Урок "Древнее Двуречье", 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Саблина Анна Николаевна

Конспект урока "Древнее Двуречье" в 5 классе по учебнику Вигасина А.А. История Древнего мира. Использование групповой работы, обучение навыкам критического мышления, анализа и структурирования текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_drevnee_dvureche.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Саблина Анна Николаевна

МБОУ «Школа № 9»

г. Нижний Новгород

5 класс. История Древнего мира. Древнее Двуречье.

Тема урока:  Древнее Двуречье.

Цель: изучение природных условий и образа жизни жителей Древнего Двуречья.

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):

- изучение взаимосвязи природных условий и образа жизни людей;

- сравнение жизни в Двуречьи с жизнью в Египте;

- обучение навыкам критического мышления, анализа и структурирования текста;

- формирование устойчивого интереса к изучению истории.

Дидактическое обеспечение:

- Карта «Древний Восток»

Планируемые результаты урока:

Личностные:

•        высокая учебная мотивация

•        Формирование понимания взаимосвязи жизни общества и природных условий;

•        Воспитание уважительного отношения к культурным достижениям и традициям разных народов.

Предметные:

•        Знание основных понятий и терминов: шумеры, клинопись, глиняная табличка;

•        Знание основных геграфических названий: Тигр, Евфрат, Ур, Урук;

•        Умение оценивать культурные достижения шумеров;

•        Умение показывать по карте Двуречье, объяснять природные особенности региона;

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД):

•        Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять результаты своей работы

•        Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации – текст учебника, иллюстрации учебника, карта; анализировать текст, структурировать информацию в виде таблицы, в виде кластера, делать выводы

•        Коммуникативные УУД: умение работать в группе, полно и аргументировано выражать свои мысли

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения:

- Текущий контроль в форме групповой работы

- Фронтальная беседа

- Домашнее задание в форме самостоятельной работы по структурированию текста или творческой работы

Литература и Интернет-ресурсы:

•        Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер,И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. М.: Просвещение, 2015.

Ход урока

Этап урока, примерное время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1. Организа-ционный

1 мин.

- Приветствие, проверка готовности, отмечание отсутствующих

- Пожелание всем продуктивной работы на уроке

2. Вводно-мотивационный

2 мин.

Беседа с целью формулировки цели и задач урока

- Какую роль играют природные условия в жизни и деятельности людей?

Участие во фронтальной беседе.

Формулировка вопроса урока «В чем особенность жизни в Древнем Двуречьи?»

3. Актуали-зация знаний

3 мин.

Организация работы с картой на стр. 33 учебника

Давайте вспомним:

- Какая река определяла образ жизни в Египте?

- Какие еще крупные реки обозначены на карте?

- Покажите на карте районы развития земледелия

- Находят на карте Египет, Двуречье

- Работают с легендой карты

- Показывают реки Нил, Тигр, Евфрат, горы, пустыни, районы земледелия

Индивидуальная работа

При необходимости – работа в парах

4. Изучение нового материала

30 мин.

1. Организация групповой работы с картой

- Как вы думаете, какие природные условия были в Двуречьи? Какой климат?

- Способствовали ли природные условия занятиям земледелием?

-Чем еще занимались жители Двуречья?

Высказывания детей дополняются рассказом учителя

2. Организация заполнения таблицы

Сходство Египта и Двуречья

Различие

Египет

Двуречье

3. Организация индивидуально-групповой работы

4. Помощь в заполнении таблицы

Фиксация внимания на основных датах, понятиях и терминах:

- разливы Тигра и Евфрата, каналы, насыпи, возникновение государства более 5 тысяч лет назад;

- глиняные кирпичи как основной строительный материал, отсутствие камня и дерева;

- ступенчатые башни – храмы, многобожие, обожествление сил природы, Шамаш, Син, Иштар,

знания жрецов;

- клинопись, обучение в школах.

1. Участие во фронтальной беседе.

- Работают с легендой карты Говорят о жарком климате, наличии рек; о возможности заниматься земледелием и скотоводством; находят на карте торговые пути

2. Начинают заполнение таблицы

3.  3 группы (три ряда) берут по одному подпункту параграфа:

- «Города из глиняных кирпичей»

- «Башни от земли до неба»

- «Письмена на глиняных табличках»

 Прочитывают и готовят для класса информацию по дальнейшему заполнению таблицы.

Работают сначала индивидуально, затем обсуждают и готовят выступление в группах.

Распределение функций между членами групп: кто читает, записывает идеи, отвечает.

Защита работы команды – выступление учеников (по 5 минут)

4. В ходе выступления команд продолжают заполнение таблицы

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

5 мин.

1. Организация обсуждения мифа о потопе (стр. 70 учебника)

1. Высказывают собственное мнение «Почему именно в Двуречьи возник миф о потопе?»

 

6. Подведение итогов урока

3 мин.

Беседа «Много ли сходства в жизни египтян и шумеров? Почему?»

Участвуют в беседе.

Формулируют свое понимание

7. Организация изучения домашнего задания

1 мин.

1. При необходимости –  закончить заполнение таблицы:

2.  Составить кластер по материалу параграфа

Древнее Двуречье

                     - природа

                     - занятия жителей

                     - религия

                     - вклад в мировую культуру

(работа по созданию кластера велась и на предыдущих уроках, это не должно вызвать затруднений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории в 5 классе Древнее Двуречье

Знакомство учащихся с занятиями жителей Двуречья, их культурой, верованиями в эпоху Древнего мира. ...

Урок истории в 5 классе "Древнее Двуречье"

Урок истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье". Содержит план-конспект урока, приложения, презентацию...

план - конспект урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье"

Метедическая разработка урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье"....

презентация по истории в 5 классе на тему: : Древнее Двуречье

презентациея по истории в 5 классе на тему: : Древнее Двуречье.урок предполагает работу с картой, с истрическим источником, с учебником....

проверочная работа для 5 класса на тему: "Древнее Двуречье"

данная проверочная работа поможет учителю проверить качетство усвоения материала по теме "Древнее Двуречье"...

Урок истории в 5 классе "Древнее Двуречье"

План - конспект урока истории в 5классе...

Презентация "Древнее Двуречье" 5 класс

Презентация "Древнее Двуречье" 5 класс...