План-конспект к 38 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Афинская демократия"
план-конспект урока по истории (5 класс)
План-конспект к 38 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Афинская демократия"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 120.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 5 классе
Тема: Афинская демократия
Класс: 5
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма урока: Комбинированный урок
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный
Технологии обучения: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, ИКТ
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об афинской демократии как особой форме государственного устройства, её основных институтах и исторических личностях, способствовавших её развитию.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с основными принципами афинской демократии, реформами Солона и Перикла, структурой народного собрания и судебной системы Афин.
- Развивающие: развивать умения анализировать исторические источники, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать и аргументировать свою точку зрения.
- Воспитательные: воспитывать уважение к демократическим ценностям, чувство гражданской ответственности, интерес к истории древнего мира.
Ссылки на материалы:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.) | |||||||||||
"Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древнюю Грецию, в город Афины, чтобы познакомиться с одной из самых интересных политических систе. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему нашего урока: "Афинская демократия". | Учащиеся готовятся к уроку: открывают тетради, записывают число и тему урока. | ||||||||||
2. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (5 мин.) | |||||||||||
"Представьте себе, что вы жители древнего города. Кто должен принимать важные решения: один правитель или все граждане? Как вы думаете, может ли простой человек влиять на управление государством? Сегодня мы узнаем, как более двух тысяч лет назад в Афинах была создана система, где важные решения принимались большинством голосов. Эта система называлась демократией. Как вы думаете, что означает слово "демократия"? Правильно, "власть народа". Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему нашего урока: "Афинская демократия". А теперь давайте узнаем, как эта система работала в Древних Афинах." | Учащиеся высказывают свои предположения о значении слова "демократия", участвуют в обсуждении, как может быть устроено управление в государстве. | ||||||||||
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (20 мин.) | |||||||||||
Ребята, давайте с вами представим, что мы перенеслись в Древнюю Грецию сразу после окончания долгой и тяжелой Греко-персидской войны. Это было время огромных перемен, особенно для Афин, которые вышли из этой войны не просто победителями, а сильнейшим государством Эллады. Да, война — это всегда трагедия. Она принесла с собой огромные жертвы и разрушения. Многие города были сожжены, в том числе и сами Афины, разрушены храмы и дома, поля вытоптаны. Это был прямой и очень тяжелый урон для населения и хозяйства греческих полисов. Многие семьи потеряли своих близких. Но давайте посмотрим на другую сторону. Война, как это ни парадоксально, стала для Афин источником невиданного богатства и могущества. Представьте себе: греческие воины захватили богатую добычу в персидских лагерях и на захваченных кораблях — золото, серебро, оружие, ткани. Кроме того, они взяли массу военнопленных. Что с ними делали? Их либо обращали в рабов, что сразу усиливало экономику, так как появлялась бесплатная рабочая сила, либо обменивали на выкуп от их богатых родственников. Это приносило дополнительный доход. Все это вместе — и добыча, и выкупы — привело к настоящему обогащению страны. А благодаря этим дополнительным ресурсам и появлению новой рабочей силы, Греция, и в особенности Афины, смогли очень быстро восстановить свое хозяйство после всех разрушений. Получился такой парадокс: война ослабила, но одновременно и обогатила, дав мощный толчок для дальнейшего развития. Именно эти последствия — и отрицательные, и положительные — мы с вами сейчас и отразим в первом задании вашего рабочего листа "А теперь, ребята, выполните задание 1 в рабочем листе: заполните схему, указав последствия войн для Эллады." | Выполняют задание 1 в рабочем листе. Отрицательные последствия: Жертвы и разрушения — это прямой урон, который войны нанесли населению и хозяйству греческих полисов. Положительные последствия: Захват богатой добычи — греческие воины получили значительные материальные ценности. Захват массы военнопленных — их обращали в рабов (что усиливало экономику) или обменивали на выкуп (что приносило дополнительный доход). Обогащение страны — совокупность полученной добычи и выкупов. Быстрое восстановление хозяйства — благодаря дополнительным ресурсам и рабочей силе. | ||||||||||
После победы в Греко-персидских войнах Афины превратились в сильную морскую державу. Спартанцы были отстранены от командования на море, и во главе объединённого флота встали афинские стратеги. Был создан Афинский морской союз, который объединил все полисы, боровшиеся с персами на море. Полисы-члены союза должны были поставлять корабли и платить взносы в общую казну. Со временем афиняне стали распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. "А теперь выполните задание 2: установите соответствие между понятием и его характеристикой." | Учащиеся слушают объяснение учителя, записывают в тетради основные понятия: Афинский морской союз. Выполняют задание 2 в рабочем листе. Афинский морской союз — это именно объединение полисов, созданное для борьбы с персами на море под началом Афин. Полис — это базовая единица древнегреческой цивилизации, город-государство. Стратег — в данном контексте речь идет о афинских стратегах, которые встали во главе флота, что соответствует роли военного руководителя. Союзная казна — формировалась за счет взносов (форосов), которые обязаны были платить члены союза. | ||||||||||
Ребята, давайте теперь разберемся, как именно работала афинская демократия. Её основы заложил мудрец Солон, но по-настоящему она расцвела благодаря... флоту! Это кажется неожиданным, правда? Дело в том, что главной силой на кораблях были простые бедняки — феты. Раньше их голос в управлении государством почти не был слышен. Но после побед в войнах их положение изменилось. Государство поняло: как же можно не давать права тем, кто защищает его на море? Так феты получили возможность избираться на должности, и их мнение в Народном собрании стало очень важным. А само Народное собрание стало главным органом власти. Оно собиралось несколько раз в месяц. Там решали все самые важные вопросы: объявлять ли войну, принимать ли новый закон, как тратить казну. Любой гражданин мог выйти и предложить свою идею или закон. Решения принимали простым голосованием — поднятием руки. На Собрании также выбирали чиновников — магистратов — всего на один год. После года работы они отчитывались, что сделали. И на одну и ту же должность человека нельзя было выбрать дважды — так предотвращали злоупотребление властью. Была в Афинах и своя судебная система — Гелиэя. Это был суд присяжных, куда каждый год выбирали 6000 граждан. Получалось, что почти каждый афинянин за свою жизнь успевал побывать судьёй. Суд был честным: обе стороны спорили, доказывали свою правоту, а судьи потом голосовали. Чаще всего наказанием был денежный штраф. "Теперь выполните задание 3: составьте логическую цепочку, используя приведенные ниже элементы." "Переверните рабочий лист и давайте сделаем задание 4. " | Учащиеся слушают рассказ учителя о Солоне, записывают основные факты о его реформах. Выполняют задание 3 в рабочем листе. Правильная последовательность: 3 → 1 → 2 → 4 → 5 Выполняют задание 4. 1. Роль флота: Был главной военной силой. ~~На нем служили в основном аристократы-всадники.~~ Служба фетов на флоте повлияла на расширение их прав. 2. Народное собрание: ~~Собиралось один раз в год.~~ Обсуждало все важные вопросы. Голосовало за законы поднятием рук. 3. Судебная система (Гелиэя): ~~Состояла из 600 человек, избираемых пожизненно.~~ Суд был состязательным. Мера наказания — часто штраф, размер которого устанавливался в суде. | ||||||||||
Расцвет афинской демократии наступил при Перикле. Хотя он был аристократом по рождению, его ум, красноречие и политический талант сделали его настоящим народным лидером. Перикла много раз избирали на высшую должность — стратега. Эта роль была очень важной: стратег не только командовал армией и флотом, но и решал ключевые вопросы как внутри Афин, так и в отношениях с другими государствами. Чтобы каждый гражданин, даже бедный, мог участвовать в управлении, Перикл ввел плату за государственные должности. Теперь люди, работая на благо города, не беспокоились о том, как прокормить семью. При нем Афины превратились в огромную строительную площадку. Бедняки получили работу и заработок на стройках. Перикл не жалел денег на то, чтобы сделать город красивее, украшая его новыми зданиями и статуями. Он сам говорил: "У нас управляет не кучка людей, а большинство, поэтому наш строй и называется народовластием". Перикл гордился, что Афины стали "школой для всей Эллады", примером для других. Для безопасности между Афинами и портом Пирей были возведены знаменитые Длинные стены. Все эти грандиозные проекты требовали огромных денег, и Перикл использовал для этого средства Афинского морского союза. "А теперь выполните задание 5: составьте характеристику Перикла, заполнив таблицу." "И последнее задание из рабочего листа - задание 6: укажите к каждому мероприятию Перикла его непосредственный результат." | Ученики читают учебник. Слушают пояснения учителя. Выполняют задание 5 в рабочем листе.
Учащиеся слушают обобщение учителя, задают вопросы по теме. Выполняют задание 6 в рабочем листе. 1. Привлечение бедных граждан к управлению государством #1057;оздание работы для бедняков + укрепление обороны + украшение города 3. Финансирование масштабных проектов без увеличения налогов 4. Стабильность политики и централизация управления | ||||||||||
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (10 мин.) | |||||||||||
"А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал. Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них ответить." "1. Какие события и как повлияли на развитие Афинской демократии?" "2. Как вы понимаете выражение «век Перикла»?" "3. Как создание мощного флота повлияло на возвышение Афин?" "4. Для чего были возведены Длинные стены от Афин до порта Пирей?" "Молодцы! | Учащиеся отвечают на вопросы учителя: 1. На развитие афинской демократии повлияли реформы Солона, создание мощного флота, победа в Греко-персидских войнах, политика Перикла. 2. "Век Перикла" - период расцвета афинской демократии и культуры при правлении Перикла. 3. Создание мощного флота позволило Афинам стать морской державой, укрепить свой авторитет, а также дало политические права беднейшим гражданам, служившим на флоте. 4. Длинные стены были возведены для защиты пути от Афин до порта Пирей от вражеских нападений. | ||||||||||
5. РЕФЛЕКСИЯ (3 мин.) | |||||||||||
"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)." | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии. | ||||||||||
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 мин.) | |||||||||||
"Запишите домашнее задание: прочитать параграф 29 в учебнике, ответить на вопросы в конце параграфа. Дополнительное задание: подготовить небольшое сообщение об одном из институтов афинской демократии (Народное собрание, Совет пятисот, Гелиэя) или о жизни и деятельности Перикла." | Учащиеся записывают домашнее задание. | ||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока 6 класс по учебнику Афанасьевой О.В. "I go to school"
План - конспект урока для 6 класс по убнику Английский язык 6 класс: учебн.для общеобразовательных учреждений/ Афанасьева О.В., Михеева И.В. - М: Дрофа 2003, глава 5Урок введение новой темы, введение ...
План – конспект открытого интегрированного урока по математике и истории в 5 классе «История родного края в цифрах и задачах».
план-коспект интегрированного урока по математике и истории...
План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"
План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"...
План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"
План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"...
План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"
План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"...
План-конспект к 39 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Культура Древней Греции"
План-конспект к 39 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Культура Древней Греции"...
План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"
План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"...