Представление опыта работы учителя истории и обществознания по использованию электронных информационно - образовательных ресурсов в учебном процессе
статья по истории на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Давликеевская основная общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Доклад на тему:
Представление опыта работы учителя истории и обществознания по использованию электронных информационно - образовательных ресурсов в учебном процессе
Учитель истории и обществознания
Шайдуллина Мадина Фергатовна
В настоящее время Россия переживает непростые времена в образовании. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, требует от современного педагога иного отношения, иных подходов и образовательных методик.
В условиях становления новой системы образования, особую актуальность приобретают вопросы освоения и применения современных образовательных технологий. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Наблюдаются тенденции совершенствования образовательных технологий, характеризующихся переходом от учения как функции запоминания, к учению как процессу умственного развития.
Важнейшим направлением реализации концепции модернизации образования являются информатизация и компьютеризация.
Процесс приобщения учителей к компьютеру шел долго, но в настоящее время все поняли, что он настоящий помощник для каждого учителя. Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. В-третьих, компьютер позволяет вести электронный журнал. Его очень легко создать, используя прикладную программу Microsoft Office — редактор таблиц Excel. В-четвертых, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. В-пятых, компьютер позволяет творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации.
С появлением в школе первого персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.
Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.
В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы, был накоплен огромный материал, который я сейчас использую на уроках истории.
В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.
Образование – непрерывный и динамичный процесс и основная задача преподавателя – создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни.
Использование электронных образовательных ресурсов по истории позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, которой, к сожалению, не всегда достаточно, и вызывает интерес ребят. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. И здесь на помощь педагогу и ученику могут прийти новые технологии. Ведь большинство подростков воспринимает материал не столько по принципу «трудно» или «легко», а сколько – «интересно» или «неинтересно». Я считаю, что обучение должно быть естественным и приятным.
Но информационные технологии наибольший эффект дают лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями. Следовательно актуальным становится вопрос о целесообразном сочетании информационных и педагогических технологий и их совместном применении.
В то же время необходимо учитывать специфику истории и обществознания, отнесенных в современной классификации к предметам с ведущим компонентом ценностной ориентации. В их преподавании практически невозможно применение современных технологий в чистом виде. Приходится их преломлять, видоизменять, искать наиболее приемлемые.
Современное обучение сегодня трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Мультимедиа программы - наукоемкий продукт, поэтому мультимедийные издания создают следующий спектр широких возможностей не только для учителя, но и для учащихся:
- осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного CD-продукта и интересами
- прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя
- создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения: учащиеся самостоятельно будут искать ответы на поставленные вопросы индивидуально и в группах
- удовлетворить познавательный интерес к школьному предмету - истории, конкретно к данному историческому периоду.
Формы, которые я использую в своей работе в процессе преподавания:
- презентация - как сопровождение рассказа учителя (проблема наглядности)
- мультимедийные обучающие диски - необходимая информация, способствующая наилучшему запоминанию материала;
- ИКТ как средство контроля знаний учащихся, ЦОР.
Презентация как форма преподавания, безусловно, позволяет сделать процесс обучения более наглядным и привлекательным.
Мультимедийные обучающие диски – это чаще всего электронные приложения к учебникам, конкретизирующие его содержание и имеющие возможности контроля знаний по отдельным темам. Также в их арсенал входят галереи, словарь с различными терминами, интерактивные тесты и др.
Но особое внимание в последнее время уделяется использованию открытых электронных образовательных ресурсов. Под ними прежде всего понимаются созданные в самых разнообразных форматах электронные средства обучения по самым разнообразным предметам и темам. Не исключением и являются история и обществознание.
В своей работе я широко использую ЭОР. Помимо, мультимедийных презентаций и обучающих дисков, я использую и открытые образовательные ресурсы сети Интернет. Для визуализации обучения на уроках истории и обществознания активно применяю специализированные предметные электронные ресурсы. Существует ряд сайтов, (www.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru, http://katalog.iot.ru, http://ndce.edu.ru ), где в широком доступе находятся предметные, тематические цифровые и электронные образовательные ресурсы. Достаточно давно и эффективно зарекомендовали себя предметные модули, помещенные на вышеуказанных сайтах. Существуют три типа электронных учебных модулей : модуль получения информации; модуль практических занятий; модуль контроля. Например, на уроке истории по теме «Батыево нашествие» на этапе изучения нового материала использовала информационный модуль – звуковая лекция в сопровождении с анимированной картой и сменяемыми иллюстрациями исторических персоналий. В отличие от книги, которая дает только текстовую информацию, электронный модуль позволяет комплексно познакомиться с иллюстративно-картографической и документальной информацией. На уроке уменьшается время на изучение, а увеличивается время на повторительно-контролирующие элементы. Так, например, этап урока «Закрепление» проводился уже с использованием практических модулей – составление пазла - карты, решение тестов, сопоставление понятий и их определений. Для более сильных учащихся класса использовался на этом же уроке исследовательский модуль – для отдельной группы учащихся в представленном модуле были предложены проблемные и поисковые задания. Таким образом, урок был насыщен визуальными источниками, стимулирующими процесс запоминания и вариативно проходила практическая часть урока. Кроме того, в лучших традициях результативного урока применение модулей позволяет четко выстроить линию урока: информация - практика – контроль. При этом, подготовка учителя к уроку была значительно облегчена, поскольку нет необходимости самостоятельной разработки ресурса для интерактивной доски.
В течение всего урока наблюдался еще один «плюс» использования ЭОР: дисциплина не нарушалась – все учащиеся были включены в образовательный процесс, а визуализирующие характеристики применяемых модулей в полной мере справились с поставленными перед ними задачами – привлекали внимание учащихся и формировали знания, умения и навыки.
Использование электронных образовательных ресурсов по истории позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, которой, к сожалению, не всегда достаточно, и вызывает интерес ребят. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. И здесь на помощь педагогу и ученику могут прийти новые технологии. Ведь большинство подростков воспринимает материал не столько по принципу «трудно» или «легко», а сколько – «интересно» или «неинтересно». Я считаю, что обучение должно быть естественным и приятным.
Помимо вышеперечисленных средств обучения следует заметить, что у каждого педагога есть возможность создавать и собственные электронные образовательные ресурсы. И речь в данном случае идут не только о презентациях, которые широко вошли в образовательный процесс. Речь идет о более сложных ЭОР, которые педагог может создать с помощью специального программного обеспечения. Примером такого является программа HOT Potatoes. Она позволяет создавать средства контроля качества знаний учащихся, а именно интерактивные тесты самых разных видов(от обычного тестового задания до заданий, связанных с выбором соответствий). Использование данной формы работы значительно расширит педагогический арсенал учителя, сделает процесс обучения более творческим.
В настоящее время процесс обучения должен не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс и использование ЭОР , позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, разнообразить их формы работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.
Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой сегодня работаю, – «Активные формы и методы воспитания и обуче...
Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.
Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой сегодня работаю, – «Активные формы и методы воспитания и обуче...
«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)
Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)
В современных условиях, когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...
Описание опыта работы учителя истории и обществознания.
Для представления в областном конкурсе "Учитель года"....