План-конспект к 39 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Культура Древней Греции"
план-конспект урока по истории (5 класс)

План-конспект к 39 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Культура Древней Греции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 39._kultura_drevney_gretsii.docx117.49 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 5 классе

Тема: Культура Древней Греции

Класс: 5

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный урок с элементами практической работы

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический

Технологии обучения: Проблемное обучение, дифференцированный подход, ИКТ

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о достижениях древнегреческой культуры и их влиянии на мировую цивилизацию

Задачи урока:

  • Познакомить с архитектурными особенностями древнегреческих храмов
  • Изучить развитие скульптуры и живописи в Древней Греции
  • Рассмотреть структуру и значение Афинского Акрополя
  • Развивать умения работать с историческими источниками и анализировать информацию
  • Воспитывать интерес к культурному наследию древних цивилизаций

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

МОЯ ГРУППА В ВК

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в мир Древней Греции - страну, которая подарила человечеству удивительные архитектурные сооружения, прекрасные скульптуры и уникальную культуру. Проверьте, всё ли готово к нашему путешествию: учебники, рабочие тетради и особые листы с заданиями, которые помогут нам лучше понять древнегреческое искусство."

Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых материалов, настраиваются на работу.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Представьте, что мы с вами обнаружили древний свиток, в котором говорится: 'Греческое искусство стало образцом для многих народов'. Что же такого особенного было в культуре Древней Греции? Почему до сих пор люди восхищаются творениями древнегреческих мастеров? Сегодня мы станем исследователями и найдём ответы на эти вопросы, познакомившись с великими творениями, которые пережили тысячелетия."

Учащиеся высказывают предположения, задают вопросы, проявляют интерес к теме урока.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Давайте начнём наше знакомство с греческой архитектурой. Представьте себе величественные храмы, которые древние греки строили для своих богов. Эти сооружения стояли на специальных каменных платформах прямоугольной формы и имели характерные двускатные крыши. Но самой узнаваемой особенностью были колонны!"

"Сначала греки использовали дорические колонны - мощные, строгие, без лишних украшений. Они напоминали сильных воинов. Позже появились ионические колонны - более изящные, с красивыми завитками наверху, которые сравнивали с грациозными девушками."

"Треугольные пространства под крышами храмов, которые называются фронтонами, греческие мастера заполняли скульптурами и рельефами. А крытые галереи с колоннами - портики - защищали людей от жаркого солнца."

"А теперь давайте проверим, как хорошо вы запомнили особенности греческой архитектуры - выполните задание 1 в ваших рабочих листах."

Посмотрите на храм в задание 2, вам необходимо подписать части храма.

Слушают объяснение учителя, рассматривают иллюстрации в учебнике на страницах 174-175.

Выполняют задание 1: отмечают верные и неверные утверждения.

Ответы к заданию 1:

  • Греческие храмы строили на круглом основании. - Неверно
  • Фронтон – это треугольное пространство под крышей, которое украшали скульптурами. - Верно
  • Ионические колонны были более массивными, чем дорические. - Неверно
  • Портики служили для защиты от дождя и зноя. - Верно

План греческих городов был хаотичным и не имел четкой структуры. - Неверно

Выполняют задание 2: подписывают элементы архитектурного сооружения.

Ответы к заданию 2:

Фронтон → Двускатная крыша
Колонна → Ступенчатое основание

"Теперь поговорим о скульптуре и живописи. В Древней Греции было невероятно много статуй - говорили, что в Афинах их было больше, чем живых людей! Греческие мастера стремились к совершенству в изображении человеческого тела."

"Среди самых знаменитых скульпторов были Поликлет, создавший 'Копьеносца', и Пракситель, автор прекрасной 'Афродиты Книдской'. Их работы поражали своей реалистичностью и гармонией."

"А знаете ли вы интересную историю о двух художниках - Зевксисе и Паррасии? Зевксис нарисовал виноград так искусно, что птицы пытались его клевать! Но Паррасий перехитрил его - он изобразил покрывало на картине так реалистично, что сам Зевксис попытался его отдернуть!"

"Особое искусство греков - роспись сосудов. Сначала они использовали чёрнофигурную технику: красный фон и чёрные фигуры. Потом придумали более совершенную краснофигурную технику: чёрный фон и красные фигуры, что позволяло лучше прорабатывать детали."

"Теперь давайте закрепим эти знания - выполним задания 3 и 4 из рабочего листа."

Слушают учителя, читают учебник на странице 175, рассматривают изображения древнегреческих скульптур и ваз.

Выполняют задание 3: соединяют название произведения/техники с описанием.

Ответы к заданию 3:

  • «Копьеносец» — Б. Знаменитая статуя работы Поликлета.
  • Зевксис — А. Художник, который обманул своим реализмом даже птиц.
  • Краснофигурная ваза — В. Техника, где фигуры цвета глины, а фон – чёрный.

Пракситель — Г. Скульптор, создавший «Афродиту Книдскую».

Выполняют задание 4: создают чёрнофигурный и краснофигурный рисунки на контурах ваз.

Пояснение к заданию 4:

На вазе А (чёрнофигурная) - фигуры чёрные на красном фоне.
На вазе Б (краснофигурная) - фигуры красные на чёрном фоне.

"А теперь перенесёмся в самое сердце Афин - на Акрополь. Это был не просто холм с храмами, а грандиозный памятник, прославлявший победу греков над персами. Руководил всем строительством великий скульптор Фидий."

"На Акрополь вели величественные входные ворота - Пропилеи. Рядом стоял изящный храм Бескрылой Победы. Афиняне специально изобразили богиню Нику без крыльев, чтобы победа навсегда осталась в их городе."

"В центре возвышалась огромная бронзовая статуя Афины-воительницы работы Фидия. Девятиметровая богиня с копьём и щитом была видна даже с моря и как бы предупреждала врагов: 'Не приближайтесь к нашему городу!'"

"Главным храмом был величественный Парфенон, окружённый мощными дорическими колоннами. Внутри стояла знаменитая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости - настоящий шедевр!"

"Рядом располагался необычный храм Эрехтейон, где вместо обычных колонн стояли изящные женские фигуры - кариатиды. По легенде, именно здесь Афина и Посейдон спорили, кто будет покровителем города."

"А теперь давайте представим себя древнегреческими художниками - выполним задания 5 из рабочего листа."

Слушают объяснение учителя, читают учебник на страницах 176-177, рассматривают план Афинского Акрополя.

Выполняют задание 5: расставляют цифры на плане Афинского Акрополя в соответствии с названиями сооружений.

Ответы к заданию 5:

  1. Пропилеи
  2. Храм Ники Аптерос
  3. Статуя Афины Промахос
  4. Парфенон
  5. Эрехтейон

4. Закрепление (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Мы с вами совершили увлекательное путешествие по миру древнегреческой культуры. Теперь давайте проверим, насколько внимательными исследователями вы были. Выполните задание 6 из рабочего листа - в каждом ряду найдите и отметьте то утверждение, которое не соответствует исторической правде."

"Будьте внимательны - некоторые факты могут быть перепутаны! После выполнения мы вместе разберём все сложные моменты и ответим на ваши вопросы."

Выполняют задание 6: находят и вычёркивают неверные утверждения.

Ответы к заданию 6:

  • Пропилеи: Мраморный портик / Построен в ионическом стиле / Главный вход на Акрополь.
  • Статуя Афины: Работа Фидия / Была сделана из бронзы / Лицо было обращено к морю.
  • Ника Бескрылая: Богиня Победы / Храм с дорическими колоннами / Символизировала вечную победу.

Участвуют в обсуждении, задают вопросы, исправляют ошибки.

5. Рефлексия (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Ребята, наше путешествие в Древнюю Грецию подходит к концу. Давайте подведём итоги. На полях рабочих листов отметьте: что особенно понравилось на уроке (+), что показалось сложным (-), что удивило или заставило задуматься (!). Поделитесь своими открытиями - что нового вы узнали о культуре Древней Греции?"

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии, делятся впечатлениями от урока, рассказывают о самых запомнившихся фактах.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Домашнее задание:

  1. Внимательно прочитать параграф учебника о культуре Древней Греции на страницах 176-180.
  2. Подготовить небольшой рассказ об одном из сооружений Афинского Акрополя (можно выбрать Парфенон, Эрехтейон или храм Ники).
  3. Творческое задание: нарисовать эскиз древнегреческой вазы, используя чёрнофигурную или краснофигурную технику росписи.

Для любознательных: попробуйте найти в интернете виртуальную экскурсию по Афинскому Акрополю и совершить путешествие по этому удивительному месту!

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный открытый урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"

Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.Задачи урока: познакомить учащихся с историей Олимпийс...

Интегрированный открытый урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"

Цель урока: Рассказать об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.Задачи урока:рассказать ученикам историю Олимпийских игр, пе...

План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"

План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"...

План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"

План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"...

План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"

План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"...

План-конспект к 38 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Афинская демократия"

План-конспект к 38 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Афинская демократия"...

План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"

План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"...