Урок по теме "Куликовская битва"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Дьячкова Антонина Викторовна

Урок по теме "Куликовская битва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Куликовская битва"

 Дьячкова Антонина Викторовна

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Проверка знаний и умений.

Учитель:

- Какие изменения происходили в экономической и политической жизни русских княжеств в XIV – XV вв.?

- Назовите причины возвышения Моcквы

- На основе памятки дайте характеристику Ивану Калите. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа) когда, в какой стране жил и действовал, его цели, планы, какими средствами он добивался своих целей.

Опишите его внешность и характер. Какие личные качества помогали ему идти к  цели (какие мешали)? Что Вы цените в его характере? Что не одобряете?

 -  Перечислите основные результаты его деятельности (какие удалось претворить в жизнь?)

-  Оцените деятельность выдающегося человека (кому она была выгодна и полезна). Помогала ли она управлению государством, развитию страны, развитию культуры. Выскажите Ваше отношение к нему. Какие его поступки, дела вызывают Ваше восхищение или неодобрение.

Во время ответа демонстрируются кадры из набора слайдов «Социально-политическое развитие России в XIV в.»: слайд «Московское княжество к 1360 г.», слайд «Иван Калита».

3 этап. Изучение нового материала.

1. Предпосылки для объединения русских князей и подготовка к отпору монгольским завоевателям.

Учитель:

1. На основе памятки дайте характеристику Ивану Калите. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа) когда, в какой стране жил и действовал, его цели, планы, какими средствами он добивался своих целей.

2. Опишите его внешность и характер. Какие личные качества помогали ему идти к  цели (какие мешали)? Что Вы цените в его характере? Что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие удалось претворить в жизнь?)

4. Оцените деятельность выдающегося человека (кому она была выгодна и полезна). Помогала ли она управлению государством, развитию страны, развитию культуры. Выскажите Ваше отношение к нему. Какие его поступки, дела вызывают Ваше восхищение или неодобрение.

Политику Ивана Калиты продолжал его внук Дмитрий Иванович.

Ученики: два ученика, подготовившие небольшие выступления, рассказывают биографию Дмитрия Донского.

Во время ответа демонстрируются кадры из набора слайдов «Социально-политическое развитие России в XIV в.»: слайд «Московский Кремль при Дмитрии Донском», слайд «Дмитрий Донской».

2. Ситуация в Орде.

В Золотой Орде усилилось феодальное раздробление.  С 1360-1380 гг сменилось более 20 ханов. Сын убивал отца, брат брата. Монголо-татары всё чаще нападали на русские земли и русский народ стал на путь вооружённого отпора.

3. Битва на реке Воже.

В битве на реке Вожа в 1378 г была одержана первая победа. Мамай пожелал отомстить Дмитрию за поражение. Не грабительский набег, а большой поход для страшного разгрома Руси и нового её подчинения задумал он. В ход было пущено золото и серебро, десятилетиями копившиеся в Орде. На него были наняты отряды половцев, осетин, армян, генуэзская пехота. Но и этого ему показалось мало.

Учитель: Кого Мамай  берёт в союзники?

Ученики:  Литовского и рязанского князей

4. Подготовка к Куликовской битве.

Собирал войско для похода и Дмитрий Иванович. Как всегда бывает в трудные минуты для Отечества он объявил созыв народного ополчения.

Княжества,  принявшие участие в походе

Княжества, не принявшие участие в походе

Коломна

Звенигород

Тверь

Владимир

Брянск

Рязань

Каргополь

Псков

Нижний Новгород

Устюг

Таруса

 

Углич

Кашин

 

Суздаль

Ростов

 

Серпухов

Елец

 

Белоозеро

Муром

 

Можайск

 

 

Учитель: Обратимся к летописи и назовём города, пославшие дружины.

Ученики  называют города и прикрепляют на доску гербы городов (ученики нарисовали гербы городов дома)

Ученики  делают вывод о том, что войско было общерусским по охвату мобилизацией

Учитель: Каким же был состав войска?

Ученики находят по тексту «Сказания», что кроме княжеских и боярских дружин под знамёна Дмитрия собрались городские и крестьянские рати. Летописец подчеркивает – великий князь собрал «всех людей», «на битву вышла вся рать русская», «сыны крестьянские от мала до велика». Летописец перечислял героев битвы, автор «Сказания» упоминает Юрка Сапожника, Сеньку Быкова, Васюка Сухоборца. Уменьшительные имена и прозвища говорят об их простонародном происхождении.

Вывод: войско было общенародным по составу – объединяло все слои населения. В этом единении залог будущей победы. На поле Куликовом победил русский народ и величие Дмитрия Ивановича как полководца и государственного деятеля в первую очередь проявилось в том, что он сумел правильно понять и возглавить патриотическое движение.

Демонстрируется  слайд «Русское войско в походе». Между Русью и врагом ещё простирались леса,  туманы и реки, а тяжёлой поступью шли к Москве русские ополчения. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга, живому хоронить убитого, не оставлять добычей волков и хищных птиц.  Шли конные рати, шли пешие. Впереди ополчений ехали воеводы.  И каждому было лестью прийти прежде других – Можаю – раньше Суздаля, Костроме – прежде Ростова – в этом была гордость русских городов – первыми явиться на зов Дмитрия.

Кузнецы-оружейники по всем городам в предчувствии решающей битвы надевали кожаные передники, перехватывали ремешком волосы и вставали к горнам ковать новые мечи и топоры, шишаки и кольчуги.

Учитель:  Каким же было вооружение времён Куликовской битвы?

Ученики  рассказывают о вооружении, показывая подготовленные дома рисунки. Сравнивается вооружение русских воинов и монголо-татар.

Вывод: в целом русское войско было вооружено лучше ордынского. Безвестные умельцы-оружейники снабдили русских воинов надёжным, удобным оружием.

Никогда ещё люди не видали столько воинов. Москва полнилась ими, было им тесно на улицах и площадях. Предстояла не междоусобная стычка князей, а долгожданное сражение с ненавистным врагом всей Руси. Победа над ним была одинаково нужна всему народу – от дружинника, блиставшего доспехами, до гончара, сапожника, пахаря, вооружённого топором да ножом – все были охвачены единым грозным порывом. Во всех церквах шли богослужения. У городских ворот священники благословляли воинов на подвиг во имя русской земли.

(Можно поставить пластинку «Литургия Иоанна Златоуста, Колокольный звон).

Дмитрий прежде битвы с главными воеводами посетил уединённый Троицкий монастырь и принял благословление игумена Сергия.

Один из учеников рассказывает подготовленное сообщение о Сергии Радонежском. Сергей Радонежский благословил Дмитрия на бой,  дал ему двух монахов -  Пересвета  и Ослябю. Участие этих людей придало ей «священный характер». Из Москвы рать выступила в августе 1380 г. Замысел Дмитрия Ивановича состоял в том, чтобы не допустить соединения враждебных сил. В ночь с 7 на 8 сентября русское войско перешло Дон, уничтожив переправы, тем самым почти отрезав себе путь к отступлению.

Учитель:  Какие черты характера Дмитрия Ивановича проявились в этом поступке?

 5. Ход битвы.

 Работа с картой.  Используется схема «Куликовская битва».

Учитель: Как вы считаете, почему Дмитрий Иванович выбрал такое место для битвы?

Полки князь Дмитрий выстроил в линию: в центре – большой полк, по сторонам правой руки полк левой руки. Впереди прикрывали подход к главным силам передовой и сторожевой полки.  У Мамая в центре легкая конница, и генуэзская пехота, а по флангам мощная конница. Какую тактику Мамая хотел предугадать князь своим маневром?

Особо следует отметить поступок князя Дмитрия непосредственно перед началом битвы.  Он должен был вступить в битву во главе отборного конного воинства, в окружении своих витязей. Однако, после осмотра войск в большом полку у главного знамени Дмитрий отдал коня и знаки власти своему любимцу воеводе М.А. Бренко. Сам же встал в ряды ополченцев, – которых нужно было воодушевить перед лицом грозной конницы врага. Когда его начали уговаривать руководить войском и не подвергать свою жизнь опасности, он ответил: «…Не могу видеть вас, побежденных, хочу с вами ту же чашу испить и тою же смертию умереть, за святую веру христианскую! Если же умру, то с вами, если спасусь, то с вами. Я хочу  как словом, так и делом наперед быть…»

 Когда солнечные лучи разогнали туман, противники увидели друг друга. По преданию бой начали поединком богатырей.

Вопросы для беседы по картине «Поединок Пересвета и Челубея»:

- Какой момент боя изображён на картине?

- Что вы видите на переднем плане картины?

- С помощью каких красок передаёт художник настроение и чувства воюющих сторон?

- Выразите своё личное отношение к событиям, изображенным на картине?

 

На фоне музыки (звучит кантата А. Прокофьева «Александр Невский»,  «Русь под игом монголо - татар») звучат слова: «И страшно было видеть, как две великие силы сходились на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, а русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилось, и солнце светило, сияло над ним, испуская на них свои лучи, а они издали были видны,  как светильники».

Учитель: Слушая рассказ, определите причины победы русского народа в Куликовской битве.

С использованием схемы идёт рассказ о ходе битвы, показываются действия засадного полка.

Рассказ учителя. Когда в бой вступил засадный полк,  в наступление перешли и другие полки. Ход сражения резко изменился.  Мамай бросил в бой свой резерв, но он рассеялся как дорожная пыль. Татары не выдержали и побежали. Бой длился 4 часа (с 11 часов 35 минут до 15 часов 35 минут). Преследование врага продолжалось всю вторую половину дня.

6. Память павших. Димитриева суббота.

Русские гнали их до реки Мечи, убивали и топили без счёта и взяли в добычу множество лошадей и верблюдов, навьюченных разными ценностями. Радость и счастье победителей были неописуемы. Первого героя этого знаменитого в нашей истории дня – великого князя Димитрия Иоанновича назвали Донским, второго, князя Владимира Андреевича, - Храбрым.

Учитель: Кто из прославленных полководцев получил раньше Д.Донского прозвище за битву на реке?

В каком году она была?

Дмитрий Донской и Владимир Храбрый вместе со всеми оставшимися в живых князьями и боярами объезжали поле Куликово. Много было убито русских, но вчетверо более татар. Всего же, по уверению некоторых историков, было до 200 тысяч тел. Великий князь плакал над всеми ими и в знак благодарности приказал праздновать память их в Дмитриевскую субботу, которая бывает между 18-м и 26-м числами октября.

7. Значение Куликовской битвы

Первая крупная победа, одержанная русскими. Она показала, что монголо-татар можно бить в открытом бою. Соседи Московского княжества – и свои и иноземные – теперь ясно увидели, что серединой, сердцем русской земли стала Москва и что сила, растерянная в княжеских междоусобицах, в распрях, возвращается к русским. Первый залп пушек, установленных вскоре Димитрием Донским в Московском Кремле, подтвердил это и предупредил, что Москва будет жестоко карать каждого,  кто посягает на русскую землю.

Учитель: Чтобы уяснить причины победы русского народа в Куликовской битве необходимо помнить слова Сухомлинского «Человечество уже в глубокой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная,- это верность своим убеждениям, уверенность в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие».

4 этап. Закрепление новых знаний

Учитель: Так в чём состоят причины победы русского народа в этой великой битве?

- В чём состоит историческое значение победы  на Куликовом поле?

- Можно ли утверждать, что наш народ сохранил духовную силу предков?

5 этап. Рефлексия

Учитель: Дайте характеристику Дмитрию Донскому в виде синквейна:

- Князь

- решительный,  умный

- объединяет, освобождает, правит

- « Я хочу, как словом, так и делом наперед быть…»

Учитель: Наш урок подошел к концу, и я попрошу вас закончить предложение:

  - На уроке я узнал…

  - Новым для меня стало…

  - Самым  интересным  было…

6 этап. Домашнее задание

Параграф 18. Нарисовать схему сражения. Написать сочинение о Куликовской битве от имени участника сражений.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории "Куликовская битва"

Цель урока: Раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от  золотоордынского ига. Привит...

открытый урок по теме "Битва за Москву"

Методические рекомендации по истории на тему «Битва за Москву» выполнены на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 36.3 парикмахер.Изучение этой темы я выделяю ...

Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля)

Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля)   Технология:  развитие критического мышления через чтение и письмо....

Урок истории Московская битва 9 класс

Данный урок позволяет учащимся познакомиться с мужеством и героизмом участников битвы за Москву....

Урок мужества "Сталинградская битва глазами юного поколения"

Классный час ко 2 февраля о героях Сталинградской битвы. Ученица прочитала стихотворение собственного сочинения....

Урок Мужества «Великая битва на Волге» (встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы)

Конспект внеклассного мероприятия в форме урока мужества, посвященного 70-летию Великой Победы. Рассчитан на 45 мин., для 7-8 классов, можно проводить и в страшем звене. Урок можно проводить с ноября ...

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/

Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...