Повседневная жизнь Древней Руси
презентация к уроку по истории (6 класс) на тему

Леванова Дарья Федоровна

План урока + презентация к уроку истории России в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povsednevnaya_zhizn_drevney_rusi.rar2.91 МБ

Предварительный просмотр:

План урока по истории России в 6 классе

«Повседневная жизнь Древнерусского государства в 9-12 вв»

Цель: формирование представления о повседневной жизнь в древнерусском государстве.

Задачи:

- образовательная: узнать о быте жителей Древнерусского государства, выяснить какие проблемы заботили новгородцев в 9-12вв (по берестяным грамотам), сделать соответствующие выводы;

- развивающая: продолжить развитие умений анализировать и систематизировать информацию, логического мышления, работы с текстом, с наглядными материалами.

- воспитательная (на раздел): воспитание патриотических чувств, уважения и любови к родной истории, гуманистических идеалов.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Орг момент (2 мин)
  2. Проверка Д/З (фронтальный опрос 3 мин)
  3. Индуктор:

При изучении прошлой темы (Культура Древней Руси) мы с вами сказали, что культура понятие сложное и включает в себя………., о чем из перечисленного мы с вами узнали, а о чем нет? Как вы думаете, о чем речь пойдет сегодня?

  1. Изучение нового материала.

Давайте вспомним как работает историк, при помощи чего он изучает прошлое?

Сегодня я предлагаю вам по-быть историками, и на основе различных источников составить исторический рассказ о быте в Древней Руси.  

  1. работа с текстом.
  2. Работа «опиши картинку»

4.3 Пошли в музей (стихотворение)

5. Закрепление.

Давайте попробуем составить небольшой рассказ на основе того, что мы с вами сегодня изучили и о быте наших предков.

  1. Рефлексия. Что сегодня было интересно? Что запомнилось больше всего?
  2. Д\з. Параграф 11, перессказ.
  3. Память об уроке (обереги)

Приложение №1.

  1. Повесть временных лет 12 век:

…….Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями … А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон.

  1. Новгородские берестяные грамоты:

Грамота № 109

Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, а теперь меня за это схватила (подразумевается: уличая в краже) княгиня. Но за меня поручилась дружина. А ты теперь пошли к тому мужу грамоту: есть ли у него рабыня? (или: у него ли рабыня?) А я вот хочу, коня (или: коней) купив и посадив [на коня] княжеского мужа, [идти] на очные ставки. А ты, если [еще] не взял тех денег, не бери у него ничего.

                 ГРАМОТА № 157

Господину Михаилу Юрьевичу биют челом хрестянеЧеренщани. Чоеси, осподине, велел нам переставливати двор, а ключник нам, осподине, велит переста…

( КрестьянеЧеренщане жалуются своему господину на ключника, который требует от них большей работы, чем приказал господин.)

3. Воронин Н.Н. Пища и утварь.

Для древней Руси летописцами засвидетельствованы четыре основных хлебных злака: пшеница, ячмень, просо и рожь. Из зерен злаков, проса, овса, пшеницы, гороха приготовляли различные каши, кисели и т.п. Основным в пище древнерусских горожан XI-XII вв. стало мясо домашнего скота и птицы. Значительное место в составе древнерусской пищи принадлежало молочным продуктам. Из овощей для домонгольской Руси источниками засвидетельствованы только капуста и репа.

Приложение 2

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет
подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить
невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины
носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи
длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове — убрус под шапкой
чинной
Или повойник — оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках
новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы —
Детали поясню вам в двух словах. Поверх рубахи — красочной,
нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной —
Красавице не нужен был корсет!
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме — распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.
Расшиты шелком, жемчугом и
златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата,
Он заявлял и сам — к чему слова?
Убрус и здесь был, кстати
для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья —
В виде серег, браслетов и колец.
Был красочным и живописным очень
женский выходной наряд!

Тищенко Александра

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Приложение 3

https://refdb.ru/images/527/1052376/2103dc03.pnghttps://refdb.ru/images/527/1052376/2103dc03.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа "Повседневная жизнь древних египтян"

Урок работы в парах постоянного состава. Состоит из трех этапов.1-й этап - работа по вариантам с изученными на предыдущих уроках терминами - составление определений с последующей взаимопроверкой. В си...

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Урок в 5 классе «Религиозные верования и повседневная жизнь Древней Индии»

Самоанализ проведённого урока по истории для 5 класса «Религиозные верования и повседневная жизньДревней Индии»Тип урока: урок изучения нового материалаУрок был направлен на изучение ...

Тех.карта Повседневная жизнь населения Древней Руси 6 класс

Технологическая карта "Повседневная жизнь населения Древней Руси"...

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»...

Повседневная жизнь древних греков

Повседневная жизнь древних греков...

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"

Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...