Главные вкладки

    Методическая разработка учебного занятия по истории по теме "Феодальная раздробленность Руси"
    методическая разработка по истории (9 класс) на тему

    Бодрова Маргарита Вячеславовна
    Методическая разработка предназначена для изучения темы "Феодальная раздробленность Руси студентами первого курса. Тип занятия - изучение нового материала. Для закрепления изученного материла разработка содержит проверочный тест.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrab._uroka2.docx24.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    а

    Методическая разработка учебного  занятия по теме

    «Феодальная раздробленность Руси»

    Цели занятия:

    Обучающая – формирование общего представления и конкретного понятия  об усилении и обособлении отдельных княжеств, феодальной раздробленности Руси, о предпосылках и закономерностях этого процесса.

    Развивающая – развивать умение выделять главное в изучаемой теме, составлять опорные схемы и таблицы, продолжить формировать умение выполнять познавательные и практические задания с использованием элементов причинно-следственного анализа, умение работать в группах.

    Воспитательная – воспитание патриотизма, уважения к истории нашей Родины.

    Тип занятия: изучение нового материла с опорой на имеющиеся знания.

    Основные виды деятельности студентов:

    - показывать на карте обособившиеся княжества

    -называть причины феодальной раздробленности

    -раскрывать суть процесса распада единого государства

    -объяснять закономерности раздробленности Руси.

    План изучения нового материала

    1. Развитие хозяйства древней Руси в XII-XIII веках.
    2. Причины формирования самостоятельных феодальных княжеств на Руси.
    3. «Феодальная лестница». Усиление княжеских усобиц

    Вопросы  с опорой на уже имеющиеся знания по истории средних веков

    1.Что такое натурально хозяйство? ( студенты должны вспомнить, что слабое развитие экономических связей между отдельными областями вело к слабости политических связей и раздробленности стран Запада и Востока)

    2.Что было главным условием его господства? ( студенты отмечают, что это был низкий уровень развития производства, почти полное отсутствие излишков, которые можно было бы продать)

    Делаем вывод: укрепление собственности феодалов на землю при господстве натурального хозяйства привело к раздробленности государств Западной Европы.

     В чём разниц феодальной раздробленности Стран Западной Европы и Руси?

     Делаем сравнительную таблицу.

    Западная Европа

    Русь

    XI-XII в.в. (Время раздробленности)

    XII-XIIIв.в.

    отсутствие больших городов

    Рост и укрепление городов, превратившихся в экономические, политические и культурные центры

    Переходим к изучению первого пункта плана.

    1.В чём заключалось дальнейшее развитие хозяйства Руси в XII-XIIIвеках?

    А) земледелие – применение плуга вместо сохи и трёхпольного севооборота

    Б) ремесло – развитие разнообразных ремёсел вело к отделению ремесла от земледелия, увеличению числа ремесленных специальностей и росту городов.

    В) одновременно повсеместно развивались и укреплялись феодальные отношения.

    В чём это выражалось? Приведите факты

    1. Захват князьями , дружинниками, боярами общинных земель крестьян и дальнейшее развитие феодального землевладения, расширение владений феодалов
    2. Увеличение числа зависимых смердов и более чёткая регламентация их повинностей; использование их труда в хозяйстве феодала ( всё это студенты находят в учебнике)

    Организуется беседа со студентами для закрепления первого пункта плана:

    1.Почему на Руси образовались самостоятельные феодальные княжества?

    2. Неизбежна ли была феодальная раздробленность Руси? Чем вы можете подтвердить свой вывод?

    Опираясь на добытые знания, направляемы преподавателем, студенты отвечают на поставленные вопросы.

    Необходимо сделать запись в тетради.

    Причины феодальной раздробленности древней Руси

    1.Натуральный характер хозяйства и слабость экономических связей между различными частями страны.

    2. Развитие земледелия, ремёсел и обогащение местных феодалов; дальнейшее развитие крупного феодального землевладения.

    3. Рост и укрепление городов, превратившихся в экономически, политические и культурные центры больших феодальных владений.

    4. Обострение борьбы между феодалами и смердами. Усиление дружин местных феодалов для удержания в повиновении крестьян и городской бедноты.

    5. Усиление власти местных князей и ослабление власти киевского князя, выделение самостоятельных княжеств.

    Задание: определите главное отрицательное последствие феодальной раздробленности ( студенты должны назвать ослабление обороноспособности государства)

     Третий пункт плана изучается более кратко.

    Студенты оценивают съезд князей в Любече (1097г.)

    Вопрос: что означал принцип «Каждый да держит отчину свою?»

    Делаем вывод: съезд князей в Любече закрепил феодальную раздробленность на Руси.

    Вопрос: из-за чего шли междоусобные войны между феодалами? (найти в учебнике)

    Кто больше всего страдал от княжеских усобиц?

    Какое положение занимал Великий князь Киевский среди остальных князей?

    Почему князья стремились занять киевский престол?

    Выполнить тест

    1. Русь вступила в период политической раздробленности в:

    а).30-е г. XII в

    в). XI в

    в).XIII в

    г).30-е г XIV в.

    2. После распада Древней Руси на княжества и земли первым среди других княжеств считалось:

    а).Полоцкое         б).Киевское

    в).Суздальское     г) Черниговское

    3. Последствием княжеских усобиц стало:

    а).Ослабление обороноспособности страны

    б).Развитие натурального хозяйства

    в.)Создание единого Древнерусского государства

    г).Укрепление международного авторитета Руси

    4. Где была произнесена фраза «Каждый да держит вотчину свою»

    а)В Киеве 988 г         б) во Владимире в 1132г.

    в)В Любече 1097 г     г) в Новгороде в 1240г.

    Рефлексия: оцените учебное занятие, что было для вас наиболее важным на этом занятии?

    Домашнее задание: заполнить сравнительную таблицу, выполнить тест.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

    Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «История» по теме «Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»

    Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования« Омский  колледж торговли, экономики и сервиса»...

    Методическая разработка учебного занятия по математике, по теме: «Применение правил и формул дифференцирования».

    Методическая разработка учебного занятия по математике, по теме:«Применение правил и формул дифференцирования».Тип урока : практическое применение полученных знаний на практике.Цели урока:Обучающая: П...

    Методическая разработка учебного занятия по дисциплине История по теме "Смута в России в начале 17 века"

    В методической разработке представлены все её структурные элементы: аннотация, введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы.В аннотации рассмотрен кратко каждый раз...

    Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Борьба Руси с западными завоевателями»

    Данная  методическая разработка  предназначена для организации аудиторной  работы студентов при изучении раздела:  Борьба Руси за независимость в XIII-XIV вв.Предлагаемая методичес...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории "Путешествие по Древней Руси"

    Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса. Форма - урок-игра; урок-путешествие...

    Методическая разработка учебного занятия по истории " Формирование основ государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси"

    Согласно ФГОС нового поколения  одной из главных целей профессионального обучения является формирование у студентов  общих компетенций. Под обучением, основанном на компетенциях, понима...