Конспект урока по предмету Духовное краеведение Подмосковья. Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб» Урок для учащихся 10-х классов
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Дубкова Марина Николаевна

Конспект урока по предмету

Духовное краеведение Подмосковья

Для учащихся 10-го класса

Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб»

Выполнила: учитель истории

Дубкова Марина Николаевна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №17 сУИОП

г.Щёлково Московской области Щёлковского Муниципального района.

Конспект урока по предмету

Духовное краеведение Подмосковья

Для учащихся 10-го класса

Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб»

Выполнила: учитель истории

Дубкова Марина Николаевна.

2017г.

Цель: Объяснить ученикам тему духовного подвига .

Задачи урока:

образовательная:

Рассказать о жизни святых Димитрия Солунского, князьях Борисе и Глебе.

воспитательная: На примере жизни святых рассмотреть следующие вопросы:

- Христианское понимание подвига

- Подвиг во имя веры

- Цель жизни христианина

развивающая: провести этические беседы по теме.

средства: учебник «Духовное краеведение Подмосковья», Мультимедийный проектор, презентация по теме: «Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли. Борисоглебский монастырь. Святые князья Борис и Глеб».

форма: Конспект этической беседы – маршруты духовного краеведения Подмосковья.

тема учебника в рамках которой сделана методическая разработка: «Тема 11. Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли. Борисоглебский монастырь. Святые князья Борис и Глеб».

разработка урока сделана для учеников 10 класса

План урока:

  1. Святой Дмитрий Солунский
  2. Герб города Дмитрова
  3. Христианская культура в городе Дмитрове
  4. Святые князья Борис и Глеб

Ход урока:

Оргмомент:

Изучение новой темы:

В начале учитель беседы проблемный вопрос:

Движение маршрутами духовного краеведения на север от Москвы приводит в старинный подмосковный город Дмитров. Уже его название позволяет узнать новое из истории христианской православной культуры. Это - имя святого великомученика Димитрия Солунского. В чем состоял его подвиг?

Христианский подвиг и святая жизнь князей Бориса и Глеба были столь почитаемы на Руси, что оба святых брата были прославлены Русской Церковью вскоре после кончины. Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб являются первыми прославленными общерусским святыми. В чем состоял их подвиг?

Об этом мы поговорим сегодня.  

-В чем состоит духовный подвиг?

Запишем в тетрадях тему нашей беседы и основные понятия.

Тема: Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб.

Основные понятия. Великомученик Димитрий Солунский. Борисоглебский монастырь. Святые князья Борис и Глеб. Христианский подвиг. Кротость. Милосердие. Великомученик Георгий Победоносец. Страстотерпцы.

  1. Святой Дмитрий Солунский

Слайд №1

Рассказ учителя о Дмитрии Солунском

     Великомученик Димитрий родился в III веке в греческом городе Солуни (ныне - Салоники). Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия, император Максимиан Галерий, начавший правление в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалоникийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов. Но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

     Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий - христианин. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали, тащили на арену и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывали на копья воинов.

     По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне предали его земле. Это произошло в 306 году. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия христиане воздвигли храм.

     И сегодня в греческом городе Салоники не прекращается поток христианских паломников со всех стран мира к святому великомученику Димитрию Солунскому.

задание для закрепления:

Этическая беседа:

-за что римский император велел убить Димитрия Солунского? (За то, что он был христианином и обращал в христианство язычников).

-в чем состоит духовный подвиг Димитрия Солунского? (Зная об отношении к христианам, он продолжил нести слово Божие, обращать язычников в христианство.  Димитрий покоряется воли Бога, принимая мученическую смерть).

-как вы думаете, в чем Дмитрий Солунский видел смысл жизни?

Слайд №2.

  1. Герб города Дмитрова

    На Руси нашими благочестивыми предками было принято по христианскому обычаю нарекать имя родившемуся младенцу в честь святого, празднование которого совершалось в тот день.

     Так, в Новгородской летописи от 1154 года говорится об основании древнего русского города Дмитрова суздальским князем Юрием Долгоруким (основателем Москвы) в честь рождения сына Дмитрия, впоследствии известного как великий князь Всеволод Большое Гнездо (он, по сохранившемуся в то время языческому обычаю, имел второе, славянское имя). «Того же лета родися Юръю (Долгорукому) сын Дмитрий (Всеволод Большое Гнездо) бо бе тогда нареце на Яхроме и с княгинею и заложи град во имя и нарече и Дмитров... ».

     Так город и получил название по имени небесного покровителя сына князя — святого великомученика Димитрия Солунского. Был также заложен деревянный храм в честь святого великомученика Димитрия.

Слайд №3. объяснение

    История христианской культуры в Дмитрове тесно связана с историей Русского государства. Вот, например, в XIII веке Дмитров стал предметом борьбы между Тверью, Переяславлем и Москвой. Его герб - четыре короны под изображением святого великомученика Георгия Победоносца - напоминает о переговорах четырех князей: Андрея Владимирского, Михаила Тверского, Даниила Московского и Ивана Перяславского (в его владении был Дмитров).

  1. Христианская культура в городе Дмитрове

В  1420 - 1425 годах в Дмитрове был построен белокаменный храм, посвященный Успению Пресвятой Богородицы и святому великомученику Димитрию Солунскому. Храм не сохранился до нашего времени, от него остался лишь фундамент. Для собора был написан иконостас. Его восемь икон Деисусного чина, сохранились до нашего времени. Эти чтимые христианами святыни являются шедеврами иконописного искусства XV столетия.

Слайд №4

 Они находятся в иконостасе современного Успенского собора города Дмитрова, который был построен в 1509-1533 годах по заказу дмитровского князя Юрия Ивановича - второго сына великого князя Иоанна III.

объяснение

Красиво внешнее убранство собора. Его стены украшены тремя керамическими иконами. Две иконы представляют собой композиции из поливных изразцов (керамиды). Они одинаковы по сюжету: это изображения Распятия Иисуса Христа с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. И еще одна икона-керамида - «Святой великомученик Георгий Победоносец», на которой изображен сюжет «Чудо святого Георгия о змие», размещена на бывшей внешней стене собора. Этот образ уникален, так как вся керамическая композиция вписана в круг диаметром 280 сантиметров и покрыта многоцветной полупрозрачной глазурью. Эти иконы сохранились на стенах собора и очень почитаемы христианами Дмитрова, а образ святого Георгия всегда почитался как чудотворный. В настоящее время правая галерея собора - это храм в честь преподобного Сергия Радонежского.

Слайд №5.

     До нашего времени дошел ряд старинных икон Дмитровского кафедрального собора: Спас Вседержитель - икона первой трети XVI века, Богоматерь «Одигитрия» — первой трети XVI века, чудотворный образ святого Георгия («Святой Георгий Победоносец в житии») начала XVI века, а также - чудотворный образ святого преподобного Сергия Радонежского. Автором образа преподобного Сергия является инок Феодосии, иконописец мастерской выдающегося иконописца XV века - Дионисия. Сама икона выполнена в мастерской Дионисия. Величайшей святыней города Дмитрова является чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы конца XV столетия, находящийся в Дмитровском Успенском соборе. Он также выполнен в мастерской Дионисия. В храмах и музеях Дмитрова находятся иконы, почитаемые православными христианами как святыни и имеющие большую художественную ценность. Это образ Богоматери «Одигитрия» - икона конца XVI века, «Святитель Николай в житии» - начала XVI века из Пятницкого женского монастыря, образ святого апостола Иоанна Богослова с клеймами - 1492 года из Борисоглебского монастыря, образ святого Иоанна Предтечи — XV столетия из Николо-Пешношского монастыря и другие иконы.

  1. Святые князья Борис и Глеб

Слайд №6

     На одном из холмов города Димтрова возвышается во всей своей белоснежной красоте Борисоглебский монастырь. Он документально известен с 1472 года: впервые он упоминается в завещании князя Юрия Васильевича, в правление которого уже начался подъем Дмитрова (монастырь в то время был боевым форпостом города на его восточной окраине). Он был также хранителем исторической памяти Руси. Так, до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре велась рукописная летопись.

     Центром монастыря служит собор святых Бориса и Глеба, выстроенный в XVI веке. Собор создан в традициях древней русской архитектуры и напоминает церковь Покрова на Hepли. Название монастыря возвышает наше внимание к подвигу святых князей Бориса и Глеба, в честь которых он назван. Святые Борис и Глеб были русскими князьями, жившими в XII веке. То был период разрозненности русского государства и междоусобных войн за княжеские уделы. Борис и Глеб стали первыми жертвами этого жестокого спора. Их христианский подвиг и святая жизнь были столь почитаемы на Руси, что оба святых брата были прославлены Русской Церковью вскоре после кончины. Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб являются первыми прославленными общерусским святыми.

-  В чем состоял их подвиг?

- За что они были почитаемы христианским народом на Руси? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо рассказать об их жизни и смерти.

объяснение

Рассказ учителя о Святых Борисе и Глебе.

Слайд №7

     Святые Борис и Глеб были младшими сыновьями великого князя Владимира. Из всех своих двенадцати сыновей их князь любил особенно. Они наследовали от отца любовь к христианской вере. Обучившись грамоте и истинам веры, они с большим рвением читали книги, в особенности - Священное Писание и жития святых. Братья были дружными и не разлучались в детстве.

     Когда они повзрослели, отец назначил им уделы: Борису - Ростов, а Глебу - Муром, области, где христианство еще слабо распространилось. Прибыв в свои уделы, они делали все, что могли, для утверждения христианства, сами подавали пример благочестивой жизни: были кроткими и милосердными к ближним. «Они творили многую милостыню нищим и убогим и вдовицам и сиротам; были милостивы, как и отец их, и так несребролюбивы, что не имели у себя ничего, кроме одежд», - так говорят о них летописные источники. Видя добродетели сыновей, Владимир желал, минуя старших сыновей, передать великокняжеский престол Борису, как лучшему из своих сыновей. Это намерение великого князя разделяли и жители Киева, желавшие видеть своим князем одного из благочестивых братьев. Такая любовь народа к Борису и Глебу раздражала старшего брата Святополка, который ждал только смерти отца, чтобы захватить великокняжеский престол. Властолюбивый Святополк был христианином только по имени, а в душе остался таким же язычником, каким был и до крещения Но замыслы Святополка были открыты, и его заключили в тюрьму. Милостивый ко всем Владимир вскоре простил своего мятежного сына. Видя, что киевляне хотят предоставить права великого князя Борису, Святополк возненавидел своего брата и решил погубить его. В то время прошел слух о вторжении в русские пределы дикого кочевого народа - печенегов. Престарелый и больной Владимир сам был не в состоянии идти на войну и отразить нападение врагов, а потому призвал Бориса из Ростова в Киев и повелел ему идти на печенегов. Вскоре Владимир умер. Находившийся в то время в Киеве Святополк самовластно сел на киевском престоле и спешил расположить к себе киевлян поблажками и подарками. Но не любили они этого князя, коварного и властолюбивого. Тогда Святополк послал своих слуг убить брата.

     Между тем, Борис возвращался обратно в Киев. Близ города Переяславля он узнал от гонца о смерти отца и замыслах брата. Горестью поражено было сердце Бориса. Окружавшие его воины предлагали изгнать Святополка из Киева и занять престол отца. Но Борис не хотел поднимать руку на старшего брата, был готов лучше служить ему, чем проливать кровь. Надеясь на милость Божию, он распустил войско по домам, оставив при себе только ближайших слуг. Святополк не мог поверить в доброту и великодушие Бориса. Он послал наемных злодеев умертвить ни в чем неповинного брата. Преданные Борису люди известили его о готовившемся злодеянии, но он не думал противиться брату. «В случае войны, - говорил он, - много людей может погибнуть; лучше же мне умереть, чем погубить много душ». Пред иконою Спасителя он молился за убийц своих. В это время злодеи ворвались в шатер и пронзили Бориса копьями. Тело князя привезли в Вышгород и похоронили.

     Но преступный Святополк, чтобы удержать за собою великокняжеский престол, решил убить и второго своего брата - Глеба, который не менее Бориса был любим народом. Святополк послал гонца сказать Глебу: «Иди скорей, отец болен и зовет тебя». Не подозревая ни в чем брата, Глеб поспешил в Киев. Он был уже близ Смоленска, плывя на лодке по реке Смядыне, когда настиг его гонец от старшего брата Ярослава, князя Новгородского. От него узнал Глеб о смерти отца и убийстве брата Бориса. Известие это сильно опечалило молодого князя.

     Убийцы, подосланные Святополком, издали следили за его ладьей. Спутники Глеба, заметив их, схватились за оружие, чтобы защищать своего князя, но Глеб отклонил их намерение, говоря: «Братья, если не будем противиться им, то они отвезут меня к брату; если же вступим в бой, они убьют меня и вас. Прошу вас, плывите к берегу, а я останусь посреди реки». Глеб молился и спокойно вверял себя в их волю. Тогда злодеи убили неповинного князя, а его тело бросили в глухом лесу. Это преступление было совершено 5 сентября 1015 года.

     Через пять лет в княжение Ярослава Мудрого - брата святых Бориса и Глеба, тела братьев были захоронены в соборе города Вышгорода. Святые Борис и Глеб прославлены как страстотерпцы - то есть христиане, претерпевшие невинные страдания и в них проявившие свою веру, надежду и любовь к Богу и ближнему. Христиане почитают братьев- страстотерпцев. В их память освящены многие храмы. Их имя носит и Борисоглебский монастырь города Дмитрова.

Слайд №8

Запись в тетради:  страстотерпцы - христиане, претерпевшие невинные страдания и в них проявившие свою веру, надежду и любовь к Богу и ближнему.

задания для опроса

Этическая беседа:

-  В чем состоял  подвиг святых князей Бориса и Глеба? (Они выполнили требование Евангелия. Они отдали свои жизни, не мстили, повторили путь Христа)

- Назови христианскую добродетель, проявленную святыми князьями. (Кротость, милосердие)

- За что они были почитаемы христианским народом на Руси? (Святые Борис и Глеб прославлены как страстотерпцы - то есть христиане, претерпевшие невинные страдания и в них проявившие свою веру, надежду и любовь к Богу и ближнему. Христиане почитают братьев- страстотерпцев).

- В чем состоял христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба?

- Отличается ли жизнь святых от жизни обычных людей

    Итог урока

Слово учителя:

     Сегодня мы рассмотрели жизни христианских святых - Димитрия Солунского, святых князей Бориса и Глеба. Чему нас могут научить истории их жизни? Своим примером эти святые показали любовь к Богу, ближнему. Их духовный подвиг состоял в непротивлении злу, служению Богу, покорности его воли. Как сегодня можно победить зло? Наверное начать с себя, со своих поступков, и мир станет лучше, чище добрее.

задания для закрепления

 Учащиеся совместно с педагогом выделяют качества святого, которые являются важными для жизни современного человека.

-милосердие;

-любовь к Богу, ближнему;

Слайд  №9.

Домашнее задание: Написать эссе на тему:  «Непротивление злу: за – против»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Преподавание духовного краеведения началось в нашей школе с кружка, затем был создан отряд "Славяне и "Наследники". Дети знакомились с историей родного края, совершали маршруты духовного краеведения. ...

Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

Презентации к урокам по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Презентации для учителей, ведущих уроки по предмету "Духовное краеведение Подмосковья", содержащие иллюстрации и вопросы, направленные на проверку усвоения материала....

Презентации к урокам по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Презентации для учителей, ведущих уроки по предмету "духовное краеведение Подмосковья", содержащие иллюстрации и вопросы, направленные на проверку усвоения материала...

Конспект урока: "Введение. Что изучает предмет Духовное краеведение Подмосковья"

Конспект урока: "Введение. Что изучает предмет Духовное краеведение Подмосковья"...

Рабочая программа учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья» для 8-х классов

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:-  «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Минист...