Главные вкладки

    Методическая разработка учебного занятия по истории " Формирование основ государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси"
    план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

    Левагина Любовь Михайловна

    Согласно ФГОС нового поколения  одной из главных целей профессионального обучения является формирование у студентов  общих компетенций.

     Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации не только умений и  знаний, но и  типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности, т.е. процесс обучения должен быть практико-ориентированным.

    В методической разработке учебного занятия по теме «Формирование основ государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси» раскрывается механизм реализации  компетентностного  подхода  на основе технологии проблемно-диалогического обучения при использовании компетентностно- ориентированных и проблемных  заданий.

     Методическая разработка включает план – конспект учебного занятия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Левагина Любовь Михайловна

    Преподаватель общественных дисциплин

    ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж», Самарская область

    Методическая разработка учебного занятия  по истории.

    Тема занятия: Формирование основ государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси.

    Предмет: История

    Участники: студенты первого курса

    Тип занятия:  изучение  и первичное закрепление новых знаний.

    Время: 90 минут

    Цель занятия:  сформировать у обучающихся представление  о процессе образования государства у восточных славян.

    По окончании занятия студент должен:

    Уметь:

    - выделять экономические и политические предпосылки возникновения государства у восточных славян;

    - делать выводы;

    - работать с информацией (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, сравнивать  их со свидетельствами других источников);

    -анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления;

    - представлять результаты изучения исторического материала в определенных формах (таблицы и т.д.).

    Знать:

    - восточнославянские племена и их расположение;

    - причины и факторы возникновения русской государственности;

    Иметь представление:

    - о версиях происхождения древнерусского государства;

    Задачи:

    Образовательные:

    1.Выяснить причины и факторы возникновения русской государственности.

    2.Проанализировать различные теории возникновения Древнерусского государства.

    Развивающие:

    1.Развивать умения выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на занятии.

    2.Развивать следующие общие  компетенции:

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

    ОК 6.        Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

    ОК 7.Брать на себя ответственность за работу команды, результат выполнения.

    Воспитательные:

    1.Воспитание  интереса к историческому прошлому своего народа и государства.

    2.Формирование у студентов  гражданской позиции.

    3.Воспитание культуры исследовательского труда.

    Методы и приемы:

    • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа, дискуссия);
    • методы наглядной передачи информации и зрительского восприятия информации (прием: показ отрывка из видеофильма  А. Прошкина «Михайло Ломоносов», учебного фильма «Древний Киев», показ слайдовой презентации);
    • метод передачи информации с помощью  практической деятельности студентов (практическая работа в группах, составление сравнительных таблиц);
    • метод учебного исследования (аналитическая работа с историческими источниками, выполнение компетентностно- ориентированных и  проблемных заданий);
    • методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: проблемное изложение, создание «ситуации успеха»);
    • методы контроля (приемы: самооценка).

    Форма организации учебной деятельности — сочетание групповой работы с индивидуальной.

    Оборудование: Компьютер, проектор, карта «Русь в X веке».

    План занятия.

    1.Организационный момент.

    2. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.

    3. Изучение нового материала:

    3.1. Экономические предпосылки создания государства у восточных     славян.

    3.2.Союзы восточнославянских племен. Политические предпосылки       создания государства.

    3.3.Предгосударственные центры.

    3.4.Теории происхождения Древнерусского государства у восточных    славян.

    4. Подведение итогов. Рефлексия.

     5. Домашнее задание.

    Структура и методический инструментарий занятия.

    Этапы занятия

    Методические приемы

    Деятельность преподавателя

    Деятельность студента

    I этап.

    Организационный момент

    Метод

    словесной передачи и слухового восприятия информации

    1.Дисциплинарный момент:

    - приветствие;

    -определение отсутствующих;

    -проверка готовности студентов к занятию;

    2. Создает эмоциональный настрой занятия.

    3. Раздает оценочные листы

    1.Приветствуют преподавателя.

    2. Староста докладывает об отсутствующих.

    3. Эмоционально настраиваются на урок.

    4. Знакомятся с оценочными листами.

    II этап.

    Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.

     

    1.Метод стимулирования и мотивации учащихся (проблемное изложение).

    2.Метод наглядной передачи информации и зрительского восприятия информации:

    (прием:

    демонстрация отрывка фильма «Древний Киев»;

    1.Сообщает тему  и цели занятия

    2.Демонстрирует отрывок фильма «Древний Киев».

    3.Задает проблемный вопрос для выяснения значимости изучаемой темы в курсе «История»: «Как вы думаете, почему вопрос о создании Древнерусского государства имеет важнейшее значение в современной истории?

    - организует обсуждение вопроса;

    - выслушивает мнения студентов;

    -делает выводы.

    3.Мотивирует студентов к активности предварительным вопросом: Что такое государство и  каковы  основные признаки средневекового государства? 

    -выслушивает ответы студентов;

    - совместно со студентами определяют верные ответы.

    1.Знакомятся с темой и целями, записывают тему в тетрадь.

     2. Просматривают отрывок фильма.

    3.Участвуют в обсуждении  проблемного  вопроса:

     - высказывают свое мнение.

    3.Отвечают на предварительный вопрос:

    -высказывают свое мнение;

    - совместно с преподавателем определяют верные ответы;

    -делают записи в тетради.

    III этап

    Изучение нового материала

    3.1.Экономические предпосылки создания  государства

    у восточных славян.

     

    Метод словесной передачи и слухового восприятия информации

    1.Организует эвристическую беседу:

    - задает вопросы;

    - выслушивает ответы студентов;

    -мотивирует студентов на анализ полученной в ходе беседы информации;

    - организует выполнения задания: выделите    позиции, которые, на ваш взгляд, являются экономической основой для создания государства у восточных славян?

    -выслушивает ответы,

    - делает выводы.

    1.Обучающиеся знакомятся с информацией преподавателя,

    участвуют в беседе – обсуждении:

    -устно отвечают на вопросы;

    - анализируют полученную информацию;

    - на основе анализа выделяют экономические предпосылки создания государства у восточных славян;

    - аргументируют  свое мнение;

    -записывают правильные ответы в тетрадь.

    3.2.Союзы восточнославянских племен. Политические предпосылки создания государства

    • 1. Метод стимулирования и мотивации учащихся (приемы: проблемное изложение)

    2.Метод передачи информации с помощью практической деятельности студентов (заполнение таблицы, работа с картой);

    -метод учебного исследования

     ( выполнение КОЗ и решения проблемных вопросов).

    3.Метод наглядной передачи информации

    1.Формулирует проблемный вопрос: Почему в VIII веке племена восточных славян стали объединяться  в союзы?  

    2. Организует выполнение компетентностно- ориентированного задания №  1 по парам : заполнить таблицу «Восточнославянские племена и их расположение»

    -проводит инструктаж по выполнению задания;

    - контролирует выполнение задания;

    -проводит обсуждение и закрепление задание

    ( работа с картой «Русь  в X веке».

    3.Организует выполнение проблемного задания: проанализировать информацию, полученную в ходе выполнения предыдущих заданий, и выделить позиции, которые являются политической основой создания государства у восточных славян?

    - организует обсуждение;

    -выслушивает мнение студентов;

    - вместе со студентами выделяют верные ответы;

    - после обсуждения совместно со студентами делают выводы.

    1.Обучающиеся знакомятся с информацией преподавателя,

     отвечают на проблемный вопрос.

    2.Выполняют КОЗ 1 (парная работа)

    - выслушивают инструктаж по выполнению задания;

    - заполняют таблицу

    -участвуют в обсуждении;

    - закрепляют

    ( работают  с картой «Русь  в X веке»).

     

    3. Выполняют проблемное задание:

    - студенты обсуждают вопрос,

    - высказывают  свои версии;

    -на основе обсуждения, совместно с преподавателем, выделяются верные позиции, которые являются политическими предпосылками образования государства у восточных славян;

    -вместе с преподавателем делают выводы.

    3.3.Предгосударственные центры.

    1.Метод учебного исследования (аналитическая работа с источником,

    и решения проблемных вопросов).

    2. Метод наглядной передачи информации

    1.Организует работу с источниками:

    - делит группу по вариантам;

    -раздает задание ;

    Вар.1: На основе анализа источников ответить на вопрос: Какая территория   в арабских источниках именуется Куяба или Куявия?

    Вар.2: На основе анализа источников ответить на вопрос: Какая территория   в арабских источниках именуется Славия?

    -проводит обсуждение;

    - делает вывод о наличии у восточных славян предгосударственных цетров:  Южный (Киев), Северный (Новгород)

    2. Организует выполнение задания: опираясь на знания, полученные при изучении вопроса: «Союзы восточнославянских племен»

    соотнесите названия восточнославянских племен с предгосударственными центрами

    положение.

    3. Организует выполнения проблемного вопроса: Какой из названных центров имел более выгодное геополитическое и почему?

    - обсуждает вопрос со студентами;

    -рассматривает  все версии;

    - после обсуждения формулирует правильный  ответ;

    -подводит обучающихся к выводу.

    1.Работают с источниками:

    - знакомятся с текстом;

    -анализируют полученную информацию,

    - участвуют в обсуждении вопроса.

    -делают вывод.

    2. Выполняют задание, опираясь на знания, полученные при изучении вопроса: «Союзы восточнославянских племен», соотносят названия восточнославянских племен с предгосударственными центрами

    положение :

    Южный (поляне, северяне)

    Северный (ильменские словене, кривичи, финно- угорские народы);

    - участвуют в обсуждении;

    - после обсуждения, делают записи в тетради.

    3. Выполняют проблемное задание: Какой из названных центров имел более выгодное геополитическое и почему?

    - участвуют в обсуждении;

    - высказывают свою точку зрения;

    - формулируют правильный ответ, записывают его в тетрадь.

    3.4.Теории происхождения Древнерусского государства у восточных славян.

    1.Метод словесной передачи и слухового восприятия информации

    (информация,

    дискуссия- ролевая игра «Поединок»)

    2.Метод учебного исследования (аналитическая работа с источником,

    и решения проблемных вопросов).

    3.Метод наглядной передачи информации (просмотр фрагмента фильма «Михайло Ломоносов»,

    репродукция картины В.М. Васнецова

    «Призвание варягов славянами»

    1.Организует аналитическую групповую работу студентов с источниками, выполнение КОЗ 2:

    « Теории возникновения древнерусского государства»

    Задание: «Вы присутствуете на заседание Академии Наук в XVIIIв. Идет  обсуждение  вопроса о  происхождении государства у восточных славян. Представлены две версии: «Норманнская»

    (варяжская) и «антинорманнская

    (славянская) Вы являетесь сторонником одной из них. Примите участие в дискуссии и изложите  аргументы в защиту своей точки зрения.

     - делит обучающихся  на группы

    А.группы 1-2- сторонники «норманнской теории»( Г. Байер- слайд-8)

     Б.группы 3-4 – противники норманнской теории (М.В. Ломоносов- слайд 10);

    - инструктирует по выполнению задания;

    - раздает задание ;

    -побуждает студентов активному поиску;

    -организует поисковую работу обучающихся;

    -контролирует выполнение работы.

    2.Проводит  обсуждение, выступая в роли ведущего,    в поединка между представителями «норманнской теории» и «антинорманистами»(ролевая игра «Поединок»- представители групп,  отстаивают свои позиции, приводя аргументы из таблицы.  Затем стороны находят общее в этих теориях (точки пересечения).

    3.Организует просмотр фрагмента фильма «Михайло Ломоносов», сравнивают ответы, представленные  фильме со своими ответами.

    4.Вместе со студентами делает  вывод.

    1. Выполняют аналитическую работу с источником:

    -студенты делятся на группы: «представители норманнской теории»  и «противники норманнской теории»;

    - выслушивают инструктаж;

    -выполняют задание, заполняя таблицу от имени представителей «своей  научной» группы;

    - обсуждают проблемные вопросы.

    2.Участвуют  в ролевой игре «Поединок», отстаивают точку зрения «своей  научной» группы ; -закрепляют  материал вопроса;

    - находят точки пересечения «норманнистов» и «антинорманнистов».

    3.Просматривают фрагмент фильма «Михайло Ломоносов», репродукцию картины В.М. Васнецова

    «Призвание варягов славянами»).

    4. Вместе с преподавателем делают выводы.

    IVэтап.

    Подведение итогов. Рефлексия.

         

    • 1. Методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: «создание ситуации успеха»).

    Подводит итог работы студентов на уроке.

    Благодарит  их за участие в работе.

    Заполняют оценочные листы

     ( приложение)

    Проводят самооценку.

    V этап.

    Домашнее задание

         

    1.Метод словесной передачи и слухового восприятия информации

    2.Метод наглядной передачи информации

    Дает задание на выбор.

    Комментирует задания.

    Записывают домашнее задание.

    Задают вопросы.

    Конспект  занятия.

    1.Организационный момент.

    Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Преподаватель отмечает отсутствующих в журнале, проверяет готовность студентов к занятию. Раздает оценочные листы.

    2.Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.

    Преподаватель: Сегодня на занятии мы рассмотрим один из важнейших и до сих пор спорных вопросов российской истории - вопрос о формирование основ государственности у восточных славян.

    ( Студенты записывают тему и план занятия в рабочей тетради)

    Просмотр отрывка фильма «Древний Киев»

    Проблемный вопрос студентам: Как вы думаете, почему вопрос о создании Древнерусского государства имеет важнейшее значение в современной истории?

    (Студенты высказывают свое мнение)

    Обобщив ответы  обучающихся, преподаватель отмечает:  в истории Древней Руси мы находим объяснение многим современным традициям и стереотипам. О создании Древнерусского государства  повествует множество источников, но остается проблема их научного истолкования и вопросов намного больше, чем ответов. На ключевые вопросы мы попытаемся ответить на уроке.

    Предварительный вопрос студентам: Что такое государство и  каковы  основные признаки средневекового государства? 

    Выслушиваются ответы студентов,  затем делаются  следующие записи в тетради :

     Государство - это особый аппарат управления, стоящий над обществом и призванный охранять в  обществе порядок.

    Признаки государственности в раннесредневековом обществе:

    1.Наличие власти, отчужденной от народа.

    2.Размещение населения по территориальному признаку.

    3.Стягивание дани в центр для содержания власти и укрепления государства.

    3.Изучение нового  материала.

    Преподаватель: Образование государства – закономерный этап в развитии общества. Оно формируется, когда в обществе возникают необходимые предпосылки (предварительные условия).  Существовали ли у восточных славян такие условия  для создания государства?

    3.1.  Экономические предпосылки государства у восточных славян.

    Преподаватель: К  началу IX века у восточных славян начался  процесс распада родоплеменных отношений, начался переход от родовой общины к соседской.

    Эвристическая беседа - обсуждение:

    А.Какие экономические последствия имеет переход от родовой общины к соседской? Появление частной собственности, специализация,  имущественное расслоение, рост торговли и обмена.

    Б Какие экономические последствия имеет развитие торговли? С какой страной связывал торговый путь? В IX веке в жизни восточных славян большое значение приобретает торговля. Через заселенные ими земли (по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру) проходил торговый путь «из варяг в греки», который связывал с Византией.

    В. Какое развитие получили населенные пункты, в которых останавливались купцы? (Они превращались в крупные города).

    Г. Назовите и покажите на карте первые русские  города: Новгород, Полоцк, Любеч, Смоленск, Чернигов, Киев.

    Д. Какое значение имели города? Города становятся центрами развития ремесла торговли, а также убежищем для местного населения в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории с живущими на них племенами.

    Е.Какие опасности таила торговля? Торговля – прибыльное, но опасное дело. Поэтому  купцы, чтобы защитить свои караваны от набегов хазар или печенегов – кочевников, обосновавшихся в Причерноморье и взявших под контроль всю нижнюю часть Днепра, были вынуждены нанимать профессиональных воинов – дружину, во главе которой стоял – князь. 
    Задание студентам:  проанализируйте полученную в ходе обсуждения информацию и выделите    позиции, которые, на ваш взгляд, являются экономической основой для создания государства у восточных славян?

    Студенты выполняют задание, выделяют позиции, которые являются экономическими предпосылками создания государства. аргументируют выбранные позиции. Затем записывают в тетрадь следующие правильные позиции:

    • переход от родовой общины к соседской;
    • развитие торговли;
    • становление городов;
    • внешняя угроза, возникновение дружины.

    Вывод:  у восточных славян начинает формироваться экономическая общность, т.е. сложились экономические условия для создания государства .

    3.2. Союзы восточнославянских племен. Политические предпосылки создания государства.

    Преподаватель: В течение тысячелетий основной ячейкой восточнославянского общества являлась община. До VIвека – родовая община, а в VII-VIII в.в. – соседская.  Несколько общин составляли племя. Все важнейшие вопросы жизни племени решались на вече - собрании соплеменников. Постепенно племена объединяются в союзы.

    Проблемный вопрос студентам: Почему в VIII веке племена восточных славян стали объединяться  в союзы?  (Для отражения постоянных набегов враждебных кочевников).

    Преподаватель: Во главе племени или союза племён стоял вождь – князь-военачальник. У восточных славян известно от 12 до 15  таких союзов племён.

    Выполнение компетентностно –ориентированного  задания 1:

    Компетентностно - ориентированное задание 1

    «Восточнославянские племена и их расположение»

    ОК 2.1.  Планирование деятельности

    ОК 3.3. Оценка ресурсов деятельности.

    ОК 4.1. Поиск информации

    ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации

    ОК 4.3. Обработка информации

    ОК 8.3. Оценка собственного продвижения.

    Уровень 2 ( продуктивный)

    • планирует деятельность по решению задачи в рамках заданных технологий;
    •  оценивает результаты деятельности по заданным показателям;
    • самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу;
    •  извлекает информацию из одного или нескольких источников и систематизируете;
    • делает вывод;
    •  называет причины успехов и неудач в деятельности.

    Стимул: иностранный купец обратился к Вам за помощью: ему необходимо найти месторасположение всех восточнославянских племен. Подготовьте для него шпаргалку - ориентир

    Задачная формулировка: на основе материала учебника и источника («Повесть временных лет») и карты «Расселение восточных славян»  заполнить таблицу «Восточнославянские племена и их расположение»

    Бланк ответа

    Название племенного союза

    Географическое расположение

    Поляне

    Северяне

    Древляне

    Дреговичи

    Полочане

    Радимичи

    Ильменские словене

    Вятичи

    Кривичи

    Уличи, тиверцы

    Белые хорваты

    Источник:

    1. «Повесть временных лет…»

    «…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота.

    Так же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим имененем – славянами, и построили город, и назвали его Новгород. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ , а по имени и грамота называлась славянская». [4].

    2. Карта «Расселение восточнославянских племен»

    расселение западных, южных, восточных славян

    Модельный ответ

    1. Расселение восточных славян.

    Название племенного союза

    Географическое расположение

    балл

    Поляне

    В среднем течении Днепра вокруг Киева

    1

    Северяне

    к северу от полян по рекам Десне и Суле

    1

    Древляне

    северо-западнее Киева (центр – город Искоростень)

    1

    Дреговичи

    между Припятью и Двиной на территории современной Белоруси («дрягва» - болото)

    1

    Полочане

    вдоль Речки Полот (приток Двины)

    1

    Радимичи

    западнее  кривичей, р. Сож

    1

    Ильменские словене

    вокруг озёр Ильмень и Ладоги ( главный город – Новгород)

    1

    Вятичи

    по реке Оке (в районе современного Подмосковья)

    1

    Кривичи

    селились в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины (главный город – Смоленск)

    1

    Уличи, тиверцы

    в низовьях Днестра и Прута

    1

    белые хорваты

    жили по Бугу и в предгорьях Карпат

    1

    Алгоритм оценивания:

    За каждую верно оформленную колонку 1 балл

    10-11баллов – оценка«5»         

    8-9  баллов – оценка«4»        

    6-7 баллов – оценка «3»

    Студенты выполняют КОЗ парами.

    Закрепление вопроса: Каждая пара показывает  на карте расположение одного из восточнославянских племен.

    Проблемное задание: проанализировать информацию, полученную в ходе выполнения предыдущих заданий и выделить позиции, которые являются политической основой создания государства у восточных славян.

    Студенты обсуждают вопрос, высказывают  свои версии. Но основе обсуждения, совместно с преподавателем, выделяются следующие верные позиции, которые являются политическими предпосылками  создания государства у восточных славян:

    • смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, необходимость регулирования внутренних социальных отношений;
    • образование крупных союзов племён;
    • выделение сильной знати;
    • необходимость охраны территории от внешних набегов;
    • потребности родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель.

    После обсуждения делается вывод совместно со студентами.

    Вывод: к IX веку у восточных славян сложились  предпосылки государственности. Возникает   момент, когда усложнение социально-экономической, духовной жизни и противоречий внутри славянского общества, требует регулирования личностных, межличностных, групповых и социальных связей, т.е. возникает необходимость аппарата власти.

    3.3. Предгосударственные центры.

    Аналитическая работа с источниками

    Группа делится на два варианта, каждый их которых работает с источником

    Задание первому варианту: на основе анализа источников ответить на вопрос: Какая территория   в арабских источниках именуется Куяба или Куявия?

    1. «Русы состоят из трех племен.  Одно из них ближе к Булгару (столице Волжской Булгарии), а царь его живёт в городе под названием Куяба, который больше Булгарии. Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией) »  -Арабский писатель X века Аль-Балхи. [4].

    2. «Куявия — ближайший к  странам ислама город русов, он расположен в приятной местности, там выделываются  разнообразные меха и ценные мечи»- Неизвестный  персидский географ, автор «Книги границ мира от востока к западу», составивший свой труд около 982-983 гг. Эту рукопись случайно обнаружил в Бухаре в 1892 г. русский учёный А.Г. Тумайский. [4].

    В результате обсуждения выделяется правильный ответ  - окрестности Киева.

    Задание второму варианту: На основе анализа источников ответить на вопрос: Какая территория   в арабских источниках именуется Славия?

    1.«Племя славня живёт дальше первого» - Арабский писатель X века Аль-Балхи.

     2.«Славия - приятный город, из которого в мирное время жители ездят торговать в землю болгар» - неизвестный  персидский географ, автор «Книги границ мира от востока к западу», составивший свой труд около 982-983 гг. Эту рукопись случайно обнаружил в Бухаре в 1892 г. русский учёный А.Г. Тумайский. [4].

    В результате обсуждения выделяется правильный ответ  - область ильменских славян.

    Преподаватель: В советской историографии (Б. А. Рыбаков и др.) Куявия трактовалась как политическое объединение (раннефеодальное государственное образование) восточных славян в Среднем Приднепровье с центром в Киеве. Славия -  один из  центров Древней Руси IX—X вв., предположительно область ильменских славян.

    Все это говорит о том, что в IX в., по мере подчинения одними племенными союзами других,  сложилось два крупных предгосударственных образования – на юге с центром в Киеве, на севере с центром в Новгороде. Между ними шла борьба за первенство.

    Выполнение задания: опираясь  на знания, полученные при изучении  на вопрос 3.2., выполнить следующее задание:

    Южный

    Среднее Поднепровье -Киев  

    Задание: Соотнесите названия восточнославянских племен с предгосударственными центрами 

    Северный

    Новгород

    Поляне

    Ильменские словене

    Северяне

    Вятичи

    Кривичи

    Финно-угорские народы (весь, чудь)

    Правильный ответ:

    Южный ( поляне, северяне, вятичи).

    Северный (ильменские словене, кривичи, финно- угорские народы).

    После обсуждения  студенты записывают правильные ответы в тетрадь.

    Проблемный вопрос:

     Какой из названных центров имел более выгодное геополитическое положение и почему?

    Обсуждение вопроса. Рассматриваются все версии. После обсуждения формулируется правильный  ответ: Южный, т.к. находился на перекрестке торговых  путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом,  укрыт лесами от кочевников, хорошо укреплен, Киев – центр торговли и ремесла.

    Вывод: Политический строй восточнославянского общества VI — середины IX в.в.  можно назвать предгосударственным. У наших предков появились первые княжества: в окрестностях Киева и  в Приильменье с центром в Новгороде. Они становились центрами объединения восточнославянских союзов племен, истоками древнерусской государственности.

    3.4. Теории происхождения Древнерусского государства у восточных славян.

    Преподаватель: в истории существует две точки зрения по вопросу о происхождении государства у восточных славян. Одна из них связана с племенами варягов.

    Вопрос - вызов: Что Вы знаете о варягах?  Студенты высказывают свои представления о варягах: Варяги – это скандинавские племена, совершавшие в конце VIII – IX веке набеги  на Западную Европу.
    Скандинавы обложили данью финно-угорские племена чудь и мерю, а также кривичей, ильменских словен. Вскоре города начинают приглашать отряды скандинавских воинов  за небольшую плату для защиты. Наемных  воинов восточные славяне называли варягами , т.к. они жили по берегам Варяжского озера. В Европе известны как  «норманны».
    Аналитическая работа с источниками   в группах:

    1.Исследование теорий происхождения Древнерусского государства у восточных славян и заполнение таблицы.

    2.Определение общего  (точки пересечения) и различного в двух названных теориях.

    3.Изучение различных объяснений происхождение название «Русь».

    Компетентностно- ориентированное задание 2.

    «Теории происхождения Древнерусского государства»

    ОК 2.1.  Планирование деятельности

    ОК 3.3. Оценка ресурсов деятельности

    ОК 4.1. Поиск информации

    ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации

    ОК 4.3. Обработка информации

    ОК 6.3. Эффективное общение: диалог

    ОК 6.4. Эффективное общение: письменная коммуникация

    ОК 8.3. Оценка собственного продвижения

    Уровень 2 ( продуктивный)

    • Планирует деятельность по решению задачи в рамках заданных технологий
    • Оценивает результаты деятельности по заданным показателям
    • Указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи.
    • Извлекает информацию  из одного или нескольких источников  систематизирует ее в рамках заданной структуры.
    • Делает вывод на основе сравнительного  анализа по заданным критериям.
    • Отвечает на вопросы, направленные на выяснение мнения.
    • Создает стандартный продукт  письменной коммуникации сложной.
    • Называет причины успехов и неудач в деятельности.

    Стимул: Вы присутствуете на заседание Академии Наук в XVIII в. Идет  обсуждение  вопроса о  происхождении государства у восточных славян. Представлены две версии: «Норманнская» (варяжская) и «антинорманнская» (славянская). Вы являетесь сторонником одной из них. Примите участие в дискуссии и изложите  аргументы в защиту своей точки зрения.

    Задачная формулировка группам 1-2: на основе исторических источников ответить на вопросы и заполнить колонки таблицы:

    Бланк ответа

    Линии сравнения

    1-2 группа - Сторонники

    «Норманнской» теории

    представители

    Немецкие историки  Российской Академии наук Г. Байер (1694—1738), позднее Г. Миллер и А. Л. Шлёцер. Норманнскую версию приняли Н. М. Карамзин, за ним М. П. Погодин и другие русские историки XIX века.

    Содержание теории

    Роль варягов в образовании государства

    Происхождение названия «Русь»

    Точки пересечения

    Источники:

      «Повесть  временных лет»

    1.«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью…Сказали руси  чудь, славяне, кривичи, весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев и взяли со собой всю русь, и  пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.» [4].

    2.« и пришли варязи, и называшася они Русью». [4].

    3. Готлиб Байер , немецкий историк и филолог. Основные тезисы его теории  сводились к тому, что: 
    3.1. приход славян с Дуная на Днепр можно датировать не ранее правления Юстиниана; 
    3.2. варяги есть ни кто иные, как скандинавы; 
    3.3. понятия "варяги" и "Русь" - тождественны. [4].

    4.Археологические свидетельства: Рюриково городище: «При археологических исследованиях слоев IX-X веков обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды викингов, обнаружены берестяные грамоты, множество свинцовых княжеских печатей, арабских, византийских и западноевропейских монет (в том числе три клада дирхемов), стеклянные, сердоликовые и хрустальные бусы, грецкие орехи, предметы скандинавских и общебалтийских типов (равноплечные, скорлупообразные и кольцевидные фибулы, железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка Валькирии и др.), части весов, весовые гирьки» [4].

    5.А.А. Шахматов считает: «Русь - те же норманны, те же скандинавы; Русь- это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем их потомки стали оседать на менее привлекательном болотистом и лесистом Севере». [4].

    6. Ю. Никитин приводит такие данные: варяги себя называли русью, местное славянское население – славичами (славянами), а дети варягов и славичей именовались русичами. [4].

    7. В норманнской историографии существовало следующие  теории:

    7.1.Теория завоевания: Древнерусское государство было, согласно этой теории, создано норманнами, завоевавшими восточнославянские земли и установившими свое господство над местным населением. Это самая старая и наиболее выгодная для норманистов точка зрения, так как именно она доказывает "второсортность" русской нации.

    Модельный ответ

    Линии сравнения

    1-2 группа сторонники «Норманнской»

    теории

    баллы

    представители

    Немецкие историки  Российской Академии наук Г. Байер (1694—1738), позднее Г. Миллер и А. Л. Шлёцер. Норманнскую версию приняли Н. М. Карамзин, за ним М. П. Погодин и другие русские историки XIX века.

    -

    Содержание теории

    В 862 г. для прекращения междоусобиц племена восточных славян (кривичи и ильменские словене) и финно-угров (весь и чудь) обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол.  Вывод: Государственность на Русь принесли варяги , три брата: Рюрик, Синеус, Трувор  Варяжская династия Рюриковичей объединила северную и южную Русь, создала систему сбора дани, управления и судопроизводства на огромной территории.

    2

    Роль варягов

     Т.О. основателями первого  государства восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси являются варяги –норманны ,скандинавы. Славяне оказались народом, не  способным к самостоятельному и государственности

    2

    Происхождение названия «Русь»

    Название «Русь»- варяжского происхождения. Это название варяжского племени.

    2

    Точки пересечения

    Обе стороны в качестве основного источника используют «Повесть временных лет» Нестора.

    1

    Не отрицается приглашение  варягов.

    1

    862 г.-  создание российской государства с центром в г.Новгород

    1

    Всего: 9 баллов

    Алгоритм оценивания:

    За каждую верно оформленную колонку 1-2  балла

    8-9 баллов – оценка«5»         

    6-7  баллов – оценка«4»        

    4-5 баллов – оценка «3»

    1-3 балла – оценка «2»

     Задачная формулировка группам 3-4: на основе исторических источников ответить на вопросы и заполнить колонки таблицы

    Бланк ответа:

    Линии сравнения

    3-4 группа

    Сторонники «антинорманской» теории

    представители

    М. В. Ломоносов, к которому в XIX веке присоединились Д. И. Иловайский.

    Содержание теории

    Роль варягов в образовании государства

    Происхождение названия «Русь»

    Точки пересечения

    Источники:

    1. «Повесть временных лет»  [4]

    «Поляне же жили тогда отдельно от других и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой Щек и третий – Хорив, а сестра их Лыбедь... Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в Царьград)...».

    2. Против "норманнской теории" уже в XVIII в. выступили многие видные историки, в частности Василий Татищев (1686-1750) и Михаил Ломоносов (1711-1765) - они дали начало противоположному учению, так называемой  "славянской школе", Татищев в своей «Истории Российской», а Ломоносов в ряде полемических трудов, в частности в «Древней российской истории» (опубликована в 1766, после смерти автора). Оба учения сосуществовали на протяжении всего XIX века. [3]

    3.  Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение). [4].

    4. Ломоносов, Гедеонов и др. считали, что этнические варяги могли быть прибалтийскими славянами, приводя в пример цитату из «Повести временных лет»: « а варяжский язык и словенский един есть». [4].

    5.Академик Б. А. Рыбаков с1940-х гг. отождествлял русов и славян, помещая первое древнеславянское государство, предшественника Киевской Руси, в лесостепь Среднего Поднепровья.[1].

    6.Общее изложение норманнской проблемы с позиций советской науки дано в книге В.В.Мавродина:  «Малочисленные варяги неизбежно растворялись в чужой среде и тем же закончилось их обитание в среде славянской, хотя и через некоторое время. Уступая славянам в уровне материальной культуры, варяги не могли значительно повлиять на местное население. От них остались лишь немногие географические названия и имена; последние - имена военачальников и князей, - пожалуй, являются самым значимым норманским следом в славянском мире. Упоминаемые в летописях Аскольд и Дир могли в Киеве, путем военного переворота, захватить власть, но она существовала уже до них. То же самое могло произойти в 862 г. в Новгороде, где власть захватил варяжский Рюрик, ранее укрепившийся в другом месте, предположительно на берегах Ладоги. Так что не было надобности "призывать" князя из Швеции, да и в самом Новгороде государственная власть уже в каком-то виде существовала до его прибытия. Что же касается упоминания о братьях Рюрика, Синеусе и Труворе, то оно довольно неясно, ученые теряются в догадках об их происхождении, не говоря уже о том, что средневековые летописцы любили легенды, героями которых бывали три брата. Зато потомки Рюрика еще долго, пока княжеская династия не обрусела полностью, пользовались норманскими именами: Игорь - Ингварь, Ольга - Хельга итд. Даже Владимира иногда отождествляют с Вольдемаром, но это уже не бесспорно».

    Автор заново подверг критическому анализу аргументацию норманистов, отметил все основные сведения источников, свидетельствующих о различных формах участия норманнов в формировании государства на Руси, но в то же время показал ограниченный характер этого участия в грандиозном процессе возникновения государства в Восточной Европе, явившимся результатом многовекового общественного развития восточных славян. [2].

    7.«… имеется много свидетельств тому, что название "Русь" было известно и употреблялось до появления первых варягов в Восточной Европе; более того, источники относят это название к племенам южным, удаленным от побережья Балтийского моря. Уже по отношению ко второй половине IV в. некоторые источники называют племя росоманов из бассейна реки Рось (доплыв Днепра ниже современного Киева), а затем название "Русь" встречается всё чаще. Следовательно, имеются все основания предполагать, что слово "Русь" не скандинавского, а восточнославянского происхождения…».[4] 

    Модельный ответ

    Линии сравнения

    3-4 группа Сторонники

    «антинорманской» теории

    баллы

    представители

    М. В. Ломоносов, к которому в XIX веке присоединились Д. И. Иловайский.

    Содержание теории

    У восточных славян государственность сложилась до прихода варягов

    2

    Роль варягов

     Рюрик был  приглашен в славянское государство как военный наемник. Заслуга Рюрика не в создании государства Русь, а в том, что он только положил начало первой правящей династии на Руси — Рюриковичей.

    2

    Происхождение названия «Русь»

    «Русь»- славянского происхождения, 1.означает:«светлая»

    2. происходит от названия реки Рось, на которой жили славяне

    2

    Точки пересечения

    Обе стороны в качестве основного источника используют «Повесть временных лет» Нестора.

    1

    Не отрицается приглашение  варягов.

    1

    862 г.-  создание российской государства с центром в г.Новгород

    1

    Всего: 9 баллов

    Алгоритм оценивания:

    За каждую верно оформленную колонку 1-2  балла

    8-9 баллов – оценка«5»         

    6-7  баллов – оценка«4»        

    4-5 баллов – оценка «3»

    Студенты выполняют задание.

     После выполнения задания проходит обсуждение,  в форме поединка между представителями «норманнской» теории -Г.Байер  и «антинорманнов» - М.В.Ломоносов). Представители групп отстаивают свою точку зрения, приводя аргументы из заполненной таблицы. Преподаватель выступает в роли ведущего.  Затем обе стороны находят точки пересечения.  

    После поединка студенты просматривают фрагмент  из фильма А. Прошкина «Михайло Ломоносов», который иллюстрирует  спор «норманнистов» и их противников.

    Обучающиеся сравнивают ответы, представленные  в фильме со своими ответами.

    После обсуждения делается вывод совместно со студентами.

    Вывод: вопрос о механизме создании государственности у восточных славян остается спорным. Но  сам факт зарождения государственности у восточных славян в 862 году с центром в г. Новгород не вызывает у истории  сомнений . Поэтому в 2012 году отмечалось  1150- летие российской государственности . Окончательно государство на Руси сложилось в результате политического объединения двух центров восточных славян, Новгорода и Киева. И произойдет это уже после Рюрика в 882 году.

     Просмотр отрывка учебного фильма «Древний Киев».

    4.Подведение итогов. Рефлексия (приложение 2)

    5.Домашнее задание  : Творческое задание: подготовить «интервью» с одним из первых русских князей 

    Литература:

    1.Артемов В.В., Лубченкова  Ю.Н. История, История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    2.Зуев М.Н. История России с древнейших времён до начала XXI века. М., «Дрофа». 2003.

    3.Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2003.- 336

    4.Кушнир А.Г., Шестопалов А.П. История России с древнейших времен до наших дней . Хрестоматия для профессиональных образовательных учреждений. Ч.1.-М.: ИРПО. 2002

    Приложение 1.

    Оценочный лист

    Студента(ки) группы_____________________

    Вид работы

    Количество баллов

    оценка

    Алгоритм оценивания

    Критерий оценки

    Компетентностно- ориентированное задание 1: Расселение восточнославянских племен

    За каждую верно оформленную колонку 1 балла

    10-11баллов – оценка«5»         

    8-9  баллов – оценка«4»

    6-7 баллов – оценка «3»

    Компетентностно- ориентированное задание 2: Версии происхождения восточнославянского государства

    За каждую верно оформленную колонку 1-2  балла

    8-9 баллов – оценка«5»

    6-7  баллов – оценка«4»

    4-5 баллов – оценка «3»

    1-3 балла – оценка «2»

    Решение проблемных заданий и работа с источниками

    За каждый правильный ответ – 2 балл

    10 и более баллов- оценка 5

    8  балла – оценка«4»        

    4-6 балла – оценка «3»

    0-2 балл –оценка «2»

    Ответы на вопросы

    За каждый правильный ответ – 1 балл

    5 и более  и более баллов - оценка «5»

    4  балла – оценка«4»        

    3 балла – оценка «3»

    0-2 балл –оценка «2»

    Общая сумма баллов

    Средняя оценка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «История» по теме «Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»

    Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования« Омский  колледж торговли, экономики и сервиса»...

    Методическая разработка учебного занятия по дисциплине История по теме "Смута в России в начале 17 века"

    В методической разработке представлены все её структурные элементы: аннотация, введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы.В аннотации рассмотрен кратко каждый раз...

    Методическая разработка учебного занятия "История возникновения хохломской росписи"

    Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО.Разработка включает теоретическую часть по изучению истории возникновения хохломской росписи и практическую ча...

    Методическая разработка учебного занятия "История возникновения хохломской росписи"

    Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО.Разработка включает теоретическую часть по изучению истории возникновения хохломской росписи и практическую ча...

    Методическая разработка учебного занятия "История информатики в лицах"

    План-конспект урока для учащихся начальной школы, проверочный тест и литература....

    Методическая разработка учебного занятия по истории по теме "Феодальная раздробленность Руси"

    Методическая разработка предназначена для изучения темы "Феодальная раздробленность Руси студентами первого курса. Тип занятия - изучение нового материала. Для закрепления изученного материла разработ...

    Открытый урок по истории. Тема "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси"

    Открытый урок по теме "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси"  был создан для студентов первого курса СПО, но он также подойдет и для учащихся шк...