(5 минут) Актуализация знаний через эвристическую беседу с учащимися: - На предыдущих уроках мы говорили об Отечественной войне 1812 года, об участии России в Заграничных походах . Война закончилась русская армия с победой вернулась домой. - На что надеялись представители разных слоев общества
-либеральное дворянство
-крестьянство -Народы России
- Оправдались ли их надежды? Почему?
- Всех ли устраивала такая ситуация? Кто был против такого положения дел, и что они сделали?
Все правильно «Тайные организации в России во второй четверти 19 века» это и будет темой нашего урока
| Отвечают на вопросы, коллективно выясняют
- Введение Конституции, ограничение самодержавия, введение политических прав и свобод
- Отмена крепостного права, наделение землей
- Смягчение национальной политики (политика русификации)
- Александр 1 боялся за свою жизнь и трон, отказался от проведения реформ - основная часть дворян не хотела реформ, т к победа в войне давала основания думать, что все должно оставаться по старому
- Против такого положения дел была часть либерального дворянства- офицеры, которые участвовали в Отечественной войне 1812 года, побывали в Заграничных походах. Они стали создавать тайные организации
Запись темы в рабочие листы урока
| - систематизация, умение обобщить информацию; -характеризовать важнейшие события внутренней политики Александра 1 после Отечественной войны 1812 года, заграничных походов
|
Создает ситуацию для постановки проблемного вопроса, определения целей урока. Таким образом, в России после войны обострились давно назревшие проблемы, власть, в лице императора Александра 1, не торопилась их решать, тогда эту миссию берут в свои руки офицеры, которые через создание тайных организаций, разработку программ и методов делают попытку изменить жизнь в стране. Но возникает вопрос? Какой вопрос можно задать офицерам?
Организует выделение задач | Формулируют проблемный вопрос, цель урока, пути его решения.
-Уверены ли они в том, что их выбор это-то, что нужно сейчас стране, соответствует ли их деятельность реальности?
Цель: определить реалистичность деятельности тайных организаций Учащиеся формулируют задачи деятельности, с опорой на слова -подсказки 1.Почему? 2. Кто, какие? 3. Что? 1.какие причины подтолкнули офицеров на эту деятельность? 2. какие организации были созданы? 3.что предлагали, какие программы? | Целеполагание, планирование деятельности по решению поставленной проблемы. |
(3 минуты) А) сформулировать причины подтолкнувшие офицеров к созданию тайных обществ Организует выполнение задания №1 с рабочего листа
(2 минут) Б) обзор тайных обществ Рассказ по слайду презентации, организация задания №2 в рабочем листе
(3 минут) В) Анализ первых тайных организаций Организует выполнение задания №3 в рабочем листе - Почему эти организации были самораспущены?
| Учащиеся из списка вопросов выбирают правильные ответы, объясняют не верные - Патриотический подъем , рост самосознания после войны 1812 года
- Стремление дворян прийти к власти
- Существование в России крепостного права, военных поселений
- Дворяне опасались Александра 1, боялись наказания
- Влияние идей А. Радищева и французских просветителей
- Нелюбовь армии к Николаю 1
- Пребывание за границей показало отсталость общественного устройства России.
- Международная обстановка (революции в Европе)
Слушают учителя, заполняют схему в рабочих листах
![](https://lh3.googleusercontent.com/2b0Po7RRrruXey3rThu5by8PezvD3cZSXgsDB03H8S5ea0JMdZYKVGl0ciM29NDbA9QZScZJASEE5sIUiRlb7e7eQ3QKWSGgr5Hy7WbC_e-EiW4sqc3x5MHYP7-xm1D9iYtmEIyZcsl7sUxr9A)
Выполняют задание №3 выделяют сходства и различия
Примерный ответ уч-ся: - Среди участников «Союза спасения» было очень много разногласий в видении путей к освобождению России и в конце 1817 года это общество было распущено. В 1821 году полиция и царь узнали о существовании тайного общества «Союз благоденствия», поэтому было решено его распустить, чтобы избавиться от ненадежных членов, царских агентов и пересмотреть дальнейшую тактику борьбы. | -умение определять причины событий и явлений - объяснять, в чем состояли причины организации тайных организаций
- проводить поиск необходимой информации и представлять ее; - умение преобразовывать информацию графическим способом и наоборот; - соотносить единичные факты и общие явления; - характеризовать первые тайные организации и их идеи
|
(15 минут) В) Анализ программ Северного и Южного обществ декабристов Организация выполнения задания №4 из рабочего листа Что может стать критериями для составления таблицы? Выделение критериев для сравнения
Организация деятельности учащихся с историческим источником и заполнения сравнительной таблицы
Организация работы в парах и группах
Организует выполнение задания №5 из рабочего листа
- В чем сходство программ Северного и Южного общества?
- В чем различие программ Северного и Южного общества?
- Какая из программ вам кажется более радикальной (революционной), какая либеральной? Почему ?
- Проанализируйте готовность общества (император Александр1, дворянство, крестьяне) к принятию этих программ. Почему?
|
Коллективное выделение и формулировка критериев для сравнения Проблемы, которые стояли перед обществом, и которые нужно было решить: 1. самодержавие ( определить форму правления) 2. политические права и свободы 3. форма территориально-государственного устройства 4.крепостное право 5. вопрос о земле 6. военные поселения 7. социальное неравенство Работа с текстом исторического источника: Работа в парах - Северное общество, программа «Конституция», автор Н. Муравьев – Южное общество, программа «Русская правда», автор П. Пестель Заполнение сравнительной таблицы Работа учащихся в группах: обмен собранной информацией, продолжение заполнения сравнительной таблицы
Вопросы сравнения | Северное общество «Конституция» Н.М.Муравьева | Южное общество «Русская правда» П.И.Пестеля | 1.Форма правления | Конституционная монархия | Республика | 2. Политические прав и свободы | Политические свободы: свобода слова, участие в политической жизни | Политические свободы: свобода слова, участие в политической жизни | 3.Форма территориально-государственного устройства | Федерация | Унитарное государство | 4.Судьба крепостного права | Уничтожение | Уничтожение | 5. Вопрос о земля | Земля у помещиков, крестьянам 2 десятины | Общественная и частная. | 6.Судьба военных поселений | Уничтожение | Уничтожение | 7.Судьба сословий | Уничтожение | Уничтожение | 8. избирательное право | Политические права Имущественный ценз (ограничение), пол, возраст, образование | Политические права Мужчины с 20-летнего возраста, без имущественного ценза |
Принимают участие в коллективном обсуждении,
выделяют сходства и различия программ,
определяют, какая программа более радикальная, какая более либеральная, объясняют свой выбор
анализируют готовность общества к реализации программы Пестеля и Муравьева, объясняют свою позицию
| - умение анализировать информацию , делать обоснованные выводы; - проводить поиск необходимой информации и представлять ее; - умение преобразовывать информацию графическим способом; - соотносить единичные факты и общие явления; - объяснять основные положения программ тайных организаций - находить сходства и различия, - определять характер программ; оценивать возможности их осуществления
|
(15 минут) (2 минуты) Формулирует выводы по уроку совместно с учащимися. - Удалось ли нам достичь поставленной на уроке цели?
Чем завершилась судьба тайных организаций и их участников, мы узнаем на следующем уроке (5 минут) Организация работы групп по выполнению задания №6 из рабочего листа
(5 минут) Проверка творческих заданий (2 минуты) Оценивание работы учащихся (1 минуты ) Домашнее задание из рабочего листа |
Коллективно делают вывод: Проекты были не осуществимы , так как общество не было готово поддержать организаторов тайных обществ
Осмысление полученной информации, обобщение и рефлексия проводятся через выполнение творческих заданий Выполняют задания. - Составьте формулу, которой можно выразить программу
Северного общества Южного общества Северного общества Южного общества Южное общество, Северное общество, Тайные организации Домашнее задание: рассказ от дворянина 19 века с заседаний Северного или Южного общества | - развитие способности анализировать, обобщать, сопоставлять новое с ранее изученным - давать оценку результативности своей деятельности |