План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"
план-конспект урока по истории (5 класс)

План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 37._greko-persidskie_voyny.docx123.42 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 5 классе

Тема: Греко-Персидские войны

Класс: 5

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный урок

Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Технологии обучения: Проблемное обучение, ИКТ, технология развития критического мышления

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах, ходе и итогах Греко-Персидских войн, их значении для дальнейшего развития Древней Греции

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с основными событиями Греко-Персидских войн
  • Выявить причины победы греков над могущественной Персидской державой
  • Развивать умения работать с исторической картой, текстом учебника, анализировать исторические факты
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

МОЯ ГРУППА В ВК

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 мин.)

Учитель приветствует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, создает положительный эмоциональный настрой.

"Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древнюю Грецию, в эпоху великих сражений и героических подвигов. Нам предстоит узнать, как маленькой, разрозненной Греции удалось противостоять могущественной Персидской державе. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему нашего урока: "Греко-Персидские войны".

Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку: достают учебники, тетради, письменные принадлежности.

Записывают в тетради тему урока.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

"Представьте себе ситуацию: могучий великан решил покорить маленького противника. Казалось бы, исход предрешен. Но в истории часто случается так, что сила духа, единство и стратегический ум оказываются сильнее грубой физической мощи. Именно такая история произошла в V веке до нашей эры, когда огромная Персидская империя решила завоевать небольшие греческие полисы. Как вы думаете, удалось ли персам осуществить свой замысел? Что помогло грекам выстоять в этой неравной борьбе?"

Учитель выслушивает предположения учащихся и подводит к теме урока.

Учащиеся высказывают свои предположения, отвечают на вопросы учителя.

Формулируют проблемный вопрос урока: "Почему огромная Персидская держава не смогла покорить разрозненные греческие полисы?"

3. Изучение новой темы (20 мин.)

" В конце VI века до н.э. Греция столкнулась с угрозой со стороны могущественной Персидской державы, чей царь стремился к мировому господству. К тому времени персы уже создали огромную империю и вплотную приблизились к границам Эллады.

Сначала они захватили греческие города в Малой Азии, обложив их тяжелой данью и поставив у власти своих наместников. В 500 году до н.э. свободолюбивые греки подняли восстание. После первых неудач повстанцы обратились за помощью к балканским полисам. Афины и Эретрия поддержали их, отправив корабли в Милет — центр сопротивления. Однако персидский царь Дарий I жестоко подавил восстание: Милет был разрушен, а его жители проданы в рабство. Эта помощь восставшим послужила для Дария поводом начать войну против материковой Греции.

А теперь, ребята, откройте рабочий лист и выполните задание 1: "Установите причинно-следственные связи".

Слушают объяснение учителя, следят по учебнику.

Читают учебник на стр. 164-165.

Выполняют задание 1: Устанавливают причинно-следственные связи:

  • Восстание греческих полисов в Малой Азии → Дарий I решил наказать Афины и начать войну
  • Помощь Афин и Эретрии восставшим → непосредственный повод для войны
  • Жестокое подавление восстания в Милете → многие полисы из страха признали власть Дария
  • Отказ Афин и Спарты подчиниться → персидское войско высадилось у Марафона

Царь Персии Дарий отправил послов во все греческие города-государства с требованием подчиниться его власти, символически выраженным в дани «землёй и водой». Напуганные жестокой расправой над восставшим Милетом, большинство полисов согласилось. Лишь Афины и Спарта дерзко отказались. Афиняне сбросили послов со скалы, а спартанцы — в колодец, с насмешкой предложив взять «землю и воду» прямо там. Разгневанный Дарий поклялся наказать непокорных.

В 490 году до н.э. огромное персидское войско высадилось у селения Марафон в Аттике. Все способные воевать афиняне встали на защиту своего города, к ним присоединился небольшой отряд из Платей. Спартанцы, к которым обратились за помощью, прибыть не успели, и афинянам пришлось полагаться только на себя.

Афинский командующий Мильтиад, зная, что его армия уступает в численности, пошёл на хитрость. Он ослабил центр своего построения, но усилил фланги. В решающий момент он приказал воинам пробежать последние 100 метров до врага, чтобы уменьшить потери от персидских лучников и усилить мощь атаки.

В начале битвы персы прорвали слабый центр греков, но это была ловушка. С флангов нанесли удар основные силы афинян, окружив противника. Персы в панике бежали к кораблям, преследуемые греками, которые захватили несколько судов. Потери персов составили более 6000 воинов, в то время как греки потеряли всего 192 человека. Павших героев с почестями похоронили, насыпав над могилой высокий курган.

Теперь выполните задание 2: "Решите кроссворд".

Слушают объяснение учителя, записывают основные даты и имена.

Читают учебник на стр. 165-166.

Выполняют задание 2: Решают кроссворд:

Вопрос

Ответ

1. Погребальный холм, насыпанный над могилой.

Курган

2. Строй тяжеловооружённых пехотинцев.

Фаланга

3. Тяжеловооружённый древнегреческий воин.

Гоплит

" Ребята, победа при Марафоне и смерть царя Дария, к сожалению, не положили конец войне. Новый персидский царь, Ксеркс, был сыном Дария и унаследовал его завоевательные планы. Правда, сначала ему пришлось заниматься другими делами — усмирять восстания в своей огромной державе, так что у греков появилась передышка.

Этой передышкой сумел грамотно воспользоваться афинский стратег Фемистокл. Он был мудрым политиком и понимал, что для победы над могущественным морским противником нужен сильный флот. Чтобы убедить в этом сограждан, он даже использовал старинное предсказание о «деревянных стенах», которые спасут Афины. Фемистокл убедил всех, что эти «стены» — не что иное, как борта новых военных кораблей.

Но его заслуга не только в этом. Фемистокл совершил почти невозможное: он сумел объединить вечно враждовавшие греческие полисы. По его инициативе 30 городов, включая Афины и Спарту, создали военный союз. Это было очень мудрое решение: верховное командование доверили спартанцам, что помогло избежать споров о лидерстве, а сам Фемистокл возглавил афинский флот, который предстояло построить.

Переходим к заданию 3: "Оцените по шкале от 1 до 5, насколько значительными были следующие факторы для дальнейшего хода греко-персидских войн".

Слушают объяснение учителя, записывают имена исторических деятелей.

Читают учебник на стр. 166.

Выполняют задание 3: Оценивают факторы:

  • Смерть Дария I и приход к власти Ксеркса: 4
  • Создание сильного афинского флота: 5
  • Образование общегреческого союза: 5
  • Передача верховного командования спартанцам: 4

Обосновывают свои оценки.

Ребята, представьте себе эту картину: весной 480 года до н.э. персидский царь Ксеркс двинул на Грецию невиданную доселе армию — 150 тысяч воинов и 800 кораблей! Чтобы переправиться через пролив Геллеспонт, он приказал построить мост. Но началась буря и разрушила его. Тогда Ксеркс, в ярости, не только казнил строителей, но и приказал... высечь море! Вы только подумайте — наказать море! Это показывает, насколько он был уверен в своей власти над всем. Вскоре был построен новый мост из кораблей, и огромное войско хлынуло в Северную Грецию.

Выполните задание 4: "Восстановите последовательность событий начала вторжения Ксеркса".

Но дальше путь преградили Фермопилы — узкое горное ущелье. Здесь их уже ждало греческое войско во главе со спартанским царём Леонидом. В тесноте ущелья персы не могли использовать своё главное преимущество — численность. Их лучшие воины, "бессмертные", раз за разом откатывались, неся огромные потери. Казалось, греки могут держаться вечно!

Однако нашелся предатель, который за золото провел персов в обход, в тыл грекам. Узнав об этом, Леонид принял тяжелое решение: он отпустил большую часть войска, а сам с 300 спартанцами и несколькими сотнями добровольцев остался прикрывать отступление. Почему спартанцы не ушли? Их воинский устав и кодекс чести запрещали отступать перед врагом. Они выбрали смерть в бою, и их подвиг навсегда остался в истории. Выполните задание 5: "Как могли бы выглядеть сообщения о битве при Фермопилах?"

Слушают рассказ учителя о подвиге спартанцев.

Читают учебник на стр. 166-167.

Выполняют задание 4: Восстанавливают последовательность событий:

  1. Постройка моста через Геллеспонт (Дарданеллы)
  2. Буря, уничтожившая первый мост
  3. Казнь строителей первого моста и наказание морских вод
  4. Переправа войска по новому мосту из кораблей

Вторжение в Северную Грецию и её занятие

Читают учебник на стр. 167-168.

Выполняют задание 5: Составляют сообщения о битве при Фермопилах:

  • В официальном донесении Ксеркса в Персию: "Наша доблестная армия, сокрушившая горстку упрямых греков, славной победой открыла путь в сердце Эллады".
  • В сводке греческого командования: "Героическая гибель отряда Леонида, нанесшего огромный урон врагу, позволила сохранить основные силы и время для подготовки к новым битвам".
  1. В рассказе выжившего спартанского воина: "Мы стояли насмерть, чтобы своей жертвой купить время для Эллады и показать миру, что даже против несметной силы можно стоять с честью".

Ребята, персидская армия приближалась к Афинам. По совету Фемистокла город был эвакуирован: женщины и дети были отправлены в безопасное место, а все воины переправились на остров Саламин. Именно там собрался весь объединённый греческий флот — 380 кораблей, из которых 180 были афинскими. Это была главная сила эллинов.

С берега Саламина греки с ужасом наблюдали, как персы грабят и сжигают их любимые Афины. Это зрелище заставило их поклясться не восстанавливать город, пока последний захватчик не будет изгнан из Эллады.

Фемистокл настаивал, что битву нужно дать именно здесь, в Саламинском проливе. Он понимал: в узком пространстве огромный персидский флот не сможет развернуться и лишится своего главного преимущества — численности.

Так и произошло 28 сентября 480 года до н.э. В тесном проливе персидские корабли смешались, мешая друг другу. А юркие греческие триеры наносили точные удары. Это была блестящая победа! Большая часть вражеского флота была уничтожена.

После этого Ксеркс был вынужден уйти из Греции, но оставил здесь свою сухопутную армию. Однако в 479 году до н.э. персы были окончательно разбиты в двух решающих битвах: на суше у города Платеи, где пали их лучшие воины — «бессмертные», и на море у мыса Микале. Угроза завоевания миновала.

Выполните задание 6: "Заполните таблицу" по основным битвам Греко-персидских войн.

Выполняют задание 6: Заполняют таблицу:

Название битвы

Дата (г. до н.э.)

Основные участники (греческая сторона)

Победитель

Марафонская

490

Афиняне, платейцы

Греки

Фермопильская

480

Спартанцы (царь Леонид), другие греки

Персы

Саламинская

480

Объединённый греческий флот (380 кораблей)

Греки

Платейская

479

Объединённое греческое войско

Греки

у мыса Микале

479

Греческий флот

Греки

4. Закрепление (10 мин.)

Ребята, давайте подведем итоги этой великой эпопеи. После Саламина и Платей война продолжалась еще около 30 лет, но теперь инициатива была в руках греков, особенно афинян, чей флот стал господствовать в Эгейском море.

И наконец, в 449 году до н.э. был подписан долгожданный мир. Его условия стали полным триумфом Эллады: Персия признала независимость всех греческих полисов, а ее кораблям запрещалось появляться в греческих водах.

Так как же получилось, что маленькая, раздробленная Греция смогла победить могущественную империю? Секрет — не в численности, а в силе духа! Победу принесли:

Единство — когда враг стал общим, полисы смогли договориться;

Талант полководцев — хитроумный Фемистокл и мужественный Леонид;

Патриотизм — готовность простых граждан сражаться за свою землю;

Выгодная позиция — горные ущелья и узкие проливы, где огромная персидская армия и флот не могли развернуться.

Вот главный урок этой войны: когда народ объединен общей идеей свободы, он способен на величайшие подвиги"

Ребята, мы с вами изучили основные события Греко-персидских войн. Давайте закрепим наши знания. Представьте, что вы работаете на монетном дворе Древней Греции и вам поручили разработать дизайн памятной монеты в честь Саламинской победы. Вам нужно придумать, что будет изображено на лицевой и оборотной стороне монеты, а также объяснить символику."

Выполните задание 7: "Разработайте дизайн памятной монеты в честь Саламинской победы".

Выполняют задание 7: Разрабатывают дизайн памятной монеты:

  • Аверс (лицевая сторона): Триера в полном движении, рассекающая волны. На фоне — стилизованные скалы Саламинского пролива и солнечные лучи, пробивающиеся сквозь тучи. По краю — лавровый венок, символ победы.
  • Реверс (оборотная сторона): Надпись по кругу: "NIKH ΣΑΛΑΜΙΝΙ" (Победа при Саламине). В центре — дата: "480 В.С.". В нижней части — оливковая ветвь, символ мира и Афин.
  • Объяснение символов: Триера символизирует морскую мощь Греции, лавровый венок — победу, оливковая ветвь — мир, которого добились греки.

5. Рефлексия (3 мин.)

"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

"Сегодня мы с вами узнали о героической борьбе греческого народа против персидского нашествия. Мы выяснили, что даже перед лицом превосходящих сил противника можно одержать победу, если есть единство, патриотизм и грамотное руководство. Подвиг греков в Греко-персидских войнах навсегда вошёл в историю как пример мужества и самопожертвования."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии.

Делают выводы по уроку, отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

6. Домашнее задание (2 мин.)

"На дом вам нужно будет: 1) прочитать §28 в учебнике; 2) подготовить рассказ об одном из сражений Греко-персидских войн или их участниках (на выбор); 3) ответить на вопросы в конце параграфа."

Учащиеся записывают домашнее задание.

Задают вопросы по выполнению домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

План- конспект урока 6 класс по учебнику Афанасьевой О.В. "I go to school"

План - конспект урока для 6 класс по убнику Английский язык 6 класс: учебн.для общеобразовательных учреждений/ Афанасьева О.В., Михеева И.В. - М: Дрофа 2003, глава 5Урок введение новой темы, введение ...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"

План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"...

План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"

План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"...