Основные альтернативы развития России в период от февраля к октябрю 1917 года
занимательные факты по истории (9 класс) на тему

Основные альтернативы развития России в период от февраля к октябрю 1917 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Основные альтернативы развития России в период от февраля к октябрю 1917 года.

Время от Февраля к Октябрю - особый период в истории России. На первом этапе (март - начало июля 1917 г.) существовало двоевластие, при котором Временное правительство (Львов) было вынуждено согласовывать все свои действия с Петроградским Советом, занимавшим более радикальные позиции и обладавшим поддержкой широких народных масс, а также реальной военной силой. Отсюда - частая нерешительность и непоследовательность в действиях правительства.

Возникнув, Временное правительство заявило о своей приверженности принципами демократии, отменило систему сословий, национальных ограничений, чем, безусловно, снискало уважение. Однако окончательное решение этих и других вопросов было отложено до созыва Учредительного собрания, выборы в которое постоянно оттягивались.

Народу предлагалось довести войну до победного конца. Из этого строилась и внутренняя политика правительства: было отложено решение аграрного вопроса, т.к. считалось, что широкомасштабный раздел земли приведет к дезорганизации фронта, т.к. крестьяне не захотят, чтобы раздел шел без них. Экономическая политика была направлена на выполнение двух задач: снабжение армии и решение продовольственной проблемы. Методы заключались в ограничении рыночного обмена и осуществлении активного вмешательства государства в управление экономикой.

В начале марта закончилась революция, её итоги: свержение монархии, появление нового правительства, значит воздействие на жизнь во многих странах, дала широким массам первый опыт реального демократизма, завершила длительный период истории  развития  России, борьбу всех демократических сил против одного из самых диких и реакционных режимов того времени, стала начальным этапом второй российской революции, превратила Россию в самую демократическую  для своего времени страну. Россия  после Февральской революции оказалась на перепутье. В таких условиях рассчитать исторические повороты никто не мог. За выбор путей дальнейшего развития боролись конкретные общественные силы, представлявшие три основных политических лагеря: правительственный, состоящий из буржуазии и её партий, прежде всего кадетской; революционно-пролетарский во главе с партией большевиков; революционно-демократический во главе с партиями эсеров и меньшевиков.

Помещичье-монархические партии и организации исчезли с политической арены после Февральской революции.

Соответственно можно  выделить основные альтернативы развития России в период от февраля к октябрю 1917 года:

- Буржуазно-демократические. Кадеты желали укрепления власти Временного правительства, и прекращения революции. Так что можно предположить, что в случае если бы кадеты достигли своих целей, Россия пошла бы по буржуазному пути.

- Революционно-демократические. Эсеры и меньшевики рассматривали Февральскую революцию как обычную буржуазную. Руководствуясь традиционными марксистскими представлениями, они стремились установить в стране на длительный срок обычную парламентскую республику. Меньшевики и эсеры исходили из невозможности социалистических преобразований в одной стране, тем более в такой отсталой, как Россия. Они считали необходимым поддерживать Временное правительство и через него осуществить свои цели.

- Революционно-пролетарский. Большевистский план развития. Среди большевиков тоже не было однозначного мнения. Позиции таких большевиков как Каменева, Муранова, Сталина по ряду вопросов приближались к позиции других социалистических  партий. Они проявляли осторожную готовность к объединению с меньшевиками.

Вечером 24 октября большевики начали вооруженное восстание. В течение ночи и последующего дня — генштаб, телеграф, вокзалы и другие объекты — находились в руках восставших. Утром 25 октября Военно-революционный комитет Петроградского Совета объявил Временное правительство низложенным. Начал работу II Всероссийский съезд Советов. Власть перешла в руки Советов. Керенский бежал, а члены Временного правительства арестованы.

Съезд единогласно принял Декрет о мире, содержавший призыв к воюющим странам заключить демократический мир без аннексий и контрибуций. Декрет о земле основывался на эсеровской программе решения аграрного вопроса. Он провозглашал отмену частной собственности на землю, национализацию всей земли и ее недр. Вводилось уравнительное землепользование.

Общенациональный кризис, радикализм низов, а также энергия и воля большевиков способствовали победе леворадикальной альтернативы в России, которая в сложившихся условиях явилась одним из способов сохранения национальной государственности. Это означало крах буржуазно-либеральной альтернативы. В дальнейшем система диктатуры пролетариата превратилась в диктатуру партии, выражавшую некоторые стратегические интересы рабочего класса и отчасти крестьянства, но осуществлявшуюся авторитарными методами.

Либеральные и правосоциалистические силы не поняли глубину социальной напряженности и не удовлетворили основные требования народа. Они не вывели Россию из войны, не решили аграрный, рабочий и национальный вопросы. В 1917 г. неуклонно ухудшалось экономическое состояние страны, росли разруха, голод и обнищание населения. В этих условиях единственной политической силой оказалась партия большевиков, которая чутко улавливала, и умело использовала в своих целях социальную ненависть и стремление народных масс к уравнительной справедливости.

  1. Причины победы большевиков в гражданской войне.

К основной причине победы большевиков в гражданской войне можно отнести, прежде всего, отсутствие у лидеров белого движения привлекательной программы  для  народа.  А большевики напротив,  сумели выдвинуть понятные для народа лозунги  («фабрики и заводы – рабочим, земля – крестьянам, власть – Советам»). Смогли убедить народ в том, что, сражаясь за красных, он сражается за построение в России самого справедливого государства на Земле, в то время как белые хотят восстановить старые порядки, вернуть царя и помещиков. Большевики создали центральное правительство, местные органы власти, централизованное военное управление. Они сумели воссоздать государственность. Благодаря тому, что иностранная интервенция выступала в поддержку белых, большевики смогли  представить себя  единственными защитниками национальной независимости России. И еще одной причиной  победы большевиков можно назвать личную роль В.И. Ленина, его способность к политическим маневрам и игре на противоречиях между противниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 11 классе "Октябрь 1917 года"

конспект урока по модульной технологии...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ РОССИИ ЗА ПЕРИОД 1950-2010 ГОДЫ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Самостоятельная работа по вариантам в данной методической разработке «Развитие России за период 1950-2010 г.г.»  для студентов по общеобразовательной дисциплине «История» разработана в соответств...

Урок в 11 классе "Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?"

Представлена технологическая карта урока. Форма организации: групповая работа. Использованы элементы дискуссии....

Революционные события на Кубани. События октября 1917 года

Данная презентация о событиях троевластия на Кубани 1917 года...

Основные принципы и подходы к преподаванию истории Великой российской революции 1917 года.

В статье раскрываются подходы к изучению Великой российской революции 1917 года....

Сценарий городской Викторины «Знатоки истории. Февраль-октябрь 1917 года», посвященной 100-летию февральской и октябрьской революций

Викторина посвящённая 100-летию февральской и октябрьской революций, проводилась на гороском уравен, с приглашением команд старшеклассников из других школ города. подходит для проведения в параллели 9...

Технологическая карта урока по истории по теме: События октября 1917 года и их последствия.

Тип урокаУрок изучения нового материалаЦель урокаформирование  у обучающихся представления о событиях октября 1917 год, а как о переломных  в истории России.Задачи урока1. Рассмотреть р...