Апрель

30 неделя

Часть 2. Эпоха просвещения. Время преобразований  ( 6 часов)

Тема 1.  Эпоха Просвещения (2 часа)

18

Великие просветители Европы

Мир художественной культуры Просвещения

20-21, ИКТ «Великие просветители Европы»

Философия Просвещения пронизывала все сферы жизни общества. Художественная культура утверждала гуманистические ценности Нового времени

Джон Локк, Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Адам Смит,

Даниэль Дефо, Джонатан Свифт. Бомарше, Фридрих Шиллер, Гете, Антуан Ватто, Франсуа Буше, Уильям Хогарт, музыканты

Эпоха Просвещения, разделение властей

Апрель

30 неделя

19

На пути к индустриальной эре

Аграрная революция в Англии.

22

Аграрная революция в Англии. Условия промышленного переворота. Промышленный переворот. Положение рабочих.

Джеймс Уатт

Абрахам Дарби

Джон Уилкенсон

Революция, мануфактура, фабрика, индустриальное общество

Тема 2. Североамериканские   колонии   и борьба за независимость. Образование США (1 ч)

20

Английские колонии в Северной Америке. Война  за независимость.

Создание  США.

1775-1783-североамериканская война за независимость, 1787-Конституция США,

23-24, карта «Война за независимость 1775-1783гг. Образование США»

Американские колонии добились независимости

Томас Джефферсон, Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин

Пилигрим, национальное самосознание, «Декларация независимости»,  лоялист, конституция, резидент, импичмент, федерация

Май

31 неделя

Тема 3. Великая французская революция 18 в. (3 ч.)

21

Франция в 18 веке. Причины и начало Великой французской  революции.

14 июля 1789г-падение Бастилии Начало революции.

25, карта «Западная Европа в 1789-1799 гг.»

Неумение  и нежелание правящих кругов вовремя разрешить противоречия привели к революции

Людовик 16, Жак Тюрго,

Хлебный бунт, санкюлот, сословие, террор, Генеральные штаты, Учредительное собрание,

Май

31 неделя

22

Французская  революция.

От монархии к республике.

26 августа 1789-принята «Декларация прав человека и гражданина», 1791-принята первая в истории Франции конституция

26, карта «Западная Европа в 1789-1799 гг.»

В результате завоеваний революций Франция стала республикой, однако якобинский террор привел к расколу среди сторонников революции

Жорж Дантон, Жак Ру, Эбер, Максимилиан Робеспьер, Жан Поль Марат

Белая эмиграция, Конвент,  жирондисты, якобинцы, правые, левые, диктатура, гильотина, декрет

Май

32 неделя

23

Французская  революция

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

17 июля 1794-термидорианский переворот, , 9 ноября 1799-государственный переворот, конец революции,  

27, карта «Западная Европа в 1789-1799 гг.»

Революция повлияла на весь ход развития Европы

Эбер, Шометт,

Наполеон бонапарт

Умеренные, снисходительные, «бешеные», термидорианцы, Директория

Май

32 неделя

Часть 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3 часа)

24

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени

28, карта «Индия, Китай, Япония в 16-18 вв.»

В этих странах рядом уживались разные религиозные верования

Самурай, регламентация, конфуцианство, буддизм, синтоизм

Май

33 неделя

25

Государства Востока.  Начало европейской колонизации

29-30, , карта «Индия, Китай, Япония в 16-18 вв.»

В этих странах рядом уживались разные религиозные верования

«Могол», клан, сипай, богдыхан, кортеж,сегун, сегунат,

Май

34 неделя

26

Контрольно – обобщающий урок

Май

34 неделя


п/п

Тема
урока

Педагогические средства. Виды деятельности обучаемых

Элементы минимального
содержания образования

Прогнозируемые образовательные результаты

Вид
контроля

Домашнее
задание

         Дата

   План/ Факт

1

Введение. История России в Новое время.

Вводный урок.

Знакомство со структурой учебника и рабочей тетради.

Структура учебника. Основные вопросы изучаемого периода.

Знать структуру учебника и рабочей тетради. Хронологические рамки изучаемого периода

стр. 3

Сентябрь

1 неделя

2

 В преддверии Смуты

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания. Решение проблемных заданий.

Основные вопросы:  Экономические и политические причины Смуты. Кризис власти. Нарастание противоречий в обществе. Проблема престолонаследия. Гибель царевича Дмитрия. Пресечение московской династии Рюриковичей. Избрание Бориса Годунова на царство. Его политика. Опала Романовых. Великий голод. Причины самозванства.

Знать   основные понятия:  Смутное время, самозванство, междуцарствие. Об основных направлениях внутренней и внешней политики и ее успехах; пресечении династии Рюриковичей.

Уметь: объяснять значение понятий; определять цели внутренней политики Бориса Годунова.

 Фронтальный опрос. Решение проблемных заданий.

§ 1, вопросы в учебнике

Сентябрь

1 неделя

3

Лжедмитрий  I

Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника

 Основные вопросы: Легенда о спасшемся царевиче Дмитрии. Личность первого самозванца. Отрепьев в Речи Посполитой. Начало похода Лжедмитрия I. Неудачи и успехи. Смерть Бориса Годунова. Царь Фёдор Борисович. Гибель династии Годуновых. Лжедмитрий I  - московский царь. Политика нового царя, её противоречивый характер.  Причины недовольства новым царём. Заговор Василия Шуйского. Гибель Лжедмитрия .I.

Знать основные понятия: Смутное время, самозванство, междуцарствие.

 О причинах
и сущности Смутного времени; особенностях правления Лжедмитрия I и причинах его падения.

  Уметь: объяснять значение понятий;

определять причины Смутного времени.

 Фронтальный

опрос. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. Работа с картой.

 § 2;  вопросы в учебнике

Сентябрь

2 неделя

4

 Царь Василий Шуйский

Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника.

Основные вопросы:  Избрание Василия Шуйского царём. « Крестоцеловальная запись». Личность царя Василия. Его политика. Болотников. Причины его движения. Основные цели и задачи болотниковцев. Участники движения и его характер. Ход войны Болотникова с царём Василием Шуйским. Лжепётр. Причины поражения Болотникова. Разгром движения.

Знать: о специфике воцарения Василия Шуйского и особенностях его политики; выступлении И. Болотникова; появлении второго самозванца; вмешательстве в российские дела иностранных государств.

Уметь: объяснять значение понятий;

определять причины выступление И. Болотникова.

Хронологи-

ческий диктант «Смутное время». Анализ документа.

 § 3;   вопросы в учебнике

Сентябрь

2 неделя

5

  Лжедмитрий II

Беседа с элементами дискуссии.

Участие в дискуссии. Анализ документа.

.Основные вопросы:  Появление Лжедмитрии II, происхождение и личность самозванца. Его поддержка поляками. Состав участников движения. Тушинский  лагерь. Вера народа в

« доброго» и

 « справедливого» царя. Появление новых самозванцев. Договор России со Швецией. Начало открытого вторжения войск Речи Посполитой на территорию России. Осада Смоленска. Князь М.В. Скопин-Шуйский. Поражение царских войск у Клушино.

Знать основные понятия: «смута», народное ополчение, интервенция, самозванец, гражданская война, национальное самосознание, Семибоярщина о распаде
тушинского лагеря; свержении Василия Шуйского и установлении «Семибоярщины»; попытках приглашения на российский престол польского королевича Владислава;  

Уметь: объяснять значение понятий; определять причины  свержения  В. Шуйского и распада тушинского лагеря.

Беседа по вопросам. Анализ документа стр. 31. Работа с картой.

§ 4;   вопросы в учебнике

Сентябрь

3 неделя

6

 Междуцарствие (1610-1612)

Образное повествование с элементами беседы. Работа с текстом учебника. Составление таблицы.

Основные вопросы:  Свержение царя Василия Шуйского. Семибоярщина. Договор о призвании на русский трон польского принца Владислава. Гибель Лжедмитрия II.

 « Ворёнок». Развал Семибоярщины. Роль русской православной церкви в отпоре врагам. Деятельность патриарха Гермогена. Формирование  Первого ополчения. Деятельность « Совета всей Земли». Начало освобождения Москвы Развал Первого ополчения. Результаты его деятельности. Авантюра Лжедмитрия III . Присяга « Совета всей Земли» новому царю.

Знать основные понятия: междуцарствие, Семибоярщина, ополчение,

« прелестные письма», Земский собор.

о распаде
тушинского лагеря; свержении Василия Шуйского и установлении «Семибоярщины»; попытках приглашения на российский престол польского королевича Владислава; формировании первого народного ополчения и причинах его неудач.  

Уметь: объяснять значение понятий; определять причины  приглашение на русский престол польского королевича.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника. Составление таблицы:  «Первое народное ополчение»

§ 5;  вопросы в учебнике

Сентябрь

3 неделя

7

Второе ополчение и освобождение Москвы

Урок с элементами лабораторной работы. Составление таблицы. Анализ документа.

Основные вопросы Положение России. Захват шведами Новгорода. Угроза потери независимости. Возникновение Второго ополчения. Личности князя Пожарского и Кузьмы Минина. Освобождение Москвы. Земский собор для выборов царя. Основные кандидаты и группировки. Избрание Михаила Романова на царство. Судьба Михаила Романова во время Смуты. Подвиг Ивана Сусанина. Приезд Михаила в Москву и его венчание на царство. Начало династии Романовых.

Знать: о создании второго ополчения и освобождении Москвы от польских оккупантов; роли Минина и Пожарского в русской истории; подвиге Ивана Сусанина.

Уметь: объяснять значение понятий; определять причины  победы Второго ополчения и воцарения Михаила Романова.

Индивидуаль-

ный опрос. Составление таблицы. Анализ документа стр. 38

  § 6; вопросы в учебнике. Повто-

рить раздел

 « Смутное время»

Сентябрь

4 неделя

8

Повторение
« Смутное время»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Уметь:  объяснять значение понятий; называть основные даты, события, имена известных деятелей данного исторического периода; соотносить факты и общие процессы в данный период; сравнивать развитие России и стран Западной Европы в данный период.

Устный и письменный опрос.

Сентябрь

4 неделя

9

Правление Михаила Фёдоровича (1613-1645)

Изложение материала с элементами самостоятель-

ной деятельности.

Решение познаватель-ных заданий.

Основные вопросы: Пути выхода страны из кризиса. Объединение государства. Территориальные потери. Экономическое положение. Развитие торговли. Земские соборы. Деятельность патриарха Филарета. Личность Михаила Фёдоровича. Смоленская война. Азовское взятие. Основные результаты внешней политики при Михаиле Фёдоровиче.

Знать основные понятия: Земский собор, Боярская дума, приказы, дьяки, подьячие, воеводы, стрельцы.

О социально-экономических последствиях Смуты начала XVII в.; начале экономической специализации, о работе Земского собора 1613 г.; усилении самодержавной власти при первых Романовых; изменении роли и значения Земских соборов; причинах утраты властных функций Боярской думы. Уметь: объяснять значение понятий; определять направления внутренней и внешней политики Михаила Романова.

Решение познавательных

заданий. Анализ документа стр. 45. Работа с картой.

  § 7;   вопросы в учебнике

Октябрь

1 неделя

10

Царь Алексей Михайлович (1645-1676)

Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника.

Основные вопросы: Личность царя. Причины Соляного бунта, состав участников. Последствия бунта – начало работы над новым Уложением. Разработка и принятие  Соборного Уложения. 1649 года. Его основные положения. Значение царской власти. Окончательное оформление крепостного права. Положение посадских. Соборное Уложение – свод законов Московского царства.

Знать: о предпосылках и последствиях Соляного бунта; об основных положениях и специфике Соборного уложения 1649 г. Уметь: объяснять значение понятий; определять значение Соборного Уложения 1649 года.

Устный опрос Участие в беседе. Работа с текстом учебника

§ 8;   вопросы в учебнике

Октябрь

1 неделя

11

Россия в XVII  веке

Проблемное изложение материала.  Решение проблемных заданий. Работа с картой.

Основные вопросы Территория страны. Население. Города. Административно-территориальное деление. Государственное управление. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Приказы. Местное управление. Армия. Стрелецкое войско. «Полки нового строя».Положение сельского хозяйства. Ремесленное производство. Складывание всероссийского рынка. Торговля. Развитие промышленности. Мануфактуры. Приписные крестьяне.

Знать основные понятия:

приказы, дьяки, подьячие, воеводы, стрельцы, мануфактура, приписные крестьяне, всероссийский рынок.

 Об усилении роли барщины и оброка в аграрном секторе экономики; превращении ремесла в мелкотоварное производство;

Уметь: определять предпосылки  и генезис мануфактурного производства; специфику формирования всероссийского рынка;   предпосылки роста городов; предпосылки и последствия роста численности приказов.

Фронтальный опрос. Решение проблемных заданий. Работа с картой.

§ 9;   вопросы в учебнике

Октябрь

2 неделя

12

Присоединение Украины к России

Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с картой.

Основные вопросы: Положение украинцев в Речи Посполитой. Национальные и религиозные отношения. Казачество. Запорожская Сечь, её самоуправление. Гетман Богдан Хмельницкий. Причины его выступления. Борьба Хмельницкого с Речью Посполитой. Обращение к России. Переяславская Рада. Присоединение Украины к России и его условия. Война с Речью Посполитой. Война со Швецией. Политика украинских гетманов. Результаты войны с Речью Посполитой. Значение вхождения Украины в состав Московского царства.

Знать: об объективных и субъективных предпосылках воссоединения Украины с Россией; основных итогах и значении русско-польской войны 1654–1667 гг.;

Уметь определять  значение вхождения Украины в состав Московского царства.

Фронтальный опрос. Работа с картой. Анализ документа стр. 67

§ 10;  вопросы в учебнике

Октябрь

2 неделя

13

Раскол в Русской православной церкви

Проблемное изложение материала.  Решение проблемных заданий. Анализ документа.

Основные вопросы: Причины церковных реформ. Никон, его личность. Сущность и ход проводимых реформ. Возникновение старообрядчества. Личность протопопа Аввакума. Деятельность старообрядцев. Соловецкое восстание. Дальнейшая судьба старообрядчества.

Знать основные понятия:

 раскол, старообрядчество.

 О положении церкви после Смуты; личности патриарха Филарета и новых отношениях высшей государственной и церковной власти при нем; личности патриарха Никона; церковной реформе Никона.

Уметь: определять причины усиления разногласий между церковной и светской властями; основные вопросы Церковного собора 1666–1667 гг.; личности и жизненном пути протопопа Аввакума; сравнивать взгляды и жизненный путь Аввакума и Никона.

Письменный опрос. Анализ документа стр. 76

§ 11;   вопросы в учебнике

Октябрь

3 неделя

14

Народные волнения в 1660-1670-е годы

Практикум. Работа с текстом учебника.

Составление таблицы.

Основные вопросы: Медный бунт. Его причины, характер, участники. Донское казачество. Его жизнь, занятия и порядки. Степан Разин. Его личность. Начало движения Разина. Его ход, характер, движущие силы. Цели восставших. Разинское движение в Поволжье. Подавление восстания. Его место в истории России.

Знать: о причинах и последствиях Медного бунта; основных этапах восстания Степана Разина, личности руководителя восставших.

Уметь: объяснять значение понятий; составлять таблицу; определять место восстания в истории страны.

Индивидуаль-ный опрос. Составление таблицы:  «Движение под руководством Степана Разина»

§ 12;  вопросы в учебнике

Октябрь

3 неделя

15

Сибирь в XVII веке

Практикум. Работа с текстом учебника. Составление таблицы

Основные вопросы: Территория и климатические условия. Народы Сибири, их занятии и быт. Начало колонизации Сибири. Её причины, участники этого процесса. Формы зависимости народов Сибири от России. Ясак. Система управления Сибирью. Значение освоения Сибири для России и для сибирских народов.  

Знать об особенностях

освоения русскими Сибири.

Уметь составлять таблицу

« Землепроходцы и мореходы»

Индивидуаль-ный опрос. Составление таблицы

«Землепроходцы и мореходы»

§ 13;   вопросы в учебнике Подготовка сообщений и проектов по теме следующего параграфа.

Октябрь

4 неделя

16

Просвещение, литература, культура и быт в XVII веке.

Урок презентация. Подготовка и представле-

ние проектов по теме. Подготовка сообщений.

Основные вопросы: Распространение грамотности среди различных слоёв населения. Значение книгопечатания. Рукописная книга. Столбцовое делопроизводство в приказах. Система образования. Основные черты русской архитектуры. Деревянное зодчество. Дворец в Коломенском. Каменное строительство. Повседневная жизнь различных слоёв общества. Одежда. Пища. Дома. Семья. Труд и отдых.

Знать об особенностях развития образования в XVII в.; массовом выпуске печатных книг; распространении научных знаний в России, о развитии отечественной архитектуры, специфике живописных произведений, о повседневной жизни разных слоёв населения.

Подготовка и представле-

ние проектов по теме. Подготовка сообщений

§ 14,15

Октябрь

4 неделя

17

 Повторение  по разделу «Россия при первых Романовых»

Повторительно-обобщающий урок

Материал разделов «Россия на рубеже XVI–XVII вв.», «Россия
в XVII в.»

Знать материал разделов «Россия
на рубеже XVI–XVII вв.», «Россия
в XVII в.»

Устный и письменный опрос

Ноябрь

2 неделя

18

Наследники Алексея Михайловича. Начало правления  Петра I

Изложение материала с элементами самостоятель-

ной деятельности.

Решение познаватель-ных заданий.

Основные вопросы: Семья Алексея Михайловича. Правление Фёдора Алексеевича. Внешняя и внутренняя политика. Уничтожение местничества. Династический кризис. Стрелецкие бунты. Правление царевны Софьи. « Вечный мир» с Речью Посполитой. Крымские походы.

Жизнь Петра Преображенском. Формирование его личности. Военные забавы. Немецкая слобода. Влияние европейцев. Переворот 1689 года. Сподвижники Петра. Азовские походы и строительство флота.

« Великое посольство». Пётр в Голландии и Англии. Стрелецкий бунт 1698 года. Расправа со стрельцами.

Знать основные понятия: местничество, стрелецкие бунты, реформы. Абсолютизм, флот, гвардия, рекруты.

Называть причины социально-экономического отставания  России от европейских стран; описывать политическое и экономическое положение России накануне преобразований.

 Выявлять предпосылки преобразований в России; анализировать проекты преобразований передовых людей того времени

Решение познавательных

заданий. Анализ документа стр. 120-121; Работа с картой.

§ 16, 17;   вопросы в учебнике

Ноябрь

2 неделя

19

Начало Северной войны

Изучение нового материала и первичное его закрепление. Выполнение разноуровне-

вых индивидуаль-

ных заданий

Основные вопросы: Складывание антишведской коалиции. Начало Северной войны. Личность Карла XII Поражение под Нарвой. Преобразование армии. Рекрутская система. Создание регулярных частей. Первые победы. Основание Петербурга

Знать основные понятия: гвардия, рекруты;

 о причинах Северной войны и ее основных этапах; причинах поражения под Нарвой; предпосылках радикальной перестройки армии и создания флота;  Уметь: анализировать причины неудач и успехи русской армии в ходе Северной войны; выявлять причинно-следственные связи между проведением военной реформы и ходом Северной войны.

Индивидуальный опрос. Выполнение разноуровне

вых индивидуаль

ных заданий

§ 18;   вопросы в учебнике

Ноябрь

3 неделя

20

Перелом в войне. Конец Северной войны

Изложение материала с элементами самостоятель-

ной деятельности.

Решение познаватель-ных заданий. Работа с картой.

Основные вопросы: Разгром Карлом XII армии Августа II . Карл поворачивает на Украину. Измена гетмана Мазепы. Битва при деревне Лесной. Полтавское сражение. Военное искусство Петра. Разгром армии Карла. Значение Полтавской  победы. Захват Прибалтики. Прутский поход. Морские победы России. Ништадский мир. Его значение. Превращение России в империю. Принятие Петром императорского титула

Знать:  об историческом значении Полтавской битвы, ее переломном характере; Прутском походе и его роли; становлении России как великой морской державы ; об условиях и значении для России Ништадтского мира. Уметь: излагать в хронологической последовательности события Северной войны, Азовских походов,  Прутского, Каспийского походов

Решение познавательных

заданий. Анализ документа стр. 138; Работа с картой.

§ 19;  20,  вопросы в учебнике

Ноябрь

3 неделя

21

Государствен-

ные преобразования Петра I

Изучение нового материала и первичное его закрепление. Выполнение разноуровне-

вых индивидуаль-

ных заданий

Основные вопросы: Причины петровских реформ. Их ход, методы проведения. Учреждение Сената. Образование коллегий. Упразднение патриаршества и учреждение Синода.

 « Генеральный регламент». Формирование системы абсолютизма. Образование губерний. Местные органы власти. Введение подушной подати. Ревизии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Система российских сословий.

Знать основные понятия:

 подушная подать, ревизия, губерния, коллеги, Сенат, Синод, «Табель о рангах», ассамблея.

О причинах и основных направлениях реформы
центральной власти; значении указа
о престолонаследии
и «Табели о рангах»; усилении позиций дворянского сословия;

целях и основных направлениях областной реформы, предпосылках, политическом и социальном значении реформы городского управления; содержании и последствиях церковной реформы; причинах и последствиях оппозиции реформам Петра I; историческом значении петровской о рангах,

Письменный опрос. Тест

§ 21;   вопросы в учебнике

Ноябрь

4 неделя

22

Экономика при Петре  I

Практикум. Работа с текстом учебника. Анализ документа

Основные вопросы: Экономический подъём и его причины. Рост мануфактурного производства.

 « Берг-привелегии». Работные люди. Приписные и посессионные крестьяне. Характер труда на промышленных предприятиях. Новые порты и торговые пути. Рост внутренней и внешней торговли. Таможенный тариф. Протекционизм.

Знать:

 о состоянии экономического потенциала страны на рубеже веков; основных направлениях экономической политики Петра I;   причинах и особенностях роста мануфактурного производства; специфике ремесленного производства в Петровскую эпоху; состоянии и мерах развития торговли; приведении денежной и налоговой реформ, их значении для экономики страны; обобщающих итогах развития экономики России в первой четверти XVIII в.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника. Анализ документа стр. 148

§ 22;  вопросы в учебнике

Ноябрь

4 неделя

23

Народные движения при Петре  I

Практикум. Работа с текстом учебника.

Составление таблицы.

Основные вопросы: Причины народного недовольства в разных слоях общества. Восстание в Астрахани. Положение казачества при Петре. Причины движения Булавина. Ход восстания, его разгром и последствия.

 Знать о предпосылках нарастания народного протеста в эпоху Петра I; причинах и характере астраханского восстания; особенностях восстания под руководством К. Булавина; причинах и значении башкирского восстания; первых выступлениях работных людей, их причинах и последствиях; значении народных выступлений при Петре I

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника.

Составление таблицы:

« Народные движения при Петре  I»

§ 23;   вопросы в учебнике

Декабрь

1 неделя

24

Преобразования в области культуры

Конспективное изложение материала. Составление конспекта. Работа с текстом учебника.

Основные вопросы: Развитие системы образования. Начальное обучение. Подготовка специалистов. Введение гражданского шрифта, современных цифр, реформа летоисчисления. Новые учебные пособия. Газета « Ведомости». Первая публичная библиотека. Кунсткамера. Указ о создании Академии наук. Новые веяния в живописи, скульптуре, архитектуре. Появление светской живописи. Творчество Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Бартоломео Карло Растрелли. Доменико Трезини. Архитектура петровского времени. Изменения в быту. Новые обычаи. Ассамблеи. « Юности честное зерцало».

Знать об особенностях реформирования системы образования при Петре I; становлении российской науки; особенностях художественной культуры петровского времени; новых явлениях в повседневной жизни населения России; значении культурного наследия петровской эпохи для последующего развития России

Составление конспекта. Работа с текстом учебника.

§ 24;   вопросы в учебнике

Декабрь

1 неделя

25

Династия Романовых в первой четверти XVIII века

Проблемная беседа с элементами дискуссии. Участие в дискуссии.

Основные вопросы: Семья Петра I. Личность царевича Алексея. Причины разлада с отцом. Сыск по делу об измене царевича. Его гибель. Причины принятия « Устава о наследии престола», его сущность, последствия. Новый порядок престолонаследия – один из фактов политической жизни последующей эпохи

Знать характеристику личности царевича Алексея; краткое содержание « Устава о наследии престола».

Беседа по ключевым проблемам темы.

§ 25;   вопросы в учебнике

Декабрь

2 неделя

26

Повторение по разделу «Россия при Петре I»

Повторительно-обобщающий урок

Итоги и «цена» петровских преобразований. Петр Великий как человек и государь. Россия – великая европейская

держава. Военные триумфы Петра, самоотверженность и верность идеям преобразования России

Знать материал раздела «Россия при
Петре I»

Устный и письменный опрос

27

Наследники Петра I

Изучение нового материала и первичное его закрепление. Составление опорного конспекта

Основные вопросы: Правление Екатерины I   Положение Меншикова. Верховный тайный совет. Правлен6ие Петра   II    Падение Меншикова. Долгорукие. Смерть Петра Алексеевича и пресечение рода Романовых. Приглашение на престол Анны Иоанновны. Кондиции. Попытка ограничения самодержавия.  

Знать основные понятия: междуцарствие, временщик, фаворит, гвардейский переворот, Верховный тайный совет.

Кондиции, заговоры, кабинет министров, регентство, Академия наук, Академия художеств;  

 о причинах и сущности дворцовых переворотов, особенностях правления Екатерины I; политической борьбе в царствование Петра II; попытке «верховников» ограничить царскую власть; политическом строе при Анне Иоанновне

Составление опорного конспекта. Выполнение индивидуальных разноуровневых заданий

§ 26;   вопросы в учебнике

Декабрь

2 неделя

28

Правление  Анны Иоанновны

Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника.

Основные вопросы: Ликвидация кондиций и упразднение Верховного тайного совета. Восстановление самодержавия. Окружение императрицы. Внутренняя политика. Кабинет министров. Заговор Волынского. Внешняя политика. Вмешательство в войну за « польские земли». Война с Турцией, возвращение Азова. Результаты внешней политики.

Знать о политическом строе при Анне Иоанновне; характере и особенностях дворцовых переворотов 740–1741 гг.; 

Уметь: объяснять значение понятий;  давать характеристику исторического лица; определять значение политики Анны Иоанновны для России.

Фронтальный опрос. Участие в беседе. Работа с текстом учебника

§ 27;   вопросы в учебнике

Декабрь

3 неделя

29

Императрица Елизавета Петровна

Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника.

Основные вопросы: Личность императрицы. Её влияние на политику страны. Внутренняя политика. Возвращение к « петровским традициям». Деятельность Шуваловых и Разумовских. Внешняя политика. Участие России в Семилетней войне. Победы русского оружия. Выход России из войны, её результаты.

Знать: о  личности и политической программе Елизаветы Петровны; решающей роли России в Семилетней войне; общих итогах внешней политики России в этот период

Фронтальный опрос. Участие в беседе. Работа с текстом учебника

§ 28;   вопросы в учебнике

Декабрь

3 неделя

30

Наука, просвещение и культура России в середине XVIII века

Конспективное изложение материала. Составление конспекта. Работа с текстом учебника.

Основные вопросы: Наука и просвещение. Петербургская Академия наук. Деятельность Ж. Делиля, Л.Эйлера и других учёных.

« История» В.Н.Татищева. Основание Московского университета, Географические открытия. Экспедиция Беринга и Чирикова. Великая Северная экспедиция. Русская литература. Поэзия. А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, А.П. Сумароков, В.Г.Волков и основанный им театр. Творчество В.В.Растрелли. Основание Академии художеств. Жизнь и труды М.В.Ломоносова. Многогранность его личности. Значение всего, им сделанного для российской и мировой науки и культуры.

Знать о целях и задачах создания российской Академии наук, личности М. В. Ломоносова, его значении для российской науки; достижениях российских ученых в области естественных и гуманитарных наук;

академических экспедициях русских первооткрывателей; выдающихся русских техниках и изобретателях; развитии российской системы образования.

Составление конспекта. Работа с текстом учебника

§ 29;   вопросы в учебнике

Декабрь

4 неделя

31

Император

 Петр III

Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника.

Основные вопросы: Происхождение и личность Петра III. Его женитьба на Екатерине. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянства, выход России из Семилетней войны, попытка секуляризации. Причины недовольства

Петром III и его политикой. Происхождение Екатерины II . Её жизнь в России. Переворот 1762 года. Свержение Петра III и его гибель.

Знать: о причинах краткости царствования Петра III. об основных переменах в системе центрального управления; мероприятиях власти, направленных на укрепление позиций дворянства.

Фронтальный опрос .Участие в беседе. Работа с текстом учебника

§ 30; вопросы  и документы стр. 202

Январь

2 неделя

32

Екатерина II  – личность и эпоха

Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. Анализ документа.

Основные вопросы: Личность императрицы. Влияние идей  французских  просветителей. Первые годы правления. Уложенная комиссия и её работа. «Наказ» Екатерины. Роспуск Уложенной комиссии, её значение. Сподвижники Екатерины. Принципы общения Екатерины с людьми, « работа с кадрами». Личность и дела Г.А.Потёмкина.

Знать основные понятия: просветители, Уложенная комиссия, Жалованные грамоты, ассигнации.

Об особенностях внутренней политики Екатерины II, причинах ее противоречивого характера; содержании политики «просвещенного абсолютизма» и основных мероприятиях Екатерины II в этом направлении; «Наказе» императрицы Уложенной комиссии и общей оценке этого документа.  

Фронтальный опрос. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. Анализ документа стр. 206

§ 31;   вопросы в учебнике

Январь

2 неделя

33

Внешняя политика при Екатерине II

Практикум. Составление таблицы. Работа с текстом учебника.

Основные вопросы: Задачи внешней политики. Война с Турцией 1768-1774 годов. Кючук-Кайнарджийский мир. Присоединение Крыма. Путешествие Екатерины в Новороссию. Выход России к Чёрному морю. Русско-турецкая война 1787-1791 годов. Взятие Измаила. Ясский договор и его условия. Внутренний строй Речи Посполитой. Разделы Речи Посполитой.

Знать о международном положении России к 1762 г.; основных направлениях внешней политики России; причинах и основных итогах русско-турецкой войны 1768–1774 гг.; греческом проекте Екатерины II и борьбе за его реализацию; причинах и последствиях участия России в разделах Польши; итогах русско-шведской войны; месте и роли политики «вооруженного нейтралитета» в русско-американских отношениях; причинах и результатах борьбы Екатерины II с революционной Францией.

Практические задания. Составление таблицы:

« Разделы Речи Посполитой во второй половине XVIII  века»

§ 32;   вопросы в учебнике

Январь

3 неделя

34

Восстание Е.И.Пугачёва

Практикум. Работа с текстом учебника.

Анализ документа.

Основные вопросы: Причины восстания. Фактор самозванства. Начало движения. Осада Оренбурга. Состав участников восстания. Внутреннее управление повстанцев. Их цели, призывы, идеология. Отход на Урал. Новое наступление. Взятие поволжских городов. Крестьянская война. Манифест Пугачёва об отмене крепостного права. Причины поражения восстания. Арест Пугачёва, расправа над ним и его сторонниками. Значение Пугачёвского движения.

Знать основные понятия: народное восстание;

о причинах крестьянской войны; личности Пугачева
и его программе; основных этапах войны, особенностях и значении каждого из них, причинах жестокого характера расправы над восставшими; значении войны под предводительством Пугачева для последующего этапа развития России

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника.

Анализ документа стр. 220

§ 33,  вопросы в учебнике

Январь

3 неделя

35

Внутренняя политика Екатерины II

Изучение нового материала и первичное его закрепление. Выполнение разноуровне-

вых индивидуаль-

ных заданий

Основные вопросы: Причины реформ. Губернская реформа. Рост числа городов. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. Сельское хозяйство. Помещичье землевладение. Положение крестьян. Развитие промышленности. Торговая политика. Выпуск ассигнаций. Влияние французской революции на события  в России. Изменение политического курса.

Знать основные понятия: Жалованные грамоты, ассигнации;

 о завершении становления российского дворянства в качестве господствующего сословия общества; причинах, проявлениях и последствиях ужесточения внутренней политики Екатерины II в 70–90-х гг. XVIII века

Письменный опрос. Выполнение разноуровне

вых индивидуаль

ных заданий

§ 34;   вопросы в учебнике

Январь

4 неделя

36

Правление

 Павла I

Проблемная беседа с элементами дискуссии. Участие в дискуссии. Работа с картой.

Основные вопросы: Личность императора. Противоречивость его характера. Новый закон о престолонаследии. Указ о трёхдневной барщине. Активность законотворчества. Регламентация и усиление дисциплины. Положение d  армии. Непредсказуемость действий. Павла I Рост дворянского недовольства. Переворот 1801 года. Борьба с влиянием  идей Французской революции. Вступление России в антифранцузскую коалицию. Военные победы Ушакова. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Значение их побед.

Знать о детстве и юности Павла I; особенностях формирования его как личности и политика; основных направлениях внутренней политики Павла I, ее противоречивом характере; особенностях внешней политики императора, ее результативности; причинах заговора и убийства Павла, оценках этого события современниками и потомками

Проблемные задания. Участие в дискуссии.

§ 35;  вопросы в учебнике

Январь

4 неделя

37

Просвещение и наука во второй половине XVIII века.

Урок презентация. Подготовка и представле-

ние проектов по теме. Подготовка сообщений.

Основные вопросы: Политика государства в области просвещения. Создание новых учебных заведений. Народные училища. Русская наука и её достижения. Русские астрономы и их открытия. Развитие химии и медицины. Гуманитарная мысль. Князь М.М.Щербатов. Русские механики-самоучки И.И.Ползунов и И. П. Кулибин, из изобретения. Вклад русских учёных в мировую науку.

Знать о целях и задачах создания российской Академии наук, личности М. В. Ломоносова, его значении для российской науки; достижениях российских ученых в области естественных и гуманитарных наук;

академических экспедициях русских первооткрывателей; выдающихся русских техниках и изобретателях; развитии российской системы образования

Подготовка и представле-

ние проектов по теме. Подготовка сообщений

§ 36;  вопросы в учебнике

Февраль

1 неделя

38

Литература и искусство во второй половине XVIII  века

Подготовка и представле-

ние проектов по теме. Подготовка сообщений.

Основные вопросы: Классицизм как направление в литературе и искусстве, его основные черты. Литература. Творчество Г.Р.Державина. Российская Академия. Первый толковый словарь русского языка. Русская опера. Другие музыкальные жанры. Русский театр. Крепостные театры. П.С.Ковалёва-Жемчугова. Классицизм в архитектуре. Петербургское зодчество. Классицизм в живописи. А.П.Лосенко. Начало русского пейзажа – С.Ф.Щедрин и Ф.Я.Алексеев. Портретное искусство. Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В. Л.Боровиковский. Основание Эрмитажа.

Знать основные понятия: народные училища, барокко, классицизм;

 о специфике развития русской художественной культуры в XVIII в.; особенностях развития отечественной литературы; становлении публичного русского театра; новых явлениях в музыкальной жизни российского общества; проявлениях расцвета российской живописи и скульптуры; становлении новых стилей в российской архитектуре

Подготовка и представле-

ние проектов по теме. Подготовка сообщений

§ 37;   вопросы в учебнике

Февраль

1 неделя

39

Повторение по разделу «Золотой век Екатерины Великой  и правление Павла  I»

Повторительно-обобщающий урок

Материал особенностях развития отечественной литературы; становлении публичного русского театра; новых явлениях в музыкальной жизни российского общества; проявлениях расцвета российской живописи и скульптуры; становлении новых стилей в российской архитектуре

Знать материал раздела «Золотой век Екатерины Великой  и правление Павла  I »

Устный и письменный опрос

Февраль

2 неделя

40

Повторение курса « История России XVII – XVIII  века»

Повторительно-обощающий урок

Материал раздела «Россия в  17-18 веках»

Знать материал раздела «Россия в 17-18  веках»

Устный и письменный опрос

Февраль

2 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку в соответствии с ФГОС второго поколения для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой

 Рабочая программа по английскому языку для 3 класса общеобразовательной школы к учебнику М.З.Биболетовой. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов и составлена в соответствии с требова...

Календарно-тематическое планирование по физической культуре 5 класс на основе рабочей программы Родионова С.Н. в соответствии с ФГОС.

Планирование составлено на основе рабочей программы Родионова Сергея Николаевича в соответствии с примерной программой основного общего образования....

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО учителя логопеда Горенской А.Г. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учителя-логопеда Горенской Алины Геннадьевны предназначена для детей 6-7 лет с ФФНР, посещающих подготовительную к школе группу компенсирующей направленности....

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС для 7 класса.

Данная рабочая прграмма по русскому языку для 7класса составлена к учебнику  "Русский  язык. 7класс"  под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др. - М.: Просвещение, 2012г...

Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС

Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Ладыженской Т.А....