План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"
план-конспект урока по истории (5 класс)

План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 36._drevnyaya_sparta.docx116.03 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 5 классе

Тема: Древняя Спарта

Класс: 5

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный урок

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический

Технологии обучения: Проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об общественном и государственном устройстве Древней Спарты, особенностях воспитания спартанцев

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с географическим положением Спарты, ее населением и государственным устройством
  • Раскрыть сущность законов Ликурга и их влияние на спартанское общество
  • Охарактеризовать систему воспитания в Спарте
  • Развивать умения работать с историческими источниками, анализировать информацию, делать выводы
  • Воспитывать интерес к истории Древнего мира, уважение к культурному наследию прошлого

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

МОЯ ГРУППА В ВК

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 мин.)

"Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по Древней Греции и познакомимся с одним из самых необычных и воинственных государств - Спартой. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку: у вас на партах должны лежать учебники, рабочие тетради и рабочий лист по теме "Древняя Спарта".

Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых материалов.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

"Представьте себе государство, где главной ценностью была не роскошь или искусство, а военная доблесть и дисциплина. Где мать, провожая сына на войну, говорила ему: "Со щитом или на щите!", что означало - вернись победителем или погибни с честью. Где слабых младенцев сбрасывали со скалы, а мальчиков с 7 лет забирали из семьи для сурового военного воспитания. Это не сюжет фильма, это реальная история Древней Спарты! Сегодня мы узнаем, как жили спартанцы, почему их боялись враги и как им удавалось держать в повиновении огромное количество рабов."

"А теперь давайте выполним небольшое задание на разминку. Посмотрите на карту Древней Греции. Найдите Спарту. В какой области она находилась? Чем географическое положение Спарты отличалось от положения Афин?"

Учащиеся рассматривают карту Древней Греции, находят Спарту.

Примерные ответы: "Спарта находилась на юге Пелопоннеса, в области Лаконика". "В отличие от Афин, Спарта была расположена в глубине полуострова, а не на побережье".

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Рассказ учителя о возникновении Спарты и ее населении:

"Спарта была основана в IX веке до н.э. древнегреческим племенем дорийцев, которые захватили область Лаконику на юге Пелопоннеса. Местное население, ахейцев, они обратили в рабство. Этих рабов называли илотами. Позднее в рабство были обращены и жители соседней области Мессении. Илоты составляли большинство населения Спарты и обрабатывали землю для своих хозяев-спартанцев."

"Кроме илотов и спартанцев, в Спарте были еще периэки - свободные, но не полноправные граждане. Они жили вокруг Спарты ("периэки" означает "живущие вокруг") и занимались ремеслами и торговлей. А полноправными гражданами считались только потомки дорийцев-завоевателей, которых называли спартиатами."

"Спарта была олигархией - это значит "власть немногих". В отличие от Афинской демократии, где власть принадлежала народу, в Спарте правили немногие - аристократы."

"Теперь, когда вы познакомились с основными группами населения Спарты, давайте выполним задание 1 из рабочего листа."

Учащиеся читают учебник на стр. 159-160, знакомятся с государственным устройством Спарты.

Рассказ учителя о государственном устройстве Спарты:

"Государственное устройство Спарты было следующим: во главе стояли два царя, которые получали власть по наследству и правили одновременно. Они выполняли обязанности жрецов, судей и военачальников. Затем был совет старейшин - герусия, куда входили 28 геронтов (людей старше 60 лет) и два царя. Герусия принимала все важные решения. Эти решения выносились на Народное собрание, где их принимали или отвергали криками, без обсуждения. И наконец, были эфоры - пять надзирателей, которые контролировали соблюдение законов и деятельность царей."

"А теперь перейдем к заданию 2 из рабочего листа."

Исторический пример о дисциплине спартанцев:

"Однажды спартанец в бою занес меч над врагом, но услышал отбой и отдёрнул меч со словами: "Лучше оставить в живых врага, чем ослушаться команды". Этот поступок иллюстрирует важнейший принцип жизни спартанцев - абсолютную дисциплину и подчинение приказу."

Давайте обсудим этот пример.

"Теперь выполним задание 3 из рабочего листа."

Рассказ учителя о законах Ликурга:

"По преданию, в VIII веке до н.э. законодатель Ликург установил законы, которые регулировали всю жизнь спартанцев. Основной принцип этих законов - сохранение "общины равных". Для этого в Спарте была запрещена частная собственность, золотые и серебряные деньги, накопление богатств. Каждый спартанец имел земельный участок, который обрабатывали илоты. Землю нельзя было продавать или дробить."

"Повседневная жизнь также строго регламентировалась: спартанцы жили в простых домах, ели скромную пищу (похлебку, овощи, рыбу), носили одинаковую одежду - хитон без рукавов и прямоугольный плащ. Спартанцам запрещалось покидать пределы полиса, а иноземцы были изгнаны из Спарты."

"Спартанский полис не имел оборонительных стен - спартанцы считали, что лучшей защитой города являются его граждане. Спарта жила как единый военный лагерь. Спартанцы все время проводили среди товарищей по оружию, занимаясь спортом, военными упражнениями и охотой."

"Спартанские воины вступали в бой, построившись фалангой - тесным строем. Они специально носили одежду красного цвета, чтобы на ней не была видна кровь. Покинуть свое место в строю считалось величайшим преступлением."

"Теперь выполним задание 4 из рабочего листа."

Рассказ учителя о воспитании в Спарте:

"Воспитание в Спарте было подчинено одной цели - подготовить сильных, выносливых и дисциплинированных воинов. После рождения младенца-мальчика приносили старейшинам. Если он был здоровым и крепким, его оставляли жить, а слабого ребенка сбрасывали в пропасть."

"До 7 лет мальчики росли в семье, где их отучали от страхов и капризов. С 7 лет воспитанием занималось государство. Мальчиков объединяли в группы, приучали к суровой дисциплине: они спали на тростнике, получали скудную пищу, ходили босиком зимой и летом."

"Их учили грамоте в минимальном объеме - чтобы прочитать приказ или написать свое имя. Особое внимание уделяли "лаконичной речи" - умению говорить кратко и четко. Выражение "лаконичная речь" как раз и происходит от названия области Лаконика, где находилась Спарта."

"Юношей подвергали испытаниям: их секли розгами, и они должны были молча переносить боль. Также существовали криптии - ночные набеги на илотов, во время которых молодые спартанцы убивали самых сильных и молодых рабов, чтобы держать их в страхе."

"Главным принципом воспитания было то, что мать предпочитала видеть сына мертвым, но не опозоренным. Отсюда известная фраза спартанской матери, провожавшей сына на войну: "С ним или на нем!" - вернись со щитом (победителем) или на щите (мертвым)."

"А теперь выполним задание 5 и задание 6 из рабочего листа."

Учащиеся слушают объяснение учителя, записывают основные понятия в тетрадь.

Выполнение задания 1: Впишите правильный термин в каждое предложение.

Ответы: 1. илоты, 2. периэки, 3. дорийцы, 4. олигархия.

Учащиеся читают учебник на стр. 159-160, знакомятся с государственным устройством Спарты.

Выполнение задания 2: Сопоставьте государственный орган Спарты с его функцией или описанием.

Ответы: 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А.

Учащиеся слушают объяснение учителя, записывают основные положения законов Ликурга.

Выполнение задания 3: Прочитайте исторический пример. Какой главный принцип жизни спартанцев он иллюстрирует?

Ответ: Б) Абсолютной дисциплины и подчинения приказу.

Слушают учителя.

Выполнение задания 4: Вставьте пропущенные слова в текст.

Ответы: 1. лагерь, 2. граждане, 3. военные упражнения, 4. фаланга, 5. красного, 6. преступлением.

Учащиеся слушают рассказ учителя о воспитании в Спарте, работают с учебником на стр. 161-162.

Слушают рассказ учителя или читают учебник.

Выполнение задания 5: Расположите этапы жизни спартанского мальчика в правильной последовательности.

Правильная последовательность: 3, 5, 1, 4, 6, 2.

Выполнение задания 6: Впишите в определения правильные термины.

Ответы: 1. лаконичная речь, 2. криптия, 3. порка розгами, 4. "с ним или на нём".

4. Закрепление (10 мин.)

"А теперь выполним задание "Верно/Неверно". Я буду зачитывать утверждения о Спарте, а вы поднимаете зеленую карточку, если утверждение верное, и красную - если неверное."

  1. Спарта находилась в области Аттика (Неверно)
  2. Спартанским обществом правила олигархия (Верно)
  3. Илоты были полноправными гражданами Спарты (Неверно)
  4. Законы в Спарте установил Ликург (Верно)
  5. Спартанцы носили одежду белого цвета (Неверно)
  6. Спартанские воины сражались фалангой (Верно)
  7. Спартанских мальчиков с 7 лет воспитывали в семье (Неверно)
  8. Криптии - это ночные набеги на илотов (Верно)

Учащиеся поднимают цветные карточки в соответствии с правильностью утверждений.

5. Рефлексия (3 мин.)

"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

"Сегодня мы познакомились с удивительным государством - Древней Спартой. Ее суровые законы, военная дисциплина и особенная система воспитания вызывают удивление и сегодня. Спартанцы создали уникальное общество, где коллективные интересы ставились выше личных, где военная доблесть ценилась выше богатства и роскоши."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии.

Примерные ответы: "+ - рассказ о воспитании спартанцев, - - запомнить все термины, ! - что слабых детей сбрасывали со скалы".

6. Домашнее задание (2 мин.)

"Для закрепления материала дома прочитайте §26 в учебнике и ответьте на вопросы в конце параграфа. Также я предлагаю вам творческое задание: написать небольшое сочинение на тему "Один день из жизни спартанского мальчика" или "Один день из жизни спартанской девочки".

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

План- конспект урока 6 класс по учебнику Афанасьевой О.В. "I go to school"

План - конспект урока для 6 класс по убнику Английский язык 6 класс: учебн.для общеобразовательных учреждений/ Афанасьева О.В., Михеева И.В. - М: Дрофа 2003, глава 5Урок введение новой темы, введение ...

План-конспект и материалы урока по Истории России п.4 в 6 классе

Материал включает План-конспект урока на тему «Восточные славяне в древности» (п.4 учебник Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XVΙ века&ra...

План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"

План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"...

План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"

План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"...