Время после войны. 4 класс УМК Перспектива
план-конспект урока по истории на тему

Лубенченко Ирина Владимировна

Тема урока: После великой войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremya_posle_voyny.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата:28 апреля 2017г., пятница

Школа: НОУСОШ №104

Класс: 4 «А»

Урок: 1

Время:

Кабинет: 207

Учитель: Миронова Е.Н

Методист: Сачкова Т. А.

Студент: Лубенченко И., 34гр.

Тема урока: После великой войны

Цель:

формировать представление о восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, о масштабе разрушений военного времени, о созидательной деятельности наших соотечественников в первые годы после войны.

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

  • учащиеся научатся характеризовать созидательную деятельность советского народа;
  • приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне;

Личностные:

  • уважать труд как основу жизни и благосостояния.

Коммуникативные:

  • планировать сотрудничество с учителем и с одноклассниками, уметь выражать свои мысли, владеть своей речью.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Окружающий мир, 4 класс, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая., УМК Перспектива;  презентация, рабочая тетрадь.

Понятия: беженцы, Великая Отечественная Война.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Время


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

- словесный метод.

1 минута

Здравствуйте, ребята.
Сегодня я, Ирина Владимировна, проведу у вас урок истории.
Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Переключать внимание на учителя. Настраивать на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.(л)

2.

Мотивационный момент.

Методы

 Актуализация знаний

Фронтальная беседа

Опрос;

7 минут

Тестирование

Сегодняшний урок обещает быть интересным, но для начала проверим ваши знания. Я буду задавать вопросы, и хочу услышать полный ответ. Кто ответит правильно, получит от меня маленький орден и так в течение всего занятия. По завершению урока мы посчитаем их и выставим оценки.

  1. Как в годы войны выглядели письма?
  2. Как назывались извещения о смерти?
  3. Кто такие беженцы?
  4. Как помогали жители России эвакуированным с мест оккупации?
  5. Какие награды получали командиры Красной Армии?
  6. Какие награды времен великой Отечественной войны вы знаете?

Выполнять  тест.

Проверять качество полученных знаний.

 Повторение пройденного материала (п)

3.

Мотивационный

(сообщение темы урока)

фронтальная беседа;

5 минуты

 Звучит песня «Сережка с Малой Бронной»

Какие чувства у вас вызвала эта песня?

Началась мирная жизнь. Вернулись с полей войны уцелевшие солдаты. Как вы думаете, чего они ждали от мирного времени? О чем мечтали?

Все дальше от нас годы войны. Сколько лет прошло со Дня Победы?

Но мы до сих пор вспоминаем их имена и подвиги безымянных солдат. Ведь на полях сражений остались и молодые – те, кто не успел познать жизнь, и старые – те, кто не успел передать опыт детям и внукам. Долгие годы горе от пережитого не покидало наших людей. Но надо было жить дальше и доказывать погибшим, что они не зря отдали свою жизнь.

 Скажите, как называли время после войны?(мир, мирная жизнь)

Чем оно отличалось от военного времени? (Во время войны вся страна, промышленность и сельское хозяйство работали для фронта. А теперь нужно было сделать жизнь такой, какой она была до войны).

Вспомните, какие города были разрушены фашистами? (Сталинград,  Гамбург, Минск, Севастополь, Любек)

Как фашисты относились к нашим культурным ценностям?

Какие задачи стояли перед советским народом после войны?

После всех наших обсуждений сможете ли вы назвать тему урока?

Какие цели мы должны сегодня достигнуть?

Открываем страницу 92 учебника, отвечаем на вопросы рубрики «Вспомним». Кто прочитает первый вопрос и ответит на него? Второй вопрос.

 

Обсуждать тему урока.

Отвечать на вопросы учителя.

Формулировать цель урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

4.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

проблемная ситуация;

фронтальная беседа;

8 минут

Читаем текст на странице 92-93.

Какой ценой досталась нашей стране победа над фашистами?

Какой дух царил в нашей стране, не смотря на все испытания? (дух единения)

Вспомните, такие  периоды в жизни  нашей страны. (Война 1812 года, после освобождения от татаро-монгольского ига)

Какие факты доказывают духовный подъем нашего народа? (строительство театров, постановка спектаклей в первые дни после войны)

Какие задачи ставились перед народом в восстановление народного хозяйства?

Рассмотрите иллюстрации на странице 93. Сравните облик этих объектов сразу после войны и через пять лет после войны.

Отвечать на вопросы.

Высказывать свое мнение.

Выполнять задание, используя имеющиеся знания

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

Участвовать в диалоге;

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.

6.

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

методы: репродуктивный,

беседа, наглядный практический.

15 минут

Работа в рабочей тетради

Откроем тетрадь на странице 51, и посмотрим на задание 3. Прочитайте задание про себя и подумайте, как выглядел Екатериниский дворец после войны?

Что произошло с золотой резьбой? Как выглядел паркет?

Как теперь выглядя эти произведения искусства?

Как вы думаете, какой труд за этим стоит?

К сожалению не все произведения искусства были найдены и восстановлены. Так, в годы войны исчезла знаменитая Янтарная комната – знаменитый шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Второй мировой войны. В отделке преимущественно использовался янтарь - кабинет состоял из янтарных панелей, украшений и панно. Создана немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I, затем подарена Петру I, после чего дополнена зеркальными пилястрами под руководством Ф. Б. Растрелли, так как размеры изначального янтарного кабинета были гораздо меньше того помещения, где она была выставлена в России. Считалась жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе.

Теперь, переворачиваем страничку 94 и читаем текст.

Какие города были восстановлены в первые послевоенные годы?

Рассмотрите иллюстрации, сравните послевоенный Сталинград и город после восстановления.

Какой памятник жители Волгограда оставили в память о Сталинградской битве?

Этот неприметный дом довоенного Сталинграда, которому суждено было стать одним из символов стойкости, героизма, воинского подвига, называется домом Павлова.

Он был построен так, что от него вела дорога прямо к Волге. Этот факт сыграл важную роль во время Сталинградской битвы.

В ходе боев в середине сентября 1942 года дом Павлова стал одним из двух четырёхэтажных домов, которые решено было превратить в опорные пункты, так как отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города на запад до одного километра, а на севере и юг – еще дальше. Именно за этот дом разворачивались самые тяжелые бои. 22 сентября 1942 года к дому подошла рота сержанта Якова Павлова и закрепилась в нем. За дом развернулась ожесточенная борьба. Подкрепление пришло лишь на третьи сутки. В живых на тот момент оставалось всего 4 человека.

- Как восстанавливалось сельское хозяйство?

- Какая новая беда обрушилась на страну в 1946 году?

- Рассмотрите картину А.А. Пластова «Жатва» на странице 94. Она передает жизнь в селе после военных лет.

- Какие чувства она у вас вызывает?

- Что такое продовольственная карточка?

Посмотрите, как она выглядит.

В продуктовой карточке были талоны на определенное количество граммов отдельных видов продуктов питания (мясо, рыбопродукты, макаронные, крупу, жиры и др.).

В коды войны потеря карточки была равносильна смерти. Вот как выглядела дневная норма хлеба в Ленинграде.

Вот как написала об этом кусочке хлеба в своем стихотворении «Ленинградская поэма» Ольга Федоровна Бергольтц.

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре -

не зря "священным даром" назван

обычный хлеб, и тяжкий грех -

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

- Какой указ правительства был знаком того, что мирная жизнь налаживается?

- Почему для страны было важно восстановить учреждения культуры и просвещения?

- Что доказывал факт введения обязательного семилетнего образования?

Давайте посмотрим на рубрику «Обсудим»

После победы Челябинск стал поставщиком техники, оборудования и рабочей силы для восстановления Донбасса, Сталинграда, ДнепроГЭСа и других разрушенных населенных пунктов и важных промышленных и энергообъектов нашей страны. В 1947 году был утвержден план развития города. В результате его реализации появились новые микрорайоны и промышленные предприятия. К 1960 году в городе резко возросло и число высших учебных заведений, а в 1976 году там открылся ЧелГУ, ставший первым классическим университетом Южного Урала.

Воспроизводить уже имеющиеся знания.

Выполнять задание.

Проверять вместе с учителем.

7.

Домашнее задание

- фронтальная работа

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

методы анализа;

фронтальный опрос.

1 минута

Прочитать стр 92-95 учебника.

Р.т с 50, задание номер 1.

Слушать учителя.

Записывать домашнее задние

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.

3 минуты

Прочитайте статью «Сделаем вывод» на стр. 95

- Что вдохновляло наш народ на такой самоотверженный труд?  

- Какие факты подтверждают, что в течении пяти лет народной хозяйство было восстановлено?

- Какие события в культуре и образовании доказывают, что страна встала на мирные рельсы?

Продолжите предложения:

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я бы хотел…

Знания мне пригодятся…

Урок окончен.

Отвечать на вопросы

Оценивать свою работу.

Определять свое эмоциональное состояние на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экономическое развитие России после войны 1812 года

Презентация раскрывает причины экономического кризиса России в 1812-1815 года и меры по выведению страны из кризиса...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИЦАМИ ДО, ВО ВРЕМЯ, ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ.

Эти методидеские рекомендации могут в работе воспитателям кадетских корпусов и общеобразовательных школ....

Тестирование по теме « Советский союз после войны (1945-1953гг.)

Тестирование по теме « Советский союз после войны (1945-1953гг.) предназначено для учащихся 9, 11 классов....

Повторительно - обобщающий урок «Советский Союз после войны» ( 1945 - 1953гг.), 9 класс

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу....

Условное предложение- времена после si (present - futur simple)

Данная разработка может быть использована при изучении темы "Условное предложение" для отработки времен как в главном , так и в придаточном предложении...

История авиамодельных рекордов после войны

Закончилась Великая Отечественная война и авиамоделисты вернувшиеся с войны начали  оживлять работу  кружков, клубов и технических станций. В 1945 году во многих регионах Советского Сою...

Презентация 8 класс "Российская империя после войны 1812г."

Презентация по истории России 8 класс (учебник Данилов, Косулина) "Социально-экономическое развитие России после войны 1812г."...