Материал к открытому уроку
план-конспект урока по истории (5 класс)

Штаркман Варвара Николаевна

 "Расцвет Римской империи во II веке н.э." - конспект урока, раздаточные материалы и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории Древнего мира в 5 классе

Учитель: Штаркман В.Н.

Тема: Расцвет Римской империи во II веке.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формирование представления об историческом развитии Римской империи во II веке нашей эры. 

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о личности и деятельности императора Траяна, выявить особенности жизни римского общества в период расцвета империи;

Развивающие: развивать умения взаимодействовать в парах, формулировать свою точку зрения, давать определения понятиям, анализировать факты и явления;

Воспитательные: способствовать формированию отношения к роли личности в истории народа и государства.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал (изображения монет эпохи императора Траяна)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний

- Огромной территорией обладала Римская империя, и долгое время ей правили императоры, использовавшие свою неограниченную власть в своих интересах, а не во благо народа, последним из таких деспотов был … (Нерон).

- Нерон погиб, и на его место во втором веке пришла новая династия Антонинов. Время их правления характеризуют, как золотой век Римской империи. Какая же тема нашего урока?

(Расцвет Римской империи во II веке нашей эры).

--- записали в тетради число и тему урока – слайд 1

- С какими словами у вас ассоциируется термин «расцвет» (процветание, золотой век, лучшая пора, вершина развития, пик, подъём, благополучие, благоденствие, апогей)

--- записали минимум три слова в тетрадь

- Какие же цели перед нами появляются? Что нам необходимо узнать, чтобы понять, почему именно этот период  называют эпохой расцвета?   ----- четыре главных вопроса: Что? Где? Когда? и Почему?

(При каком правителе Римская империя переживала расцвет? Какие изменения произошли?).

План урока – слайд 2

1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

2. Правление Траяна (98 – 117 г. н.э.)

III. Изучение нового материала

1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве – слайд 3

- Вспомним, кто такие рабы – слайды 4-5

- Во времена империи, благодаря захваченным территориям, выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились несколько сотен рабов.

- Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ  –  слайд 6

 - Действительно, рабы работали плохо, неэффективно. Урожайность виноградников, оливковых рощ и полей падала, поголовье скота уменьшалось.

- Проблемный вопрос к этому разделу: Как изменить положение? – слайд  7

- Найдите на стр. 275, что же решили сделать землевладельцы? (--- разделили свои имения)

- А теперь заполните схему, вписывая вместо вопросов ответы, используя материал учебника стр.275-276 – слайд 8

- Какое же первое изменение произошло? --- рабы стали иметь землю, бедняки и землевладельцы стали сотрудничать

Запишем определения: рабы с хижинами, колоны – слайды 9 - 10

Физминутка

  1. Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки. При этом могут перечислять названия или слова по указанной теме.
  2. Зажмурить глаза и держать их закрытыми 3-4 секунды. Широко  открыть глаза, смотреть вдаль и не моргать 3-4 секунды.
  3. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
  4. Помассировать ушные раковины.

2. Правление Траяна (98 - 117 гг. н.э.)

А теперь мы поговорим об императоре, который был первым в ряду императоров, сделавших второй век лучшей эпохой империи.

Найдите его имя и время правления на стр. 276.

---- Записывают в тетрадь: Правление Траяна (98 -117 гг. н.э.)

- Вот что говорили о Траяне современники: слайды 11 – 15

- Проблемный вопрос: Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»? Каким должен быть правитель, чтобы народ запомнил его как «лучшего из императоров»?

- На эти вопросы нам помогут ответить источники по истории этого периода. Сегодня источники у нас необычные – это монеты.

- Рассмотрим картинки и ответим на вопросы: что изображено на монетах? Что символизируют эти изображения? – слайды 16 - 19

--- колосья – урожай, процветание; богиня Фемида – правосудие, справедливость; мужчина и дети – заботу о подданных; здание – новые постройки, новые города.

- Процветание в области с/х действительно было достигнуто. Об этом мы только что поговорили.

- Траян действительно заботился о вдовах, сиротах и бедных

- а про справедливость давайте прочитаем в учебнике – стр. 276 – 277 – я начинаю, вы продолжаете

--- читаем вслух по очереди

- Монета со зданием

Римляне широко стали применять бетон и усовершенствовали его. При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня. Пространство между ними заполняли бетоном: смесью мелких камешков и песка с раствором извести. Римляне добавляли в бетон вулканический пепел и пемзу. Применение бетона позволяло строить быстро и дешево.

В провинциях основано много городов.

Для снабжения Рима и других городов водой строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном.  Для перевода труб через низины и реки возводили мосты со многими арками – акведуки. На слайде акведук Траяна. - слайд

В Риме по приказу Траяна перестроили одну из площадей, получившую название Форум Траяна. – слайд

- Монета с профилем Траяна и богиней победы – плюс слайд 26

- Траян был выдающимся полководцем. При нем были сделаны последние в истории Рима завоевания. Траян подчинил племена даков, живших по левому берегу реки Дунай. Затем он двинул войска на Восток против Парфянского царства. Римлянам удалось захватить все Междуречье вплоть до Персидского залива. Это было сделано не столько с завоевательными целями, сколько для того, чтобы отодвинуть от империи грозившие ей постоянным вторжением варварские племена и кочевников пустыни. Это видно из тщательной заботы, с которой Траян и его преемник Адриан, для укрепления границ, насыпали громадные валы, с каменными бастионами и башнями, остатки которых сохранились до наших .

Траян вынужден был повернуть назад, на обратном пути он умер. Правившие после его смерти императоры отказались от дальнейших завоеваний. Римская империя перешла к обороне своих границ.

Слайды 27 – 34

- Итак, давайте ответим на проблемный вопрос: каким должен быть правитель, чтобы народ запомнил его как «лучшего из императоров»? – слайд 35

--- добрым, справедливым, должен заботиться о своей стране и своём народе

  1. Закрепление изученного материала 

- А теперь закрыли учебники и тетради, я раздаю вам кроссворд, а вы должны задать к нему вопросы. Работаем в парах.

--- Работа с кроссвордом «наоборот» - дают определения терминам

IV. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

V. Домашнее задание (слайд 36)

- Базовый уровень: § 58 - прочитать, ответить устно на вопросы стр. 285 и уметь объяснять значение терминов.

-Повышенный уровень: составить рассказ от лица жителя города Рима (бедного или богатого). 7 – 10 предложений.


 



Предварительный просмотр:

1wheet.png

2

3G:\5 класс\5 кл ВО\РИМ\открытый урок - Расцвет империи\01.jpg

4aureus2 копия.png

5

G:\5 класс\5 кл ВО\РИМ\открытый урок - Расцвет империи\rim2_6916_1.jpg

6

Картинки по запросу император марк траян монеты



Предварительный просмотр:

1

4

а

Д

к

3

а

в

б

к

е

е

и

д

2

1

Т

р

а

я

н

у

ф

о

2

к

о

л

о

н

ы

р

у

3

л

и

м

е

с

По вертикали:                                        По горизонтали:

1.                                         1.

2.                                        2.

3.                                        3.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к открытому уроку

План урока по теме Млекопитающие...

Графический материал для Открытого урока 2012_Презентация

В презентации сожержится графический материал по теме Открытого урока 2012...

Материал для открытого урока по физике : "Реактивное движение .Ракеты"

Структура урока соответствует заявленным целям по изучению темы «Реактивное движение. Ракеты». Целесообразны логическая последовательность и распределение времени по этапам урока.Содержание данн...

Материал к открытому уроку по английскому языку в 5г классе ПО ТЕМЕ «Прогулка по Норильску»

Представленный урок является плановым и итоговым по грамматической теме «Conditionals» и рассчитан на один учебный час.    Цель урока: к концу урока учащиеся научаться описывать местора...

Материал для открытого урока во 2 классе по английскому языку

Задачи урока: познакомить с новой лексикой по теме «Рождество», провести первичное закрепление ;актуализировать лексические знания по теме «Цвет»; практиковать учащихся в устной речи по теме «Знакомст...

Методический материал к открытому уроку

Ознакомительные уроки для начинающих...