Завоевание Римом Италии
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

ЕсинаОльгаВладимировна

архив содержит план-конспект урока истории по требованиям ФГОС в  5 классе по теме Завоевание Римом Италии, а также презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavoevanie_rimom_italii.rar1.6 МБ

Предварительный просмотр:

План урока истории 5 класс.

Тема урока: Завоевание Римом Италии.

Цели урока: дать представление о переменах в государственном устройстве Рима, об организации и о вооружении римского  войска; раскрыть причины победы Рима над Италией; формировать умения сравнивать и делать выводы, работать с картой и дополнительной литературой; воспитывать интерес и уважительное отношение к мировой истории.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать последствия римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян.

Тип урока: комбинированный.

ход урока:

I. Организационный момент, приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания: см. рабочая тетрадь с. 50 №49. Ответьте на вопросы:

Вспомните римские легенды. Кто мог бы сказать о себе такие слова? Объясните свою мысль.

1. С давних пор моих собратьев и сестер преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что? Если бы не я, то сам Рим, быть может, не был бы основан....

Ведь статую, да еще в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе и этим горжусь. (слайд с волчицей).

Карточка №1. Дайте определение понятиям:

Амфора -  это

Керамик - это

Демос - это

Карточка №2. Дайте определение понятиям:

Акрополь - это

Гора, на которой по верованию древних греков, обитали боги__________

Зевс - это

Каточка №3. Дайте определение понятиям:

Аид - это

Ареопаг - это

Библия - это

Карточка №4. Дайте определение понятиям:

Знаменитый вождь демоса, которого много лет подряд афиняне выбирали на должность первого стратега_____________________

Фараон - это

Посейдон - это

III. Мотивационно-целевой этап:

В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множеством племен (12 народностей), среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Именно здесь возник центр будущей римской империи (слайд карта Древнего Рима, Италия).

 Рядом с ними жили и другие народы, состоящие на более высокой ступени развития, - греческие (слайд), карфагенские поселенцы (слайд) и племя этрусков (слайд).

Ведя непрерывные войны с народами, населявшими Италию (около 200 лет), римляне захватывали одну область за другой пока не установили свое господство над всей Италией. Они как будто следовали пророчеству Ромула, в котором говорится: "Иди и возвести римлянам: так хотят небожители, чтобы мой Рим был главою вселенной; поэтому пусть они усердно занимаются военным делом и пусть сами знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы не в состоянии противиться римскому оружию".

Теперь давайте попробуем определить тему урока: (тема урока: "Завоевание Римом Италии").

Давайте определимся с планом:

1. Возникновение республики

2. Нашествие галлов

3. Военные победы римлян.

IV. Работа по теме урока:

1. Возникновение республики

Изгнав в 506 г. до н.э. жестокого царя Тарквиния Гордого (слайд), римляне провозгласили, что управление в Риме отныне не будет находиться в одних руках. Оно должно быть общественным делом. Такое управление называли республикой (слайд схему монархия и республика: отличия). Римляне стали выбирать из числа патрициев двух управителей сроком на год. Эти правители назывались консулы.

-Вспомните, на какие категории делилось население Рима.

-Кто такие патриции?

-Кто такие плебеи?

-За что они боролись?

Итак, плебеи были недовольны тем, что им не разрешали пользоваться общинной землей и их не допускали к управлению римской республикой. Борьба патрициев и плебеев продолжалась свыше 200 лет. В самом начале этой борьбы плебеи добились права ежегодно избирать народных трибунов (слайд), сначала двух, позже - десятерых.

Представьте, что мы находимся на заседании сената (слайд заседание римского сената). У входа спокойно стоит народный трибун. Он внимательно слушает выступающих и не вмешивается. Но если сенат хочет принять постановление, невыгодное плебеям, трибун тотчас говорит: "Запрещаю!" (по латински- вето). Так возникло выражение права вето, что означает право отменить какое-либо решение.

-Отобразим графически изменения, произошедшие в управлении Римом.

2. Нашествие галлов

В конце V в . до н.э.  римляне сумели создать сильную, боеспособную армию, но в этот момент над Римом нависла угроза.

-Какие горы расположены на севере Апеннинского полуострова?

Познакомьтесь с текстом п.2 §45 и ответьте на  следующие вопросы:

-Когда галлы осадили Рим? (слайд галлы)

-Сколько месяцев продолжалась осада Капитолия?(слайд осада Капитолия)

-Кто предупредил римлян о приближении галлов?

-В храме какой богини жили гуси? слайд храм Весты)

-В обмен на что галлы согласились покинуть город?

-Кто произнес фразу: "Горе побежденным!"?

-Что она означала?

Страшные события вынудили римлян провести в своей армии серьезные преобразования. После гальского нашествия они многое изменили в своем войске,  значительно усилив его.

V. Физкультминутка: Я называю термины. Вы должны сесть, если термин не подходит под изучаемую нами тему, и встать, если подходит (слайд).

Каста, Осирис, Народные трибуны, амфора, Италия, Керамик, Солон, Рим, консул, Персидская держава, республика.

VI. 3.  Военные победы римлян.

-Работая с текстом п.3 §45 и картой, ответьте на следующие вопросы.

-Как вы думаете, почему Пирр не смог окончательно  разгромить римлян?

-Что означает выражение "пиррова победа"?

Таким образом, Рим установил свое господство над Италией (слайд карта).

VII. Закрепление:

-Как изменилось управление в Риме после изгнания царя?

-Сколько лет Римом правили цари?

-Как возникли крылатые выражения "гуси спасли Рим", "горе побежденным!", "пиррова победа"?

VIII. Рефлексия:

Я знал....

Я узнал....

Я хочу узнать....

IX. Домашнее задание:

§45,

1. с. 222 поработайте с картой

2. рубрика "Проверь себя"

3. знать значение терминов (с.222)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб-квест "Завоевание Римом Италии"

Веб-квест к уроку "Завоевание Римом Италии" по теме "Ранний Рим".УМК В.И.Уколова,Л.П.Маринович "История Древнего Рима"ссылка на веб-квест http://zunal.com/webquest.php?w=186304...

Урок- презетация по истории древнего мира в 5 классе по теме "Завоевание Римом Италии"

Урок изучения нового материала. План: 1.Нашествие галлов на Рим; 2.Набор римского войска и его подготовка; 3.Состав войска и его вооружение;4. Тактика боя римлян; 5.Война Рима с соседями....

Завоевание Римом Италии.

Презентация к уроку в 5 кл....

урок истории по теме " Завоевание Римом Италии"

урок истории по теме " Завоевание Римом Италии" с использованием интнрактивной доски....

Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)

Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)...

Завоевание Римом Италии

презентация предназнаяена для учителей истории...