План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"
план-конспект урока по истории (5 класс)

План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 35._drevnie_afiny.docx115.81 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории

Тема: Древние Афины

Класс: 5

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный урок

Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Технологии обучения: Проблемное обучение, дифференцированное обучение, ИКТ

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о становлении демократии в Древних Афинах через изучение реформ Солона, Писистрата и Клисфена

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с системой управления в Древних Афинах
  • Раскрыть суть реформ Солона, Писистрата и Клисфена
  • Показать значение реформ для развития афинской демократии
  • Развивать умения работать с историческими документами и текстом учебника
  • Воспитывать интерес к истории Древнего мира

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

МОЯ ГРУППА В ВК

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 мин.)

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древнюю Грецию, в город Афины. Мы узнаем, как развивалась демократия в этом древнем полисе, познакомимся с великими реформаторами и их преобразованиями. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока: "Древние Афины".

Учащиеся готовятся к уроку: открывают тетради, записывают число и тему урока.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Представьте, что вы жители древнего города. Вам нужно решить важный вопрос: как распределить урожай, собранный всеми жителями. Как бы вы это сделали? Кто должен принимать такое решение - один самый сильный и богатый человек, группа уважаемых старейшин или все жители вместе? Сегодня мы узнаем, как решали подобные вопросы в Древних Афинах и как постепенно складывалась система управления, которая позже стала называться демократией.

Учащиеся слушают учителя, размышляют над поставленной проблемой, высказывают свои предположения.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Ребята, давайте начнем наше знакомство с системой управления в Древних Афинах. Откройте учебник на странице 153. Древнейшим органом управления в Афинах был совет знати, который назывался ареопаг. Заседания этого совета проходили на холме, посвященном богу войны Аресу, отсюда и его название. Ареопаг выбирал девять высших должностных лиц - архонтов. Изначально архонтов избирали пожизненно, затем на 10 лет, а позже - всего на один год. После окончания срока полномочий архонты входили в ареопаг и оставались его членами пожизненно.

Спорные дела в Афинах долгое время решались на основе родовых обычаев. Но в 621 году до н.э. архонт по имени Драконт составил первый свод письменных законов. Целью этих законов было прекращение кровной мести среди аристократических родов, которая угрожала стабильности полиса.

А теперь, ребята, выполните задание 1 в рабочем листе: вставьте пропущенные слова в текст.

Учащиеся слушают объяснение учителя, читают учебник на стр. 153, записывают новые термины: ареопаг, архонты, Драконт.

Ответы к заданию 1:

1. В древних Афинах высшим органом управления был Совет знати, который назывался (1) ареопаг. Его заседания проходили на (2) холме посвящённом богу войны Аресу, отчего и произошло название этого совета. Девять высших должностных лиц – (3) архонты – сначала избирались пожизненно, затем на (4) десятилетие, а позже – всего на один год. Постепенно они захватили власть и заменили власть (5) царя. После окончания срока своих полномочий они входили в совет (6) ареопаг и оставались его членами (7) пожизненно. Первоначально судебные дела решались на основе родовых (8) обычаев. Первый свод (9) письменных законов был составлен в 621 (10) году до н. э. архонтом по имени (11) Драконт. Целью этих законов было прекращение (12) кровной мести, которая угрожала (13) стабильности полиса.

Теперь давайте поговорим о реформах Солона. В Афинах большинство населения занималось сельским хозяйством. Лучшие земли захватили аристократы. Крестьяне, владевшие небольшими участками, не всегда могли прокормить свои семьи. Они были вынуждены брать в долг у знатных людей семена, скот. При неуплате долга аристократы захватывали земли крестьян, превращая их в рабов. Недовольство демоса своим разорением грозило перерасти в серьезный конфликт.

В 594 году до н.э. жители Афин избрали архонтом Солона. Он происходил из аристократов, но был известен как умный, честный и справедливый человек. Прежде всего Солон приказал снять с полей каменные столбы, на которых обозначались сумма долга крестьянина и срок уплаты. Это означало отмену долгового рабства. Граждан Афин, проданных в рабство за границу, разыскивали и выкупали за счет государства.

Солон разделил всех граждан Афин на четыре разряда в соответствии с их доходом. Граждане первых трех разрядов имели право занимать государственные должности и служить в армии. Бедняки, феты, не имели средств для приобретения оружия, поэтому составляли вспомогательные войска или служили гребцами на кораблях.

Наряду с ареопагом Солон учредил выборный Совет четырехсот и ввел гелиэю - суд присяжных. Членом гелиэи мог стать каждый гражданин любого из четырех разрядов, достигший тридцатилетнего возраста. Высшую законодательную власть передали Народному собранию, в заседаниях которого могли участвовать все афинские граждане, достигшие двадцатилетнего возраста.

Ребята, выполните задание 2 в рабочем листе: установите соответствие между причинами реформ Солона и их конкретными последствиями.

Учащиеся слушают объяснение учителя, читают учебник на стр. 154-155, записывают основные реформы Солона.

Ответы к заданию 2:

1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г

А теперь давайте обратимся к стихотворному отрывку, которым Солон описал суть своих реформ: "Я меж народом и знатью, щитом прикрывая обоих, / Стал, — и ни тем, ни другим кривой не дал побеждать".

Под "народом" Солон понимал демос - бедных крестьян, ремесленников, должников. Под "знатью" - аристократов (эвпатридов), крупных землевладельцев.

Метафора "щитом прикрывая обоих" означает, что Солон стремился быть беспристрастным арбитром и защитить обе группы от крайностей. Народ он "прикрывал" от произвола аристократов: от долгового рабства, бесправия в суде. Знать он "прикрывал" от гнева народа: от возможного восстания, передела всей земли.

Ребята, выполните задание 3 в рабочем листе: ответьте на вопросы по стихотворному отрывку Солона.

Учитель слушает рассуждения учеников.

Учащиеся слушают объяснение учителя, анализируют стихотворный отрывок.

Ответы к заданию 3:

1. Кого Солон называет «народом», а кого — «знатью»?

Народ: демос (бедные крестьяне, ремесленники, должники).

Знать: аристократы (эвпатриды), крупные землевладельцы.

2. Как вы понимаете метафору «щитом прикрывая обоих»? От чего он «прикрывал» народ? А знать?

Метафора означает, что Солон стремился быть беспристрастным арбитром и защитить обе группы от крайностей: не дать им уничтожить друг друга в гражданской войне. Народ он «прикрывал» от произвола аристократов: от долгового рабства, бесправия в суде и полного экономического закабаления. Знать он «прикрывал» от гнева народа: от возможного восстания, передела всей земли и полного лишения их привилегий и имущества.

3. Согласны ли вы с тем, что Солону удалось выполнить это обещание? Свой ответ аргументируйте, опираясь на факты о его реформах.

Да, согласен(на). Солону удалось найти компромисс, что видно из его реформ: Аргумент «в пользу народа»: Он отменил долговое рабство (сейсахтия), вернул землю и гражданскую свободу тем, кто был продан в рабство, и создал суд присяжных (гелиэю), где бедняк мог найти защиту от произвола богача. Аргумент «в пользу знати»: Он не произвёл передела всей земли, чего требовали беднейшие крестьяне. Высшие государственные должности (архонты, ареопаг) остались доступны в основном для знати и самых богатых граждан. Таким образом, аристократия сохранила своё политическое влияние и экономическое могущество.

После реформ Солона в Афинах наступил период тирании. Тиранами называли людей, установивших единоличное правление. Самой известной была тирания Писистрата и его сыновей в Афинах.

Писистрат, представитель аристократического рода, в 560 году до н.э. захватил власть. Он стремился расположить к себе граждан, чтобы укрепить свою власть. Гражданам полиса выдавали ссуды из государственной казны. Тиран развернул в Афинах бурное строительство, чтобы обеспечить занятость населения. На месте старых деревянных построек на акрополе выросли каменные храмы, были проложены новые улицы, началось строительство водопровода. По приказу Писистрата впервые записали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Правление преемников Писистрата - его сыновей Гиппия и Гиппарха - отличалось жестокостью. Многие семьи были вынуждены бежать из Афин. Гиппарх был убит, а Гиппий изгнан. В 510 году до н.э. тирания в Афинах пала.

После падения тирании к власти пришел Клисфен. Он ввел новое административное деление, распределив всех граждан по десяти территориальным филам вместо прежде существовавших четырех родоплеменных объединений. Это ослабило влияние родовой знати.

Клисфен заменил Совет четырехсот на Совет пятисот. В новый орган управления входили выборные по жребию от каждой из десяти территориальных фил.

Было введено остракизм - голосование при помощи черепков-остраконов. На черепке следовало написать имя гражданина, угрожавшего афинской демократии. Каждый, против кого голосовало больше половины граждан, отправлялся в изгнание.

Созданная Клисфеном коллегия из десяти стратегов возглавила афинское войско. Реформы Клисфена завершили процесс формирования демократического полиса в Афинах.

Ребята, выполните задание 4 в рабочем листе: впишите в пустые овалы названия органов власти и инструментов, введенных или преобразованных Клисфеном.

Учащиеся слушают объяснение учителя, читают учебник на стр. 156-157, записывают реформы Клисфена.

Ответы к заданию 4:

Замена родоплеменного деления на 10 территориальных фил

Новый орган власти: Совет пятисот

Способ формирования Совета: избрание по жребию

Инструмент народного волеизъявления: Остракизм (суд черепков)

Коллегия для руководства войском: 10 стратегов

4. Закрепление (10 мин.)

Ребята, давайте закрепим изученный материал. А теперь выполните задание 5: Найдите в филворде слова и запишите их рядом с определением.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают с учебником, выполняют задание 5.

АРЕОПАГ — Высший орган управления в древних Афинах, совет знати.

АРХОНТЫ — Девять высших должностных лиц, которые постепенно заменили власть царя.

ДРАКОНТ — Архонт, составивший первый жёсткий свод письменных законов.

СОЛОН — Мудрый реформатор, отменивший долговое рабство.

ФЕТЫ — Беднейший разряд граждан в Афинах по реформам Солона.

ГЕЛИЭЯ — Суд присяжных, введённый Солоном для защиты граждан.

СОВЕТЧЕТЫРЕХСОТ (или СОВЕТ 400) — Выборный орган власти, учреждённый Солоном.

КЛИСФЕН — Реформатор, введший территориальные филы и остракизм.

ОСТРАКИЗМ — Голосование черепками, средство борьбы с тиранией.

ФИЛЫ — Территориальный округ в Афинах после реформ Клисфена.

СТРАТЕГИ — Коллегия из десяти военных руководителей.

ЗАКОНЫДРАКОНТА) — Первый письменный свод законов в Афинах, известный своей суровостью.

5. Рефлексия (3 мин.)

"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии.

6. Домашнее задание (2 мин.)

1. Прочитать §26 "Древние Афины" в учебнике.

2. Подготовить рассказ об одном из афинских реформаторов (Солон, Писистрат или Клисфен) по выбору.

3. Творческое задание: нарисовать комикс на тему "Один день из жизни афинского гражданина" или подготовить презентацию о системе управления в Древних Афинах.

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

План- конспект урока 6 класс по учебнику Афанасьевой О.В. "I go to school"

План - конспект урока для 6 класс по убнику Английский язык 6 класс: учебн.для общеобразовательных учреждений/ Афанасьева О.В., Михеева И.В. - М: Дрофа 2003, глава 5Урок введение новой темы, введение ...

План-конспект и материалы урока по Истории России п.4 в 6 классе

Материал включает План-конспект урока на тему «Восточные славяне в древности» (п.4 учебник Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XVΙ века&ra...

План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"

План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"...

План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"

План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"...