конспект урока "Тайные организации в России в первой четверти 19 века"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Урок с использованием исторических документов

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Тайные организации в России во второй четверти 19 века

Предмет: история.

Класс: 9.

УМК: Л. М. Ляшенко, О. В. Волобуев, Е В. Симонова «История России19-начало 20 века»

Технология проведения урока: развития критического мышления.

Тип урока: изучения нового материала.

Цель урока:

Формирование и развитие исторического мышления – способности критически оценивать события и явления  с точки зрения их исторической обусловленности, выявлять альтернативы, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого на примере анализа программных документов тайных организаций декабристов .

Задачи урока:

  • Создать условия для понимания учащимися причин образования тайных организаций; анализа  программ деятельности; выявления сходства и различия,  дать им оценку.  
  • Создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся через вовлечение их в активный познавательный процесс, создание атмосферы сотрудничества при решении проблем; развитие умения анализировать исторические события, способностей учащихся сопоставлять различные версии , аргументировано отстаивать свою точку зрения, умения организовывать свою работу в паре, в группе. 
  • Продолжить воспитание патриотизма, толерантности,  формирование личностного отношения к истории своей страны.

Предполагаемые результаты:

  • Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, уважение к  истории свой Родины, толерантное сознание и поведение, способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, готовность к самообразованию.
  • Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать  в процессе совместной деятельности; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение ясно и логично излагать свою точку зрения.
  • Предметные: освоение истории возникновения тайных организаций декабристов (причины возникновения, организации,   программы, определение характера этих программ, оценки данных программ с точки зрения их соответствия реальной ситуации того времен), подготовка к ОГЭ.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

I этап урока: вызов.

Цель этапа: актуализация и обобщение имеющихся знаний, пробуждение интереса к изучаемой теме, выделение проблемного вопроса и путей его решения.

(5 минут)

Актуализация знаний через эвристическую беседу с учащимися:

- На предыдущих уроках мы говорили об Отечественной войне 1812 года,   об участии России в Заграничных походах . Война закончилась русская армия с победой вернулась домой.

  • На что надеялись представители  разных слоев общества

-либеральное дворянство

-крестьянство

-Народы России

  • Оправдались ли их надежды? Почему?

  • Всех ли устраивала такая ситуация? Кто был против такого положения дел, и что они сделали?

Все правильно «Тайные организации в России во второй четверти 19 века» это и будет темой нашего урока

Отвечают на вопросы, коллективно выясняют

  • Введение Конституции, ограничение самодержавия, введение политических прав и свобод
  • Отмена крепостного права, наделение землей
  • Смягчение национальной политики (политика русификации)

  • Нет

- Александр 1 боялся за свою жизнь и трон, отказался от проведения реформ

- основная часть дворян не хотела реформ, т к победа в войне давала  основания думать, что все должно оставаться по старому

  • Против такого положения дел была часть либерального дворянства- офицеры, которые участвовали в Отечественной войне 1812 года, побывали  в Заграничных походах. Они стали создавать тайные организации

Запись темы в рабочие листы урока

- систематизация, умение обобщить информацию;

-характеризовать важнейшие события внутренней политики Александра 1 после Отечественной войны 1812 года, заграничных походов

Создает ситуацию для постановки проблемного вопроса, определения целей урока.

Таким образом, в России после войны обострились давно назревшие проблемы, власть,  в лице императора Александра 1, не торопилась  их решать, тогда эту миссию берут в свои руки офицеры, которые через создание тайных организаций, разработку программ и методов делают попытку изменить жизнь в стране.

Но возникает вопрос? Какой вопрос можно задать офицерам?

Организует выделение задач

Формулируют проблемный вопрос, цель урока, пути его решения.

-Уверены ли они в том, что  их выбор это-то, что нужно сейчас стране, соответствует ли их деятельность реальности?

Цель: определить реалистичность деятельности тайных организаций

Учащиеся формулируют задачи деятельности, с опорой на слова -подсказки

1.Почему?  2. Кто, какие? 3. Что?

1.какие причины подтолкнули офицеров на эту деятельность?

2. какие организации были созданы?

3.что предлагали, какие программы?

Целеполагание, планирование деятельности по решению поставленной проблемы.

II этап урока: осмысление.

Цель этапа: получение новой информации для решения поставленной задачи на стадии вызова, ее осмысление.

(3 минуты)

А)  сформулировать причины подтолкнувшие  офицеров к созданию тайных обществ

Организует выполнение задания №1 с рабочего листа

(2 минут)

Б) обзор тайных обществ

Рассказ по слайду презентации, организация задания №2 в рабочем листе

 

(3 минут)

В) Анализ первых тайных организаций Организует выполнение задания №3 в рабочем листе

  • Почему эти организации были самораспущены?

Учащиеся из списка вопросов  выбирают правильные ответы, объясняют не верные

  1. Патриотический подъем ,  рост самосознания после войны 1812 года
  2. Стремление дворян прийти к власти
  3. Существование в России  крепостного права, военных поселений
  4. Дворяне опасались Александра 1, боялись наказания
  5. Влияние идей А. Радищева и французских просветителей
  6. Нелюбовь армии к Николаю 1
  7. Пребывание за границей показало отсталость общественного устройства России.
  8. Международная обстановка (революции в Европе)

Слушают учителя, заполняют схему в рабочих листах

Выполняют задание №3 выделяют сходства и различия

Примерный ответ уч-ся: - Среди участников «Союза спасения» было очень много разногласий в видении путей к освобождению России и в конце 1817 года это общество было распущено. В 1821 году полиция и царь узнали о существовании тайного общества «Союз благоденствия», поэтому было решено его распустить, чтобы избавиться от ненадежных членов, царских агентов и пересмотреть дальнейшую тактику борьбы.

-умение определять причины событий и явлений

- объяснять, в чем состояли причины организации тайных организаций

- проводить поиск необходимой информации и представлять ее;

- умение  преобразовывать информацию графическим способом и наоборот;

- соотносить единичные факты и общие явления;

- характеризовать первые тайные организации и их идеи

(15  минут)

В) Анализ программ Северного и  Южного обществ декабристов

Организация выполнения задания №4 из рабочего листа

Что может стать критериями для составления таблицы?

 Выделение критериев для сравнения

Организация деятельности учащихся с историческим источником и заполнения сравнительной таблицы

Организация работы  в парах и группах

Организует выполнение задания №5 из рабочего листа

  • В чем сходство программ Северного и Южного общества?
  • В чем различие программ Северного и Южного общества?
  • Какая из программ вам кажется более  радикальной (революционной), какая либеральной? Почему ?

  • Проанализируйте готовность общества (император Александр1,  дворянство, крестьяне)   к принятию этих программ. Почему?

Коллективное выделение и формулировка критериев для сравнения

Проблемы, которые стояли перед обществом, и которые нужно было решить:

1.  самодержавие ( определить форму правления)

2. политические права и свободы

3. форма территориально-государственного устройства

4.крепостное право

5. вопрос о земле

6. военные поселения

7. социальное неравенство

Работа с текстом исторического источника:

Работа в парах

- Северное  общество,  программа «Конституция», автор Н. Муравьев

– Южное общество, программа «Русская правда», автор П. Пестель

Заполнение  сравнительной  таблицы

Работа учащихся в группах: обмен собранной информацией, продолжение заполнения сравнительной таблицы

  Вопросы

сравнения

Северное общество

«Конституция» Н.М.Муравьева

Южное общество

«Русская правда» П.И.Пестеля

1.Форма правления

Конституционная монархия

Республика

2. Политические прав и свободы

Политические свободы: свобода слова, участие в политической жизни

Политические свободы: свобода слова, участие в политической жизни

3.Форма территориально-государственного устройства

Федерация

Унитарное государство

4.Судьба крепостного права

Уничтожение

Уничтожение

5. Вопрос о земля

Земля у помещиков, крестьянам 2 десятины

Общественная и частная.

6.Судьба военных поселений

Уничтожение

Уничтожение

7.Судьба сословий

Уничтожение

Уничтожение

8. избирательное право

Политические права

Имущественный ценз (ограничение), пол, возраст, образование

Политические права

Мужчины с 20-летнего возраста, без имущественного ценза

Принимают участие в  коллективном обсуждении,

выделяют сходства и различия программ,

определяют, какая программа более радикальная, какая более либеральная, объясняют свой выбор

анализируют готовность общества к реализации программы Пестеля и Муравьева, объясняют свою позицию

- умение  анализировать информацию , делать обоснованные выводы;

- проводить поиск необходимой информации и представлять ее;

- умение  преобразовывать информацию графическим способом;

- соотносить единичные факты и общие явления;

- объяснять основные положения программ тайных организаций

- находить сходства и различия,  

- определять характер программ; оценивать возможности их осуществления

III этап урока: рефлексия.

Цель этапа: целостное осмысление, обобщение полученной  информации. Присвоение нового знания учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Поиск тем и проблем для дальнейшей работы.

(15 минут)

(2 минуты)

Формулирует выводы по уроку совместно с учащимися.

  • Удалось ли нам достичь поставленной на уроке цели?

Чем  завершилась  судьба тайных организаций и их участников,  мы узнаем на следующем уроке

(5 минут)

Организация  работы групп по выполнению задания №6 из рабочего листа

(5 минут)

Проверка творческих заданий

(2 минуты)

Оценивание работы учащихся

(1 минуты )

Домашнее задание  из рабочего листа

Коллективно делают вывод:

Проекты были не осуществимы , так как общество не было готово поддержать организаторов тайных обществ

Осмысление полученной информации, обобщение и рефлексия проводятся через выполнение  творческих заданий

 Выполняют задания.

  • Составьте формулу, которой  можно выразить программу

Северного общества  Южного общества

  • Придумайте девиз

Северного общества  Южного общества

  • Составьте синквейн

Южное общество,  Северное общество,  Тайные организации

Домашнее задание: рассказ от дворянина 19 века с заседаний Северного или Южного общества

- развитие способности анализировать, обобщать, сопоставлять новое с ранее изученным

- давать оценку результативности своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешняя политика России в первой четверти XIX века

Презентация к уроку истории по истории России в 8 классе...

Контрольная работа по истории «Россия в первой четверти 18 века».

Контрольная работа по истории. 10 класс. В формате ЕГЭ....

Реформы в России в первой четверти 18 века.

Данный материал может быть использован на уроках посвящённых реформам Петра I....

Урок повторения и обобщения «Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

Тип урока:          повторительно-обобщающий  Технологии:       технология развития критического мышления, ...

Тест по теме: «Россия в первой четверти XIX века»

Тест составлен в форме контрольно - измерительных материалов.В работе выделяется три уровня заданий : задание А ,  задание В ,задание С ....

Тесты по истории России на тему: "Россия в первой четверти 19 века"

Тесты предназначены для учащихся 8 класса, занимающихся по учебнику Данилова А. А....

Внешняя политика России в первой четверти XVIII века

В презентации, предназначанной для 10 класса, рассказывается о Северной войне (причинах, союзниках, этапах, итогах), о Прутском и Каспийском походах .  Представлены: таблицы, иллюстративный матер...