План-конспект урока истории в 5 классе "Древнегреческий театр" ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Котова Лидия Андреевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 310 «Слово»

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

по истории в 5 классе

на тему «Древнегреческий театр»

Котова Лидия Андреевна,

учитель истории и обществознания

 

Санкт-Петербург

2015


Учитель

-

Предмет

История

Дата

-

Класс

5

Тема

Древнегреческий театр

Тип урока

Комбинированный урок

Цель

Сформировать представления о  греческом театре, его устройстве, времени возникновения, знакомство с именами авторов комедий и трагедий

Задачи урока

Познавательный аспект:

Рассмотреть понятия: «театр», «орхестра», «скене», «комедия», «трагедия». Познакомить обучающихся  с хронологическими рамками возникновения театра, подвести к пониманию того, что появление театра у древних греков было связано с религией. Рассказать о древнегреческих создателях комедий и трагедий. Способствовать формированию у учащихся положительной мотивации к изучению обществознания через использование мультимедийных средств.

Развивающий аспект:

Создать благоприятные условия для развития навыков словарной работы, творческого воображения, коммуникативных умений учащихся. Продолжить формировать умение  работать с информацией.  

Воспитывающий аспект:

Создать благоприятные условия для формирования культуры умственного труда, воспитания чувство прекрасного  и бережное отношение к истории человечества, формирования  личной  оценки  учащихся с позиции нравственности по отношению к культуре Древней Греции.

Планируемые  результаты  обучения

Предметные:

Расширение лексического запаса, Научиться овладевать целостным представлением о греческом театре и историческом пути развития театра.

Метапредметные:

В процессе урока происходит формирование следующих метапредметных УУД:

  • умение планировать и реализовывать учебную деятельность (особенно при коллективной работе и при создании речевого высказывания);
  • целеполагание, умение формулировать и ставить себе учебную задачу и реализовывать ее;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности (работа в паре, в группе, ведение конструктивного диалога, презентация результатов деятельности);
  • умение работать с текстом;
  • развитие гармоничной личности ученика.

Личностные:

Формирование  коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в парах, группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории  как к науке.

Формирование УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);   нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания.

Регулятивные УУД (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль,   оценка, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации, структурирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Методы работы

Урок с элементами групповой работы, проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Форма работы на  уроке

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные понятия

Театр, орхестра, скене, комедия, трагедия.

УМК

  1. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2015 ФГОС

Оборудование

  1. Презентация “Древнегреческий театр”,
  2. Доска и мел,
  3. Раздаточный материал.


Технологическая карта урока «Древнегреческий театр»

Этапы урока

Время

(мин.)

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

результаты

Организационный (создание психологического настроя на работу)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

1

-

Учитель приветствует учеников, представляется незнакомой аудитории,  отмечает отсутствующих. Контролирует подготовку рабочего места

Готовят рабочее место.

Регулятивные УУД: Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя

Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

7-9

-

 

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с новой темой. С какой?

Давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке.

Объясните значение слов: стиль, палестра, гимнасия.

 Фронтальный опрос:

  1. Кого в Древней Греции называли педагогами? В чем состояли их обязанности?
  2. Чем и на чем писали школьники?
  3. Чему учили в афинских школах?
  4. Где мальчиков обучали гимнастике?
  5. Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и заниматься гимнастикой?
  6. Кому принадлежат имена Поликлет и Мирон. Чем прославились эти греки?

Ответ обучающихся:

В афинских школах и гимнасиях.

Обучающиеся дают ответы.

Познавательные УУД: Отбор информации, анализ, сопоставление, умение сравнивать, умение делать выводы, умение передавать содержание в сжатом виде.

Коммуникативные УУД: Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление.

Регулятивные УУД: Оценка результатов собственной и чужой деятельности, умение работать с критериями.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач.

4

Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие по Древней Греции, а где именно мы окажемся, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно!

Уж полон зал. Вот-вот начало,
Надет костюм, наложен грим.
И ты готов, к восторгу зала,
К нему прийти совсем уже другим!

Оваций шум и крики "Браво!"
Приятны, что уж там таить?!
Но всё же главное - не слава,
Когда выходишь ты на сцену жить!

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть  выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…

Догадались ли вы о чем идет речь?

А что такое театр?

Давайте запишем: Театр – по-гречески «место для зрелищ».

Дети слушают.

Варианты детей

Обучающиеся ведут запись.

Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций.

Регулятивные УУД: итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности.

Изучение нового материала

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающимися новых знаний.

10

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Итак, тема нашего урока «Древнегреческий театр». 

Записывает число, классная работа и тему урока. Сегодня мы поговорим о истории возникновении театра в Древней Греции, узнаем из каких частей состоял  театр, какие представления показывали актеры театра.

План урока:

1. История возникновения театра в Древней Греции.

2. Устройство театра.

3. Как проходили представления.

4. Какие пьесы исполнялись.

История возникновения театра

в Древней Греции

Многие любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Греции примерно две с половиной тысячи лет назад.

Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса.

А чьим покровителем был Дионис?

А как его изображали? (стр 135)

Дионис был одним из наиболее почитаемых.

        В одном из мифов рассказывается, как Дионис под звуки флейт и свирелей приходит в Грецию,  в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Сценки, которые разыгрывали  участниками праздника, и были первыми театральными зрелищами, а зрителями – всё население города.

Записывают в тетрадях.

Ответ: покровителем виноделов.

Ответ: с виноградом в руках.

Познавательные УУД: ориентация в учебнике, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение.

Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение  обязанностей, планирование  своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Регулятивные УУД: итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности.

Физкультминутка

0,5 - 1

Учащиеся выполняют физические упражнения.

Выполняют

упражнение.

Личностные УУД: Знать основы ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий.

Изучение нового материала

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающимися новых знаний.

10

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Здание театра и театральные представления.

В греческих городах с конца VI в. до н.э. начинают строить для театральных представлений специальные сооружения. Давайте посмотрим как выглядел древнегреческий театр?  

Какие особенности Древнегреческого театра  вы можете назвать, глядя на картину?

А почему?

 Здание театра имело форму огромной чаши, которая усиливала звуки, человеческий голос. Если бросить монету в центре театра, звон её будет слышен на самых задних скамьях. Такое устройство театра называется амфитеатром.

Сооружение достигало огромных размеров. Ребята, давайте выясним, из каких же частей состоял театр.

Рассмотрите изображение древнегреческого театра. Он состоял тз трех частей:

Орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой  выступали актёры и хор.

СкенЕ – постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации.( внутри хранились костюмы и маски)

Театрон - места для зрителей. Лестницы, разделяли  места для зрителей на клинья.

Решение проблемной задачи урока

До нашего времени дошли воспоминания одного актера, который играл в Греческом театре.  Вот что он рассказал…

 Внимательно прочтите  карточку и определите особенности греческого театра.

Рассказ актера. Мы играли все роли в спектакле, в том числе и женские. А чтобы зрителям было понятно, кого мы играем, надевали специальные маски. Большие и ярко раскрашенные, они были хорошо видны и с верхних рядов театра. Маски закрывали не только лицо, но и голову. При взгляде на нас становилось ясно, кого мы изображаем. У стариков белые волосы, худые впалые щёки. Если герой моложе, волосы и борода делаются полуседыми, юношей изображали безбородыми. Чтобы казаться выше, мы надевали на ноги специальные сандалии с очень толстыми подошвами.  В конце дня зрители должны были выбрать лучшую постановку. Её автор награждался лавровым венком и подарками. Если зрители недовольны, они свистят и стучат сандалиями. Бывает и хуже: если автор уж очень не нравиться, его оскорбляют, бросают в него виноградом, маслинами, даже камнями.

Трагедии и комедии в Древней Греции.

 А что же  играли актеры того времени?  Театральные представления были двух видов: комедии и трагедии.

Как вы думаете, что такое комедия, что такое трагедия?

 Итак, в греческом театре было 2 вида представлений: трагедия – трагическое  представление, заканчивающееся  гибелью героя; комедия – весёлое представление, в которых герои выставлялись в смешном виде и критиковались за какие-то поступки. Давайте познакомимся с  именами  древнегреческих авторов. Наиболее известными были Софокл и Аристофан.

Самостоятельная работа с текстом учебника (стр.186-188)

Антигона – трагедия или комедия?

Птицы – трагедия или комедия?

В театрах Древней Греции представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей. Представления устраивались раз в год и длились 3 дня.  Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр ещё до рассвета.

Идя на театральное представление они  брали с собой некоторые вещи…., какие?  узелок с пирожками, теплый плащ, подушечку Как вы думаете зачем?

При входе в театр, они получали  билет буквой (стр 188) указывался один из «клиньев», на которые театр делился лестницами. В указанном на билете «клине» можно было занять любое место, начиная со второго ряда. Места в первом ряду были бесплатными и отводились для почётных зрителей (стратегов, жрецов Диониса, победителей на Олимпийских играх)

Многое исчезло с тех времен, но театр жив до сих пор. Как вы считаете, какую роль играл театр в жизни древних греков?

Спектакли учили, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше коварства и предательства. Театр воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине. Не случайно в Афинах так заботились о том, чтобы все граждане могли посещать театр, что беднякам даже выдавали деньги на театральные билеты.

Дети изучают учебную картину.

Варианты учащихся.

Ведут записи в тетради.

 

Ответ:

  1. участниками представления были только мужчины;
  2. актёры использовали маски, обувь на толстой подошве;
  3. один человек играл несколько ролей в каждом спектакле;
  4. представления происходили несколько раз в год в особом здании под открытым небом.

Ведут записи в тетради.

Первичное закрепление полученных знаний и их коррекция

Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию.

4 - 5

Автор, напутал со сценарием и допустил несколько ошибок, давайте поможем  нашим актерам и исправим их.

Мы с наслаждением и интересом следили за мимикой и жестами актеров, наблюдали за тем, как, обувшись в легкие сандалии, на орхестре танцует хор. Большой поклонницей театра была Аспасия - жена первого стратега Афин Перикла, которая, будучи актрисой, целыми днями пропадала в театре, репетируя и играя различные роли. Сегодня ей даже довелось сыграть роль Антигоны в одноименной комедии Аристофана.

 

Обучающиеся решают задачу.

Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи, адекватное использование речевых средств  для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД: умение делать выводы, перерабатывать информацию, перерабатывать ее.

Регулятивные УУД: умение соотносить информацию и факты.

Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

2 – 4  

Наш урок подходит к концу, и я хотела бы узнать о ваших впечатлениях.

Что из урока вам запомнилось больше всего?

А какой момент у вас вызвал отрицательные эмоции?

А положительные?

А как бы вы оценили свою работу на уроке?

Оценивают себя, свою работу на уроке, характеризуют своё отношение к уроку, аргументируют свою позицию по отношению к пройденной теме.

Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям.

Оценивание работы учащихся

0,5

Учитель выставляет оценки за урок

Дети выставляют оценки в дневник.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

1

Слайд 10

Итак, домашнее задание:

  1. Инвариантное: параграф 39 читать, пересказ;
  2. Вариативное: ответить на 1-н любой вопрос рубрики «Проверь себя» письменно;
  3. Дополнительное: сделать зарисовку древнегреческого театра.  

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы, уточняя домашнее задание.

Регулятивные УУД: планирование собственной деятельности в соответствии с полученными знаниями на уроке.


Приложение 1

Рассказ актера

 Мы играли все роли в спектакле, в том числе и женские. А чтобы зрителям было понятно, кого мы играем, надевали специальные маски. Большие и ярко раскрашенные, они были хорошо видны и с верхних рядов театра. Маски закрывали не только лицо, но и голову. При взгляде на нас становилось ясно, кого мы изображаем. У стариков белые волосы, худые впалые щёки. Если герой моложе, волосы и борода делаются полуседыми, юношей изображали безбородыми. Чтобы казаться выше, мы надевали на ноги специальные сандалии с очень толстыми подошвами.  В конце дня зрители должны были выбрать лучшую постановку. Её автор награждался лавровым венком и подарками. Если зрители недовольны, они свистят и стучат сандалиями. Бывает и хуже: если автор уж очень не нравиться, его оскорбляют, бросают в него виноградом, маслинами, даже камнями.

Приложение 2

Мы с наслаждением и интересом следили за мимикой и жестами актеров, наблюдали за тем, как, обувшись в легкие сандалии, на орхестре танцует хор. Большой поклонницей театра была Аспасия - жена первого стратега Афин Перикла, которая, будучи актрисой, целыми днями пропадала в театре, репетируя и играя различные роли. Сегодня ей даже довелось сыграть роль Антигоны в одноименной комедии Аристофана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

план -конспект к уроку истории в 5 кл по теме Религия древних египтян

план -конспект к уроку истории в 5 кл  на тему" Религия древних египтян."В конспекте представлены разные формы опроса и закрепления материала, особое внимание уделяется игровой форме....