"Столетняя война"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Парахина Светлана Владимировна

Тема  урока:  Столетняя  война  1337 – 1453 гг. УМК: Агибалова Е.В.,   Донской Г.М. 6 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stoletnyaya_voyna.docx28.2 КБ
Файл stoletnyaya_voyna.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

                                   Тема  урока:  Столетняя  война  1337 – 1453 гг.

Цель урока: 

Обучающие:  На основе  актуализации  известного  материала  и  воссоздания  картины  Столетней  войны,  показать  дальнейший  процесс  объединения  Франции,  подвести  к  осознанию  исторической  необходимости  образования  централизованного  государства.  

Развивающие:   Продолжить формировать умения изучать исторические источники, составлять  план  действий  на  уроке,  умений логически мыслить, обобщать, сравнивать, анализировать, участвовать в обсуждении, работать с картой.

Воспитывающие:  Выделить   роль  простого  народа  в   наиболее  сложные  моменты  истории  страны. На примере  французского  народа,  показать  важность  патриотизм и  неравнодушия  к  судьбе  своей  страны.

Оборудование урока:  учебник:  Агибалова Е.В.,   Донской Г.М.  «История  средних веков» 6 класс,  мультимедиа презентация,  документ  с историческим  источником.

Тип урока: комбинированный

Дома:  § 20.

Используемые  методы работы.

  • Групповая  работа  с проектом, исследовательская деятельность
  • Частично поисковый метод,  практическая работа учащихся с картой  и  с учебным материалом.

Понятия:  (Даты и личности  выписать отдельно на доске  в  процессе работы на уроке) 

                                                          Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

На прошлых уроках мы с вами изучали  процессы объединения Франции в единое  государство.

Давайте проанализируем карту и выясним, какие проблемы  при объединении  государства  ещё  не  были  решены.

На основе  анализа  карты  Франции слайд 3 учащиеся  делают  вывод,  что  для  достижения  централизованного  государства  Франции  предстояла  война  с  Англией.

2.  Стадия  вызова, формулирование целей урока.

При  изучении  военных  действий,  какие  вопросы  мы  должны  рассмотреть  на  уроке?  Составления  плана  работы  на  уроке.

Составление плана урока

  1. Причины и повод к войне
  2. Сравнение армий Франции  и  Англии
  3. Основные  события
  4. Личности
  5. Итоги  войны.

3. Актуализация опорных знаний.  

1.  На какие  пункты  плана  мы  можем  дать точный ответ?

2.  На основе  имеющихся  у нас знаний, мы  выделить причины Столетней войны?

1.  Работа  с  анимационной   картой.  

2.  Анализ документа

3.  Анализ изображения  герба Франции и Англии.

3.  Какие  слои населения  были  заинтересованы  в объединении  и возникновении  единого централизованного государства?

Итак,  мы пришли к выводу, что…

1) Англия не хотела терять свои земли во Франции.

2) Французские короли хотели объединить страну, но мешали анг. владения во Франции.

3) Интересы двух государств  столкнулись во Фландрии.

4) Претензии английского короля на французский престол.

Задание  учащимся:  Описать  армии  Франции  и  Англии;  проанализировать, армия  какой страны имеет больше  шансов для победы (армия Англии более подготовлена к войне, более  централизованная и имела больше шансов на победу).

1)  Глядя  на  карту  сможем  мы  сформулировать  причину  Столетней  войны ? (Аквитания, Кресси)

Вопросы к документу.

- Чем недоволен английский король Эдуард I? (Он недоволен потерей Англией земельна территории Франции. В данном случае речь идет о Гасконии.)

- Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами? (Из-за Фландрии.)

- Почему Англия интересовалась Фландрией? (Из Англии во Фландрию поступает шерсть, овечьи шкуры, там развивалось производство сукна. Французы продавали жителям Фландрии хлеб.)

Картинки  с  гербами  английскими  на слайде.  Перед  самой  войной  король  Англии  изменил  свой  герб. Зачем?

Против объединения страны выступали крупные  рыцари-землевладельцы,  которые играли  главную  роль  во французской армии.

4. Групповая работа учащихся над проектом.

Деление учащихся на группы.

Группы получают задание:

1 группа – 1 этап Столетней войны

2 группа – 2 этап Столетней войны

3 группа – 3 этап Столетней войны.

Совместно с учениками составляется план работы над проектом  (схема работы  выделена на  презентации). Учащиеся  представляют итоги групповой работы и  фиксируют итоговый  материал   в виде схемы.

5. Представление учащимися  результатов  проектной деятельности.  

Во  время  представления групповой работы,  учащиеся схематично  фиксируют  новый  материал (итог показан на презентации).

Все результаты фиксируются  в тетради.

6. Первичное закрепление  изученного материала.

Англичане не смогли противостоять освободительному движению народа Франции. Территория Франции была освобождена от англичан.  Пусть Столетнюю войну начали короли,  но  победу  в  ней  одержал  весь  французский  народ.  В эти десятилетия жители Англии и Франции начинают осознавать себя англичанами и французами.

Учащиеся  подводят итоги работы и  отвечают на вопросы

1. Почему Франция, изначально не обладающая  сильной армией смогла одержать победу?

2.  Какую роль сыграло простое население (представители третьего сословия)?

3.  Историки  говорят  о  том,  что  с  окончанием  Столетней  войны  закончилась  эпоха  рыцарства -  как  вы  думаете  почему? (Государи должны были думать об армиях нового типа – наёмной,  существующих на постоянной основе, появилось огнестрельное оружие)

7. Рефлексия

1.  Какая  у  нас  была  тема  урока.

2.  На  все  ли  вопросы,  которые  мы  запланировали  в  начале  урока  мы  ответили?

3.  Какой  материал  урока  вызвал  у  вас больший интерес?

4.  Было  ли  то  непонятное  вам?

5.  Кто  по  вашему  ребята  работал  на  уроке  лучше  всего,  (кому  можно  поставить  оценку  отлично)?

6.  Что  бы  вы  хотели  узнать о изученных событиях самостоятельно?

Ход  военных  действий  (результаты групповой работы).  

 I  группа.  Битва  в  проливе  Ла-Манш  у  города  Слейси – привела  к  гибели  Французского  флота. Битва  у  Крейси – неудача  для  Франции,  Битва  у  г.  Пуатье – тысячи  погибших  и попавших  в  Английский  плен  французских  рыцарей.  Какую  роль  сыграли  рыцари Франции  в военных   действиях. Выделить причины неудач армии  Франции   на  начальном  этапе войны.  

II  группа.  Воспользовавшись  небольшой  передышкой   французский  король  восстановил  военный  флот,  увеличил  отряды  наёмников.  Во  Франции  была  создана сильная  артиллерия.  Армию  Французов  возглавил  талантливый  полководец. Бертран  Дюгеклен.  Французская  армия  стала  постепенно  освобождать  свои  земли  от  Англичан.  

Однако  вскоре положение  Франции  вновь  осложнилось.  Во  главе  Франции  стал  психически  неполноценный  король – Карл  VI  (ведь  королём  становятся  по  наследству,  по  праву  рождения).  Дяди  короля – герцоги  Орлеанский  (со своими  родственниками  Арманьяками)  и  герцог  Бургунский  стали бороться  друг  с  другом  за  право  оказывать  влияние  на психически  неполноценного  короля.  Между  ними  началась  междоусобная  война -  только  осложнила положение  Франции.  В  конце  концов герцог Бургунский  заключил  союз  с  Англией.  В битве при  Азенкуре – в плен  к  Англичанам  и  Бургунцам  попал  король  Карл  VI,  и  большое  количество  рыцарей.  Вскоре  больной  король  умер,  и  новым  королём был  объявлен  английский  король.  

III  группа.   Карл (VII),  законный  французский наследник  (15 лет)  не  смирился  с  этим  и  стал  делать  попытки  вернуть  себе  престол.  Под  Орлеаном  военные  действии  на  военной  сцене появилась  молодая  французская  девушка,  которую  звали  Жанна  д'Арк.   Пока  король  был  не коронован  он  не  считался  законным.  И  потому  Жанна  предложила  Карлу  пойти  в  поход  на  Реймс. Наследники  французского  престола  всегда  короновались  в  Реймском  соборе. Во время  коронации  Жанна  с  французским  флагом  стоял  возле  короля.

Бургундцам  удалось  захватить  Жанну  в  плен,  и  выдать  Англичанам.  Английский  суд  инквизиции  объявил  Жанну колдуньей  и  сжёг  на костре.  Не  смотря  на  это  национальный  подъем  французов  остановить  было  уже  невозможно.  Французам  удалось  вытеснить  англичан  со своей  территории. Большим успехом короля Франции было примирение с герцогом Бургундским.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владения Англии в 1200 г., до начала Столетней войны Владения Франции в 1200 г., до начала Столетней войны Изменения территории Франции к 1328 голу Владения Англии Владения Франции

Слайд 2

Столетняя война 1337 – 1453 гг.

Слайд 3

Леопард против лилии Герб Англии Герб Франции

Слайд 4

Как изменился Герб английского короля накануне Столетней войны? Английский король – сын дочери французского короля Филипа IV красивого. После смерти сыновей Филиппа IV , он заявил о своих правах на престол.

Слайд 5

1. Причины Столетней войны. Для Франции – необходимость дальнейшего объединения страны Для Англии – желание сохранить свои земли на территории Франции (Аквитанию). Экономическое и политическое соперничество Франции и Англии во Фландрии. Претензии английского короля на французский престол Повод – В 1337 г. города Фландрии восстали против Франции.

Слайд 6

Армии двух стран

Слайд 7

2 . Основные события . В 14 веке началась длительная и тяжелая война между Англией и Францией . Она продолжалась с перерывами более ста лет, и поэтому ее назвали Столетней войной. 1369-1420 1429-1453 1337-1360 1337 Периоды Столетней войны 1453 Годы периода С каких событий начался Основные сражения Мир или перемирие результат №

Слайд 8

Лента времени I I 1337 - 1360 Вторжение англичан в северную Францию 1340 – Слейс 1346 – Креси 1356 - Пуатье Перемирие в Бертиньи 1360 г. Признание английских владений во Франции

Слайд 9

Лента времени II II 13 69 - 1 42 0 Освобождение французских территорий. Бертран Дюгеклен С 1410 г. – феодальная война Арманьяков и Бургундцев 1415 - Азенкур Мир в Труа 1420 г. Признание прав английского короля на французский престол

Слайд 10

Владения Англии к 1430 г. Владения Франции к 1430 г. Владения герцога Бургундского к 1430 г.

Слайд 11

Лента времени III III 1 429 - 1 453 Продвижение английских войск на юг Франции 1428 – 1429 осада Орлеана. 1429 – 1431 движение Жанны д'Арк

Слайд 12

Жанна д’Арк

Слайд 13

Лента времени III III 1 429 - 1 453 Продвижение английских войск на юг Франции 1428 – 1439 осада Орлеана. 1429 – 1431 движение Жанны д'Арк Мир в Бордо 1453 г. . Капитуляция Англии (У Англичан порт Кале)

Слайд 14

Огюст Роден «Граждане Кале»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Урок по всеобщей истории "Столетняя война" 6 класс

Изучение нового материала  с применением ИКТ....

Столетняя война

Данная презентация поможет провести урок в6 классе по одной из сложных и интересных тем....

Разработка урока "Столетняя война"

Предложенная разработка урока по теме "Столетняя война включает  составление кластера, использование  презентации и фильма о Жанне Д, Арк, игру "Да - нетку", физкультминутку, связанную с тем...

Конспект урока по истории Средних веков 6 класс по теме: "Столетняя война.Жанна Д"Арк"

Данная разработка  включает в себя  видеофрагмент, после его просмотра , учитель  совместно с учениками озвучивает тему урока, которую они записывают в карты самоконтроля. А т...

Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме:"Окончание столетней войны. Жанна д,Арк"

1337-1453 Столетняя война. Одно из самых тяжелых времен в истории Франции. Этот урок о том как молодая, смелая и по истине великая девушка встала на защиту своей родины. Её имя Жанна д,Арк!...

Конспект урока в 6 классе "Столетняя война"

Интересный материал к уроку...