План-конспект к 44 уроку истории 7 класс к учебнику В.Р. Мединского "Россия при царе Фёдоре Ивановиче"
план-конспект урока по истории (7 класс)
План-конспект к 44 уроку истории 7 класс к учебнику В.Р. Мединского "Россия при царе Фёдоре Ивановиче"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 124.67 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 7 классе
Тема: Россия при царе Фёдоре Ивановиче
Класс: 7 класс
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами практической работы)
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, рефлексивный
Технологии обучения: проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления
Цель урока: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике России в период правления царя Фёдора Ивановича и фактического управления Бориса Годунова, а также оценить эффективность мер по преодолению кризиса после правления Ивана Грозного.
Задачи урока:
- Охарактеризовать личность Фёдора Ивановича и его роль в управлении государством
- Проанализировать основные мероприятия правительства Бориса Годунова в различных сферах
- Оценить результаты политики, направленной на преодоление кризиса после правления Ивана Грозного
- Развивать умение работать с историческими источниками и учебным материалом
- Формировать навыки критического мышления и анализа исторических процессов
- Ссылки на материалы:
- РАБОЧИЙ ЛИСТ
- МОЯ ГРУППА В ВК
1. Организационный момент (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Добрый день, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас важный урок, на котором мы продолжим изучать историю России XVI века. Проверьте, пожалуйста, наличие на партах учебников, рабочих тетрадей и раздаточных материалов. У всех есть рабочий лист по теме урока? На прошлом уроке мы говорили о завершении правления Ивана Грозного. Сегодня мы переходим к следующему. Это время стало переходным этапом в истории нашей страны. Давайте приготовимся к активной работе. | Учащиеся готовятся к уроку:
|
2. Мотивационный этап (5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ребята, давайте начнём наш урок с небольшого исторического расследования. Представьте себе ситуацию: в 1584 году умирает Иван Грозный - грозный и могущественный правитель. Кто должен стать его преемником? Но здесь возникает интересная историческая загадка. Современники описывали нового царя Фёдора Ивановича весьма необычно для правителя. Давайте вместе с вами попробуем понять, каким был новый царь и как это повлияло на управление страной. Сейчас мы с вами выполним первое задание из рабочего листа. Оно поможет нам вспомнить конец правления Ивана Грозного и понять контекст, в котором началось правление Фёдора Ивановича. Выполните задание 1 из рабочего листа: вспомните, какие события происходили в последние годы правления Ивана Грозного, и заполните пропуски. Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите число и тему урока: "Россия при царе Фёдоре Ивановиче". | Учащиеся слушают учителя, включаются в проблемную ситуацию Задание 1: Вспомните, какие события происходили в последние годы правления Ивана Грозного, и заполните пропуски: Ответы на задание 1: Учащиеся заполняют задание 1 в рабочем листе |
3. Изучение новой темы (20 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Теперь, когда мы вспомнили контекст, давайте подробнее познакомимся с новым царём. Фёдор Иванович был весьма необычным правителем. Современники, а особенно его отец Иван Грозный, отмечали, что Фёдор больше похож на "поповского сына, нежели на царского". Что это значит? Фёдор был очень набожным человеком, любил церковные службы и особенно звон колоколов, за что отец даже прозвал его "звонарём". Но самое интересное в этой ситуации - Фёдор Иванович хоть и был царём, но фактически не управлял государством. Реальная власть сосредоточилась в руках его шурина (брата жены) - Бориса Годунова. Давайте откроем учебник на странице 76 и прочитаем о том, как происходила борьба за власть после смерти Ивана Грозного. Теперь перейдём к заданию 2 из рабочего листа. Опираясь на то, что мы только что обсудили и на материал учебника, составьте краткую характеристику царя Фёдора Ивановича. Выполните задание 2: составьте краткую характеристику царя Фёдора Ивановича, используя не более 5-7 слов или коротких фраз. | Учащиеся слушают объяснение учителя, читают учебник на стр. 76 Задание 2: Составьте краткую характеристику царя Фёдора Ивановича, используя не более 5-7 слов или коротких фраз. Опирайтесь на его личные качества и восприятие современниками. Ответ на задание 2: Учащиеся составляют характеристику в рабочем листе |
Теперь давайте разберёмся, как же складывалась ситуация в первые годы правления Фёдора Ивановича. После смерти Ивана Грозного сразу началась борьба за власть. Богдан Бельский, один из опекунов молодого царя, попытался устроить заговор в пользу младшего брата Фёдора - царевича Дмитрия. Но заговор провалился, Бельского отправили в ссылку, а Дмитрия с матерью - в Углич. В мае 1584 года Фёдор Иванович торжественно венчался на царство. В совете опекунов развернулась борьба за влияние на царя, и победу в ней одержал Борис Годунов. Он был талантливым администратором и искусным дипломатом, и вскоре как в России, так и за границей стало известно, что страной управляет именно Годунов, а Фёдор лишь "царствует". А теперь давайте восстановим цепочку событий, которые происходили в начале правления Фёдора Ивановича. Это поможет нам лучше понять политическую ситуацию того времени. Выполните задание 3: восстановите пропущенные элементы в цепи событий начала правления Фёдора Ивановича. | Учащиеся слушают рассказ учителя, делают заметки в тетрадях Задание 3: Восстановите пропущенные элементы в цепи событий начала правления Фёдора Ивановича. Ответ на задание 3: Учащиеся восстанавливают цепь событий в рабочем листе |
Теперь поговорим о самой важной части нашего урока - о политике, которую проводило правительство Бориса Годунова. Годунов понимал, что после правления Ивана Грозного страна находится в глубоком кризисе, и нужно принимать срочные меры для его преодоления. Политика Годунова была направлена на решение нескольких ключевых задач: стабилизация внутренней обстановки, укрепление границ, развитие экономики и повышение международного авторитета России. Давайте подробнее рассмотрим конкретные меры, которые предпринимало правительство. Одной из первых мер стала амнистия всем, кто попал в опалу при Иване Грозном. Это должно было успокоить общество. Одновременно были смещены наиболее продажные судьи и чиновники. В экономической сфере были предоставлены торговые льготы Новгороду, основан Архангельск как новый центр морской торговли с Европой, ограничены права иностранных купцов в пользу русских. Сейчас мы с вами выполним задание, которое поможет систематизировать меры правительства Годунова по различным направлениям. Выполните задание 4: распределите перечисленные меры по трём направлениям, вписав их номера в соответствующую колонку таблицы. | Учащиеся слушают объяснение, читают учебник на стр. 77 Задание 4: Распределите перечисленные ниже меры по трем направлениям: Ответ на задание 4: Учащиеся заполняют таблицу в рабочем листе. |
Давайте продолжим изучать политику Годунова. Особое внимание правительство уделяло укреплению границ. Сохранялась угроза со стороны Речи Посполитой, Швеции и Крымского ханства. Для защиты от этих угроз строились каменные крепости в Смоленске, Астрахани и Казани, а на южных границах была сооружена засечная черта - система оборонительных укреплений, которая мешала неожиданным нападениям крымской конницы. В 1589 году произошло важнейшее событие в церковной жизни России - было учреждено патриаршество. Русская православная церковь стала полностью независимой от Константинополя. Первым русским патриархом стал Иов. Это значительно повысило международный авторитет России. Теперь давайте установим соответствие между мероприятиями правительства Бориса Годунова и их целями или результатами. Это поможет нам понять логику действий правительства. Выполните задание 5: установите соответствие между мероприятиями правительства Бориса Годунова и их целями или результатами. | Учащиеся слушают рассказ учителя, читают учебник на стр. 78 Задание 5: Установите соответствие между мероприятиями правительства Бориса Годунова и их целями или результатами. Ответ на задание 5: Учащиеся устанавливают соответствия в рабочем листе |
Ребята, а теперь давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили конкретные исторические факты и термины этого периода. В истории часто важно знать не только общие процессы, но и конкретных людей, события, сооружения. Например, знаете ли вы, как называлось оборонительное сооружение, построенное очень быстро вдоль линии современного Садового кольца в Москве после набега крымского хана в 1591 году? Или кто был первым русским патриархом? Давайте это выясним. Сейчас мы выполним задание, которое проверит ваше знание конкретных исторических фактов периода правления Фёдора Ивановича. Выполните задание 6: определите, о ком или о чём идёт речь в приведённых описаниях. | Учащиеся слушают учителя, вспоминают изученный материал Задание 6: Определите, о ком или о чём идёт речь в приведённых описаниях. Ответы на задание 6: Учащиеся определяют, о чём идёт речь в описаниях |
4. Закрепление (10 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мы с вами подробно изучили период правления Фёдора Ивановича. Давайте теперь подведём промежуточные итоги и проверим, насколько хорошо вы усвоили материал. Я задам вам несколько вопросов, а вы попробуете на них ответить. Первый вопрос: как вы думаете, почему современники считали, что Фёдор Иванович "царствует, но не правит"? Второй вопрос: какие основные направления политики проводил Борис Годунов? Третий вопрос: почему учреждение патриаршества в России было таким важным событием? А теперь давайте вернёмся к нашему рабочему листу и выполним последнее задание на проверку ваших знаний. Сейчас вы выполните задание, которое позволит проверить, насколько правильно вы понимаете ключевые аспекты изученного периода. Выполните задание 7: отметьте, какие из утверждений являются верными. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, обсуждают материал Задание 7: Отметьте, какие из утверждений являются верными. Ответы на задание 7: Учащиеся отмечают верные утверждения в рабочем листе |
5. Рефлексия (3 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Ребята, давайте подведём итоги нашего урока. Сегодня мы с вами изучили важный период в истории России - правление Фёдора Ивановича и фактическое управление Бориса Годунова. Мы узнали, что Фёдор Иванович был необычным правителем - набожным, мягким, и фактически не управлял государством. Реальная власть находилась в руках Бориса Годунова, который проводил активную политику по преодолению кризиса после правления Ивана Грозного. Теперь я попрошу вас заполнить небольшую таблицу рефлексии. На полях рабочего листа или в тетрадях отметьте:
Это поможет мне понять, насколько хорошо был усвоен материал и что нужно повторить на следующем уроке." | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии: Примерные ответы учащихся: Учащиеся заполняют рефлексивную таблицу |
6. Домашнее задание (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Домашнее задание:
Не забудьте, что на следующем уроке мы продолжим изучение этого периода и поговорим о закрепощении крестьян и дальнейших событиях русской истории. Спасибо всем за активную работу на уроке! Урок окончен. До свидания! | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию, если что-то непонятно Учащиеся готовятся к окончанию урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"
План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"...
План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"
План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"...
План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"
План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"...
План-конспект к 38 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Афинская демократия"
План-конспект к 38 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Афинская демократия"...
План-конспект к 39 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Культура Древней Греции"
План-конспект к 39 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Культура Древней Греции"...
План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"
План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"...
План-конспект к 44 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древняя Греция»"
План-конспект к 44 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древняя Греция»"...