Главные вкладки

    Методическая разработка исторической викторины по Великой Отечественной войне
    методическая разработка по истории (8 класс) на тему

    Маслова Лариса Михайловна

    Представлен вариант для проведения викторины по истории Великой Отечественной войны с учащимися 7-9 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл istoricheskaya_viktorina.docx29.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитательное мероприятие по истории России

     

     

     

    На историческом ринге

     

    Цель воспитания: Воспитывать чувства патриотизма, любви и уважения  к своей родине,стимулировать у учащихся стремление к получению дополнительных знаний «за пределами учебника»;

    Цель обучения:  Способствовать практическому применению имеющихся знаний, способствовать расширению кругозора школьников по знанию истории России и Великой Отечественной войны.

    Цель развития: Развивать коммуникативные и интеллектуальные навыки школьников, формировать опыт публичных выступлений школьников, работы в команде, цивилизованной конкуренции.

     

    Форма мероприятия: игра.

     

    Участники: 4 команды учащихся 8-х классов(20 учеников)

     

    Жюри:  3 учителя истории, директор школы.

     

    Ход игры

     

    Ведущий (учитель) кратко знакомит с правилами игры:

     

    Условия игры:

    1.По жребию одна из команд называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать.

    2.После правильного ответа она получает данную сумму и продолжает играть до тех пор, пока не ошибается, и ход переходит другой команде.

    3.Время на обдумывание ответа – 1 минута.

    4.Если команда не может ответить, за нее может ответить другая команда и получить данную сумму баллов, она же затем выбирает категорию.

    5.Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зала или ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру.

    Примечание: Если в зале сидят зрители, их привлекают к игре.

    6. Победителем считается та команда, которая в сумме набирает большее количество баллов.

     

     

     

     

     

    Звучит музыка… Игра начинается.

     

    1 этап. Презентация команд-участников (визитная карточка).

     

    2 этап. Конкурс красноречия и лаконичности.

     

    3 этап. Заполнение через участие в игре командами игрового поля (игровое лото).

    Перед подведением итогов возможно организация игры со зрителями.

     

    4 этап. Подведение итогов. Награждение победителей и активных зрителей.

     

    Материалы, необходимые для проведения игры:

     

    1.     Игровое табло.

    2.     Вопросы для зрителей.

    3.     Вопросы для команд участников в разных номинациях: «Даты», «Понятия», «Документы», «Личности», «Культура», «Верю - не верю», «Эпиграммы», «Что объединяет?»

     

    Игровое табло

     

    Даты

    Понятия

    Документы

    Личности

    Культура

    «Верю - не верю»

    Эпиграммы

    Что объединяя ет?

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

     

    Ведущий учитель приветствует участников соревнований и разыгрывает право первого хода:

     

     

    Конкурс красноречия и лаконичности: Почему нужно изучать историю?

     

     

     

     

     

     

     

                                               

    Блоки заданий и ответы к ним:

     

    Даты.

    Когда произошли эти события?

     

    1.Бои в Брестской крепости (июнь-июль 1941 г).

    2.     Битва под Москвой . (декабрь 1941-апрель 1942 г.)

    3.     Коренной перелом в войне (Сталинградская битва 1942-1943.)

    4.    Курская битва (1943 июль)

    5.     Блокада Ленинграда (1941-январь 1944г)

    6.Битва за Берлин (1945 апрель-май)

     

    Понятия.

    Назови понятие.

     

    1.     Политическая система, которая стремилась к полному, тотальному контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. (Тоталитаризм.)

    2План нападения нацистской Германии на Советский Союз (план Барбаросса )

    3.     Восстановление доброго имени, репутации (неправильно обвиненного или опороченного лица), восстановление в прежних правах. (Реабилитация.)

    4.  Футбольный матч между командой ВВС Люфтваффе и командой Динамо Киев в 1942году  (матч смерти)

    5.     Возвращение на родину, в места постоянного проживания лиц, оказавшихся на территории других государств. (Репатриация.)

     

    Документы.

    Определите событие и дату, когда оно произошло.

     

    1. Обе договаривающиеся стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами. 23 августа 1939 года-----Пакт Молотова-Риббентропа.

    1. Сегодня, в 4 часа утра,без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города-Житомир, Киев, Севастополь, Каунас….----Заявление Советского Правительства 22 июня 1941 года

    1. Повесть –Они сражались за Родину----автор Константин Симонов

    1. Песня –В землянке—автор Алексей Сурков

    1. Поэма –Василий Теркин—автор Александр Твардовский

     

    Личности.

    О ком идет речь? 

    1. Родился в крестьянской семье в деревне Стрелковка Калужской губернии, учился сначала в церковно-приходской школе, а потом скорняжному делу у мастера.

    Участвовал в боях первой мировой войны, был тяжело контужен, в декабре 1917 года демобилизовался, а в августе 1918 года вступил добровольцем в Красную Армию.

    Вся его судьба связана с Вооруженными силами: участвовал в гражданской войне, в боевых действиях против японцев у Халхин-Гола, за что получил в 1939 году звание Героя Советского Союза, в крупнейших операциях Великой Отечественной войны.

    Американский военный исследователь М. Кайлен писал о нем: «Он поистине был «пожарным» русского фронта... человек, наделенный стальным характером, решимостью». Отечественный исследователь отмечал, что этот человек «не был утонченным интеллигентом с изысканными манерами — он был русским солдатом с маршальскими погонами на плечах, но превзошел всех немецких фельдмаршалов-аристократов с богатой рыцарской родословной.

     

     

     

    Он был кумиром миллионов простых солдат и всего советского народа. Простота в обращении, бескорыстие, юмор, природный ум, искреннее увлечение искусством (он был страстный театрал), привязанность к семье делают его облик чрезвычайно привлекательным. (Г.К. Жуков.)

     

    2. Родился в 1889 году в Австрии.Канцлер Германии с 1933 года. Создатель партии под названием НСДАП. Начал 2ю мировую войну в 1939 году.  Разгром СССР,по его мнению,должен был открыть Германии ворота к мировому господству. Когда советские войска вошли в Берлин в апреле 1945 года, 30 апреля покончил жизнь самоубийством.(Гитлер).

     

    3. Этот человек одним из первых выступил на страницах печати против культа личности Сталина; он требовал от секретарей низовых парторганизаций не украшать портретами руководителей партии здания и колонны демонстраций.

    Ставил под сомнение эффективность колхозного производства и предлагал отказаться от колхозного строительства в странах «народной демократии».

    Призывал покончить с «извращениями советской национальной политики» и сделать ставку на национальные кадры, вести делопроизводственную документацию в республиках на родном языке.

    По его инициативе 27 марта 1953 года был принят Указ об амнистии, по которому освобождались 1184264 человека, были сняты паспортные и режимные ограничения для проживания амнистированных в 340 городах страны, прекращено сфальсифицированное «дело врачей».

    Воспринимается как одна из самых мрачных фигур российской истории XX века, так как с его именем связаны массовые репрессии, под его руководством работала целая многоотраслевая система промышленного производства, основанная на рабском труде заключенных. (Л.П. Берия.)

     

     

     

     

     

     

    4. Премьер-министр, министр обороны и министр финансов своей страны в 1940-1945 годах. Родился в 1874году. Последовательный противник коммунизма, тем не менее  высоко оценивал героизм и стойкость советского народа в борьбе с фашизмом,возглавлял свою делегацию в Тегеране 1943 год,Ялте и Потсдаме в 1945 году.(У. Черчилль)

     

    5.Родился в 1887 году,организатор и руководитель партизанского движения на Украине, дважды Герой Советского Союза.Генерал-майор. (Сидор Ковпак)

     

    Культура.

    Назови творение и его автора (изображения проектируются на экран).

     .Герасимов---Мать партизана.

    2. М.Самсонов  -Сестрица.

    3. А. Сытов –Встреча на Эльбе.

    .

    4. П. Кривоногов---Победа!

    5. П. Кривоногов---Защитники Брестской крепости.

     

     

    Блиц-вопросы

    1Дата начала Второй Мировой войны---1 сентября 1939 года

    2 Дата начала Великой Отечественной войны-22 июня 1945 года

    3 Назвать полководцев и военачальников Советского Союза

    4 Назвать полководцев Германии

    5День Победы---9 мая

    6 День окончания Вов---8 мая

     

    XIX век в  цифрах

    1 Потери Советского Союза в ВОвойне-людские

    2 Потери фашистской Германии-людские

    3Сколько дней длилась блокада Ленинграда

    4 Сколько городов-героев в СССР

    5 Сколько солдат и офицеров получили звание Героя Советского Союза.

     

    Что объединяет?

    По какому принципу образованы ряды?

     

    1.     Жуков, Антонов, Шапошников, Ватутин, Конев, Рокоссовский, Василевский.

    (Полководцы  СССР.)

    2.     Еременко, Рокоссовский, Чуйков, Василевский, Паулюс, Манштейн.

    (Сталинградская битва.)

    3.     Харьковский тракторный, автомобильный завод в Москве, автомобильный завод в Нижнем Новгороде, металлургический комбинаты в Магнитогорске и Кузнецке, Днепрогэс.

    (Стройки первых пятилеток.)

    4.     Троцкий, Чичерин, Литвинов, Молотов, Вышинский, Шепилов.

    (Руководители внешней политики России, СССР.)

    5.      фон Бок, Гудериан, Паулюс

     Манштейн, Клюге( генералы Гитлера)

    Игра со зрителями (болельщики могут дать дополнительные очки своим командам):

    ¶ Когда произошло событие?

    · Год заключерия Пакта Молотова-Риббентропа---1939 г.).

    · СССР вступил в Лигу Наций… (1934 г.).

    · СССР был исключен из Лиги Наций… (декабрь 1939 г.).

    · Год освобождения Киева советскими войсками и год гибели  генерала Ватутина –1944

    Год открытия 2го фронта --1944.).

     

    ¶ Что такое…

    -рельсовая война

    Крепость над Бугом

    Операция Багратион

    Операция Цитадель

    Таран

    Орден Славы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ¶ Разное. Из разных эпох.

     

    P Армейский слэнг первой мировой войны породил множество неожиданных выражений. Так, например, один из приемов боя назывался «битье колесами сверху». Какой род войск использовал этот прием? Как он называется сейчас? (Летчики, таран, «пробить фюзеляж самолета».)

     

    P Как звали 3-х богатырей с картины Васнецова «Богатыри»? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

     

    P Когда был установлен первый гражданский памятник в России? (В 1818 г., гражданину Минину и князю Пожарскому.)

     

    P Кто в правительстве Николая II был сторонником капиталистической модернизации? (Витте.)

     

    P Партия, преемница народнической идеологии? (Эсеры.)

     

    P Кто получил большинство голосов в I Государственной Думе? (Кадеты.)

     

    P Где впервые появились Советы? (В Иваново-Вознесенске.)

     

    P В каком районе нашей страны происходило освоение целины в 50-е годы? (Казахстан.)

     

    P Где произошло знаменитое танковое сражение в ходе Курской битвы? (Деревня Прохоровка.)

     

     

     

    Поделиться


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    календарно-тематическое планирование занятий элективного курса "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"

    КТП поможет преподавателю спланировать занятия по курсу "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"...

    Методическая разработка урока "Поэзия периода Великой Отечественной войны"

    Написание  методической разработки было продиктовано проблемой, которая остро стоит в настоящее время перед преподавателями дисциплины «Литература» средних специальных учебных заведений. В связи ...

    Методическая разработка классного часа «Дети Великой Отечественной войны»

    Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы во...

    Исторический вечер "Дорогами Великой Отечественной войны"

    Предлагаю сценарий общешкольного мероприятия...

    Методическая разработка Викторина по Великой отечественной войне «Достойные славы».

    На методическую разработку «Организация и проведение викторины по истории Великой отечественной войны» для студентов Череповецкого торгово-экономического колледжа, преподавателя Чекалевой О.В.В методи...

    Методическая разработка исторической викторины по Великой Отечественной войне

    Методическая разработка исторической викторины по Великой Отечественной войне...

    Методическая разработка занятия "Собаки-герои Великой отечественной войны"

    Данная разработка занятия, посвящена 75-летию Победы в Великой отечественной войне....