Подготовка к ЕГЭ по истории. Историческое сочинение по периоду 1045-1953
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (10, 11 класс) на тему

Представлен исторический период "Аппогей сталинизма" в форме исторического сочинения в соответствии с критериями ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл period_1945_sochinenie.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Период 1945-1953  «Апогея Сталинизма»

Кр. 1 События, процессы:

Восстановление народного хозяйства и начало «холодной войны».

Кр.2  Личности

  1. И.В. Курчатов Возглавил работу над атомным проектом, И.В. Курчатов. Почти все открытия и изобретения И.В. Курчатова сразу использовались в промышленности, на практике.

 

 Первым важнейшим этапом работ над атомным проектом было создание ядерного реактора 

И.В. Курчатов лично участвовал в решении основной задачи на пути овладения ядерной энергией Осенью 1946 года завершились работы по созданию экспериментального ядерного реактора на территории Лаборатории № 2. 25 декабря 1946 года заработал созданный И.В. Курчатовым и его сотрудниками первый физический реактор Ф-1. Вскоре Б.В. Курчатовым был получен и лабораторный плутоний-239

Пуск первого физического ядерного реактора – крупнейшее достижение отечественной науки и техники – имел решающее значение для всего атомного проекта. И.В. Курчатов руководил разработкой и целой серией промышленных ядерных реакторов.

 

С конца 1945 года И.В. Курчатов руководил проектированием, строительством и пуском первого промышленного реактора на Урале. В начале 1948 года на "Базе-10" (ныне – производственное объединение "Маяк" Росатома) приступили к монтажу реактора.

В начале 1949 года первый в стране плутониевый завод начал поставлять продукцию. На рассвете 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне под руководством И.В. Курчатова состоялось первое в СССР испытание плутониевой бомбы.

 

Ликвидация атомной монополии США имела огромное значение для стабилизации международной обстановки в начальный период "холодной войны". Однако созданием отечественной атомной бомбы работа И.В. Курчатова над атомным оружием не закончилась. В процессе разработки атомной бомбы обнаружилась принципиальная возможность осуществления взрывного синтеза легких элементов, получившего названия водородной (термоядерной) бомбы. Работы по овладению этим оружием велись как в США, так и в СССР. Правительство Советского Союза поручило И.В. Курчатову продолжить руководство работами с целью создания водородной бомбы.

 

12 августа 1953 года СССР объявил о проведенном испытании своей водородной бомбы. Это была первая в мире транспортабельная водородная бомба. Невиданной сложности задача, стоявшая перед советской наукой и техникой, была решена под руководством И.В. Курчатова в короткий промежуток времени, в темпе, удивившем весь мир.

 

Однако цель и идеалы И.В. Курчатова всегда оставались мирными. Он был одним из инициаторов и активным участником выработки мирных предложений Советского Союза о запрещении атомного оружия.

 

И.В. Курчатов приложил усилия и к решению важнейшей для вооруженных сил страны проблемы – использования ядерной энергии для создания кораблей военно-морского флота.

 

Оценка периода

Одна из наиболее известных оценок исторической роли Сталина принадлежит британскому историку, автору трехтомной биографии Л.Д. Троцкого И. Дойчеру, которого трудно отнести к сторонникам Сталина: «Он принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой». Другой полюс оценок Сталина представляет мнение А. Антонова-Овсеенко, сына репрессированного видного участника революции 1917 г. и Гражданской войны: «кровавый тиран».

На самом же деле Сталин, несмотря на ухудшение состояния своего здоровья и вследствие этого сокращения им публичных выступлений, продолжал активно работать, решая крайне сложные задачи, вставшие перед страной после окончания Великой Отечественной войны. В эти годы страной были достигнуты значительные успехи в реализации курса Сталина на преодоление внутренних трудностей, порожденных тяжелыми последствиями войны, и внешних трудностей, вызванных началом «холодной войны». Меры по восстановлению разрушенного хозяйства и дальнейшему развитию страны, созданию эффективной обороны СССР и расширению лагеря мира и социализма были взаимосвязаны. И как важно раскрыть всем нашим соотечественникам, особенно молодёжи, величие свершений советского народа, осуществлённых тогда под руководством Коммунистической партии, Советской власти, лично И.В. Сталина!

Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1945-1953 годах
В общественно-политической жизни СССР в 1945-47 гг. очень заметным было влияние демократического импульса войны (некоторой тенденции к ослаблению советского тоталитарного строя) . Главной причиной демократического импульса стало относительно близкое знакомство советских людей с западным укладом жизни (во время освобождения Европы, в процессе общения с союзниками) . Немаловажную роль сыграли и перенесенные нашим народом ужасы войны, приведшие к пересмотру системы ценностей.

Реакция на демократический импульс была двоякой:

Были сделаны минимальные шаги в сторону «демократизации» общества. В сентябре 1945 г. прекращено чрезвычайное положение и упразднен неконституционный орган власти – ГКО. Возобновились съезды общественных и политических организаций СССР. В 1946 СНК был преобразован в Совет Министров, а наркоматы – в министерства. В 1947 г. проведена денежная реформа и отменена карточная система.
Произошло значительное ужесточение тоталитарного режима. Началась новая волна репрессий. Основной удар, на этот раз, был нанесен по репатриантам – возвращавшимся на Родину военнопленным и насильственно перемещенным лицам. Пострадали также деятели культуры, острее других ощутившие влияние новых веяний (см. раздел "Культурная жизнь СССР 1945-1953 гг. "), и партийно-экономическая элита - "Ленинградское дело" (1948 г.) , по которому были расстреляны свыше 200 человек, был расстрелян председатель Госплана Н. А. Вознесенский . Последним актом репрессий стало «дело врачей» (январь 1953 г.) , обвиненных в попытке отравления высшего руководства страны.
Характерной чертой первых послевоенных лет стали начавшиеся в 1943 г. , депортации целых народов СССР по обвинению в сотрудничестве с фашистами (чеченцы, ингуши и крымские татары) . Все эти репрессивные мероприятия позволяют историкам называть 1945-1953 гг. «апогеем сталинизма» . Главными экономическими задачами послевоенного периода стали демилитаризация и восстановление разрушенного хозяйства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Историческое сочинение: задание С 6.

Презентация позволит подготовиться к одному из сложных заданий егэ по истории: историческому сочинению....

Рекомендации обучающимся по написанию исторического сочинения в рамках ЕГЭ по истории 2016 г.

Краткие рекомендации обучающимся при написании исторического сочинения в рамках ЕГЭ по истории в 2016 г. Разработаны на основе материалов курсов по подготовке экспертов по проверке развернутых ответов...

Подготовка к ЕГЭ по истории (исторические личности 16-18 вв.)

Подготовка к ЕГЭ по истории (исторические личности 16-18 вв.)...

Подготовка к ЕГЭ по истории (исторические личности 18-19 вв.)

Подготовка к ЕГЭ по истории (исторические личности 18-19 вв.)...

Схема для написание исторического сочинения по периоду 1801-1812.

Ни для кого не секрет, что одно из значемых и сложных заданий на ЕГЭ является мини соченение. Для написания данного вида работы, очень удобно использовать метод анализа и синтаза путём составления схе...

Историческое сочинение, задание 25 по подготовке к ЕГЭ по истории в 11-м классе.

Как написать историчесое сочинение по истории при подготовке км ЕГЭ....