«Современные педагогические технологии на уроках истории» /Проблемное обучение/
методическая разработка по истории на тему

Лукьянова Светлана Александровна

«Современные педагогические технологии на уроках истории»

                                               /Проблемное обучение/

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                     

                                                                       Тема:

«Современные педагогические технологии на уроках истории»

                                               /Проблемное обучение/

Доклад  подготовил:

Лукьянова Светлана Александровна

Должность:          

учитель истории и обществознания

Место работы:

МКОУ 2-Сибирцевская средняя общеобразовательная школа

с.  2-Сибирцево,  Новосибирская область, Венгеровский район,

Российская Федерация

2018 год

                                                     Оглавление:

Введение                                                                                                                             3

Глава 1. Проблемное обучение на уроках истории                                                        5

1.1 История развития проблемного обучения                                                                 5

1.2 Проблемная ситуация                                                                                                  6

1.3 Методы проблемного обучения                                                                                 6

Глава 2. Организация проблемного обучения на уроках истории                               8

2.1 Проблемное изложение                                                                                              8

2.2 Эвристическая беседа                                                                                                 8

2.3 Исследовательский метод обучения                                                                        10

Глава 3. Практическое применение проблемного обучения на уроках истории       11

3.1 Малые группы                                                                                                            11

3.2 Генераторы и критики                                                                                               11

3.3 Постановка проблемы с помощью изобразительного материала                         12

Заключение                                                                                                                       13

Приложение                                                                                                                      15

Список использованных источников                                                                             16


Введение

      Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.

      Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.

      В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями: во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, учащиеся теряют интерес к ее изучению; во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Никакие  усилия учителя, передающего информацию, не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком. У Д.И. Писарева есть такие слова: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке, их надо вырабатывать процессом собственного мышления». Точнее и не скажешь. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Решение данного противоречия я нашла в теории проблемного обучения  (авторы Л.И. Лернер, И.И. Махмутов. М.Н. Скаткин).  Каждый из названных авторов вносит что-то свое в научную разработку проблемы.

     Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика. Я пришла к выводу о необходимости  применения  элементов проблемного обучения. Считаю, что применение этой технологии - один из оптимальных вариантов   разрешения проблемы. Она является природосообразной, то есть подчиняется естественным психофизическим, эмоциональным этапам развития личности. Важным является современность данной технологии - она реализуется в рамках ФГОС второго поколения. 

      Хотя данная проблема обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила. Поэтому для  реферата  была выбрана данная тема.

     Объектом работы является проблемное обучение в контексте современного исторического образования.

     Предметом реферата является методологические основы проблемного изучения.

     Цель работы – раскрыть методику теоретическо-практических основ проблемного обучения и рассмотреть его практическое применение. Задачами являются: изучить проблемное обучение на уроках истории, рассмотреть организацию проблемного обучения на уроках истории.

     Структура реферата: введение, три главы, девять параграфов, заключение и список используемой литературы.


Глава 1. Проблемное обучение на уроках истории

1.1 История развития проблемного обучения

      До середины 50-х годов методы обучения исследовались по преимуществу с точки зрения деятельности учителя, тогда как сущность учебно-познавательной деятельности учащихся оставалась в стороне. Постепенно нарастало осознание того обстоятельства, что обучение — бинарный, двусторонний процесс, что при изучении этого процесса одинаково важно исследовать и деятельность учителя, и деятельность учащихся. Таким образом, возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса.

       Следующая причина связана с научно-техническим прогрессом.  Вторая половина XX века — это эпоха четвертой в истории человечества научно-технической революции: меняются технологии производства (автоматизация, биотехнология), транспорт, связь, появляются новые материалы (полимеры, чистые металлы), развиваются космические исследования, найдены новые виды энергии (атомная, термоядерная) и т.п. НТР и социальный прогресс все настойчивее требуют, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования.

      Таким образом, вторая причина возникновения теории проблемного обучения — общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции. Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Чем же отличается проблемное обучение от “непроблемного”, традиционного? При традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Хорошо это или плохо? Не то и не другое — репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании — новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

     Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать. Когда же человек начинает “думать”? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к проблемной ситуации.

          1.2 Проблемная ситуация

     Проблемная ситуация — одна из закономерностей процессов мышления, его начальный момент.

     Что же включает в себя понятие “проблемная ситуация”?

     Главным элементом проблемной ситуации А.М. Матюшкин, вслед за С.Л. Рубинштейном, считает неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия. А.М. Матюшкин считает, что для создания проблемной ситуации в обучении “нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного”.

    Таким образом, А.М. Матюшкин в психологическую структуру проблемной ситуации включает три главных компонента:

1) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия;

2) неизвестное, которое должно быть раскрыто в проблемной ситуации;

3) возможности учащегося в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

     Итак, противоречие в проблемной ситуации, являясь движущей силой обучения, способствует активизации всей познавательной деятельности учащихся.

        1.3 Методы проблемного обучения

      Средством реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов, становятся методы проблемного (т.е. «задачного» и «вопросного») обучения. Таких методов три: проблемное изложение, эвристическая беседа и исследовательский.

При проблемном изложении самостоятельность детей невелика: они следуют своею мыслью за мыслью и рассуждением учителя, осуществляющего целостное решение задачи. В эвристической беседе школьники самостоятельно решают проблемную задачу по частям, этапам, ведомые цепочкой логически следующих друг за другом проблемных вопросов учителя. При использовании исследовательского метода проблемные задачи решаются школьниками самостоятельно и помощь учителя предельно минимальная. Важно иметь в виду, что методы проблемного обучения не подменяются и не заменяют друг друга и должны применяться в комплексе и взаимодействии.


Глава 2. Организация проблемного обучения на уроках истории

            2.1 Проблемное изложение

    Исследователи по-разному представляют сущность проблемного изложения. Одна точка зрения состоит в том, что при проблемном изложении учитель сам формулирует проблему (или проблемную задачу) и сам решает ее, давая не только результат решения (т.е. знания), но и способ раскрытия возможных и доступных противоречий хода решения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Л.С. Айзерман, Н.И. Кудряшов, отчасти М.И. Махмутов). Другая точка зрения состоит в том, что при проблемном изложении учитель сообщает только часть материала, а другая его часть (обобщения, законы, теории, правила) учащиеся выводят сами (П.В. Гора, Н.Г. Дайри, М.И. Кругляк, Л.Г. Вяткин, М.И. Махмутов)

     Педагог ставит проблему и сам ее решает, излагая лекционный материал. При такой форме занятий учащиеся внешне пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия и запоминания. Это наиболее приемлемо в больших аудиториях, где затруднена обратная связь. Я  применяю этот вариант в слабом классе, где учащиеся недостаточно хорошо могут мыслить и излагать свои идеи. На примере учителя учащиеся как бы учатся процессу разрешения проблемы. Например, изучая материал о прочности и устойчивости Византийской империи, я задаю себе и учащимся вопрос: «Почему Византийская империя была более прочной, чем Западная Римская империя?»

    Отвечая на этот вопрос, создаю такую цепь рассуждений: на Востоке было меньше развито рабство; менее истощена земля, более высокие урожаи; сохранился обмен между городом и деревней; ремесло и торговля более развиты; император получает большие доходы от налогов и пошлин ; он может содержать большую армию; Византия отбивает нападение внешних врагов.

     Между каждым звеном этой логической схемы я задаю вопросы следующего типа: «К чему это приведет? Что из этого следует? и. т. д.»,— и сама же на них отвечаю. Стараюсь делать это более эмоционально и живо, чтобы лекция не была скучной и нудной.

Предельно упрощая, можно сказать, что проблемное изложение — это решение проблемных задач учителем «для учащихся». Термин «проблемное изложение» определяет и его форму: это монолог учителя (объяснение, рассказ, доказательство, лекция, сообщение и т.п.)

               2.2 Эвристическая беседа

       В системе методов проблемного обучения особое место занимает эвристическая беседа. Ее создателем считается Сократ, в честь которого беседа именуется также сократической.

Эвристическая беседа — это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам и правилам.

Характерная особенность эвристической беседы состоит в том, что в ней выдвигается проблема, требующая решения. “Эвристическая беседа — это взаимосвязанная серия вопросов, большая или меньшая часть которых является небольшими проблемами, в совокупности ведущих к решению поставленной учителем проблемы, — пишет И.Я. Лернер. «Суть эвристической беседы в том, что для поиска учениками решения какой-либо проблемы учитель выстраивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов».

      Выделяют основные признаки эвристической беседы:

а) каждый вопрос представляет логический шаг поиска;

б) все вопросы взаимосвязаны;

в) поиск протекает при частичной самостоятельности учащихся под руководством учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи;

г) поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний либо на доказательство истинности последних;

д) успех поиска обеспечивается наличным запасом исходных знаний.

     Очевидно, что основными структурными элементами эвристической беседы становятся вопрос и ответ, причем ведущим элементом является вопрос. Движение в эвристической беседе к последующему, новому шагу возможно, если завершен процесс предыдущего шага, то есть каждый новый вопрос возможен в том случае, если поступил ответ на предыдущий вопрос. Если на вопрос учителя следует ошибочный ответ, то учитель с помощью контрвопросов вскрывает в ответе ученика ошибку, подводит к самостоятельному отысканию верного ответа и только потом ставит новый вопрос.  Проведение проблемной лекции-беседы требует от педагога глубоких знаний обсуждаемой темы. Он должен уметь ставить вопросы ясно и понятно, быстро ориентироваться в высказываниях учащихся, развивать их и направлять на решение проблемы дополнительными уточняющими вопросами. Эту форму можно использовать в небольшом классе при положительном отношении учащихся к педагогу.

     Так, при изучении в шестом классе темы «Образование средневековых городов» ставится проблема:

      Почему и каким образом стали возникать средневековые города?

Если учащиеся не могут уцепиться за какую-нибудь определенную мысль, то задаю вопрос, который подтолкнет к рассуждению:

      Как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сель-ского хозяйства и образованию городов?

Этот более конкретный вопрос начинает активизировать мышление учащихся. Ставлю другие вопросы более узкого характера:

  • Какие успехи в хозяйстве были в Европе в Х1V-ХV веках?
  • Почему с успехами в хозяйстве появляются люди, специализирующиеся на каком-то отдельном ремесле («умельцы»)?
  • Почему «умельцы» уходят из деревни?
  • Куда они уходят? Где поселяются?
  • Что еще кроме мастерской ремесленника появляется на их месте поселения?
  • Кто еще селится в этой местности?

     Таким образом, мы в результате беседы создаем такую логическую цепочку, которая приводит к ответу на заданный вопрос о возникновении городов. Чтобы закрепить этот материал и систематизировать его, записываем логическую схему.

             2.3 Исследовательский метод обучения

       В начале XX столетия исследовательский метод понимался как такой метод преподавания, во главу угла которого кладется некоторый определенный логический процесс, опирающийся на самостоятельное наблюдение реальных фактов и протекающий по четырем ступеням логического мышления:

1) наблюдение и постановка вопросов;

2) построение предположительных решений;

3) исследование предположительных решений и выбор одного из них в качестве наиболее вероятного;

4) проверка гипотезы и окончательное ее утверждение

      Ученые и практики прошлого в результате длительного педагогического наблюдения и опыта выяснили, что задания исследовательского характера пробуждают в учащихся активность, самостоятельность, познавательный интерес. Разработаны сотни примеров исследовательских заданий, описана методика их выполнения на уроках и вне уроков. Выполнение исследовательских заданий базируется на особом состоянии, с неизбежностью побуждающем школьников к выходу из него.

Глава 3. Практическое применение проблемного обучения на уроках истории

    3.1 Малые группы

      Учащимся предлагается разбиться на малые группы «приверженцев» того или иного мнения. После короткой работы в группах лидеры защищают свою точку зрения. Педагог делает анализ выступлений, развивает их и излагает дальше материал. Данный метод может применяться в аудитории, где учащиеся хотят высказать свое мнение.

      Этот вариант применяют следующим образом. При изучении в девятом классе истории России темы «Новая экономическая политика» я даю после ознакомления с сутью НЭПа такой вопрос для рассуждений: «Назовите отрицательные и положительные стороны введения новой политики в стране?» Разделяю класс на две группы. Одна группа — это те, кто думает, что НЭП — положительное явление, другая — наоборот.

      Они после обсуждения между собой пытаются доказать, что НЭП — это хорошо, и приводят ряд примеров, которые характеризуют его с этой стороны. Другая группа, как бы споря, пытается привести отрицательные моменты НЭПа (авантюра, спекуляция, стремление сорвать временный куш и т. д.).

      Затем делаю анализ высказываний, и приходим к какому-нибудь обобщению и выводу. В данном случае, к тому, что политика НЭПа была все-таки по большей части положительной, так как удержала экономику страны на плаву.

        3.2Генераторы и критики

       Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы. Первая группа учащихся — это генераторы. Они дают как можно большее число вариантов решения проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Никто друг друга не критикует. Принимаются все решения. Работа проводится быстро. Вторая группа (критики) получает эти предложения и выбирает из них наиболее подходящее. Педагог так направляет работу учащихся, чтобы они могли вывести то или иное правило или закономерность. Можно взять те проблемы, решение которых уже известно науке, но неизвестно учащимся. Лучше всего это использовать при решении нравственных проблем. Я этот прием применяю на уроках обществознания в решении задач в конце параграфа. Например, при изучении в 9 классе темы «Связь поколений» даю на обсуждение такой вопрос: «Что значит «современный человек»?» Группа генераторов предлагает различные версии: «Это человек, который модно одевается», или «Это человек, который пользуется современной техникой», или «Это человек, который слушает современную музыку» и т. д.

Группа критиков подвергает критике их версии. В результате, все вместе приходим к выводу, что современный человек — это человек, который в совокупности имеет и пользуется всем, что есть в наше время, и ценит те ценности (моральные и материальные), которые существуют в обществе на данный момент. Решение этой небольшой проблемы дает нам более широкое представление о связи поколений.

       3.3 Постановка проблемы с помощью изобразительного материала

      Учащимся предлагается какая-либо картина, рисунок или фотография. Объясняя те или иные фрагменты этой картины, разрешается проблема, которую учитель задает детям вместе с картиной. Обобщая все высказывания, создается какое-нибудь представление о том или ином явлении или событии, изображенном на картине.

       Этот вариант наиболее приемлем в средних классах на уроках истории древнего мира или средних веков, где в учебниках есть подходящие для этого картины и рисунки.

      Так, например, когда в пятом классе мы изучаем тему по истории древнего мира «Афинская демократия», я обращаюсь всегда к картине учебника «Народное собрание в Афинах», по которой можно задать много вопросов, ответы на которые дадут полное представление о народном собрании. Задаю такие вопросы:

  • Где собиралось собрание?
  • Кто приходил на собрание?
  • Предположите, кого выгоняет с собрания стражник?
  • Каким образом принимались решения?
  • Кто выступал на собрании?

Сюжет картины позволяет ответить на эти вопросы. В результате, с помощью картины и логических рассуждений по ней мы имеем представление о народном собрании в Афинах, которое дополняет нам тему «Афинская демократия». Также можно задать небольшую проблему с помощью графика, схемы.


Заключение

Проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

Различают три формы проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее; совместное обучение (эвристическая беседа), при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися; творческое обучение (исследовательский метод), при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.

Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения перед непроблемным, ни на каком этапе школьное обучение не может строиться целиком как проблемное. Для этого потребовалось бы много времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение того или иного предмета. Поэтому возникает педагогическая проблема отбора фрагментов школьного курса информатики (отдельных разделов, тем, пунктов) для осуществления проблемного обучения. Этот отбор требует проведения логико-дидактического анализа учебного материала, выяснения возможности постановки основных или других типов проблем, их эффективности в достижении целей обучения. Во многом это зависит и от конкретных условий работы в том или ином классе.

Изложение учебного материала в школьных учебниках редко приспособлено для проблемного обучения. Но учебные тексты могут быть легко переработаны для осуществления такого обучения.

Анализ результатов моей работы показывает, что у учащихся повысилась учебная  мотивация, наблюдается положительная динамика результатов обучения (приложение №1 ). Организованная мною система обучения с применением проблемно - диалогической технологии, ИКТ и здоровьесбережения и используемые подходы к обучению позволили достичь цели – повышения учебной мотивации (приложение №2). Проблемнодиалогическая технология обеспечивает творческое усвоение знаний, позволяющее учащимся видеть исторический процесс в развитии, многообразии, многолинейности через столкновение разных точек зрения и оценок исторических событий.

Выполнены поставленные задачи:

1) применение проблемного диалога  обеспечивает на уроке комфортную и активную   совместную деятельность всех учащихся;

2) у учащихся повысилась культура общения, позволяющая  формировать навыки и  умения  выдвигать  и проверять гипотезы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения;

3) сформированы  навыки самооценки и самоконтроля у учащихся;

4) обеспечивается  развитие и реализация творческих способностей учащихся.

Приложение 1.

  Уровень сформированности предметных умений.

        Приложение 2.

        Диаграмма «Уровень школьной мотивации» 2013-2014-2015г.

Литература:

1.        Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. / А.К. Колеченко /С.-П.: КАРО, 2004, - 142 с.

2.        А.Т. Степанищев. Методический справочник учителя истории./ А.Т.Степанищев / М.: ВЛАДОС, 2001. - 127 с.

3.        Журнал «Преподавание истории в школе» №1 (2003), №4 (2004).

4.        Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. / Л.В. Занков /М.: АПН РСФСР, 1963. – 132 с.

5.        Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Омега , 1985. – 221 с.

6.        Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках./ М.В. Кларин / М. Омега, 2004. – 55 с.

7.        Краткий психологический словарь./сост. КарпенкоЛ.А. под общ.ред. Пет-ровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1985. – 133 с.

8.        Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. / Г.Ю. Ксензова /М.: Педагогич. общ-во России, 2001. – 198 с.

9.        Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер /М.: Педагогика, 1981. – 198 с.

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет Современные педагогические технологии Как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамо...

Презентация к Педсовету" Современные педагогические технологии Как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС"

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамо...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Опыт использования современных педагогических технологий на уроках английского языка на начальном и среднем этапах обучения

Данная статья посвящена использованию разнообразных современных педагогичских технологий на уроках английского языка в начальной и преимущественно средней школе, благодаря которым процесс обучения ста...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...

Доклад "Современные педагогические технологии, интегрированные уроки, используемые при обучении и воспитании детей с РАС и ТМНР"

ДОКЛАД Современные педагогические технологии, интегрированные уроки, используемые при обучении и воспитании детей с РАС и ТМНР.        Термин «интеграция...