ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
статья по истории на тему

   В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов диктует необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, формирование толерантного сознания, организация специализированного сопровождения. Основная задача поликультурного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания. Для этого в стране делаются определенные шаги: в 2001–2005 годах была реализована Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая положила начало формированию в России новой, подлинно толерантной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ

В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

      В 1855 году (по другим источникам в 1858) Санкт-Петербург во время своего путешествия по России посетил известный французский писатель Александр Дюма старший. Писатель назвал Невский проспект «улицей веротерпимости». Какой смысл был вложен им в эти слова?

     Александра Дюма поразило то, что на Невском проспекте были сосредоточены храмы различных христианских конфессий - православный Казанский кафедральный собор, голландская реформаторская церковь, Евангелическо-лютеранский собор Святых Петра и Павла, Римско-католическая церковь Святой Екатерины Александрийской, Армянская Апостольская церковь Святой Екатерины. Для восприятия известного писателя это было неожиданным и удивительным явлением, ведь, Россия была конфессиональным православным государством.

     Для доказательства приведу несколько исторических примеров, поясняющих этот факт.

     16 апреля 1702 года Петр I издал Манифест о наделении иностранцев многими привилегиями и, в том числе, даровании им свободы вероисповедания. Манифест был издан российским императором с целью привлечения иноземных профессионалов для реформирования своей страны и строительства новой русской столицы. При этом он запретил иностранцам заниматься миссионерской деятельностью. Этот документ оказал огромное влияние на формирование как архитектурного образа Петербурга, так и общественной и, конечно, духовной атмосферы города.

     Екатерина II продолжила дело Петра I. Стремясь показать свою веротерпимость, она распорядилась об устройстве храмов различных конфессий на Невском проспекте. Так Невский стал «веротерпимым», о чем и написал А. Дюма в своем «Путешествии по России»... Пять храмов различных конфессий христианства украшают Невский проспект и по сей день.

     Но, Петербург – это не только Невский, помимо храмов христианских конфессий, в городе были и есть мусульманские и буддийские храмы, и на сегодняшний день в нашем городе имеется 268 конфессий и религиозных объединений.

     Что же послужило основой для подобной многоконфессиональности?

  Православие. Лишённое крайностей фанатизма, православное мироощущение допускало использование на службе у русского государства выходцев из нерусской и не православной среды. В XVI веке казанский царь Шиш-Алей оставался мусульманином, но как деятель он принадлежит русской истории. Патриарх Никон - этнический мордвин, но является одной из центральных фигур русской истории XVII века. Нет необходимости перечислять подобные примеры. Многонациональное православное русское государство обладало исключительным свойством объединения и сплочения разных племён, народов и обществ. Конфессиональные, политические, этнические и культурные основы и отношения внутри и вне этого огромного исторического явления образуют ту целостную общность, которую сейчас справедливо иногда называют “русской цивилизацией”.

     Таким образом, имеется историческая основа для аккультуризации национальных меньшинств, их интеграции в доминирующую языковую и культурную среду.

     В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов диктует необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, формирование толерантного сознания, организация специализированного сопровождения. Основная задача поликультурного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания. Для этого в стране делаются определенные шаги: в 2001–2005 годах была реализована Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая положила начало формированию в России новой, подлинно толерантной личности.

      В Санкт-Петербурге 6 октября 2004 года был принят Закон «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге», действует «Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» (Программа «Толерантность»).

      Успешность деятельности любого образовательного учреждения во многом обусловлена той средой, в которой ученик живет. Отсюда следует, что дети из социально неблагополучных семей (с низким материальным достатком, низким образовательным и культурным уровнем и др.), в том числе дети из семей мигрантов, имеют меньшие образовательные возможности. Эта проблема приобретает общероссийский статус. Актуальность её возрастает по мере демографических изменений но, несмотря на это она остается мало изученной и бесперспективной без поддержки государства.

     Колоссальный рост миграции – одна из важнейших тенденций качественных социальных перемен в современном мире. Мигранты из дальнего зарубежья (причем многие нелегально) ежегодно прибывают в Россию. Среди населения России, имеющего жизненные проблемы, к наиболее сложной категории относятся дети-мигранты.

     Задачи социальной адаптации и педагогической поддержки мигрантов сравнительно новы для многонациональной школы. Проживание стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а, следовательно, разрушением нормального образа жизни, вызывает у них чувство беспомощности, которое устойчиво подпитывается отсутствием социального опыта поведения в новых условиях. Дети-мигранты учатся во всех типах ОУ – русскоязычных школах, национальных школах, а также классах и школах с этнокультурным компонентом.

     Отсутствие систематического компенсирующего обучения мигрантов – одна из причин того, что они оказываются на низком уровне академической успеваемости.

     В школах, где учитываются расовые и культурные особенности, учащиеся-мигранты достигают лучших, чем обычно, результатов.

     В нашей школе обучаются дети из Армении, Азербайджана, Узбекистана и эта цифра каждый год увеличивается. Учителя нашей школы как впрочем, и других регионов сталкиваются со следующими проблемами:

1. Преодолением языкового барьера. Некоторые учили русский язык в национальных школах как иностранный, а теперь он становится для них основным языком общения, одним из главных способов адаптации к новым жизненным условиям.

2. Психологический стресс. Попадая в новую языковую среду, ребенок получает стресс, в результате которого резко снижается его эмоциональный фон, что создает дополнительные препятствия на пути установления контактов со сверстниками.

3. Трудности в подготовке домашнего задания. Так как трудности возникают и при усвоении учебного материала, для успешной подготовки домашнего задания приходится тратить значительное количество времени, особенно в младших классах.

4. Отсутствие помощи родителей. Родители многих учеников с трудом разговаривают по-русски и, следовательно, не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания. В условиях дома родители общаются с детьми на родном языке, а в школе ребенок сталкивается с русским языком (как иностранным) и в результате, у ребенка происходит пролонгированный стресс, что тормозит адаптацию к новым условиям проживания.

5. Наличие национального акцента. Отсюда типичные ошибки: неправильное ударение, низкая грамотность, глотание окончаний и так далее.

      В результате для некоторых учащихся характерное поведение - стремление обособиться и замкнуться в себе, ограничив круг общения исключительно по национальному признаку, опираясь на обычаи, традиции и нравственно-этические нормы своего народа.

     Для того чтобы помочь ребенку-мигранту лучше адаптироваться в новых условиях, усвоить учебную программу, школьный психолог и педагоги пытаются определить исходный уровень владения русским языком, ориентируясь на степень общего развития ребенка, особенности психического склада его личности, характера, темперамента. Принимая во внимание эти показатели, учителя разрабатывают  программы обучения детей-мигрантов.

Среди таких форм организации обучения русскому языку, хотелось бы назвать:

1. Индивидуальные, групповые;

2. Занятия с логопедом;

3. Индивидуальный подход на уроке, индивидуальный образовательный маршрут в классно-урочной системе;

4. Индивидуальное консультирование.

      Все это, безусловно, способствует формированию механизмов адаптации детей-мигрантов к учебной деятельности в новом образовательном пространстве.

      Но, тут возникает определённая проблема о которой уже говорилось: ребёнок находится не только в школе, но и в семье, где зачастую родители говорят на родном языке, что далеко не способствует закреплению приобретённых ребёнком навыков в школе. Поэтому необходимо русскому языку обучать и родителей. В этом направлении ведётся большая работа Колпинским Информационно-методическим центром, на базе которого с апреля по июнь прошли курсы русского языка для взрослых мигрантов. Занятия проходили 2 раза в неделю. После окончания курсов 30 человек получили сертификаты. Это уже второй набор. Такие курсы, безусловно, нужны, потому как через изучение русского языка и культуры, через освоение принятых в России норм поведения и ценностей, происходит адаптация взрослых мигрантов, а те, в свою очередь, способствуют адаптации своих детей к новой соцально-этнической среде.

     Работа с семьями мигрантов имеет свои особенности и сложности. Анализ учебных ситуаций показывает, что академическая успеваемость школьников-мигрантов становится выше, если в обсуждении проблемы успешности обучения принимают участие их родители. Родители и школа должны стать активными участниками этого процесса. Такая технология исходит из прямой зависимости между результативностью педагогической поддержки детей-мигрантов и степенью вовлеченности их родителей в учебный процесс. При сотрудничестве учителей с такими родителями учитывается необходимость активизировать эмоционально-мотивационную сферу – восприятие эффективного образования как способа достижения успеха в новой культурной среде. В итоге семья становится опорой, влияющей на педагогическую поддержку детей-мигрантов.

     Воспитание толерантности не на словах, а на деле, принятие многообразия культурных традиций, эти факторы играют решающую роль в воспитательном процессе. Если обратиться к цифрам, то в течение прошедшего учебного года – в школах нашего района было проведено свыше 120 мероприятий, приуроченных ко дню толерантности. Более 8000 ребят стали участниками 60 мероприятий, посвященных памятным датам, которые нашли отражение в этнокалендаре. Это были лекции, викторины, конкурсы, выставки, экскурсии, радиогазеты и многое многое другое.

     Очень интересно в этом году прошли игровые программы, в которых приняли участие около 2000 учащихся среднего и старшего звена («Мы разные, но мы вместе», «Звезда Доброты», «Планета друзей», «Как быть толерантным»).

     Реализуются проекты социальной направленности - «Петербург и петербуржцы», «Я – петербуржец», «Служение во имя России», «Словарь толерантности», «Этнографический портрет школы». Материалы реализации этих проектов ложатся в основу журнала «Национальный портрет нашей школы» и районного сборника «Мы родом из Санкт-Петербурга».

     Хочется особо упомянуть районный этнографический фестиваль, который уже становится традиционным. Он существует благодаря инициативе заслуженного учителя РФ Любови Леонидовны Стоговой. Хотя из года в год меняется его тематика, меняется ракурс, но цель фестиваля остается неизменной – через изучение культуры народов формировать культуру толерантности наших учеников. Названия говорят сами за себя: «Петербург многонациональный», «Национальный портрет Колпино», «Национальность - Петербуржец», «Пёстрый глобус».

      Я считаю, что образовательные задачи должны быть расширены и дополнены задачей освоения мигрантами культурного пространства Санкт-Петербурга. шире использовать культурный потенциал нашего города. Учащиеся моей школы №404 организованно посещают музеи, выставки, выезжают на экскурсионные программы. Через организацию данных мероприятий дети мигрантов соприкасаются с наследием культуры России, осознавая причастность своего народа в создании мировых шедевров. Ребята понимают, что человек другой культуры привлекает внимание окружающих и интересен им именно своей самобытностью, неповторимостью, своеобразием суждений, основанных на особой ментальности.

      Несмотря на достаточно комфортные условия обучения детей мигрантов в нашей школе (по результатам анкетирования среди родителей на вопрос: чем обусловлен выбор школы - 90% опрошенных назвали комфортную обстановку в школе ), но есть ряд вопросов требующих пристального внимания.

Педагогические особенности обучения этой категории детей заключается в следующем:

1. Первоклассники-мигранты, не посещают детские дошкольные учреждения, никто не занимается с ними дома в рамках подготовки к школьному обучению;

2. Учителю приходится строить процесс обучения, учитывая особенности общения ребенка-мигранта, его плохое владение русским языком;

3.  Педагог должен учитывать медлительность при ответе данной категории учащихся, так как ребенок подбирает слова, выстраивает предложение.

      Обучение и воспитание, обусловленное культурными и этническими различиями – одно из приоритетных направлений многонациональной отечественной школы. Образование должно учитывать национальные (этнические) различия, а также включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения. Такое образование – мощный инструмент создания демократического и гуманного социального климата. Создание таких условий возможно при принятии на государственном уровне статуса мигранта, который обязывает знать язык и культуру России, нормы поведения в стране.

      Россия идет по пути построения правового государства, поэтому все проблемы связанные с миграционной политикой должны решаться, в первую очередь, на законодательном уровне. Нужна «умная» и эффективно работающая миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, которая снизит уровень ксенофобии, этнокультурных конфликтов и создаст условия для получения качественного образования детьми- мигрантами.

      В заключение расскажу анекдот, который любил при каждом удобном случае рассказывать  Иосиф II и который приводит Павел Свиньин в своих «Достопамятностях Петербурга и его окрестностей»: «Вообразите, что пять или шесть человек идут в воскресенье вместе и дружески разговаривают; придя на Невский проспект, они расходятся все по разным сторонам, уговариваясь в тот же день отобедать или быть к вечеру вместе. Все они пошли к обедне, но только один идет в русскую церковь, другой в лютеранскую, третий в реформатскую и так далее: все они были различных вер. Сие согласие между разноверцами не приносит ли отличной чести русскому правительству и характеру россиян»?. Однако вопрос этот являлся спорным в XIX веке и в начале XXI века остается открытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

   В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки з...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"29171976","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"85","style":"float: right;","width":"57"}}]]В настоящее время, в связи с увеличен...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...