Открытый урок по истории. Тема "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Ефошкина Татьяна Николаевна

Открытый урок по теме "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси"  был создан для студентов первого курса СПО, но он также подойдет и для учащихся школ. Раскрываются основные вопросы темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.docx31.05 КБ
Файл material_k_otkrytomu_uroku.rar2.29 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЙ № 11

№ специальности_____32.02.01___________ _______________

Индекс  по ГОСТ (ФГОС)__ОУД.04

Дисциплина  история

Количество часов  2

Тема занятия  Формирование основ государственности восточных  славян. Рождение Киевской Руси.

Вид занятия  проблемный урок с использованием групповой работы,

Тип занятия комбинированный урок (лекция преподавателя, корректировка , применение и совершенствование знаний студентов)

Курс_1

Специальность  Сестринское дело_

Место проведения занятия  каб. 8

Цель занятия:  Сформировать у студентов  представление о  формировании древнерусского государства.

Задачи:

обучающие:

  -  раскрыть социально-экономические предпосылки  и причины образования государства у восточных славян в IX в.,

  -  выяснить различия в теориях происхождения государства у восточных славян;

 -  проанализировать процесс образования Древнерусского государства, отметив его закономерный характер;

 - оценить деятельность первых русских князей по расширению и укреплению Древнерусского государства;

 развивающие:

 - продолжить формирование основных общеучебных навыков и умений: работы с историческим источником, исторической картой, умений высказывать свою точку зрения, умений работать в группе.

воспитательные:

- способствовать развитию чувства толерантности;

- содействовать формированию познавательного интереса к истории.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие__обществознание_________________________________________

Обеспечиваемые_____литература___________________________________________

Методы обучения:  технология  деятельностного  метода и критического мышления

Средства обучения:

Наглядные пособия:  векторные карты, таблицы и схемы по теме, презентация

Раздаточный  материал_тексты,  тесты и задания на карточках

Технические средства обучения:   Компьютер,  мультимедийный проектор

 Литература:

- основная: учебник  О.В.Волобуев, В.А.Клоков и др. «Россия и мир» 10 класс, Дрофа, 2009г.

- дополнительная: 

1. С.Ф.Платонов «Полный курс лекций по русской истории», Санкт-Петербург, 1997г.;

2. А.С.Орлов, В.А.Георгиев и др. «История России с древнейших времен  до наших дней» Хрестоматия, Москва, 2000г.

3. Интернет-ресурсы – http://teacher-history.ru

Домашнее задание:  §8, используя учебник и дополнительный материал подготовить сообщение по теме «Крещение Руси»;

«Русь и ее соседи в XI-  начале XII вв.»

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ

ВРЕМЯ

(хронометраж

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 1.

2.

Организационный момент

Мотивационная беседа.

Формулировка интегрирующей цели урока

2

15

Рассаживаются по группам

Устные ответы студентов:

-прародина славян;

- расселение славян;(карта)и виды деятельности;

-соседи славян и их государства;

- происхождение Руси;

-общественный строй восточных славян: «Военная демократия»

«Государственность у славян»

Запись темы в тетрадях

Возможные ответы:

-переход от коллективного труда к индивидуальному;

-появление излишков продукции;

Возможности эксплуатировать чужой труд;

-переход от родовой общины к соседской

Раздает тексты отрывков и остальной раздаточный материал

«Что вы знаете о славянах?»

 (комментарии преподавателя, уточняющие вопросы)

Итак,  мы подошли к теме занятия. Как же она называется?

Уточнение преподавателя: "Формирование государственности у восточных славян».

Нуждались ли восточные славяне в государстве?

 

Какие же предпосылки возникновения государства у восточных славян  существовали?

3.

 

4.

Актуализация знаний:

  1. Причины возникновения государства.

Первичное закрепление материала

Информационно-деятельностный этап.

  1. Теории возникновения государства у восточных славян

 

3 .Укрепление древнерусского государства

 55-60

Работа с текстом источника и ответы на вопросы к нему.

(Блок №1)

Просмотр отрывка «Рюрик и его братья»

Возможные ответы:

-борьба с кочевниками

-появление людей, способных установить и удержать власть силой;

-появление вождей и дружин;

-необходимость поддержания в обществе порядка;

-возникновение частной собственности

 Заполнить схему: «Предпосылки возникновения государства у восточных славян»

   Задание 1

Сообщения студентов:

-норманская теория

-славянская теория

-Центристская теория

+ презентация

Запись осн.положений в тетрадях:

название теории; представители; содержание теории

Сообщения  студентов

Работа с текстом источника и ответы к нему Блок №2

Запись в тетрадях по схеме: князь - событие

- княжение Олега

- княжение Игоря

- княжение Ольги

- княжение Святослава

Комментарии преподавателя

Лекция преподавателя

№1+презентация

  Каковы же причины возникновения древнерусского государства ?

 

Дополните, используя лекцию и заполните схему

Проблемный вопрос:

«Могли ли славяне образовать государство?»

Какая теория в исторической науке использовала этот отрывок из «Повести временных лет» для обоснования скандинавского происхождения государственности у восточных славян?

Почему в настоящее время «норманнская теория» является несостоятельной?

Комментарии и уточнение преподавателя.

Комментарии преподавателя

Вопросы к учащимся, работающим в группах:

  1. На чем основывалась власть первых князей?
  2. Какое значение имели реформы Ольги для Киевской Руси? Как они изменили характер власти Киевского князя?
  3. Сравните поход Святослава в Болгарию с походами Олега и Игоря на Константинополь.

 

 Первичное закрепление

 

  Возможные ответы:

-укрепление авторитета княжеской власти;

-для русских купцов был открыт Волжский торговый путь;

-сформировалась государственная территория;

-объединило почти все восточнославянские племена;

-государство превратилось в крупнейшую державу Европы

Назовите последствия возникновения государства у восточных славян.

5.

Закрепление

2

Выполнение мини- тестовых заданий.

 

Ответ:

Для дальнейшего раскрытия вопроса об изменениях в русском государстве

Проверяем ответы.

Кто выполнил все задания?

-Кто 4-5 заданий?

-Кто менее 5 заданий? С чем это связано?

Для чего нужно было рассмотреть тему сегодняшнего урока?

6.

Рефлексия (итог урока)

2

-Достигнута ли цель занятия?

-У кого остались вопросы по данной теме?

- Кто считает, что ему понятна тема полностью?

-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

7.

Домашнее задание.

1

Запись в тетрадях

§8, сообщения

Общественный строй -  военная демократия, перераставшая в VIII-IX вв . в раннефеодальную монархию

                     Князь

                                                                                   Дружина

Вече                                              Старшая (бояре,  княжие   мужи)                                                    

                                                                        Младшая

                                                                  (гриди, отроки)

Кроме того, во всех племенах существовали советы старейшин; при князе находились "лучшие (нарочитые) люди" и тысяцкий.

Положительные последствия.                     Отрицательные последствия.

1. Активное развитие ремесла.                 1. Происходит процесс дробления земель

2. Рост и усиление городов.                ( к 1132 г. было около 15 обособившихся земель,

3. Заселение ещё неосвоенных земель.   а в нач. XIII века - уже 50, к концу века- 250).

4. Развитие внутренней торговли          2. Велись бесконечные междоусобные войны.

5. Прокладывание дорог.                         3. Ослаблялся военный потенциал страны                                                  

 6. Расцвет культурной жизни княжеств.  

 7. Усиление местного аппарата управления

Итак, с распадом Древнерусского государства на уделы не было утрачено сознание единства Русской земли. Княжества продолжали жить по общим законам Русской Правды, в рамках одной православной митрополии, единые по культуре и языку. Однако в целом распад на уделы и усобицы пагубно отразился на военной мощи. Вместе с тем сама раздробленность – результат развития феодализма.

.  



Предварительный просмотр:

         карта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока истории на тему "Культура и искусство Киевской Руси"

урок истории для 7 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Культура и искусство Киевской Руси"....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ (988)»

Цели:познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства на Руси; формировать умения в связной форме пересказывать текст учебника, давать собст...

Рождение Киевской Руси

Киевская Русь...

урок по МХК в 10 классе "Архитектура Киевской Руси"

Урок по МХК в 10 классе "Архитектура Киевской Руси" включает конспект  и презентацию по теме....

Открытый урок во 2 классе натему "День рождения Лулу"

Предоставленная работа является разработкой открытого урока, проведённого  во 2 классе. Тема "День рождения Лулу!"...

Методическая разработка учебного занятия по истории " Формирование основ государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси"

Согласно ФГОС нового поколения  одной из главных целей профессионального обучения является формирование у студентов  общих компетенций. Под обучением, основанном на компетенциях, понима...