План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"
план-конспект урока по истории (5 класс)

План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 40._povsednevnaya_zhizn_drevnih_grekov.docx120.04 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 5 классе

Тема: Повседневная жизнь древних греков

Класс: 5

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный урок с элементами практической работы

Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Технологии обучения: Технология проблемного обучения, ИКТ, технология развития критического мышления

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о повседневной жизни древних греков, их быте, занятиях и системе образования

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями жизни в древнегреческом доме
  • Раскрыть значение агоры в жизни полиса
  • Изучить систему образования и воспитания в Древней Греции
  • Развивать умения работать с историческими текстами, анализировать информацию
  • Воспитывать интерес к истории древних цивилизаций

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

МОЯ ГРУППА В ВК

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 мин.)

"Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в Древнюю Грецию. Мы узнаем, как жили обычные люди в те далекие времена - чем занимались, как воспитывали детей, как проводили свободное время. Проверьте, все ли необходимое у вас готово к уроку: учебники, тетради и рабочие листы."

Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых материалов.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

"Представьте, что мы с вами оказались в древнегреческом городе. Вокруг - дома, на улицах шумно, люди спешат по своим делам. Но чем же они занимались? Как был устроен их быт? Чем жизнь древнего грека отличалась от нашей? Давайте вместе разберемся в этом. А для начала я покажу вам несколько изображений - попробуйте догадаться, что это и как связано с темой нашего урока."

(Учитель показывает изображения древнегреческого дома, агоры, палестры)

Учащиеся рассматривают изображения, высказывают предположения о связи изображенных объектов с повседневной жизнью древних греков.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Рассказ учителя: "Жизнь в древнегреческом доме"

"Давайте заглянем в дом к древнему греку. Их дома сильно отличались от наших современных. Представьте себе здание, окруженное высокими стенами с маленькими окошками. Дом напоминал крепость - он был построен так, чтобы скрывать семейную жизнь от посторонних глаз. Попасть внутрь было непросто - всего одна дверь, которая надежно запиралась."

"Внутри дома существовало четкое разделение. Была женская половина - гинекей, где проводили почти все время хозяйка дома и ее дочери. Здесь они занимались домашними делами: ткали, готовили еду, воспитывали маленьких детей. Женщины редко выходили из дома, а если и появлялись на улице, то обязательно в сопровождении."

"Мужчины же вели совершенно другую жизнь. С утра они уходили работать. Многие занимались торговлей, ездили в другие города. А вечером мужчины часто собирались вместе - устраивали пиры, где обсуждали важные вопросы, философствовали, наслаждались музыкой и танцами."

"А теперь, используя полученные знания, выполните задание 1 из рабочего листа. Вам нужно заполнить карточки, кратко описывая деятельность мужчины и женщины в разное время суток. Работайте с текстом на странице 181 учебника."

А теперь выполните задание 2 - найдите и исправьте исторические ошибки в утверждениях.

Учащиеся слушают рассказ учителя, записывают основные понятия: гинекей, симпосий.

Читают учебник на стр. 181-182, выполняют задание 1.

Ответы к заданию 1:
Мужчина
Утро: Отправлялся на свой земельный участок для работы.
День: Мог совершать поездки в соседние области для продажи своего товара.
Вечер: Встречал приглашённых друзей, устраивал пир (симпосий), вёл философские беседы.

Женщина
Утро: Находилась на женской половине дома, где занималась ткачеством и приготовлением пищи.
День: Продолжала заниматься домашними делами и рукоделием в гинекее.
Вечер: Проводила время на женской половине дома.

Выполняют задание 2.

Ответы к заданию 2:
1. Ошибка: Дома не были предназначены для общения с внешним миром.
Исправление: Греческие дома были окружены глухими стенами с узкими окнами и имели одну дверь.
2. Ошибка: На женской половине находились дети только до семи лет.
Исправление: На женской половине находились дети до семи лет.
3. Ошибка: Женщина не могла появляться в городе без сопровождения.
Исправление: Женщина на улицах города появлялась всегда в сопровождении мужа или служанки.

Рассказ учителя: "Агора - сердце полиса"

"Теперь давайте выйдем из дома на главную площадь города - агору. Это было самое оживленное место в любом древнегреческом городе. Представьте себе большой рынок, где одновременно происходят десятки разных событий."

"Здесь всегда царил шум и суета. Торговцы громко зазывали покупателей, предлагая самые разные товары: от простых продуктов до дорогих украшений и даже рабов. Покупатели активно торговались, стараясь сбить цену. Интересно, что жизнь в те времена была не такой уж дорогой - на небольшую серебряную монетку семья могла прожить целый день."

"Но агора была не просто рынком. Это был настоящий центр городской жизни. Здесь решали политические вопросы, проводили собрания, работали суды. Сюда приходили, чтобы узнать последние новости, встретиться с друзьями, послушать выступления известных ораторов. Можно сказать, что агора выполняла роль и рынка, и административного центра, и места для общения."

И выполните задание 3 - заполните концептуальную карту "Многоликая агора", указав функции агоры.

Слушают учителя.

Ответы к заданию 3:
Центр торговли: Крики продавцов, торг, продукты, ремесленные изделия, рабы.
Административный и политический центр: Заседания совета, важные совещания.
Социальный и информационный узел: Узнавать новости, встречаться с друзьями.
Место судопроизводства и красноречия: Посещать судебные заседания, слушать речи.

Рассказ учителя: "Образование и воспитание в Древней Греции"

"А теперь давайте поговорим о том, как учились дети в Древней Греции. Представьте себе мальчика семи лет - именно в этом возрасте начиналось его обучение. Школы были платными, и не все семьи могли позволить себе дать детям образование."

"Сначала детей учили читать, писать и считать. Писали они не в тетрадях, а на восковых дощечках специальными палочками. Главными учебниками были поэмы Гомера - через них дети не только учились читать, но и знакомились с историей, культурой, учились быть храбрыми и благородными."

"Обязательным предметом была музыка - дети учились играть на лире и петь. Считалось, что музыка развивает душу и воспитывает характер. С 12 лет к обычным урокам добавлялись занятия спортом. Мальчики шли в палестру, где занимались бегом, борьбой, метанием диска и копья. Здесь их учили не просто быть сильными, но и стойко переносить трудности."

"В 18 лет юноши становились эфебами - так называли тех, кто готовился стать полноправными гражданами. Год они занимались военной подготовкой, учились владеть оружием, а потом еще год охраняли границы своего государства. Только после этого они становились настоящими гражданами с правом участвовать в управлении полисом."

Переходим к выполнению задания 4 и 5 из рабочего листа

"А теперь выполните задание 4 - восстановите правильную последовательность этапов жизни и обучения древнегреческого юноши.

Проверяем все вместе.

И выполните задание 5 - выберите одного из персонажей и напишите короткий рассказ от его лица."

Учащиеся слушают рассказ учителя, записывают основные понятия: палестра, гимнасий, эфебы.

Читают учебник на стр. 181-182, выполняют задания 4 и 5.

Ответы к заданию 4:
Правильная последовательность этапов жизни и обучения древнегреческого юноши:
1. Начало обучения в частной школе. Чтение, письмо, арифметика, музыка.
2. Обучение в палёстре. Физическое воспитание: бег, борьба, метание диска.
3. Вступление в эфебию. Принесение клятвы, начало военной подготовки.
4. Публичный экзамен в театре. Демонстрация владения оружием.
5. Год службы на границе. Получение щита и копья.
6. Статус полноправного гражданина. Окончание двухлетней эфебии.

Пример ответа к заданию 5:
Рассказ от имени мальчика 10 лет:
"Меня зовут Никий. Сегодня у меня был очень долгий день. С утра я пошёл в частную школу. Там мы писали заострённой палочкой на восковых дощечках, разбирали стихи из поэм Гомера и решали задачи с дробями. Потом у нас был урок музыки — я учился играть на лире и петь гимн богам. После обеда я отправился в палёстру. Там мы с мальчишками целый час боролись на песке. Мой друг чуть не вывихнул мне руку, но я стерпел, как нас учили. Потом мы метали диск и копьё. Учитель сказал, что я хорошо бросил. Я очень устал, но завтра снова пойду в школу и палёстру, чтобы стать сильным и умным, как мой отец."

4. Закрепление (10 мин.)

Выполните задание 6 из рабочего листа

"А теперь давайте закрепим полученные знания. Выполните задание 6 из рабочего листа - ответьте на вопросы об образовании в Древней Греции."

"После выполнения задания мы обсудим ваши ответы и подведем итоги нашего урока."

Учащиеся выполняют задание 6 из рабочего листа.

Ответы к заданию 6:
Какая социальная группа в большинстве полисов не получала школьного образования?
Девочки в большинстве древнегреческих полисов не получали школьного образования.

В каком греческом полисе образование для девочек было частью государственной системы?
Только в Спарте существовала государственная система, которая уделяла внимание и образованию девочек.

5. Рефлексия (3 мин.)

"Ребята, давайте подведём итоги нашего урока. Заполните на полях рабочего листа или в тетради: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

"Сегодня мы с вами узнали много интересного о повседневной жизни древних греков. Мы познакомились с устройством их домов, узнали о значении агоры в жизни полиса, изучили систему образования и воспитания. Надеюсь, этот материал был для вас интересным и полезным."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии:

  • Что понравилось на уроке (+)
  • Что было трудным (-)
  • Что удивило или заставило задуматься (!)

6. Домашнее задание (2 мин.)

"Вашим домашним заданием будет:

  1. Прочитать §31 "Повседневная жизнь древних греков" в учебнике
  2. Подготовить небольшой рассказ на тему "Один день из жизни древнегреческого мальчика/девочки" (на выбор)
  3. Выучить основные понятия: гинекей, агора, палестра, гимнасий, эфебы

Спасибо всем за работу на уроке! Урок окончен."

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Религия, ее место в жизни древних греков"

Исследовательская работа на уроке истории путем частично- поискового и проблемного метода...

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»...

План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"

План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"...

План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"

План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"...

План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"

План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"...

План-конспект к 38 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Афинская демократия"

План-конспект к 38 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Афинская демократия"...

План-конспект к 39 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Культура Древней Греции"

План-конспект к 39 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Культура Древней Греции"...