Древний Рим
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

ЕсинаОльгаВладимировна

План-конспект урока истории в 5 классе по требованиям ФГОС по теме "Древний РИм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_istorii_5_klass_drevniy_rim.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока истории 5 класс

Тема урока: Древнейший Рим.

Цели урока: дать представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; познакомить с историей возникновения Древнего Рима и системой управления на ранних стадиях его развития; тренировать умение работать с картой и находить нужную информацию.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать причинно-следственную связь между географическим положением и хозяйственным развитием Рима; рассказывать о важнейших событиях ранней истории Рима, используя основные и дополнительные источники информации; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

I. Организационный момент, приветствие, проверка готовности к уроку

II. Актуализация знаний: карточки на выбор.

Карточка №1.

Дайте определение понятиям:

Амон Ра - это

Иероглифы - это

Клинопись -это

Карточка №2.

Дайте определение понятиям:

Яхве - это

Ганеша - это

Каста - это

Карточка №3

Дайте определение понятиям:

Поднебесная - это

Цинь Шихуан - это

Карточка №4

Дайте определение понятиям:

Минотавр - это

"Илиада" - это

Полис - это

Солон - это

III. Мотивационно-целевой этап:

Сегодня на уроке мы с вами начнем изучать еще одну древнюю цивилизацию (давайте вспомним признаки любой цивилизации). В наши дни Рим - это столица Италии (слайд), а в древности он был главным городом, в котором процветало рабовладение. Государство, как и его главный город, также называлось Римом.

-Что вы знаете о Древнем Риме?

Давайте определим тему нашего урока: (Тема: "Древнейший Рим").

Определимся с планом урока

-Что мы сначала должны рассмотреть, когда приступаем к изучению нового государства?

План урока:

1. Местоположение и природные условия Древнейшего Рима, занятия населения.

2. Легенда об основании Рима

3. Город на семи холмах и его обитатели

4. Какое правление было в древнейшем Риме.

IV. Работа по новой теме:

1. Местоположение и природные условия Древнего Рима, занятия населения.

-Разделитесь на 2 группы. Представьте себя в  роли исследователей, которые получили задание определить: 1) местоположение древнего государства; 2) его природные условия; 3) занятия его населения. Первая группа по обозначенным критериям будет исследовать Древний Рим, а вторая - Древнюю Грецию. Затем мы сравним полученные характеристику. Работая над заданием, пользуйтесь картой и вступительной статьей к §44 и к §24 на с.116, пользуясь картами в начале параграфов, заполним таблицу.

Линия сравнения

Рим

Греция

Местоположение

Апеннинский полуостров

Балканский полуостров

Рельеф

Долины, равнины, пригодные для жизни, холмистые местности

Рельеф горный, мало равнинных мест

Климат

Теплый для жизни, благоприятный

Жаркий

Моря

Омывается Адриатическим, Тиренским и Ионическими морями

Омывается Эгейским и Ионическим морями

Реки

Полноводный Тибр

Мелкие реки, пересыхающие в жаркие дни

Занятия населения

Виноградорство, садоводство, земледелие (зерновые культуры, пшеница, рожь), скотоводство (рогатый скот, свиньи, кони).

Виноградорство, выращивание оливок, скотоводство (козы и овцы), ремесло

(слайды с изображением природы и рельефа Древней Греции и Древнего Рима)

2. Легенда об основании Рима.

- Рассмотрите изображение волчицы на с. 214 учебника. Именно с ней связана красивая легенда об основании города Рима.

-Прочитайте текст п. 1 §44 и выпишите новые термины и понятия.

- Кто такие Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем?(слайды с их изображениями)

- Что известно о них из легенды об основании Рима? (слайд)

-Как называли жриц богини Весты? (слайд богиня Веста и весталки)

-Какие у них были обязанности?

-Что им строжайше запрещалось?

-Как к ним относились римляне?

V. Физкультминутка:

Все подняли руки - раз!

На носках стоит весь класс,

Два присели, руки вниз,

На соседа посмотри.

Раз! - И вверх,

Два! - И вниз,

На соседа посмотри.

Будем дружно мы вставать,

Чтобы ногам работу дать.

Раз - присели, два - поднялись.

Пусть мужает ваше тело.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать

3. Город на семи холмах и его обитатели

Легенда о Ромуле и Реме, безусловно, очень красивая, но мы с вами сегодня выступаем в роли ученых исследователей, и поэтому нам позволительно усомниться в ней.

-Работая с текстом п. 2§44, определите, что в легенде соответствует исторической правде, а что является выдумкой.

Итак, мы выяснили, что исторической правдой являются следующие факты:

1. Город возник не сразу

2. Рим основан в 753 году до н.э.(слайд карта Древний Рим)

3. Несколько поселений постепенно объединялись на холмах левобережья Тибра.(слайд древние римские поселения)

4. Римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной.(слайд хижина древних римлян).

5. Римляне занимались земледелием, скотоводством и ремеслами.

6. Римляне воевали с другими латинскими городами. Их владения неуклонно росли.

Итак, в VI в до н.э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.(слайд Древний Рим).

4. Какое управление было в древнейшем Риме.

-Слушая мой рассказ и работая с текстом п.3 §44, составьте графическую схему "Управление в древнейшем Риме".

Римский народ делился также на патрициев - древнейших жителей Рима и плебеев - переселенцев из других областей Италии.(слайд патриций и плебей).

Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделив сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Таким образом был сформирован Сенат (слайд сенат), ставший важным органом управления. О нем мы узнаем на следующих уроках. Плебеи же были лишены многих прав. Они не могли участвовать в Народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности и зависели от патрицианского суда.

Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, защитить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями (вспомните из истории Древней Греции, в Греции происходило нечто подобное. Как называлась в Древней Греции борьба простого народа и знатных людей? Чем она закончилась?)

VI. Закрепление:

На сегодняшний день путешествие по Древнему Риму Окончено. Давайте восстановим в памяти ключевые моменты урока:

-Сразу ли возник город Рим?

-В каком году он был основан?

-Где располагался? (название полуострова)

-В чем жили римляне?

- Чем они занимались?

VII. Рефлексия:

-Сегодня на уроке я узнал...

-Мне понравилось.....

-Вызвало затруднения...

VIII. Домашнее задание:

1. §44, рабочая тетрадь с.48 №47.

2. §44, с. 219 рубрика "Подумайте".

3. §44, ответь на вопросы в конце парагафа

Приложение №1.

Карточка №1.

Дайте определение понятиям:

Амон Ра - это

Иероглифы - это

Клинопись -это

Карточка №2.

Дайте определение понятиям:

Яхве - это

Ганеша - это

Каста - это

Карточка №3

Дайте определение понятиям:

Поднебесная - это

Цинь Шихуан - это

Карточка №4

Дайте определение понятиям:

Минотавр - это

"

Илиада" - это

Полис - это

Солон - это

Линия сравнения

Рим

Греция

Местоположение

Рельеф

Климат

Моря

Реки

Занятия населения

Линия сравнения

Рим

Греция

Местоположение

Рельеф

Климат

Моря

Реки

Занятия населения

Линия сравнения

Рим

Греция

Местоположение

Рельеф

Климат

Моря

Реки

Занятия населения

Линия сравнения

Рим

Греция

Местоположение

Рельеф

Климат

Моря

Реки

Занятия населения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

презентация по истории древнего мира для 5 класса по теме "Древний Египет"

слайды по Древнему Египту, небольшая презентация...

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Урок по истрии древнего мира в 5 классе "Ученые, политики и атлеты древней Греции"

Урок изучения нового материала с использованием призентации в 5 классе. Учебник Михайловского издательство "Русское слово"...

"ДРЕВНЯЯ ЭЛЛАДА" Интегрированное мероприятие по Истории Древнего мира и Литературе в 5-х классах

"ДРЕВНЯЯ ЭЛЛАДА" Интегрированное мероприятие по Истории Древнего мира и литературе в 5-х классах. Мероприятие проводится между 5-ми кл. после изучения темы "Древняя Греция" с привлечением знаний по ли...

Тест по истории Древнего мира по теме "Древнее Междуречье", тест "Древний Рим"

Тест содержит материал для проверки знаний по истории Древнего мира по теме "Древнее междуречье", "Древний Рим"...