План-конспект к 44 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древняя Греция»"
план-конспект урока по истории (5 класс)

План-конспект к 44 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древняя Греция»"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 5 классе

Тема: Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древняя Греция»

Класс: 5

Тип урока: Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Форма урока: Комбинированный урок с элементами практической работы

Методы: Словесные (объяснение, беседа), наглядные (работа с картой, иллюстрациями), практические (работа с рабочим листом), частично-поисковые

Технологии обучения: Проблемное обучение, дифференцированный подход, ИКТ (при наличии)

Цель урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме "Древняя Греция", проверить уровень усвоения материала.

Задачи урока:

  • Образовательные: закрепить знания о географическом положении Греции, основных периодах её истории (минойская, микенская, архаическая, классическая цивилизации), полисном устройстве, важнейших событиях (Греко-персидские войны, реформы Солона, законы Ликурга), культуре и повседневной жизни древних греков.
  • Развивающие: развивать умение работать с исторической картой, лентой времени, анализировать исторические документы и тексты, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать и аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, уважение к культурному наследию Древней Греции, формировать ценностное отношение к демократическим институтам (на примере Афин) и гражданским качествам (на примере Спарты и героев Греко-персидских войн).

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

МОЯ ГРУППА В ВК

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас особенный урок. Мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие не куда-нибудь, а в Древнюю Грецию – колыбель европейской цивилизации. Но это будет не просто путешествие, а своего рода историческая ревизия: мы проверим, насколько хорошо вы помните те знания о греческих полисах, героях, войнах и культуре, которые мы изучали на протяжении нескольких уроков. У каждого из вас на парте лежит рабочий лист – наш главный путеводитель по сегодняшнему уроку. Давайте настроимся на продуктивную работу!"

Учащиеся приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, настраиваются на урок. Берут в руки рабочий лист.

2. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Представьте, что вы – не просто пятиклассники, а команда историков-археологов. К нам в руки попала древнегреческая амфора с надписями, но они частично стёрлись. Наша задача – восстановить утраченные фрагменты истории. Как вы думаете, почему Древнюю Грецию называют 'колыбелью цивилизации'? Что такого важного дала миру эта небольшая, но гордая страна с её скалистыми берегами и множеством островков?"

"Правильно! Именно здесь родились демократия, Олимпийские игры, театр, многие научные дисциплины и представления о прекрасном в искусстве. Сегодня мы вспомним ключевые вехи этой удивительной истории. Начнём наше расследование!"

Учащиеся высказывают свои предположения: демократия, философия, театр, Олимпийские игры, архитектура, скульптура.
Формулируют тему и цель урока вместе с учителем.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ / ПОВТОРЕНИЕ (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Часть 1. Хронология – основа истории.

"Любое историческое исследование начинается с определения времени событий. Давайте вспомним, как работают с историческими датами. Все даты в истории Древней Греции, как и других древних цивилизаций, относятся к периоду до нашей эры (до н.э.). Это значит, что они произошли до условной даты Рождества Христова. Чем больше число года до н.э., тем событие древнее."

"Например, первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э., а реформы Солона – в 594 г. до н.э. Какое событие было раньше? Конечно, Олимпийские игры, потому что 776 больше, чем 594. Сегодня мы потренируемся работать с лентой времени."

"А теперь, дорогие историки, откройте свои рабочие листы. Ваша первая задача – выполнить задание 1. Вам нужно правильно разместить на ленте времени три важные даты из истории Древней Греции: 510 г. до н.э., 449 г. до н.э. и 336 г. до н.э. Вспомните, что обозначает каждый отрезок между делениями."

Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопросы.

Выполняют задание 1 в рабочем листе.

Ответы к заданию 1:
510 г. до н.э. – падение тирании в Афинах.
449 г. до н.э. – окончание Греко-персидских войн.
336 г. до н.э. – начало правления Александра Македонского (или конец классического периода Греции).
Учащиеся отмечают эти даты чёрточками левее (левее) отметки "Рождение Иисуса Христа" и подписывают.

Часть 2. Ключевые темы и понятия.

"История Древней Греции – это мозаика из важных событий, реформ, войн и переселений. Давайте восстановим фрагменты этой мозаики. Вспомним четыре крупных блока:"

"1.
Реформы Солона (594 г. до н.э.). Солон, мудрый архонт Афин, положил конец страшной беде – долговому рабству. Он приказал снять с полей долговые камни, выкупил проданных в рабство афинян и разделил граждан на разряды по доходу, позволив не только знати, но и богатым простолюдинам участвовать в управлении. Это был первый шаг к афинской демократии."

"2.
Законы Ликурга (Спарта, VIII в. до н.э.). В суровой Спарте всё было подчинено одной цели – создать общество равных воинов. Ликург запретил золотые деньги, частную торговлю, ввёл суровое общественное воспитание мальчиков и обязательные совместные трапезы. Спарта стала военным лагерем, но её граждане действительно чувствовали себя равными."

"3.
Греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.). Маленькая, раздробленная Греция смогла отстоять свою свободу против огромной Персидской державы! Подвиг 300 спартанцев у Фермопил, победа афинян при Марафоне и, наконец, морская победа при Саламине, где маленькие быстрые триеры афинян разгромили персидский флот, – это истории о мужестве, единстве и военной хитрости."

"4.
Великая греческая колонизация (VIII-VI вв. до н.э.). Из-за нехватки земли греки массово отправлялись основывать новые города-колонии по всему Средиземноморью и Чёрному морю. Так греческая культура, торговля и ремёсла распространились далеко за пределы Балкан. На территории современной России, в Крыму и на Тамани, до сих пор находят остатки таких колоний – Херсонес, Пантикапей, Фанагория."

"Теперь, когда мы освежили в памяти эти темы, переходим к заданию 2. Вам нужно установить соответствие между описанием и названием темы. Будьте внимательны!"

Слушают рассказ учителя, делают краткие пометки в тетрадях при необходимости.

Выполняют задание 2 в рабочем листе.

Ответы к заданию 2:
1 - А (Реформы Солона: отмена долгового рабства, разделение на разряды).
2 - D (Великая греческая колонизация: расселение в VIII-VI вв. до н.э.).
3 - B (Законы Ликурга: запрет денег, суровое воспитание).
4 - C (Греко-персидские войны: сражения при Марафоне, Фермопилах, Саламине).

Часть 3. Анализ исторического источника и работа с картой.

"А теперь поговорим о центре жизни любого греческого полиса – об агоре. Это была не просто рыночная площадь. Агора – это сердце города. Здесь торговали, здесь на ступенях общественных зданий проходили народные собрания, где каждый гражданин мог высказаться (как в Афинах). Здесь же заседали суды. Здесь узнавали последние новости и спорили о политике. Агора воплощала саму идею общественной жизни свободного гражданина."

"Историк работает не только с датами, но и с документами – источниками. Прочитайте отрывок в задании 3. О ком идёт речь? О ком, если не о Солоне, который снял долговые камни и выкупил рабов? Именно его реформы заложили фундамент афинской демократии."

"И, конечно, ни один историк не может обойтись без карты. Где же находились знаменитые Афины? В области Аттика, на Балканском полуострове, недалеко от моря. Давайте найдём это место."

"Итак, продолжаем наше расследование. Выполните задание 3 (ответьте на вопросы по отрывку и об агоре), а затем выполните задание 4 – отметьте на контурной карте район расположения Афин."

Работа с терминами и анализ последствий.

"У каждой исторической темы есть свои ключевые слова-понятия. Давайте проверим, насколько хорошо вы в них ориентируетесь. Выберите ОДНУ из четырёх тем, которые мы повторили, и найдите в списке слово, которое к ней относится."

"Пришло время для завершающих шагов нашего расследования. Выполните задание 5 (работа с термином) и задание 6 (анализ последствий) в ваших рабочих листах."

Читают отрывок из задания 3 рабочего листа.

Выполняют задание 3.

Ответы к заданию 3:
1. Тема отрывка: А (Реформы Солона).
2. Агора считалась центром общественной жизни, потому что здесь находились рынок, здания для народных собраний и судов, сюда приходили для обсуждения новостей и общественных дел.
3. На агоре происходили: торговля, народные собрания, судебные заседания, встречи граждан.


Выполняют задание 4 (работа с контурной картой).

Выполняют задание 5. Выбирают тему (например, Греко-персидские войны), слово (триера) и дают объяснение.

Пример ответа для задания 5:
Выбранная тема: Греко-персидские войны.
Слово: Триера.
Объяснение: Триера – это быстроходный боевой корабль с тремя рядами вёсел, ставший основой афинского флота. Решающая роль триер в Саламинской битве (480 г. до н.э.) привела к разгрому персидского флота и перелому в войне.


Выполняют задание 6. Выбирают правильный вариант и дают объяснение.

Ответы к заданию 6:
Ответ: 1 – Создание Афинского морского союза.
Объяснение: После победы над персами Афины, используя свой авторитет и сильный флот, создали Делосский (Афинский морской) союз для продолжения борьбы с Персией и защиты греческих полисов. Союзники платили взносы или поставляли корабли. Это укрепило экономическое и военно-политическое могущество Афин, позволило им взимать дань с союзников и использовать средства на собственное усиление (например, на масштабное строительство при Перикле), фактически превратив союз в Афинскую морскую державу.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дополнительное задание для обобщения (устно):

"Давайте представим, что мы создаём туристический буклет 'Древняя Греция за один день'. Что бы вы включили в него как самое главное? Один памятник, одно событие, одного человека и одно изобретение/идею. Объясните свой выбор соседу по парте."


Выполняют дополнительное устное задание: обмениваются мнениями с соседом по парте.

5. РЕФЛЕКСИЯ (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Ребята, давайте подведём итоги нашего исторического расследования. На полях вашего рабочего листа или в тетради поставьте три значка:
+ (плюс) – что на уроке вам понравилось, что было интересно и понятно.
- (минус) – что было трудным или непонятным.
! (восклицательный знак) – что вас удивило или заставило задуматься."

"Мне кажется, сегодня мы успешно восстановили многие 'утраченные фрагменты' истории Древней Греции. Вы молодцы!"

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии на полях рабочего листа или в тетради, анализируя свою работу на уроке.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обязательное задание для всех:
Задание по выбору (на дополнительную оценку):
1.
Для художников: Нарисуйте комикс на 4-6 кадров на тему "Один день из жизни афинского мальчика (или спартанского юноши)".
2.
Для писателей: Напишите небольшой рассказ от лица участника Марафонской битвы (греческого гоплита) или жителя Афин, наблюдающего за работой на агоре.
3.
Для исследователей: Подготовьте краткое сообщение (5-7 предложений) на тему "Что из наследия Древней Греции мы можем встретить в нашей современной жизни?" (можно привести примеры из политики, спорта, культуры, архитектуры).

Записывают домашнее задание в дневник. Задают уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древний Восток»

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Восток»...

План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"

План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"...

План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"

План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"...

План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"

План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"...

План-конспект к 38 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Афинская демократия"

План-конспект к 38 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Афинская демократия"...

План-конспект к 39 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Культура Древней Греции"

План-конспект к 39 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Культура Древней Греции"...

План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"

План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"...